Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

135 исследователи полагают, что атрибуция является центральной пред- посылкой мотивационного процесса в ситуациях достижения.
Развивая идею о связи измерения локализации с аффективными последствиями, ученые выдвинули положение о том, что к аффектам ведет внутренняя локализация причин успеха и неудачи. Впослед- ствии было доказано, что с внутренней локализацией причин связаны лишь самооценочные эмоции, и именно они обладают мотивирую- щей функцией. Нам представляется данный тезис весьма важным: возникновение самооценочных эмоций свидетельствует об их чрез- вычайной значимости для личности того, как достигается успех и за счет чего, какие личностные или внешние ресурсы обеспечивают до- стижения, удовлетворяющие личность.
Возникновение самооценочных эмоций изучалось в связи с ат- рибуцией относительно способностей и старания. В исследованиях
Б. Вайнера выяснилось, что решающее значение для постановки цели действия имеет тип задания и норма сравнения. Если человеку при- ходится доказывать или подтверждать свои способности, и речь, сле- довательно, идет о них в нормативном смысле, т. е. об их социальной норме сравнения, то атрибуция относительно способностей оказыва- ется важнее атрибуции относительно старания как после успеха, так и после неудачи, особенно если речь идет о заданиях, важных с точки зрения академических или профессиональных успехов. В целом ре- зультаты свидетельствуют о том, что атрибуция способностей явля- ется в том случае более эмоционально значимой для самооценки по сравнению с атрибуцией старания, когда в большей степени речь идет о доказательстве своих способностей в нормативном смысле, т. е. когда в большей степени эта атрибуция позволяет сделать выво- ды о своей способности к достижениям. К тому же при такого рода фиксации на способностях и ориентации на будущее аффективная значимость старания приобретает обратный знак в духе компенса- торной каузальной схемы: чем к большему спеху или неуспеху при- водит сильное старание, тем больше обесценивается переживание успеха и тем больше усиливается переживание неудачи. Данные вы- воды следует особенно учитывать в контексте обучения, в частности в школе. Всем известна гипертрофированная ориентация учителей на культивирование старания, которая зачастую приводит к серьезным парадоксам при оценивании школьных результатов учащихся. Неод- нократно каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда ученику,
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


136 приложившему значительные старания, выставляется более высокая оценка, чем тому, кто достиг таких же результатов, но не за счет ста- рания, а в силу способностей. Нет никакого сомнения в том, что ста- рание, как и всякий труд, важно. Однако формировать ценность толь- ко старания кажется нам не совсем верным.
Аффективная значимость старания объясняется прежде всего тем, что оно представляет собой фактор, поддающийся произвольно- му контролю. Человек несет ответственность за приложенные усилия, и поэтому его можно упрекнуть в недостатке старания. Именно по- этому аффектогенность при атрибуции старания может показаться более явной в ситуациях внешнего (социального) оценивания. При- мечательно то, что все эти данные были получены в исследованиях, воспроизводящих отношения «ученик – учитель».
Проводя анализ роли ответственности в достижении успеха – неудачи, нельзя не вспомнить об исследованиях Р. де Чармса, кото- рый создал одну из первых методик, позволяющих оценить роль от- ветственности в достижениях. Де Чармс исходит из центрального с точки зрения переживания феномена состояния мотивированности –
«ощущения себя источником действия». В терминах теории атрибу- ции имеется в виду личная ответственность за результаты. Пережи- вание причинности, по де Чармсу, выглядит следующим образом:
– ставить себе реалистичные, но высокие цели;
– знать свои сильные и слабые стороны;
– верить в эффективность собственной деятельности;
– определять конкретные формы поведения, позволяющие до- стигать своих целей;
– получать обратную связь о достижении цели;
– принимать на себя ответственность за свои действия и их по- следствия и отвечать за действия других [98].
М.Ш. Магомед-Эминов представил психологический портрет лиц с доминирующим мотивом стремления к успеху. Им свойственны уверенность в успешном исходе дела, стремление к разумному риску, решительность в неопределенных ситуациях, реалистичный уровень притязаний и готовность принять на себя ответственность (см. об этом: [67]). В разрабатываемой нами концепции ответственность личности понимается как способность, готовность и процесс обеспе- чения субъектом целостности, самостоятельности и успешности дея- тельности и жизнедеятельности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


137
По определению, ответственность (локус контроля) связана с достижением успеха и является важнейшей личностной характери- стикой, детерминирующей достижение результата и переживание успешности и удовлетворенности.
Анализ литературы по проблеме успеха позволил нам интегри- ровать разные ее аспекты и выделить основные положения, очерчи- вающие теоретическое пространство нашего исследования.
1. Следует различать понятия «успех» и «успешность». В поня- тии «успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в кон- кретной деятельности и жизнедеятельности. Понятие «успешность» отражает субъективное переживание достижения успеха. Проблема, с нашей точки зрения, может состоять в том, что успех и успешность могут не совпадать. Можно предположить существование такого ти- па личности, который, предъявляя высокие требования к самому себе и реально достигая высоких результатов, тем не менее не считает се- бя успешным. Равновероятно, можно полагать, что существует и про- тивоположный тип – при достаточно низких (объективно) результа- тах человек воспринимает себя успешным.
2. Переживания успеха связаны со спецификой и уровнем трудности задач, а также с возможностями, способностями субъекта.
Исследование успеха, таким образом, может проходить как в русле ситуационного подхода, так и личностного. Мы полагаем, что наибо- лее адекватным будет ситуационно-личностный подход с акцентом на личностный.
3. Ориентация на успех тесно связана с переживанием чувства субъектности, а следовательно, способностью расширять рамки своей активности, готовностью управлять как отдельными ситуациями, так и жизнью в целом.
Реализация личностного подхода к проблеме успешности предполагает изучение ее личностных детерминант.
4. Одной из определяющих личностных детерминант достиже- ния успеха и переживания успешности является ответственность личности как готовность, способность и процесс обеспечения субъек- том целостности, самостоятельности и эффективности деятельности и жизнедеятельности.
Если критериями достижения успеха могут служить объектив- ные показатели деятельности, то критериями жизненной успешности,
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

138 с нашей точки зрения, – реализация значимых для личности целей, самоэффективность и самоактуализация.
5.3. Представления об успехе у лиц с различным
типом ответственности: результаты исследования
О роли социальных представлений в последнее время написано немало. В отечественной психологии интенсивно проводятся иссле- дования представлений о разных аспектах действительности и лично- сти: об интеллекте, умном человеке (Н.Л. Смирнова), о счастье [43], нравственном идеале [22], празднике (М.И. Воловикова, С.В. Тихо- мирова), справедливости [26], благополучии [94], об организацион- ных представлениях [54] и др. Всплеск интереса к социальным пред- ставлениям не случаен. Представления не только отражают особен- ности общественного и индивидуального сознания в быстро меняю- щемся мире, но и выступают важнейшими регуляторами как поведе- ния отдельного человека, так и функционирования общества и госу- дарства.
Согласно идее создателя теории социальных представлений
С. Московичи, общие интересы в государстве, прежде чем быть при- нятыми, должны опираться на социальные представления [58; 59].
Только исследуя представления, по мысли Московичи, стано- вится возможным соединить убеждения людей и реальную действи- тельность. Две идеи теории Московичи являются для нас парадиг- мальными в исследованиях представлений об успехе: первая заклю- чается в том, что социальные представления являются универсаль- ным механизмом социального познания; согласно второй, они явля- ются механизмами индивидуального и общественного сознания.
Приступая к исследованиям представлений, нам необходимо было «соединить» социально-психологический и личностный подхо- ды. Теоретическое обоснование такого соединения мы обнаружили в работе К.А. Абульхановой-Славской [10].
Согласно взглядам данного автора, социальные представления следует рассматривать как механизм сознания личности, а следова- тельно, принципиально важно при таком понимании социальных представлений изучать роль личностных особенностей в функциони- ровании и содержании представлений.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


139
Вышеобозначенные идеи С. Московичи и К. Абульхановой-
Славской явились теоретической основой нашего эмпирического ис- следования ответственности как личностной детерминанты представ- лений об успехе.
В исследовании приняли участие 292 студента Омского госу- дарственного университета, из них – 174 юношеского возраста, 118 – ранней взрослости. Данная выборка представляется нам весьма адек- ватной цели исследования: молодежь – это будущая элита нашего общества. И от того, каковы их стремления, представления об успехе и механизмах его достижения, зависит не только эффективность их личной жизнедеятельности, но и развитие общества в целом.
Планируя исследование, мы предположили, что существуют особенности представлений в зависимости:
– от типа ответственности;
– возрастных особенностей ответственности;
– реальных достижений личности.
Для подтверждения наших предположений мы планировали решить следующие исследовательские задачи:
1. Определить особенности представлений об успехе у лиц с различным типом ответственности.
2. Выявить возрастные особенности представлений об успехе.
3. Установить взаимосвязь между самооценкой успешности и реальным успехом в учебно-профессиональной деятельности.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе изучались представления о некоем идеальном успешном человеке и способах достижения им успеха. На втором ис- пытуемым предлагалось описать конкретных людей, которые, с их точки зрения, добились успеха в жизни и которых они могут назвать успешными людьми.
В результате анализа данных, полученных на первом этапе ис- следования, были выделены 40 дескрипторов, которые при помощи математической обработки разделены нами по частоте встречаемости на три группы: высокую, среднюю и низкую.
В табл. 16 вошли только те дескрипторы, которые получили более одного балла. Остальные характеристики носили единичный характер и в дальнейшей обработке не учитывались.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


140
Т а б л и ц а 1 6
Частотность распределения представлений
об успешном человеке
Де
ск
ри
пто
ры
Частота встречаемости
Высокая
Средняя
Низкая
1. Достижение по- ставленных целей
(целеустремлен- ность).
2. Общественное признание.
3. Самореализация.
4. Наличие счастли- вой семьи.
5. Эффективная деятельность (или положительный результат деятель- ности).
6. Материальная обеспеченность.
7. Любимая (пре- стижная работа)
1. Уважение со сто- роны других людей.
2. Профессиональ- ные достижения
(карьерный рост).
3. Удача.
4. Удовлетворен- ность собой
1. Независимость.
2. Образование.
3. Умный, интел- лектуальный.
4. Высокий соци- альный статус.
5. Умение преодо- левать трудности.
6. Счастье.
7. Возможность са- мосовершенство- ваться.
8. Уверенность в себе.
9. Здоровье
Особое внимание стоит обратить на дескриптор «достижение поставленных целей». Данную характеристику указывали 40 % испы- туемых как главную, описывающую достижение успеха в жизни.
Как указывалось выше, в русском языке принято различать по- нятия «успех» и «успешность».
В результате исследования представлений о том, что такое успешность, были выделены 30 дескрипторов, которые при помощи математической обработки разделены по частоте встречаемости на три группы: высокую, среднюю и низкую. В табл. 17 представлены дескрипторы, получившие более одного балла.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

141
Т а б л и ц а 1 7
Частотность распределения представлений об успешности
Де
ск
ри
пто
ры
Частота встречаемости
Высокая
Средняя
Низкая
1. Достижение по- ставленных целей
(целеустремлен- ность).
2. Удача (благопри- ятное стечение об- стоятельств).
3. Общественное признание личности.
4. Возможность са- мореализации.
5. Эффективная дея- тельность (или по- ложительный резуль- тат деятельности)
1. Умение преодоле- вать трудности.
2. Материальная обеспеченность.
3. Уровень достиг- нутого успеха.
4. Удовлетворен- ность собой.
5. Счастье
1. Карьерный рост.
2. Высокий социаль- ный статус.
3. Возможность са- мосовершенство- ваться.
4. Независимость.
5. Уверенность в себе
Так же, как и при определении успеха, при помощи такого де- скриптора, как «достижение поставленных целей», 30 % испытуемых описывают и успешность.
При сравнительном анализе представлений об успехе и успеш- ности выявилось, что и то и другое понятие испытуемые определяют как достижение поставленных целей (целеустремленность), обще- ственное признание, самореализацию, эффективную деятельность
(или положительный результат деятельности), материальную обеспе- ченность, удачу (благоприятное стечение обстоятельств). При опре- делении успеха высокая частота встречаемости характерна для де- скрипторов «наличие счастливой семьи», «наличие любимой (пре- стижной) работы», «уважение со стороны других людей», «профес- сиональные достижения (карьерный рост)». При определении успеш- ности отмечают «умение преодолевать трудности», «счастье» и де- скриптор, который не встречается при определении других понятий,
– это «уровень достигнутого успеха» (10 % испытуемых).
Таким образом, даже в обыденном сознании молодежи понятие
«успех» скорее связывается с объективно достигнутыми результата-
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20