Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

142 ми в деятельности или статусными позициями, а успешность скорее ассоциируется с личностными особенностями человека.
Мы ожидали, что при определении успешности испытуемые будут использовать дескриптор «удовлетворенность». Однако наши ожидания оправдались лишь в 5 % случаев. С нашей точки зрения, это достаточно парадоксальный результат, требующий дополнитель- ного изучения и осмысления.
При анализе идеальных представлений об успехе и успешности мы обратили внимание, что существуют серьезные различия в опре- делениях «успешная женщина» и «успешный мужчина».
Данные изучения представлений об успешной женщине позво- лили выделить 28 дескрипторов. В табл. 18 вошли только наиболее часто встречающиеся и не были учтены дескрипторы, которые упоми- нали менее 5 % испытуемых.
Т а б л и ц а 1 8
Частотность распределения представлений
об успешной женщине
Де
ск
ри
пто
ры
Частота встречаемости
Высокая
Средняя
Низкая
1. Имеет счастливую семью.
2. Имеет престижную работу.
3. Целеустремленная.
4. Самостоятельная, независимая.
5. Счастливая
1. Материально обес- печенная.
2. Имеет образова- ние.
3. Умная, интеллек- туальная.
4. Удовлетворенная собой, своей жизнью.
5. Стремится к само- реализации.
6. Обаятельная.
7. Красивая.
8. Имеет высокий социальный статус.
9. Коммуникабельная
1. Активная.
2. Уверенная в себе.
3. Хитрая.
4. Имеет власть
При описании особенностей карьерного роста Шон Берн в сво- ей книге «Гендерная психология» описывает две возможные жизнен- ные стратегии женщин. Первая заключается в том, что женщины пер-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

143 воначально реализуют себя в семье, но затем все равно обращаются к построению карьеры, либо второй вариант – первоначально построе- ние карьеры, а затем рождение ребенка и больше внимания семье. В большинстве случаев происходит именно так, поэтому неудивитель- но, что 42 % испытуемых считают успешной женщиной ту, которая имеет счастливую семью, а 39 % – ту, которая имеет престижную, интересную работу. Видимо, можно говорить, что выделенные Бер- ном стратегии не имеют культуральной специфики.
Изучение представлений об успешном мужчине выявило 28 де- скрипторов. В табл. 19 вошли только те, которые получили более од- ного балла.
Т а б л и ц а 1 9
Частотность распределения представлений
об успешном мужчине
Де
ск
ри
пто
ры
Частота встречаемости
Высокая
Средняя
Низкая
1. Имеет престиж- ную работу.
2. Материально обеспеченный.
3. Имеет семью.
4. Целеустремлен- ный
1. Стремится к са- мореализации.
2. Имеет высокий социальный статус.
3. Получил обще- ственное призна- ние.
4. Удовлетворен- ный собой, своей жизнью.
5. Имеет образова- ние.
6. Умный, интел- лектуальный.
7. Самостоятель- ный, независимый.
8. Уверенный в себе.
9. Трудолюбивый
1. Надежный.
2. Ведет здоровый образ жизни.
3. Имеет власть.
4. Мудрый.
5. Красивый.
6. Умеет преодоле- вать трудности
По сравнению с дескрипторами, описывающими успешную женщину, только 38 % испытуемых отмечают как главную характе-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


144 ристику успешного мужчины наличие престижной работы; матери- альная обеспеченность из средней частоты встречаемости (у женщин) переходит на второе место у мужчин (30 % испытуемых); а наличие семьи отмечают только 28 %, несмотря на то, что данный дескриптор стоит на третьем месте. Целеустремленность (достижение поставлен- ных целей) как главная характеристика успеха и успешности часто встречается при описании как успешного мужчины, так и успешной женщины, но стоит на четвертом и третьем месте соответственно. Так же, как при характеристике успеха и успешности, в описании успеш- ного мужчины и женщины только 11 % испытуемых используют де- скриптор «удовлетворенность собой, своей жизнью».
Кроме того, при описании успешной женщины испытуемые отмечают характеристики внешности (обаятельная, красивая, привле- кательная) как показатели успешности, а скорее всего – условия успешности. При описании же успешного мужчины характеристику
«красивый» отмечают 2 % испытуемых, зато появляются такие ха- рактеристики, как «надежный», «мудрый», «ведет здоровый образ жизни», «умеет преодолевать трудности».
Для определения факторов, способствующих успеху, испытуе- мым было предложено продолжить две фразы «успех достигается благодаря…» и «я достиг успеха, потому что…». Проанализируем дескрипторы, полученные при ответах на каждое утверждение.
Общее количество факторов, благодаря которым, по мнению испытуемых, человек достигает успеха, равно 31. При помощи мате- матической обработки они разделены по частоте встречаемости на три группы: высокую, среднюю и низкую, в табл. 20 представлены только наиболее часто встречающиеся.
При анализе факторов с высокой частотой встречаемости оди- наковое число испытуемых (62 %) указывают, что успех достигается как упорством, усилиями и целеустремленностью личности, так и присутствием удачи, т. е. в равной степени причиной успешности может быть как сама личность, так и внешние обстоятельства.
Мы соотнесли эти данные с такой личностной характеристи- кой, как интернальность – экстернальность.
Обнаружено, что 63 % экстерналов выбирают такой дескрип- тор при определении успешности, как «удача», «благоприятное сте- чение обстоятельств».
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


145
Т а б л и ц а 2 0
Частотность распределения представлений
об условиях достижения успеха
Д
еск
ри
пто
ры
Частота встречаемости
Высокая
Средняя
Низкая
1. Упорство.
2. Усилия личности.
3. Целеустремлен- ность.
4. Удача
1. Высокая мотива- ция быть успеш- ным.
2. Трудолюбие.
3. Помощь и под- держка других лю- дей.
4. Реализация своих способностей.
5. Уверенность.
6. Старание.
7. Интеллектуаль- ность.
8. Активность.
9. Терпение.
10. Стечение обсто- ятельств.
11. Сила воли.
12. Организован- ность
1. Коммуникабель- ность.
2. Работоспособ- ность.
3. Ответственность.
4. Честолюбие.
5. Нестандартные решения.
6. Умение преодоле- вать трудности.
7. Решительность, смелость
Показатель линейной корреляции Пирсона между интерналь- ностью и выбором удачи как характеристики успешности при под- счете равен 0,22 при р = 0,2, что говорит об отрицательной взаимо- связи между интернальностью и удачей. Кроме того, установлена отрицательная взаимосвязь между интернальностью и таким де- скриптором, как «помощь и поддержка других».
Прямые значимые взаимосвязи установлены между интер- нальностью и целеустремленностью (r = 0,22 при р = 0,2).
Итак, уже в первом приближении можно говорить об ориента- ции экстерналов на внешние ресурсы при достижении успеха, а ин- терналов – на внутренние. Однако ответственность как личностный ресурс достижения успеха выступает лишь для 2 % испытуемых, что
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

146 свидетельствует о низкой осознанности роли данного личностного фактора в ситуациях достижения.
Выше были проанализированы представления о факторах до- стижения успеха, существующие в нашем обществе у большинства людей и скорее отражающие устоявшиеся социальные стереотипные представления об успехе и успешном человеке. Меняется ли данная картина, когда студенты оценивают личные конкретные достижения и их механизмы?
Общее количество факторов, благодаря которым, по мнению испытуемых, они достигают успеха, равно 22, в табл. 21 представле- ны наиболее часто встречающиеся.
Т а б л и ц а 2 1
Условия достижения реального успеха (результаты самооценки)
Де
ск
ри
пт
оры
Частота встречаемости
Высокая
Средняя
Низкая
1. Я достигаю по- ставленных целей.
2. Приложенные усилия.
3. Высокая мотива- ция
1. Помощь и поддерж- ка других людей.
2. Получаю образова- ние.
3. Наличие друзей.
4. Мне сопутствует удача.
5. Способность пре- одолевать трудности.
6. Ответственность
1. Настойчивость, упорство, решитель- ность.
2. Я коммуникабель- ная.
3. Я красивая.
4. Самостоятель- ность и независи- мость
Интересно, что при оценке реальных факторов достижения успеха в собственной жизни или деятельности их названо значитель- но меньше. Кроме того, студенты явно испытывали сложности при вербализации этих факторов.
Однако отметим и тот факт, что при ответе на вопрос «Благо- даря чему достиг успеха конкретный человек в конкретной ситуа- ции?» 30 % испытуемых делают акцент на внутренних, личностных характеристиках (именно они вошли в первую группу – высокоча- стотную), а такие характеристики как удача, стечение обстоятельств, помощь других и иные внешние факторы входят во вторую группу
(средняя частота встречаемости).
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


147
Особый интерес для нас представлял анализ такой характери- стики, как ответственность. При описании абстрактного успешного человека лишь 2 % испытуемых указывают данный дескриптор, в то же время, когда оценка достижения успешности касается самого че- ловека, количество испытуемых увеличивается до 10 %.
На следующем этапе исследования испытуемым предлагалась методика Азумы и Кашиваги в адаптации М.И. Воловиковой. Данная методика, по мнению автора адаптированной методики, во-первых, позволяет реализовать субъектный подход к исследованию, а во- вторых, выходить на личностные типы представлений, что в контек- сте реализуемого нами личностного подхода весьма важно. Личност- ные типы дают основание представить прототипы успешной лично- сти, существующие в нашей культуре. В связи с тем, что методика
Азумы и Кашиваги очень детально описана в работе М.И. Воловико- вой [22], мы не будем на ней специально останавливаться.
Анализ представлений о реальном успешном человеке у испы- туемых юношеского возраста показал, что наиболее часто при описа- нии успешного человека используются такие дескрипторы, как целе- устремленность, достижение поставленных целей (63 % испытуе- мых), наличие семьи (58 %), материальная обеспеченность (38 %), наличие престижной, интересной работы (37 %). Менее 10 % испыту- емых характеризуют успешного человека как уверенного (8 % испы- туемых), трудолюбивого (7 %), ответственного (7 %), активного
(7 %), организованного (6 %), решительного (4 %), авторитетного
(4 %), мудрого (2 %), честолюбивого (2 %), здорового (2 %), красиво- го (2 %), властного (2 %), честного (2 %).
При анализе характеристик успешного человека (в группе средней частоты встречаемости), выделенных испытуемыми юноше- ского возраста, все дескрипторы были разделены на две группы:
– внешние признаки успешности – высокий социальный статус
(26 % испытуемых отмечают данную характеристику как критерий успешной личности), уважение со стороны других людей (25 %), наличие друзей (19 %), карьерный рост (19 %), благоприятное стече- ние обстоятельств, удача (11 %), общественное признание (11 %), наличие образования (18 %);
– личностные особенности успешного человека – умение пре- одолевать трудности (отмечают 25 % испытуемых), самостоятель- ность, независимость (24 %), доброта, доброжелательность (21 %),
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

148 упорство (16 %), самореализация (16 %), общительность (15 %), ум, интеллектуальные способности (12 %), удовлетворенность собой, своей жизнью (12 %), оптимистичность (11 %).
Результаты исследования на выборке испытуемых ранней взрослости показали, что наиболее часто при описании успешного человека ими используются такие дескрипторы, как наличие семьи
(59 % испытуемых указывают данную характеристику как критерий успешности личности), целеустремленность, достижение поставлен- ных целей (56 %), материальная обеспеченность (53 %), наличие пре- стижной, интересной работы (36 %).
Сравнительный анализ системы дескрипторов у двух групп ис- пытуемых показал, что не обнаружены значимые различия по таким дескрипторам, как целеустремленность (φ* эмп. – 0,57), наличие се- мьи (φ* эмп. – 0,29), наличие работы (φ* эмп. – 0,26). Значимость различий выявлена только по дескриптору «материальная обеспечен- ность» (φ* эмп. – 2,65 при р

0,002, критическое значение φ* кр. =
{2,25 р

0,01, 1,63 р

0,05}.
Менее 10 % испытуемых для характеристики успешного челове- ка используют такие дескрипторы, как красивый (9 %), настойчивый, упорный (8 %), авторитетный (8 %), получивший общественное при- знание (6 %), решительный (3 %), удачливый (9 %), честный (3 %), здоровый, ведущий здоровый образ жизни (3 %), организованный
(2 %), удовлетворенный собой, своей жизнью (2 %), мудрый (2 %).
В отличие от испытуемых юношеского возраста, испытуемые сравниваемой группы реже отмечают такие дескрипторы, как настой- чивость, упорство (различия значимы (φ* эмп. – 1,89 при р

0,029),
общественное признание (различия значимы (φ* эмп. – 1,43 при р

0,076), удовлетворенность собой, своей жизнью (различия значимы
(φ* эмп. – 3,8 при р

любое), красота (различия значимы (φ* эмп. – 2,91 при р

0,01), честность (различия значимы (φ* эмп. – 1,35 при р

0,089), организованность (различия значимы (φ* эмп. – 1,91 при р

0,028).
При анализе характеристик успешного человека (в группе средней частоты встречаемости), выделенных испытуемыми ранней взрослости, все дескрипторы были разделены на две группы: внешние признаки успешности – высокий социальный статус
(30 % испытуемых), карьерный рост (28 %), уважение со стороны дру- гих людей (26 %), наличие друзей (10 %), наличие образования (21 %);
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


149 личностные особенности успешной личности – умение преодо- левать трудности (29 %), самореализация (26 %), самостоятельность
(24 %), оптимистичность (23 %), общительность (22 %), ум, интел- лектуальные способности (21 %), ответственность (18 %), активность
(13 %), уверенность (14 %), трудолюбие (11 %), доброта, доброжела- тельность (10 %).
По сравнению с испытуемыми юношеского возраста увеличи- вается количество дескрипторов, характеризующих личностные осо- бенности успешного человека (10 и 7 дескрипторов). Количество внешних признаков в той и другой возрастной группе одинаково.
Значимые различия были получены по следующим характеристикам:
• материальная обеспеченность (φ* эмп. – 2,65 при р

0,002, критическое значение φ* кр. = {2,25 р

0,01, 1,63 р

0,05});
• доброта, доброжелательность (φ* эмп. – 2,55 при р

0,004, критическое значение φ* кр. = {2,19 р

0,01, 1,61 р

0,05});
• наличие друзей (φ* эмп. – 2,05 при р

0,02, критическое зна- чение φ* кр. = {2,31 р

0,01, 1,64 р

0,05});
• карьерный рост (φ* эмп. – 1,94 при р

0,026, критическое значение φ* кр. = {2,14 р

0,01, 1,59 р

0,05});
• настойчивость, упорство (различия значимы (φ* эмп. – 1,89 при р

0,029, критическое значение φ* кр. = {2,07 р

0,01, 1,56 р

0,05}));
• общительность, коммуникабельность;
• ум, интеллектуальные способности;
• удовлетворенность собой, своей жизнью (различия значимы
(φ* эмп. – 3,8 при р

любое));
• общественное признание (различия значимы (φ* эмп. – 1,43 при р

0,076, критическое значение φ* кр. = {2,14 р

0,01, 1,59 р

0,05}));
• оптимистичность, жизнерадостность (φ* эмп. – 1,43 при р

0,076, критическое значение φ* кр. = {2,14 р

0,01, 1,59 р

0,05});
• ответственность (φ* эмп. – 3,12 при р

любом);
• активность (φ* эмп. – 2,2 при р

0,014, критическое значение
φ* кр. = {2,22 р

0,01, 1,62 р

0,05});
• организованность (различия значимы (φ* эмп. – 1,91 при р

0,028, критическое значение φ* кр. = {2,09 р

0,01, 1,57 р

0,05}));
• красота (различия значимы (φ* эмп. – 2,91 при р

0,01, кри- тическое значение φ* кр. = {2,31 р

0,01, 1,64 р

0,05}));
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

150
• честность (различия значимы (φ* эмп. – 1,35 при р

0,089, критическое значение φ* кр. = {2,07 р

0,01, 1,56 р

0,05}));
• самореализация (φ* эмп. – 5,17 при р

любом).
К дескрипторам, используемым обеими исследуемыми группа- ми, относятся: целеустремленность, наличие семьи, наличие пре- стижной, интересной работы, высокий социальный статус, умение преодолевать трудности, уважение со стороны других людей, само- стоятельность, независимость, наличие образования, уверенность в себе, трудолюбие, решительность, авторитет, удача, самоактуализа- ция, мудрость, здоровье.
Таким образом, существуют в некотором роде универсальные описания успешного человека, которые не имеют возрастной специ- фичности, которые, по-видимому, являются инвариантными образо- ваниями представлений об успешном человеке.
Факторный анализ представлений об успешной личности в юно- шеском возрасте позволил выделить следующие основные факторы.
Т а б л и ц а 2 2
Факторный анализ исследования представлений
об успешном человеке в юношеском возрасте
Фактор и его компоненты
Процент
дисперсии
фактора
Факторная
нагрузка
компонента
1. Наличие друзей – уважение
7
Наличие друзей
0,45
Уважение со стороны других людей
0,41
Наличие образования
0,4
Удовлетворенность собой, своей жизнью
0,4
Уверенность в себе
0,41
Ответственность
0,4
Решительность
0,3
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20