Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………… | 3 |
1 Теоретические аспекты логистического подхода при управлении товарными запасами на предприятии…………………………………… | 6 |
предприятии………………………………………………………. | 6 |
| 11 |
1.3 Методы управления товарными запасами и оценка их эффективности…………………………………………………….. | 17 |
Запасами……………………………………………………………. | 24 |
2 Анализ логистического управления запасами в ОАО «Промприбор». | 31 |
2.1 Маркетинговая характеристика предприятия……………………… | 31 |
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Промприбор»…………………………………………………. | 39 |
2.3 Анализ организации логистического управления ОАО «Промприбор»…………………………………………………. | 49 |
3 Разработка рекомендаций по управлению товарными запасами в ОАО «Промприбор»……………………………………………………. | 57 |
3.1 Внедрение АВС-анализа закупаемых материалов для производства ТРК…………………………………………………… | 57 |
3.2 Определение оптимального размера заказа при закупке крана раздаточного 11 AOPW…………………………………………….. | 59 |
3.3 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий для управления запасами в ОАО «Промприбор»… | 62 |
Заключение……………………………………………………………….. | 66 |
Список использованной литературы…………………………………… | 68 |
Введение
Актуальной проблемой большинства отечественных коммерческих предприятий являются наличие сверхнормативных товарных запасов, низкая скорость их реализации, издержки, связанные с их хранением, старением или порчей. Данная проблема может еще более обостриться в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации.
Те отечественные предприятия, которые не готовы к конкуренции в новых условиях, понесут значительные убытки и в конечном итоге разорятся. Руководители и сотрудники наших предприятий, как правило, не владеют современными методами управления товарными запасами - не всегда умеют и знают, как и за счет чего сегодня можно снизить уровень товарных запасов на своем предприятии и уменьшить издержки по их содержанию.
В связи с этим на российских предприятиях в структуре функций коммерческих служб стала формироваться товарная политика как особое направление их деятельности. Управлению товарными запасами стало уделяться значительное внимание.
Цель системы управления запасами - обеспечение бесперебойного процесса торговли в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов.
На многих предприятиях политика управления товарными запасами стала формироваться по западным стандартам, с использованием западных методик и технологий. Однако, деятельность по разработке такой политики должна ориентироваться, в первую очередь, на специфику потребителя, сформированную социально-культурной и экономической средой его жизнедеятельности в нашей стране.
Сердцевиной деятельности любого предприятия является товар - сложное социально-экономическое понятие рыночной экономики. Коммерческий успех предприятия определяется в первую очередь наличием современного, высококачественного, выгодного для потребителя товара, решения по которому являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии. Это связано с тем, что товар - эффективное средство воздействия на рынок, главная забота предприятия и источник получения прибыли. Кроме того, он представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях товара.
Материальный поток на пути движения от первичного источника сырья к конечному потребителю периодически задерживается, превращаясь при этом в материальные запасы, которые могут быть существенно снижены за счет правильного размещения в звеньях материалопроводящей цепи, а также за счет согласованных действий участников логистических процессов. Как свидетельствует практика, применение логистики позволяет сокращать до 70 процентов запасов. Названное снижение обеспечивает основную часть экономического эффекта от применения логистики
, что делает актуальным изучение запасов в курсовой работе.
Логистические методы оптимизации процессов управления запасами позволяют дифференцировать товарное предложение конкурентов как по ценовым так и по неценовым параметрам стандарта обслуживания.
Изучение первых двух вопросов формирует понимание проблемы, связанной с содержанием запасов. С одной стороны, создание запасов всегда сопряжено с расходами: замороженные финансовые средства, оплата специальных помещений, оплата труда специального персонала, постоянный риск порчи, хищения и т. д. С другой стороны, отсутствие запасов, как правило, ведет к потерям: например, потери от простоя производства в результате возможных нарушений графика поставки, или потери от отсутствия товара в момент предъявления спроса и т. п. Кроме того, наличие запасов позволяет снизить ряд издержек, например, издержки, связанные с оформлением заказа.
С этих позиций целью дипломной работы является разработка рекомендаций по управлению товарными запасами в ОАО «Промприбор».
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-
рассмотреть теоретические основы управления запасами; -
рассмотреть систему управления запасами предприятия; -
разработать рекомендации по обеспечению эффективного управления запасами в ОАО «Промприбор».
Предметом исследования являются товарные запасы.
Объектом исследования является ОАО «Промприбор».
Информационной базой исследования послужила бухгалтерская финансовая отчетность предприятия ОАО «Промприбор» за 2019-2021 гг.
Теоретическими и методологическими основами для написания работы послужили учебная литература отечественных и зарубежных авторов, также периодическая литература, посвященная вопросам управления товарными запасами.
1 Теоретические основы управление товарными запасами торгового предприятия
-
Понятие, сущность и значение товарных запасов на предприятии
В экономической литературе встречаются различные определения товарных запасов.
Приведем некоторые из них. Товарные запасы это:
-
часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства в сферу потребления; -
количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина. Как только товар оказывается проданным, он переходит в сферу потребления и уже не является товарным запасом.
Товарные запасы на предприятиях оптово–розничной торговли необходимы для обеспечения устойчивого ассортимента, бесперебойной продажи товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышения качества обслуживания, повышения конкурентоспособности предприятия.
Масса товарных запасов в торговом предприятии должна находиться в определенном соответствии с объемами оборота. Большие объемы товарных запасов привлекательны для покупателей, но у предприятий торговли в связи с этим могут возникнуть проблемы. Наличие необоснованно больших товарных запасов ведет к замедлению оборачиваемости вложенных в них средств, росту расходов по их содержанию, может привести к потере качества товаров при хранении, к устареванию товара, к трудностям сбыта, необходимости снижения цен, и, следовательно, – к потерям оборота, доходов и прибыли.
Незначительные товарные запасы также могут привести к опасным для предприятия последствиям, так как сужают ассортимент товаров, ведут к перебоям в торговле отдельными наименованиями товаров в течение дня, и, следовательно, к уменьшению объема продаж, снижению доли рынка, потере доходов и прибыли.
Товарные запасы на предприятиях оптово–розничной торговли относятся по назначению к текущим, постоянно обновляемым запасам.
Для характеристики товарных запасов используют следующие показатели:
-
объем запасов в натуральном выражении (тоннах, штуках, литрах) по видам товаров на определенную дату; -
сумма товарных запасов в денежном выражении в общем объеме и по группам товаров на определенную дату. Суммы товарных запасов в розничных торговых предприятиях отражаются в отчетности в розничных ценах; -
размер товарных запасов в днях оборота (рассчитывается путем деления суммы товарного запаса на определенную дату, обычно на начало квартала, на однодневный плановый объем оборота в этом квартале). Размер товарного запаса в днях характеризует обеспеченность предприятия товарами для продажи.
Например, товарный запас на 1 апреля составляет 15 дней, это означает, что предприятие обеспечено товарами на 15 дней торговли, если не будет поступления товаров.
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций. Товарные запасы, образующиеся на складах розничных торговых организаций, постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются и перестают быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьируется в зависимости от конкретных хозяйственных условий.
Значение товарных запасов заключается в том, что они являются индикатором конъюнктуры рынка, четко реагирующим на любые изменения.
Товарные запасы служат регулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например распродаж, приводить в соответствие спрос и предложение. Организации торговли должны иметь постоянно определенный уровень товаров обязательного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.
Необходимость товарных запасов определяется тем, что невозможно обеспечить в каждый момент и в каждом месте полное соответствие производства товаров спросу на них. Неодинаковы сезонные колебания производства и потребления товаров, что также обуславливает необходимость создания товарных запасов. Ассортимент выпускаемых товаров отдельных производителей значительно уже структуры спроса на товары, что требует накопления запасов товаров у разных организаций и формирования торгового ассортимента, соответствующего спросу.
Определенные запасы создаются в связи с неравномерностью размещения производства, различными условиями транспортировки товаров, которые влияют на интервалы времени между завозами партий товаров из мест производства в места реализации. В эти перерывы потребление, а значит, и реализация товаров должны продолжаться, что возможно только при наличии определенных запасов товаров в организации.
Товарные запасы должны создаваться и на случай непредвиденных колебаний спроса или ритма производства в чрезвычайных условиях, вероятность которых увеличивается в нестабильной экономической ситуации. Возможность возникновения чрезвычайных условий требует образования страховых запасов для предотвращения перебоев в реализации и, следовательно, в потреблении товаров.
В воспроизводственном процессе запасы выполняют ряд функций, обеспечивая:
-
непрерывность экономического воспроизводства и нормальный ход процесса обращения товаров; -
реализацию прибавочной стоимости; -
условия для широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса потребителей; -
формирование факторов эффективной деятельности хозяйствующих субъектов; -
соответствие предложения товаров спросу покупателей; -
совершенствование ассортимента товаров.
Товарно–материальные ценности, образующие запасы, подразделяются на производственные запасы, товарные запасы и фонды потребления.