Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме того, дела о соответствии Конституции РФ международных договоров, не вступивших в, разрешаются Конституционным Судом РФ. Если этот суд признает их несоответствующими Конституции, то такие договоры не подлежат введению в действие и применению.

К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а также Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (1999 г.)28 и акты других объединений части государств СНГ и России. Правовые акты конституционного характера в будущем будут приниматься Межпарламентской ассамблеей, Парламентом Союзного государства России и Белоруссии и соответствующими и исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия и юридическая сила пока не определены.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ источником российского права, в том числе его конституционной отрасли, установлены помимо международных договоров еще и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Эта включенная в Конституцию РФ формулировка об общепризнанных принципах и нормах международного права, как источнике российского права таит в себе много неясностей, поскольку ни в отечественном праве, и нигде в мире не существует общепринятого определения этих принципов и норм. Таковыми как правило называют принципы Устава Организации Объединенных Наций и некоторые другие, содержащиеся в международных нормативных актах договорного характера, признанных Россией. В таком случае это разновидность норм международных договоров, о которых говорилось выше.

Существуют, однако и некие универсально признанные (т. е. подавляющим большинством государств) нормы, которые для РФ, не участвующей в их принятии не порождает обязанности соблюдать их. Ведь эти нормы-принципы не нашли своего закрепления во внутреннем российском праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре. К таковым, например, можно отнести аморфные, четко не зафиксированные принципы «что не запрещено законом, то не запрещено», толерантности, экологизма и т.п.

Поэтому многие исследователи справедливо задаются вопросом: существуют либо вообще общепризнанные принципы и общепризнанные нормы международного права, а если существуют, то каково их содержание и степень их обязательности для России.

2. Для конституционной практики Российской Федерации характерны внутренние договоры и соглашения. Источником конституционного права остается Федеративный договор от 31 марта - 01 апреля 1992 г., которым были разграничены предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов. Но этот Договор, как и другие договоры между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, действует только в случае соответствия его положений положениям Конституции РФ.


Кроме того, в 1990-е гг. около 40 субъектов РФ заключили договоры с Российской Федерацией о разграничении полномочий (многие положения этих договоров были спорными), но в 2001—2002 гг. большинство субъектов РФ от этих договоров отказались29.

4) Судебно-правовые источники конституционного права РФ. К числу источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций и уставов, законов и других нормативных актов субъектов Федерации и некоторых других актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, по существу он таковым является. Существует презумпция конституционности каждого закона, но любые акты или их отдельные положения, признанные Судом неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции международные договоры не подлежат введению в действие и применению.

Т.е. решения Конституционного Суда РФ хотя в строгом смысле слова и не являются нормативными актами, но поскольку они вносят изменения в действующую систему правовых норм (устраняют нормы, противоречащие Конституции, и имеют характер общеобязательных), то по своей юридической силе они сходны с законами30. Некоторые специалисты даже называют Конституционный Суд «негативным законодателем», в том смысле, что на основе его решений законодатель должен отменять неконституционные нормы.

До недавнего времени источникам конституционного права являлись решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Однако, с 01 января 2023 года эти суды были упразднены и теперь в качестве источника могут использоваться лишь те их решения, которые были приняты до этой же даты – 01 января 2023 года31.

Что касается системы судов общей юрисдикции, возглавляемой Верховным Судом РФ, то их решения в силу конституционного принципа независимости судей, подчиняющихся только Конституции и федеральному закону, не могут обладать общеобязательной нормативной силой, т. е. быть обязательными для решения дел нижестоящими судами.



Судебный прецедент вообще не признается у нас источником конституционного права, это характерно только для англосаксонских стран (США, Англия и др.), где прецеденты играют важную роль в единообразии судебной защиты прав и свобод граждан на всей территории государства. Но объем и основания подсудности общих судов постоянно расширяются.

Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. была признана конституционной практика вынесения решений судами общей юрисдикции об объявлении недействующими законов субъектов РФ, противоречащих федеральным законам.

Верховный Суд при определенных условиях вправе отменять постановления Правительства РФ, он принимает к производству многие дела, имеющие отношение к конституционным правами свободам, дает разъяснения по судебной практике, часто имеющие по существу преюдициальное значение. И хотя прецедентная сила этих решений в стране не признана, и единообразная практика пока не сложилась, они должны в своей совокупности рассматриваться как источник конституционного права. Таким источником, например, является постановление Пленума Верховного Суда РФ О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия от 31 октября 1995 г., в котором судам разъясняется порядок непосредственного применения Конституции РФ при рассмотрении конкретных судебных дел.32

5) Конституционно-правовой обычай – устойчивое правило сложившееся в течение его длительного применения в сфере конституционных правоотношений; непредусмотренное законодательством обязательное правило поведения субъектов конституционно-правовых отношений в типичных конституционных ситуациях. Конституционный обычай выполняет функцию компенсации неурегулированности правом различных политических вопросов. Они компенсируют нечеткость конституционных норм и выполняют важную стабилизирующую функцию33.

Этот крайне редкий для конституционного права РФ источник, тем не менее является традиционным для российской правовой системы и его использование в сфере конституционного права не противоречит общепринятым в отечественном праве подходам.

В качестве примера такого конституционно-правового обычая можно привести неиспользование Конституционным судом РФ предоставленного ему законом полномочия выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Такое полномочие предоставлено данному суду начиная с 1994 года. Однако сложился правовой обычай (неписанное правило), что Конституционный суд вот уже почти тридцать лет из соображений беспристрастности не пользуется этим законным полномочием.


Некоторые правовые обычаи впоследствии «переносятся» из неписанного формата в формат норм нормативных правовых актов. Например, в конце 1980-х – начале 1990-х годов в отечественной практике сформировался правовой обычай, согласно которому первое заседание вновь избранного представительного органа открывает старейший по возрасту среди вновь избранных депутат. В последствии соответствующая норма появилась в ч.3 ст.99 Конституции РФ 1993 г.

В конституционном праве ряда зарубежных государств в качестве источника конституционного права признают доктрины (взгляды крупных ученых-юристов). Это связано со структурой права, сложившейся в этих странах исторически. Но в российской конституционно-правовой теории и практике такой подход пока не находит признания.


    • История развития отечественного конституционного (государственного) права в XX веке


1) После революции 1905–1907  гг. Россия перестала быть классической абсолютной монархией, но не стала и классической парламентской монархией. Фактически Россия была дуалистической («думской») монархией, сходной по своему устройству с некоторыми современными арабскими монархиями. Её политическое устройство определялось «Основными Государственными Законами», «Высочайше утверждёнными» Николаем II 23 апреля 1906 г., которые сегодня многие рассматривают как первую конституцию России.

В пункте 4 Главы Первой «О существе Верховной Самодержавной Власти» недвусмысленно сказано: «Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть», повиноваться которой «Сам Бог повелевает» [8]. В его руках была сосредоточена вся исполнительная власть и большая часть законодательной. Члены Совета министров во главе с его председателем назначались монархом и были ответственны перед ним, а не перед Думой. Согласно «Основным Государственным Законам», Император определяет основные направления внутренней и внешней политики, единолично «объявляет войну и заключает мир, а равно и договоры с иностранными государствами». Законодательную власть он осуществляет «в единении с Государственным Советом и Государственною Думою», но при этом «без Его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения» и лишь «по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать пересмотру».

Фактически Дума была лишь законосовещательным органом при Императоре, что не устраивало обе стороны и приводило к острым конфликтам. Достаточно сказать, что первая дореволюционная Дума проработала лишь 720 дней, а вторая и вовсе только 103 дня.

2) Отечественное конституционное (государственное) право советского периода начало складываться после свершения Великой Октябрьской социалистической революции 25-26 октября 1917 года, II Всероссийский съезд Советов принял, Постановление опубликованное 27 октября 1917 года (иногда именуемое Декретом о власти), в котором оформлялась принципиальная смена власти с буржуазно-демократической формы (власть буржуазного Временного правительства объявлялась низложенной) на советскую социалистическую (власть нового Советского государства). В связи с чем этот же Съезд 26-27 октября (8-9 ноября) 1917 г. создал первые высшие органы этого нового государства – Съезд советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), Совет народных комиссаров ((СНК) и народные комиссариаты (наркоматы).