Файл: Программа иг "Весь" 2014 удк 159. 9 Ббк 88. 6 Кнаус У.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
80 3.
Что вы получили в результате? Что вы сделали бы по-другому в
следующий раз?
1.
2.
3.

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
81
Глава 10
Как разрушить связь между
когнитивными процессами и тревогой
Психолог из Лас-Вегаса Джон Гейс в частной беседе рассказал мне историю про однояй- цевых близнецов на океанском пляже. Один из них весело подпрыгивал. Он с громким криком понесся к волнам. Другой цеплялся за мать. Она держала его за руку и пыталась подвести к воде. На его глазах появились слезы, и он уперся пятками в песок.
Почему близнецы по-разному реагируют на воду? Один мальчик считает ее забавной,
тогда как другой рассматривает как угрозу. То, как мы воспринимаем различные явления, вли- яет на то, что мы чувствуем. Не только Гейс указывает на это.
Греческий философ Аристотель сказал, что люди сами придумывают превосходство,
гнев и стыд (Jebb, 1909).
Древние стоики полагали, что эмоциональные страдания вызваны ложными суждениями
(Epictetus, 2004).
Психолог Магда Арнольд (Arnold, 1960) предположила, что эмоции являются результа- том оценки событий.
Психолог Ричард Лазарус (Lazarus & Lazarus, 1994) считал, что эмоции вызваны оцен- ками, когда мы принимаем во внимание наше благополучие.
Одни эмоции достались нам от доисторического прошлого, тогда как другие отражают наши современные социальные представления, убеждения и оценки. Когда дело касается совладания с тревогами и страхами, важно учитывать и примитивные эмоции, и современные,
основанные на оценке.
Пятишаговый метакогнитивный подход
Действия и эмоции соответствуют тому, что вы думаете. Но адекватны ли ваши мысли?
Неприятные чувства, которые являются результатом ошибочных интерпретаций и убеждений,
требуют критической оценки.
Если тревога – это результат того, как вы определяете и оцениваете ситуацию, вызываю- щую тревогу, выполните метакогнитивную переоценку. Подумайте о своих мыслях, найдите убеждения, вызывающие тревогу, и способы устранить ошибочные убеждения. Впечатляющее количество людей игнорирует эту последовательность шагов.
Как вы можете понять, что у вас тревожные мысли? Вы можете понять это по их результа- там. Вы чувствуете их! Используйте следующий пятишаговый метакогнитивный подход, чтобы распознать и затем нейтрализовать тревожные мысли.
1. Определите активатор тревоги – это то, что вызывает тревожные чувства, например,
изменение в настроении или ожидание пугающей ситуации.
2. Поразмышляйте над тем, что вы понимаете или о чем думаете. Преувеличиваете ли вы опасность, как напуганный близнец у океана?
3. Отделяйте вымысел от фактов. Вы можете рассматривать надвигающуюся ситуацию как что-то ошеломляющее. Запишите, что вы должны говорить самому себе, чтобы почувство- вать себя ошеломленным. Говорите ли вы: «Для меня это слишком»? Если это так, что значит
«слишком»? Вы имеете в виду напряжение?
4. Переоцените ситуацию с точки зрения совладания. Рассмотрите разумные и реа- листичные альтернативные возможности, которые противостоят убеждениям, вызывающим паразитическую тревогу.


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
82 5. Развивайте эмоциональную устойчивость, позволяя себе испытывать такие эмоции,
как тревога, страх и депрессия, которые, по вашему мнению, вы не можете выдержать.
Полезный совет: осознавайте то, что вы делаете
Живущий в Сан-Диего калифорнийский первосвященник доктор
Джордж Морелли – клинический психолог и автор книги «Исцеление. Том
2. Размышления для духовенства, капелланов и консультантов». Джордж дает совет по осознанности.
«В литературе по когнитивным исследованиям описан клинический инструмент, называемый осознанностью, который можно использовать,
чтобы избавиться от вредных привычек и преодолеть неприятные эмоции,
например, тревогу. Осознанность – это „осведомленность, которая возникает в результате намеренного и безоценочного сосредоточения внимания на текущих переживаниях“ (Kabat-Zinn, 2003).
Для того чтобы идти по пути осознанности, выполните следующие шаги.
1. Сосредоточьтесь на сенсорных и физических аспектах настоящего момента.
2. Осознайте паттерны мышления, чувства и физические ощущения и научитесь проводить границу между ощущениями, мыслями и чувствами.
3. Практикуйтесь в принятии решений, основанных на сделанном вами выборе, которые выглядят правильными и которые не будут без необходимости ущемлять права других.
Когда вы помните о цели – о том, чего вы хотите достичь, – тревоги и страхи становятся очевидными барьерами, которые вы можете преодолеть на пути к выполнению важной задачи».
Случай Кена
Клиент по имени Кен страдал от тревоги после того, как с ним
рассталась его давняя подруга. Кен чувствовал себя опустошенным и
подавленным этой потерей. Он беспокоился, что никогда никого не сможет
полюбить. Он использовал пятишаговый метакогнитивный подход, чтобы
нейтрализовать тревогу, вызванную этой потерей, и освободиться от
ненужных страданий.
Пять метакогнитивных шагов Кена для повышения эмоциональной устойчи-
вости к тревоге, вызванной разрывом отношений

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
83
Сложно пережить предательства и потери. Гнев, тревога, неуверенность в себе и поиски виновных входили в набор эмоций Кена. Но время излечивает большинство ран. Ситуативные эмоции, которые когда-то были актуальны, в конечном счете исчезают. Мучения становятся терпимыми. Извлеченные уроки переносятся на следующую ситуацию. Жизнь продолжается.
Упражнение: пятишаговый метакогнитивный подход
Теперь ваша очередь попробовать пятишаговый метакогнитивный подход. Выберите проблему. Обратите внимание на тревожные мысли.
Сопротивляйтесь тревоге с метакогнитивной точки зрения, отделяя факты от вымысла (следите за преувеличениями). Развивайте способность к совладанию, уменьшая ненужные негативные переживания и осознавая различные части общей картины. Развивайте внутреннюю устойчивость,
не пытаясь подавлять эмоции, которые адекватны ситуации. Используйте следующую таблицу, чтобы отмечать свои успехи.
Пять метакогнитивных шагов для повышения эмоциональной устойчивости


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
84
Эмоции могут быть естественными, они могут вызывать мысли о себе или появляться на основе того, как вы оцениваете ситуацию. Когнитивные оценки и эмоции также могут подпи- тывать друг друга. Позже мы вернемся к этому вопросу.
Разрушение паттернов кругового мышления
Тревога обычно сопровождается круговым мышлением. Вы занимаетесь круговым мыш- лением, когда эмоции подтверждают ошибочное предположение: «Я боюсь, что под моей кроватью привидение. Поскольку я испытываю это чувство, то под моей кроватью есть при- видение». Эти круговые мысли принимают крайние формы. Использование чувств для под- тверждения убеждения, которое их вызывает, – сомнительная практика.
Вот обычная круговая петля. Вы сталкиваетесь со значимой, но неопределенной ситуа- цией. Вы ожидаете ужасный результат. Вы чувствуете тревогу. Вы действуете, как будто ваши тревоги подтверждают худший сценарий.
Один из способов вырваться из круга – сделать достаточно долгую паузу, чтобы заме- тить, что у вас круговое мышление. Если вы предварите свой вывод фразой: «Я предпола- гаю» («Поскольку я чувствую страх, я предполагаю, что под моей кроватью привидение»), вы сможете помешать этой идее стать неоспоримым убеждением.
Использование воображения Для управления тревогой
Когда вы тревожитесь об одном и том же, сосредоточьтесь на себе. Есть вероятность, что вы услышите сценарии тревоги, которые построены вокруг когнитивных и поведенческих тем.
Если это так, то вы можете переписать свой сценарий, чтобы создать новый функциональный рассказ.
Упражнение: самоутверждайтесь
Вообразите себя окруженным тревогами, и каждая из них играет роль в ежедневном представлении. Среди актеров есть социальная тревога, тревога из-за неуверенности в себе, страх перед потерей контроля и много других противоречивых персонажей, каждый из которых читает свой сценарий. Дайте имя каждому из них. Представьте, что все формы тревоги читают сценарии сериалов. Какова главная тема каждого сценария? В нем есть преувеличение?
Каковы его начало, середина и конец?
Постарайтесь дать каждой тревоге голос человека, которого вы не уважаете. Может ли изменение интонации сделать голос тревоги непривлекательным?
Теперь сделайте главным персонажем голос разума. Напишите для него сценарий. Что думает персонаж, которого зовут Разум? Что чувствует Разум?
Что делает Разум? Совет: когда переписываете сценарий, действуйте так, будто вы хозяин своей судьбы, и затем подавляйте любые споры с персонажами тревоги, объясняя, почему это так. Например, вы можете изменять мысли,
выдерживать напряжение и действовать в своих интересах.
Вот еще одна идея: вы можете спросить у каждой тревоги: «Почему ты мешаешь позитивным изменениям и продвижению вперед?» Отдельно рассмотрите ответы, основанные на неубедительной логике. Опровергните их.


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
85
Борясь таким способом с тревогой, вы можете изменить свою точку зрения. Вы также можете использовать воображение, чтобы отвести голосу разума более важную роль. Если вы представите образ разума, когда у вас появляются мысли, вызывающие тревогу и страх, вам будет легче изменить сценарий тревоги.
Разрешение конфликта между приближением и избеганием
Радость и тревога – полные противоположности (Lench, Flores & Bench, 2011). Радость
– эмоция приближения. Тревога – эмоция избегания. Неудивительно, что легче добиваться успеха, когда вы радуетесь, и радоваться, когда вы достигли успеха (Lyubomirsky, King &
Diener, 2005). Именно поэтому вы склонны использовать возможности, которые вы связыва- ете с благоденствием и радостью. Вероятно, вы избегали бы тех же самых ситуаций, если бы рассматривали их как угрозы.
Когда вы боитесь того, чего хотите, вы можете чувствовать себя зажатым между молотом и наковальней. Например, вы чего-то хотите, но связываете приближение к этому с диском- фортом и хотите избежать ощущения дискомфорта. У вас возникает конфликт между прибли- жением и избеганием. Если вы сможете научиться приближаться к проблемам, заслуживаю- щим внимания, которых обычно избегаете, вы повысите свои шансы на успех и счастье. Есть много способов сделать это. Один из них состоит в том, чтобы взвесить варианты.
Упражнение: весы правосудия
Вспомните важную цель, достижение которой вызывает у вас тревогу.
Например, вам предстоит собеседование для устройства на работу, которая вам нужна (состояние приближения). Вы боитесь, что не пройдете собеседование (состояние избегания). Вы колеблетесь между желанием и тревогой. Вы чувствуете, что оказались в тупике. Как вы разрешите этот классический конфликт между приближением и избеганием?
Предположим, что вы держите в руках весы правосудия. На одной чаше лежит «приближение», а на другой – «избегание». Вы понимаете, что приближение к цели более важно, чем избегание страха, однако на данный момент страх оказывается тяжелее. Можете ли вы склонить чашу весов в пользу приближения?
Представьте, что выгоды от достижения цели и выгоды от избавления от страха написаны на камешках. Ценность избегания написана на тонкой бумаге.
Для каждого листка тонкой бумаги есть соответствующий камень.
Представьте, что на каждом камне описана выгода. (Если бы вашей целью была новая работа, то на камне могло бы быть написано: «лучшая оплата» или «лучший режим работы». Некоторыми из выгод от преодоления страха могли бы быть лучший самоконтроль, повышение самоэффективности и меньшее напряжение от ненужных страхов.) На тонкой бумаге также есть надписи, например: «облегчение в результате избегания». Опишите, что лежит на каждой чаше ваших весов правосудия.


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
86
В этом упражнении выгоды от приближения перевешивают выгоды от избегания. Вполне допустимо решать проблему таким способом, особенно если в прошлом вы действовали себе во вред. Помогает ли этот пример понять,
как склонить чашу весов в нужную вам сторону?
Всякий раз, когда вы ставите избегание выше приближения к цели, вспомните о примере с весами правосудия. Однако вы не продвинетесь дальше этого разумного представления, если не сделаете необходимые шаги к успеху.
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
Запишите, что вы узнали из этой главы и какие действия планируете предпринять. Затем опишите, к чему привели эти действия и что вы получили.
Каковы три главные мысли этой главы?
1.
2.
3.
Какие три основных действия вы можете предпринять, чтобы
бороться с конкретной тревогой или страхом?
1.
2.
3.
К чему приводят эти действия?
1.
2.
3.
Что вы получили в результате? Что вы сделали бы по-другому в
следующий раз?
1.
2.
3.

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
87
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19