Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 458

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся Президиум ЦИК СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат в количестве 21 человека. Важно отметить, что значение президиума всё больше возрастало по мере того, как съезды Советов и сессии ЦИК стали созываться реже. Поэтому президиум скоро стал решать вопросы, отнесенные к компетенции этих органов власти.

ЦИК СССР формировал правительство СССР – СНК, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом.

К ведению высших органов власти (Съезд, ЦИК, Совнарком) были отнесены

1. дела, связанные с внешними функциями государства:

  • международные сношения,

  • торговля,

  • защита границ;

2. хозяйственные дела:

общее управление народным хозяйством,

руководство его важнейшими отраслями;

3. вопросы урегулирования межреспубликанских отношений

вопросы решения важнейших социально-культурных проблем.

Наркоматы СССР разделялись на:

I. Общесоюзные

  1. по иностранным делам,

  2. по военным и морским делам,

  3. внешней торгов ли,

  4. путей сообщения,

  5. почт и телеграфов.

II. Объединенные (позднее называвшиеся союзно-республиканскими), руководили порученной им отраслью государственного управления через одноименные народные комиссариаты в каждой из союзных республик.

  1. ВСНХ (Высший совет народного хозяйства)

  2. продовольствия,

  3. труда,

  4. финансов

  5. рабоче-крестьянской инспекции,

Высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти союзных республик являлись Советы народных комиссаров, включающие соответствующие

  • союзно-республиканские

  • республиканские наркоматы.

В ведении союзных республик (и соответствующих республиканских наркоматов) находились:

  • внутренние дела;

  • земледелие;

  • просвещение;

  • юстиция;

  • социальное обеспечение;

  • здравоохранение.

На основе новой Конституции СССР 1924 г. разрабатывались и принимались конституции союзных и автономных республик.

  • апреле 1925 г. - Конституция ЗСФСР;

  • мае 1925 г. - Конституция РСФСР;

  • 1927 г. - принят Основной Закон Белорусской ССР;

  • в мае 1929 г. – Конституция Украинской ССР.

Некоторыми республиканскими конституциями предусматривалось создание автономных республик, автономных областей и автономных округов
- как формы самоуправления народов, особо нуждавшихся в поддержке центральной власти.

Иерархический федерализм (Союз-союзные республики- автономии), оформившийся в СССР с принятием Конституции 1924 г., объясняется фактическим неравенством народов.

Считалось, что он представлял собой ту необходимую форму, в которой пролетариат решал национальную задачу путем действенной и длительной «помощи отсталым народам» в деле их хозяйственного, культурного развития, в их переходе к социализму.

Поэтому распределение средств между нациями в СССР осуществлялось по правилу «больше тому, кто слабее». Подобный патернализм имел и негативные следствия, порождая иждивенческие настроения среди части населения и стремление местных элит обрести более высокий этнополитический статус (опасность сепаратизма «на законных основаниях»).

Конституция СССР 1924 г. принималась и в расчете на возможность расширения Союза по мере успехов революции в других странах. Она объявляла СССР интернациональным государством, открытым «всем советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем».

О надежде большевиков на создание «Федерации Советских республик всего мира» свидетельствовал государственный гимн «Интернационал».

Особенности Конституции 1924 г.:

1. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1918 г. устанавливали правовые основы принципиально нового государства, но, в отличие от первой российской Конституции (которая отказалась от предшествующего государственно-правового опыта), Конституция СССР опиралась на принцип преемственности.

2. Конституция СССР 1924 г. закрепила (в рамочной форме) правовой статус субъектов СССР и входящих в него союзных республик, и предоставила их гражданам «единое союзное гражданство», а также разграничила предметы ведения между центральной властью и субъектами. Вместе с тем в Конституции СССР отсутствовал термин «совместное ведение». Суверенитет союзных республик предполагал самостоятельное осуществление государственной власти самими республиками и ограничивался пределами, указанными в Конституции. В связи с этим в тексте Конституции СССР отсутствуют нормы о конституционно-правовом статусе граждан (правах и обязанностях), избирательном праве и др., поскольку подобные вопросы следовало конкретизировать в конституциях республик.

3. Конституция СССР закрепила основы правового статуса Верховного суда, однако этот факт вовсе не означал становление самостоятельной судебной власти в стране

. Советская идеология с самого начала жёстко критиковала и категорически отвергала идею разделения властей. Об этом много писали теоретики и практики большевизма. К примеру, известный советский юрист П.И. Стучка писал в статье «Пролетарское право» (1919): «Советская власть с 25 октября 1917 г. в РСФСР является одновременно властью законодательной и исполнительной, а равно и судебной. Она не отрицает технического деления труда, но она отказывается от лицемерных буржуазных теорий независимости одной власти от другой».

4. В названии Конституции СССР отсутствовало указание на форму государственного устройства. Английский исследователь Э. Карр писал по этому поводу: «В названии РСФСР было слово "федеративная", и к этой республике всегда относились как к федеративной. В Конституции СССР и в относящихся к ней официальных документах слов "федеративный" и "федерация" избегали. Тем не менее Советский Союз был по существу федерацией».

4) Новый этап в конституционном генезисе отечественной государственности принятие «сталинской»Конституция 1936 года«победившего социализма».

К середине 1930-х годов в стране произошли существенные экономические, социальные и политические изменения:

  • ликвидированы были многоукладность экономики,

  • ликвидированы остатки ранее (до 1917 г.) господствующих классов;

  • социально трансформировалось крестьянство, сформировались новая интеллигенция и новый правящий слой;

  • построена новая индустриальная и аграрная экономическая основа

  • революционно перестроена культура.

В связи с этим, 6 февраля 1935 г. – создана Конституционная комиссия на VII Всесоюзном съезде Советов, а к маю 1936 г. появился новый целостный проект Конституции.

Если прежняя Конституция СССР 1924 г. в юридическом плане состояла из 2-х частей: Декларации и Договора об образовании Союза ССР, то в 1936 г. был подготовлен принципиально новый акт - единая Конституция, охватывающей все стороны государственной и общественной жизни.

12 июня 1936 г. пленум ЦК партии и Президиум ЦИК, одобренный Проект Конституции, опубликован для всенародного обсуждения (продолжалось почти полгода), зарегистрировано около 170 тыс. предложений по изменению и дополнению текста.

5 декабря 1936 г. VIII съезд Советов утвердил проект Конституции
.

В соответствии в новым Основным Законом:

  • экономической основой государства объявлялась социалистическая собственность, существовавшая в двух формах — государственной и кооперативно-колхозной.

  • наряду с социалистической системой хозяйства закон допускал мелкое индивидуальное хозяйство, основанное на личном труде.

  • политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся (Статья 2)41.

  • закреплялась система, включавшая районные, городские, республиканские Советы (вместо прежних всесоюзных, республиканских и областных съездов Советов)

  • вершиной пирамиды государственной власти становился Верховный Совет СССР, (вместо прежнего ЦИК), как высший орган власти в СССР, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием и состоящий из двух равноправных палат.

  • одна из палат Верховного Совета— Совет Союза — избиралась по округам при норме один депутат на 300 тыс. жителей.

  • другая палата — Совет Национальностей — по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области, 1 депутат от каждого национального округа.

  • впервые в Конституции (ст. 126) определялись место и роль Компартии (Всесоюзной коммунистической партии (большевиков - ВКП (б)) в политической системе. Она объявлялась «передовым отрядом трудящихся», представляющим собой «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (конституционное закрепление монополии партии на политическую власть).

  • Основной Закон содержал перечень союзных, союзно-республиканских и республиканских наркоматов.

  • к первым относились наркоматы обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности.

  • ко вторым — наркоматы пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих колхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения.

  • ряд отраслей госуправления находился только в ведении союзных республик: просвещение, местная промышленность, коммунальное хозяйство, социальное обеспечение.


  • Главы Конституции, посвященные правам и свободам граждан явились одними из наиболее ярких и самобытных частей Сталинской конституции, так как содержащийся в них каталог прав и свобод был одним из самых полных и обстоятельных среди аналогичных перечней, наличествующих в конституциях зарубежных государств той эпохи.

Это нашло, в частности, выражение в существенном увеличении, в сравнении с Конституцией РСФСР 1918 г. и конституциями союзных республик, написанными после создания СССР (в том числе с Конституцией РСФСР 1925 г.), количества прав и свобод советских граждан. Конституция декларировала широкий круг гражданских и личных прав, включая :

  • право на труд42,

  • отдых,

  • образование,

  • материальное обеспечение в старости,

  • в случае болезни и потери трудоспособности.

  • Объявлялось равноправие всех граждан независимо от их:

  • национальности и расы во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни,

  • равноправие мужчин и женщин

  • Конституция впервые говорила:

  • о неприкосновенности личности, жилища

  • и охране тайны переписки (ст. 127, 128)43.

  • Ст. 12 закрепляла неравноправие между верующими и неверующими. За первыми уже не признавалось право вести религиозную пропаганду, им гарантировалась лишь свобода отправления религиозных культов. Вторые же имели по закону право вести антирелигиозную пропаганду.

  • Ст.134 провозглашала отмену ограничений советской демократии, свойственных переходному периоду. То есть фактически впервые после 1918 года, в советской политической истории отменялось ранее практиковавшееся исключение из политической жизни каких-либо категорий населения («лишенцев»)44, кроме осужденных судом и умалишенных. Устанавливался избирательный принцип «один человек - один голос» - выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся должны были отныне проводиться избирателями на основе всеобщего, равного45 и прямого46 избирательного права при тайном голосовании47. Один из советских лидеров В.М. Молотов даже назвал новую избирательную систему «советским парламентаризмом»48, так как она существенно напоминала западные демократии.

  • НО (!) в избирательных бюллетенях было только по одному кандидату (безальтернативные выборы) (несмотря на предложение Генерального секретаря ВКП(б) ввести альтернативные выборы, партийное руководство регионов настояло на их безальтернативном варианте49).

  • Активное избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет, а пассивное - с 23 лет (ст.135). Граждане также наделялись «обратными» избирательными полномочиями – правом отзыва депутатов.