Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первые дни новой власти были приняты и другие основополагающие акты, касающиеся фундаментальных экономических и политических аспектов.
Так, принятый на второй день после победы Октябрьского вооруженного восстания, 26 октября (08 ноября) 1917 г. «Декрет о земле»34, предоставил всем трудящимся гражданам (без различия пола), беспрецедентное право уравнительного землепользования, упразднил право частной собственности на землю и ввел запрет наемного труда.
Через неделю (2(15) ноября 1917 г.) вступила в силу «Декларация прав народов России»35, которая упраздняя всякие национально-этнические ограничения прав личности, провозглашая:
-
равенство и суверенность народов России; -
право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; -
отмена всех национальных и религиозных привилегий и ограничений; -
свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.
Но первым, по-настоящему крупным актом, советской власти, имевшим учредительный характер, стала «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая 12 (25) января 1918 г36. Вплоть до принятия Конституции 1918 г. она выполняла роль основного закона, ввиду чего зачастую именуется «малой» советской конституцией.
В Декларации были зафиксированы основы нового государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
В самом названии этого акта просматривается попытка провести параллель с буржуазно-либеральными декларациями, выработанными в конце XVIII века (в США времен становления независимости и в революционной Франции). Но эти совпадения, прослеживаются только лишь в названии. В содержательном плане данный учредительный акт преимущественно был посвящен юридическому закреплению факта установления Советской власти, объявлению ее политических принципов и целей, в то время, как собственно о правах человека в их современной общепринятой трактовке здесь говорилось не так уж и много. Кроме того уже из самого названия этого документа следовало, что в нем шла речь о правах наиболее крупной части российского общества - трудящихся (рабочих, крестьян), что подразумевало изъятие из-под его действия всех «нетрудовых» элементов (дворянства, буржуазии, духовенства, царской бюрократии, зажиточной интеллигенции и сопутствующих им социальных групп).
Так, в норме п.1 ст. 2 Декларации развивалось положение «Декрета о земле», касательно того, что весь земельный фонд «…передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования»37.
Важно при этом еще раз отметить, что трудящиеся (в большинстве своем, разумеется, являвшимися крестьянами) наделялись лишь правом пользования землей («землепользования»), но ни в коем случае не правом частной собственности. Более того, как раз этой же нормой ст.2 подтверждалось окончательное и бескомпромиссное упразднение института частной собственности на землю, провозглашенное в Декрете о земле. При этом весь земельный фонд, равно как и «…все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, все поместья и сельскохозяйственные предприятия» объявлялись «…общенародным достоянием»38, то есть публичной (государственной) собственностью.
П..3 ст. 2 Декларации наделял трудящихся правом рабочего контроля (над производством и распределением продуктов и связанными с ними процессами в промышленности). Такой контроль был актуален в первые месяцы Советской власти, когда наблюдался стихийный захват рабочими промышленных предприятий, на которых они трудились. Рабочий контроль в дальнейшем был переформатирован новыми властями в одно из направлений так называемой «красногвардейской атаки на капитал» - политики, направленной на борьбу с производственным саботажем «старорежимной» технической и управленческой администрации, а также на экспроприацию (изъятие) частных промышленных предприятий с целью их скорейшей национализации в пользу рабоче-крестьянского государства.
В п. 1 ст. 3 рассматриваемого акта, был упомянут принцип свободного самоопределения наций, который перекликается с одноименным правом, относимым нынешним конституционализмом XXI века к так называемым «коллективным» правом или правам «третьего поколения».
3) 10 июля 1918 г. V съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР.
Она состояла из 6 разделов.
Конституция закрепила:
-
Политическую основу государства – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. -
Диктатуру пролетариата в форме Республики Советов (ст. 1, 9). Большевистский теоретик и видный революционер Н.И. Бухарин в работе «Теория пролетарской диктатуры» рассматривал данную диктатуру как «форму власти, наиболее резко выражающую классово-репрессивный характер этой власти». -
Новую, классовую, пролетарскую демократию (демократию только для трудящихся). -
Национализацию земли, банков, лесов, недр, вод, части промышленности и транспорта; -
Введение рабочего . -
Аннулирование внешних займов (ст. 3). -
Федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11). -
Наделение всех граждан равными правами независимо от расовой и национальной принадлежности, пола (ст. 22). -
Церковь отделялась от государства, а школа – от церкви; свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды предоставлялась всем гражданам39.
Высшими органами власти в стране являлись:
-
Всероссийский съезд Советов; -
в период между съездами – ВЦИК; -
ВЦИК образовывал Совет Народных Комиссаров для общего управления страной.
Все эти органы наделялись законодательными полномочиями, т. е. разделения властей не предусматривалось.
На местах власть принадлежала:
-
областным; -
губернским; -
уездным; -
волостным съездам Советов; -
городским и сельским Советам.
Каждый из названных съездов и советов формировал исполнительный орган - исполнительный комитет (исполком) – областные исполкомы, губернские исполкомы, городские исполкомы и др.).
Местные Советы обладали всей полнотой власти в решении своих местных вопросов, вместе с тем на них возлагалось «проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов советской власти» (ст. 61).
Выборы во все звенья Советов, за исключением городских и сельских, были
-
многостепенными, -
не всеобщими, -
не прямыми, -
не равными, -
как правило, не использовалось тайное голосование. -
рабочие имели преимущество, по сравнению с крестьянами, в нормах представительства при выборах в органы власти. Например, во Всероссийском съезде Советов 1 депутат от городского совета (как правило представлял рабочих) представлял 25 тыс. избирателей, а один депутат от губернских советов (то есть от сельских жителей) – от 125 тыс. жит. Соотношение 1 к 5 позволяло депутатам от рабочих не «тонуть» среди депутатов от «менее сознательного» крестьянства.
Конституция лишала избирательных прав около 5 млн. чел., в том числе:
-
лиц, использующих наемный труд; -
живущих на нетрудовые доходы; -
частных торговцев; -
священнослужителей; -
бывших офицеров, жандармов, служащих полиции.
Конституция закрепила обязанности граждан:
-
обязательный труд («кто не работает – тот не ест»); -
защиту социалистического Отечества.
Особенностью первой Советской Конституции 1918 г. была ее очевидная идеологичность. Кроме того, этой конституцией провозглашались определенные программные положения. Она не только фиксировала уже завоеванное советской властью, но и ставила некоторые важнейшие задачи на будущее: уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы (ст. 3), создание действительно свободного, полного и прочного союза трудящихся всех наций России (ст. 8) и др.
О государственном праве собственно России (РСФСР) можно говорить только относительно периода до 1922 г., т. е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, у нее в отличие от других союзных республик не было даже своего высшего партийного органа — все вершил союзный ЦК ВКП(б), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием союзных конституций 1936 и 1977 гг. были приняты и их, по сути, кальки – конституции союзных республик, в том числе конституции РСФСР 1937 и 1978 гг., закреплявшие ее определенную автономию и создавшие свою республиканскую систему органов власти и управления, а также судов. Но практически они были жестко встроены в централизованную систему власти Союза ССР, являвшегося фактически унитарным государством.
3) Новым шагом в отечественного конституционализма было принятие «союзной»Конституции СССР 1924 года.
Она была принята в связи с созданием нового государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Его учредили посредством объединения четырех возникших на обломках Российской Империи советских республик:
-
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР); -
Белорусской Советской Социалистической Республики(БССР); -
Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР); -
Украинской Советской Социалистической Республики (УССР).
29 декабря 1922 г. в Москве работала конференция полномочных делегаций этих четырех республик. На ней были утверждены проекты Декларации и Договора об образовании союзного государства. Утвердил эти акты об образовании СССР I Всесоюзный съезд Советов, который состоялся 30 декабря 1922 г.
Съезд здесь же избрал Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР - однопалатный орган власти в составе 371 представителя республик по пропорциональному принципу. ЦИК получил верховные полномочия на период между съездами Советов. Также был сформирован Президиум ЦИК, которому поручалось разработать Положения о наркоматах СССР, о СНК и Совете Труда и Обороны, о ЦИК и его членах, проекты флага и герба СССР.
Также было принято решение о разработке проекта новой, «союзной» конституции.
Проект первой общесоюзной Конституции рассмотрели и одобрили сессии ЦИК России, ЗСФСР, Украины и Белоруссии, а 6 июля 1923 г.40 он был утвержден и введен в действие II сессией ЦИК СССР.
13 июля ЦИК СССР в «Обращении ко всем народам и правительствам мира» известил о создании СССР и начале деятельности первого состава Совнаркома СССР.
В состав Совнаркома вошли также 10 наркомов СССР — руководители 5 общесоюзных и 5 объединенных наркоматов.
Упразднен Наркомат по делам национальностей (Наркомнац) РСФСР.
В дальнейшем функции комиссариата выполняли
-
Совет национальностей ЦИК СССР -
отдел национальностей при Президиуме ВЦИК, -
постоянные комиссии по делам национальных меньшинств в республиках, при областных и краевых исполкомах.
В январе 1924 г. прошли съезды Советов союзных республик, ратифицировавшие Конституцию СССР.
Окончательно утвердил текст Конституции II Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г.
В ней закреплено единство законодательной и исполнительной власти. В этом проявилось неприятие большевиками «буржуазного» принципа разделения властей.
Как и первая Конституция РСФСР 1918 г., она носила ярко выраженный классовый характер.
Верховный орган государственной власти - съезд Советов состоял из:
-
делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей); -
и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей). Этим обеспечивалась «руководящая роль рабочего класса».
Классовый характер Конституции четко просматривался в избирательном праве, которое было всеобщим только для трудящихся.
Выборы были многоступенчатыми.
Не избирали и не могли быть избранными:
-
лица, использовавшие наемный труд или жившие на нетрудовые доходы:
-
частные торговцы, -
монахи и профессиональные служители религиозных культов всех исповеданий; -
бывшие полицейские и жандармы, -
лишенные избирательных прав по суду; -
душевнобольные.
В период между съездами Советов верховная власть в СССР принадлежала ЦИК, который являлся двухпалатным органом:
-
Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально их населению (414 чел.); -
Совет Национальностей комплектовался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой).
Обе палаты были равноправны. Любой законопроект получал силу закона лишь в случае его одобрения каждой из палат.
ЦИК являлся как исполнительным, так и законодательным органом. В качестве верховного органа он обладал компетенцией равной съезду Советов СССР (кроме тех, которые исключительно принадлежали съезду). По конституции сессии ЦИК должны были работать 3 раза в год.