Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94 0
10 20 30 40 50 60 70 80 90 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10 11 12 13 14 15
Копинг-стратегия
Ча сто та и
сп о
л ьзо ва н
и я в
%
оптимальный тип ситуативный тип
Рис. 15. Копинг-профили студентов оптимального
и ситуативного типов ответственности
Числа горизонтальной шкалы графика обозначают копинг-стратегии:
1 – активный копинг; 2 – планирование; 3 – поиск активной общественной поддержки; 4 – поиск эмоциональной общественной поддержки; 5 – подавление конкурирующей деятельности; 6 – обращение к религии; 7 – положительное истолкование и рост; 8 – сдерживание; 9 – принятие; 10 – фокус на эмоциях и их выражение; 11 – ментальное отстранение; 12 – поведенческое отстранение;
13 – использование алкоголя и наркотиков; 14 – юмор; 15 – отрицание
Рассмотрим, какие стратегии совладания оптимально-ответс- твенные студенты употребляют в большей степени, чем ситуативно- ответственные. К ним относятся активный копинг и подавление кон- курирующей деятельности.
Таким образом, оптимально-ответственные студенты в боль- шей степени, чем ситуативно-ответственные, применяют именно ин- струментальные, рациональные копинг-стратегии, направленные на преодоление проблемы, на конкретную деятельность по изменению ситуации. Они максимально сосредоточиваются на деятельности по подготовке и сдаче экзаменов, мобилизуют весь свой потенциал для решения проблемы. В отличие от них ситуативно-ответственные сту- денты редко используют эти преобразующие стратегии. Ситуативно- ответственные студенты в большей степени, чем оптимально-ответс-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

95 твенные, используют в ситуации экзамена следующие стратегии со- владания:
– поиск активной общественной поддержки;
– поиск эмоциональной общественной поддержки;
– обращение к религии;
– сдерживание;
– фокус на эмоциях и их выражение;
– поведенческое отстранение;
– отрицание.
Несмотря на то, что диапазон стратегий совладания у ситуа- тивно-ответственных студентов шире, чем у ответственных, эффек- тивность этих стратегий в ситуации экзамена очень невысока. Если оптимально-ответственные студенты способны самостоятельно осу- ществлять свою деятельность во время экзамена, то ситуативно- ответственные, напротив, постоянно ориентируются на внешнюю поддержку: ищут информацию, совет, что следует делать, сочув- ствие, эмоциональную поддержку и понимание среди окружающих, обращаются к религии. На наш взгляд, это достаточно яркое прояв- ление экстернальности личности, ее неумения брать ответственность за происходящее на себя, несамостоятельности. Проявлением нере- шительности и сниженной активности студентов ситуативно-ответс- твенного типа во время экзамена являются и сдерживание своих дей- ствий либо их полное прекращение (поведенческое отстранение), от- рицание реальности ситуации, что однозначно негативно влияет на эффективность преодоления.
Исследование копинг-поведения и ответственности как его личностного ресурса в ситуации экзамена является основанием для следующих выводов.
1. Для студентов с разными типами ответственности характер- но различное отношение к ситуации экзамена. Все студенты, участ- вовавшие в исследовании, определили эту ситуацию как субъективно значимую и достаточно стрессогенную. Различия в восприятии экза- мена разными типами испытуемых заключаются в том, что опти- мально-ответственные студенты начинают готовиться к экзамену еще до начала сессии, испытывают сильные эмоциональные переживания, если им не удается сдать экзамен так успешно, как планировалось, придают большое значение полученной оценке; студенты ситуатив- но-ответственного типа в большей степени испытывают перед экза-
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

96 меном страх и неуверенность в своих силах, готовиться к экзамену начинают только во время сессии и не испытывают эмоциональных переживаний по поводу своей успешности (неуспешности) на экза- мене.
2. Студенты с разными типами ответственности используют в ситуации экзамена разные копинг-стратегии. Студенты оптимально- ответственного типа чаще, чем ситуативно-ответственного, исполь- зуют рациональные копинг-стратегии, направленные на преодоление ситуации, предполагающие мобилизацию всего потенциала личности для решения проблемы. Они способны к самоорганизации, самостоя- тельным действиям и принятию ответственности за происходящие события на себя.
Студенты ситуативно-ответственного типа чаще, чем опти- мального, в ситуации экзамена ищут совета и рекомендаций, эмоцио- нальной поддержки и сочувствия окружающих, а также помощи Бога.
Это является частным проявлением экстернальной жизненной пози- ции личностей этого типа. Кроме того, для них также характерны сниженная активность, нерешительность, неуверенность в правиль- ности своего поведения. Ситуативно-ответственные студенты более эмоционально реагируют на ситуацию экзамена, чем оптимально- ответственные.
4.3. Ответственность как копинг-ресурс
в субъективно значимых трудных жизненных ситуациях
в юношеском возрасте
Выше мы представили результаты изучения копинг-поведения в объективно трудной и типичной ситуации. Немалый интерес пред- ставляет исследование копинг-поведения и его ресурсов в тех ситуа- циях, которые сами испытуемые называют значимыми и трудными.
Вначале мы предполагали выяснить, какие ситуации оказались трудными для преодоления в группах испытуемых с различным ти- пом ответственности. Для достижения данной цели нами были про- анализированы ответы испытуемых по методике Холмса.
Для испытуемых оптимального типа ответственности в каче- стве наиболее трудной для преодоления оказалась ситуация, связан- ная со сферой самооценки, – недостижение личных целей (28 %), не-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


97 сколько менее значима для них сфера межличностных взаимоотно- шений – конфликты с родителями (16 %), новая подруга или друг
(17,5 %), разрыв отношений с близкой подругой или другом (19 %), недостаточное взаимопонимание со сверстниками (19 %). Также зна- чимой является сфера учебной деятельности (неудачи на контроль- ной работе (25 %), период экзаменов (25 %), получение более низкой оценки, чем ожидалось (25 %)).
Для испытуемых ситуативного типа самыми трудными явля- ются ситуации из области межличностных взаимоотношений – кон- фликты с родителями (30 %), новая подруга/друг (20 %), давление сверстников (21 %), разрыв отношений с близким другом (15 %), си- туации в сфере учебной деятельности – сдача экзаменов (23,3 %), не- удача на контрольной работе (23,3 %).
Интересным фактом является то, что к разряду трудных жиз- ненных ситуаций в группе ситуативно-ответственных отнесена ситу- ация конфликтов с органами правопорядка (13,3 %).
Применение для каждой ситуации критерия Фишера выявило значимость различий для ситуации недостижения личных целей
(φ*=1,74) и на уровне значимости p=0,1 для ситуации конфликтов с родителями (φ*=1,2).
Таким образом, количественные различия в выборе ситуации недостижения личных целей у испытуемых с разным типом ответ- ственности не случайны. Для оптимально-ответственных действи- тельно являются наиболее сложными ситуации, связанные с личными достижениями.
Ситуация недостижения личных целей, для реализации кото- рых были приложены значительные усилия, активность, является, как мы видим, тревожной и сложной в плане преодоления для оптималь- но-ответственных. Возможно, они воспринимают данную неудачу как свидетельство собственной недееспособности и недостаточности приложенных усилий. Такая ситуация является фактором возникно- вения когнитивного диссонанса в области представлений о себе, вы- зывает пересмотр представлений и коррекцию притязаний и целей в соответствии со своими возможностями.
Далее мы проследили различия в способах копинга в тех ситу- ациях, которые оказались трудными для ситуативно- и оптимально- ответственных. В итоге нами были выбраны следующие ситуации:
– недостижение личных целей;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

98
– конфликтные взаимоотношения с родителями.
Сфера межличностных взаимоотношений является чрезвычай- но важной в юношеском возрасте. В это время особенно отчетливо проявляется несходство двух разных по своему значению для психи- ческого развития систем взаимоотношений: со взрослыми и со сверстниками. Нередко эти две системы входят в противоречие меж- ду собой по содержанию и регулирующим их нормам. Именно по- этому важно проследить различия в способах поведения в данной ситуации испытуемых с оптимальным и ситуативным типами ответ- ственности.
Учебная деятельность является значимой деятельностью наря- ду с межличностным общением, и от ее успешности в немалой степе- ни зависит самооценка личности, положение в группе и уровень при- тязаний.
Применительно к каждой ситуации нами сопоставлялись сред- ние значения по всем стратегиям копинга в группах испытуемых с разным типом ответственности, оценивалась значимость различий с помощью t-критерия Стьюдента.
В ситуации недостижения личных целей оптимально-ответст- венные испытуемые значительно чаще, чем ситуативно-ответствен- ные, прибегают к стратегии сдерживания (t = 2,310), а также положи- тельного истолкования и роста (t = 2,307).
Стратегия положительного истолкования проблемы и возмож- ности личностного роста предполагает извлечение пользы из ситуа- ции через личностный рост или рассмотрение ее в более благоприят- ном свете.
Также по данной стратегии получены значимые положитель- ные корреляции со стратегией активного копинга (0,54), сдерживания
(0,63), значимые отрицательные корреляции с использованием в про- цессе переживания ситуации употребления алкоголя либо наркотиче- ских веществ (–0,62), а также со стратегией отрицания существования проблемы
(–0,53).
Таким образом, предпочтение данной стратегии поведения оп- тимально-ответственными испытуемыми закономерно.
Стратегия сдерживания в описании Карвера характеризует пас- сивный копинг путем сдерживания попыток преодоления до того мо- мента, когда они будут полезны.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


99
Данная стратегия значимо и положительно коррелирует со стратегиями активного копинга (0,91), планирования (0,77), поиском активной общественной поддержки (0,59), подавлением конкуриру- ющей деятельности (0,79) и положительным истолкованием пробле- мы (0,63). Значимая и отрицательная корреляция получена со страте- гией отрицания проблемы как таковой (–0,8).
Таким образом, стратегия сдерживания используется активны- ми и уверенными в себе испытуемыми, принимающими проблему, самостоятельно организующими свою деятельность. Они восприни- мают произошедшее как шанс испытать свои силы, как возможность для личностного роста и обогащения опытом.
Такой способ поведения можно отнести к «зрелым», «взвешен- ным» способам копинга. Поиск информации о проблеме, оценка ее со всех сторон только способствуют успешному преодолению. Готов- ность к самостоятельному планированию деятельности, концентра- ция внимания на проблеме отражают уверенность личности в том, что все зависит от собственных усилий.
Таким образом, закономерно, что данная стратегия поведения более характерна для преодолевающего поведения испытуемых с оп- тимальным типом ответственности.
Следовательно, мы можем говорить, что в типичной трудной ситуации оптимально-ответственные испытуемые прибегают к сдер- жанным и конструктивным стратегиям копинга. Они стараются вос- принять произошедшее позитивно, не опускают руки и не торопят события. Все свои усилия они направляют на то, чтобы еще раз осмыслить и переоценить значимость и ценность для себя данной ситуации, а затем при все еще сохраняющейся ценности не спеша двигаются к цели.
Для ситуации экзамена значимыми оказались различия страте- гии подавления конкурирующей деятельности (t = 2,14; p = 0,05), ко- торая в среднем чаще используется оптимально-ответственными.
Также мы можем говорить о тенденции ситуативно-ответственных прибегать в данной ситуации к такому способу поведения, как актив- ная общественная поддержка (t = 2,0; p = 0,1).
Стратегия подавления конкурирующей деятельности значимо и положительно коррелирует со стратегиями активного копинга (0,78), сдерживанием (0,79). Подавление конкурирующей деятельности
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

100 предполагает концентрацию внимания на проблеме, осознание ответ- ственности за ее решение и возможный исход.
Такой способ поведения, как мы видим, характерен для опти- мально-ответственных в ситуации учебной деятельности и отражает большую их активность, целеустремленность, нежели ситуативно- ответственных.
Стратегия поиска активной общественной поддержки, по Кар- веру, предполагает поиск информации, помощи или совета, что де- лать. Для данной стратегии получены значимые положительные кор- реляции со стратегиями эмоциональной общественной поддержки
(0,76) и сдерживания (0,77).
Можно утверждать, что данный тип поведения свойственен юношескому возрасту в целом, так как недостаточность личного опыта и жизненных знаний предполагает восполнение информацион- ного вакуума, обращение за советом к значимым взрослым либо сверстникам. Но для ситуативно-ответственных испытуемых данная стратегия играет более важную роль, восполняя дефицит личностных ресурсов активной помощью извне. В целом, как мы видели выше, данная стратегия является характерной для испытуемых с повышен- ным уровнем тревожности независимо от типа ответственности.
В литературе отмечается, что ситуации подобного типа вос- принимаются индивидами с интернальным локусом контроля как си- туации навыка, где проверяется их «крепкость» или, как называет это качество С. Кобаса, «hardiness», что означает стойкость. Индивиды же с экстернальным локусом контроля воспринимают ее как шансо- вую, где от них мало что зависит и все решают обстоятельства. В це- лом они полагаются на удачу.
Здесь мы можем вновь говорить о конструктивно преобразую- щей активности, свойственной оптимально-ответственным, когда они любую трудность воспринимают как вызов собственным умениям и способностям, берут ответственность на себя и направляют все силы на источник стресса.
Ситуативно-ответственные в данной ситуации, не отрицая для себя ее значимости, ищут совета, поддержки, помощи, что также яв- ляется активным способом поведения.
Таким образом, в ситуациях учебной деятельности испытуе- мым юношеского возраста в целом свойственен активный копинг. В случае ситуации конфликтных взаимоотношений выявилось, что оп-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


101 тимально-ответственные чаще прибегают к стратегии поиска актив- ной общественной поддержки (t = 2,272; p = 0,05), а ситуативно-от- ветственные – к стратегии поиска эмоциональной общественной под- держки (t = 2,281; p = 0,05). Данная ситуация является более трудной для ситуативно-ответственных.
Стратегия поиска эмоциональной общественной поддержки, по описанию Карвера, предполагает получение чьего-либо сочувствия.
В нашем исследовании эта стратегия поведения получила зна- чимые и положительные корреляции из стратегий копинга только со стратегией активной общественной поддержки (0,76). То есть можно говорить, что поиск сочувствия, эмоциональной поддержки характе- рен для большинства испытуемых юношеского возраста в целом. По- вышенная эмоциональная напряженность, тревожность, чувствитель- ность к стрессам предполагают выплеск накопившегося, особенно в критических ситуациях.
Обращение к эмоциональной общественной поддержке как способу реагирования отличается от стратегии фокуса на эмоциях, характерной, как будет показано ниже, для ситуативно-ответствен- ных, где предполагается повышенное восприятие именно негативных аспектов проблемы. Эмоциональная общественная поддержка дает человеку почувствовать, что он не одинок, и является ситуативно-ре- сурсной стратегией копинга.
Таким образом, в данной ситуации в обеих группах испытуе- мых выявилось преобладание обращения к социальным, ситуативным ресурсам копинга, нежели к личностным. Однако можно заметить, что оптимально-ответственные ищут совета, конкретной помощи у взрослых и сверстников, тогда как ситуативно-ответственные – со- чувствия и принятия эмоций.
Следующий вопрос, на который мы попытались найти ответ: как испытуемые с разным типом ответственности оценивают эффек- тивность своего поведения в трудных жизненных ситуациях?
На рис. 16 можно увидеть, что кривая средних оценок эффек- тивности преодолевающего поведения оптимально-ответственными располагается выше кривой средних оценок эффективности преодо- левающего поведения ситуативно-ответственными, т. е. в среднем оптимально-ответственные считают свое поведение более эффектив- ным, оценивают свои возможности выше, чем сравниваемая группа.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»