Файл: Программа иг "Весь" 2014 удк 159. 9 Ббк 88. 6 Кнаус У.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 464

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
45
Этих трех примеров было достаточно, чтобы убедить Боба, что он склонен делать поспешные выводы. Он отметил, что слишком много пил, чтобы снять напряжение, когда бес- покоился. Ему определенно следовало разобраться с этой проблемной привычкой. Упражне- ние с ведением записей открыло ему глаза на то, что он должен изменить.
Упражнение: таблица ситуаций и
процессов, связанных с тревогой
Составьте таблицу процессов, описав некоторые примеры ситуаций, в которых вы тревожитесь или беспокоитесь, мысли об угрозе, эмоциональные реакции и действия.
Описание этих процессов может помочь вам лучше увидеть паттерны, которые вы хотите сломать.
Исследование альтернативных гипотез
Когда тревоги и страхи вызваны пугающими мыслями, один из способов изменить этот процесс состоит в том, чтобы придумать альтернативные гипотезы или более позитивные предположения о том, что может быть на самом деле.
Предположим, что вы получили уведомление о заказном письме и понятия не имеете,
о чем оно. Обратный адрес не указан. Вы можете сделать поспешный вывод, что письмо от адвоката, который собирается предъявить вам иск. У вас нет никаких доказательств, но вы полагаетесь на веру.
Каковы альтернативные гипотезы? Заказное письмо могло быть официальным извеще- нием, что сосед заявил о несогласии со строительством гаража. Возможно, вы забыли обно- вить разрешение на содержание домашнего животного и получили уведомление. Письмо может

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
46
быть сообщением о неожиданном наследстве, отправленным душеприказчиком вашего род- ственника, с которым вы давно потеряли связь.
Следующий шаг – сбор фактов, позволяющих увидеть, какая гипотеза верна, если тако- вые вообще имеются. Вы распечатываете и читаете письмо. Как только вы узнаете, что проис- ходит, вы имеете возможность выбрать образ действий.
Пример заказного письма показывает, как определить, есть у вас проблема или нет. Воз- держание от оценок до тех пор, пока вы не получите факты, обычно полезно в случае неопре- деленности, когда вы понятия не имеете о том, что впереди, даже в отдаленной перспективе.
Работа с катастрофическим мышлением
Альберт Эллис использует термин «катастрофизация», чтобы описать человеческую склонность остро реагировать на ситуации или превращать незначительную угрозу в большое несчастье: учащенное сердцебиение означает, что у вас сердечный приступ; неспособность выкинуть из головы песню означает, что вы сходите с ума. Эллис считает, что такое мышление распространено среди людей, которые страдают от постоянной тревоги (Ellis, 2000).
Вы когда-либо задавались вопросом, почему вы катастрофизируете? Вы видели, что член вашей семьи склонен делать из мухи слона? Вы научились этому из фильмов? Это могут быть важные факторы. Но есть и еще один. Если вы легко пугаетесь, возможно, вы склонны к ката- строфизации и вам трудно избавиться от негативных мыслей (McMillan et al., 2012). Хотя вы не можете легко изменить склонность пугаться, вы можете научиться избавляться от негатив- ных мыслей.
Катастрофизация идет рука об руку с мнительностью, означающей склонность к мыс- ленному усугублению плохих ситуаций (Ellis & Harper, 1997). Вы можете использовать для описания событий паникерские слова, такие как «ужасный» или «кошмарный». В таком случае вы сообщаете себе, что дела обстоят очень плохо. Подумайте еще раз. Мнительность усиливает то, что вам не нравится. С другой стороны, смягчение выражений могло бы принести вам зна- чительную пользу. Например, замените «ужасный» на «неприятный» и посмотрите, изменится ли что-нибудь.
Подумайте о том, как вы думаете
В катастрофическом состоянии вы, вероятно, сосредоточиваетесь на том, что вас беспо- коит, и не анализируете свои мысли. Если вы обнаруживаете, что катастрофизируете, поду- майте о своем мышлении.
Поскольку катастрофизация добавляет к ситуации негативный смысл, вы можете смяг- чить свои мысли, удалив его. Это можно сделать, начав с общего утверждения о последствиях тревоги в настоящий момент, и затем спросить себя, что произойдет дальше. Подход «а что дальше?» поможет ослабить катастрофическое мышление.
Предположим, вы не сдали важный экзамен. Вы можете сказать себе, что это полный крах. Вы можете предположить, что люди, которые узнают об этой неудаче, будут убегать от вас, как будто у вас заразная болезнь. Но верно ли хоть что-то из этого?
Возьмем общее утверждение «Это полный крах». Если вы говорите себе это, то можете подвергнуть сомнению свое мнение, спросив: «А что дальше?» Вы можете сделать вывод: «Я
буду несчастным». А что дальше? «Вероятно, я вернусь к нормальной жизни». А что дальше?
Вы можете сделать вывод: «Я все выучу и буду сдавать экзамен еще раз». Если практический результат в том, что вы снова будете сдавать экзамен, то почему бы сразу не перейти к этому решению, обойдя катастрофическую часть процесса?


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
47
Работа с руминацией
Вы можете тратить время, думая о прошлом и о том, что могло бы произойти, что вы сделали неправильно и в чем ошиблись. Вы думаете о том, насколько вы несчастны, что с вами не так и почему вы не можете измениться. Вы думаете о том, что не так с другими и почему они должны измениться. Вы думаете о том, что не так с миром и почему он должен измениться.
Когда вы чувствуете себя пойманным в ловушку этого монолога, вы все больше узнаете о том,
что вас беспокоит, и совсем мало о том, как избавиться от привычки к руминации. Можно ли разорвать этот порочный круг?
Выход из лабиринта руминации
Навязчивые мысли – это главная проблема, обычно возникающая при тревоге и депрес- сии (Olatunji et al., 2013). Если вы оказались в петле руминации, то можете использовать свои навыки самонаблюдения, чтобы ослабить этот процесс.
Посмотрите на свои мысли со стороны. Безоценочно наблюдайте (что происходит),
определяйте
(что является руминацией, а что нет) и измеряйте (частота, интенсивность, дли- тельность) свои навязчивые мысли. Это исследование может помочь смягчить руминацию и беспокойство.
Вместо того чтобы считать стакан наполовину пустым, исследуйте, что нахо-
дится в другой половине. Мир руминации наполнен различными «мог бы», то есть тем, что вы могли бы сделать, или сказать, или подумать. Уравновесьте их воспоминаниями о том, что вы действительно сделали и чем вы довольны.
Размышляйте над проблемами, с которыми сталкиваетесь. Вы можете помочь себе, задавая продуктивные вопросы и находя объективные ответы. Каковы факты в этой ситу- ации? Каковы ваши варианты? Как вы собираетесь реализовать наилучший вариант? Задавая продуктивные вопросы и отвечая на них, вы, вероятно, лучше реализуете самые многообеща- ющие варианты.
Действуйте здесь и сейчас. Колебание между печальными воспоминаниями и ожи- данием пугающих событий отвлекает от настоящего момента. Прямо сейчас вы ни в чем не виноваты, поскольку чувство вины отражает прошлое. Прямо сейчас нет никаких страшных событий, поскольку тревога касается будущего. Если вам больше не о чем думать, просто посмотрите на тыльную сторону ладони. Вы видите именно то, что происходит прямо сейчас.
Не слишком страшно, не так ли?
Развитие уверенности в себе
Преодолевая тревогу, вы можете научиться противостоять несчастьям. Эти навыки можно применить для использования позитивных возможностей и решения важных задач,
таких как поиск отличного партнера, открытие бизнеса или отстаивание своих прав, когда с вами обходятся несправедливо. Осознавая ошибочные тревожные мысли и избегающие коле- бания, которые приводят к прокрастинации, вы не будете упускать возможности. Вы развива- ете уверенность в себе, когда чувствуете ответственность за самого себя и за события вокруг вас, на которые вы можете повлиять.
Будучи уверенным в себе, вы осознаете, что вы хозяин своей жизни. Вы не требуете,
чтобы мир изменился для вас, и вам не нужно, чтобы он изменялся. Вы воспринимаете жизнь и ситуации такими, какие они есть. Вы управляете действиями с помощью продуктивных наме- рений. Когда возникают неопределенные ситуации, вы решаете, какие из них заслуживают изу- чения. Вы позволяете себе жить с напряжением, которое является естественной частью жизни.


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
48
С такой – более мягкой, но более сильной точки зрения – вам легче получить доступ к психо- логическим ресурсам, чтобы ослабить, обойти или взять под контроль свои страхи, тревоги и конфликты. Вы лучше подготовлены к отстаиванию своих интересов.
Проявите реалистичный оптимизм
Активно преодолевая паразитические тревоги и страхи, вы можете развить реалистич-
ный оптимизм
, то есть веру в то, что вы можете применить свои таланты для создания более светлого будущего, решая сегодняшние проблемы сейчас. Вы готовы увидеть возможности и принять вызовы. Вы также знаете о реальной угрозе или опасности, когда сталкиваетесь с ней.
Вы мотивированы, чтобы побеждать, но также чтобы попробовать другие способы, когда ока- зываетесь в тупике. Как реалистичный оптимист вы понимаете, когда перед вами каменная стена или когда вы можете сделать что-то, чтобы склонить чашу весов в вашу пользу.
Рассмотрим вопрос: можете ли вы продуктивно организовывать, регулировать и направ- лять свои действия, чтобы исследовать наиболее изнурительные паразитические тревоги и страхи, а также бороться с ними и преодолевать их? Если вы полагаете, что способны искренне прилагать усилия к этому, то вы оптимистичный реалист и сможете взять себя в руки.
Используйте интеллект, находчивость и волю
Для совершенствования навыков самонаблюдения вы можете применять три мощных способности – интеллект, находчивость и волю, – чтобы нейтрализовать паразитические тре- воги или страхи. Вы можете пользоваться интеллектом, чтобы распознавать опасности и избе- гать их до того, как они появятся. С помощью находчивости вы можете найти новый способ пережить несчастья. Ваша воля к жизни может иметь главное значение.
Наличие высокой цели – это может быть жизнь ради семьи или выполнение важной жиз- ненной миссии – значительно улучшает ваши шансы на выживание в опасных обстоятельствах.
Такая цель повышает устойчивость к чрезвычайному эмоциональному дискомфорту. Если вы цепляетесь за дерево, попав в бурный поток, то ваша воля к жизни может иметь большое зна- чение. Однако намного чаще происходят незначительные стрессовые события.
Когда вас одолевают тревоги и страхи, вы не теряете интеллект, находчивость или волю,
но иногда можете неправильно применять эти ценные способности. Вы используете интел- лект, чтобы придумывать оправдания. Вы находите изобретательные способы избежать дис- комфорта, вызванного страхом. Вы заставляете себя избегать страхов. К счастью, вы можете научиться ставить под сомнение оправдания, терпеть стрессы и придумывать новые способы справиться со страхом.
Полезный совет: пусть обезьяна сама о себе позаботится
Психотерапевт из Атланты, писатель и скульптор Эд Гарсия предлагает креативный способ найти место для обезьяны тревоги, сидящей на вашей спине.
«У меня был клиент с тревогой, вызванной страхом перед полетами. Ему казалось, что тревога – это обезьяна, сидящая у него на спине, и он никак не мог от нее избавиться. Каждый раз, когда он пытался забронировать билет на самолет, эта обезьяна удерживала его изо всех сил. Ему никогда не удавалось купить билет.
Я посоветовал ему в следующий раз, когда он будет заказывать билет,
купить два билета. Один для себя и один для обезьяны. Когда он выздоровел


У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
49
после моего совета, я объяснил это тем, что всякий раз, когда человек принимает страх и сосредоточивается на том, что он хочет делать, несмотря на то, как он себя чувствует, тревога обычно становится управляемой. Что будет делать обезьяна, когда вы возьмете ее с собой? Ничего! В следующий раз, когда ему нужно было лететь на самолете, он не купил билет для обезьяны.
Он незаметно пронес ее на борт».
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
Запишите, что вы узнали из этой главы и какие действия планируете предпринять. Затем опишите, к чему привели эти действия и что вы получили.
Каковы три главные мысли этой главы?
1.
2.
3.
Какие три основных действия вы можете предпринять, чтобы
бороться с конкретной тревогой или страхом?
1.
2.
3.
К чему приводят эти действия?
1.
2.
3.
Что вы получили в результате? Что вы сделали бы по-другому в
следующий раз?
1.
2.
3.

У. Кнаус. «Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа»
50
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Глава 5
Нейтрализация двойных проблем
Вы когда-нибудь чувствовали, что попали в крутящуюся дверь тревоги, которая усили- вается? Если это так, то у вас могут быть двойные проблемы, когда вы из одной проблемы делаете две или больше.
Вот как работают двойные проблемы. У вас есть проблема, например, новые и неясные физические симптомы. У вас серьезные основания для тревоги, и вы должны пойти на прием к врачу. Это достаточно плохо. Первый слой дополнительных проблем возникает, когда вы слишком много читаете о разных симптомах и приходите к выводу, что у вас страшная болезнь.
Затем вас начинает беспокоить то, что вы слишком много беспокоитесь. Вы обвиняете себя в том, что беспокоитесь. Поскольку вы обвиняете себя, вы сердитесь на себя. Вы начинаете думать: «Я должен избавиться от этого чувства, я должен избавиться от этого чувства», – и можете усилить те чувства, которых хотите избежать. Как несложно догадаться, это преувели- чение проблемы может перерасти в катастрофизацию.
Осознание мыслей, создающих двойные проблемы
Двойные проблемы принимают различные формы, включая боязнь страха, чувство бес- помощности перед чувством беспомощности и панику из-за перспективы запаниковать. Аль- берт Эллис (Ellis, 2000) описывает это как вторичное беспокойство, когда вы наслаиваете одну проблему на другую.
Вот примеры мыслей, создающих людям двойные проблемы.
Я убиваю себя своими страхами.
Я должен сейчас же прекратить чувствовать тревогу.
Я больше не могу выдержать страх
Это чувство ужасно. Я больше не могу его терпеть.
Я не могу измениться.
Я живу в аду.
Я схожу с ума.
Разрыв порочного круга двойных проблем
Двойные проблемы обычно включают два или больше из следующих пяти состояний:
преувеличение проблемы, чрезмерное обобщение, неотложность, беспомощность и пассив- ность, а также круговое мышление. Хотя эти состояния, как правило, отмечаются в различных сочетаниях, вы можете исследовать их все вместе и заниматься каждым в отдельности. Изме- няя основное состояние, можно одновременно улучшить другие, с ним связанные.
Преувеличение проблемы
При преувеличении проблемы вы слишком сосредоточиваетесь на пугающей ситуации или напряжении. Например, если тревога не дает вам заснуть, у вас будет множество двойных проблем: вы станете беспокоиться о том, что на следующий день будете чувствовать усталость,