Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 349

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальная направленность личности находит выражение в отношении:

  • к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, дружба, симпатия;

  • к своим видам деятельности (добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, ответственность);

  • к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);

  • к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);

  • к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).


Особо следует подчеркнуть, что «звёздная» личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. Поэтому записать качественное интервью можно только подходя со знанием того, что «звезда» ожидает от журналиста и каким образом реагирует на те или иные вопросы.

3.3 Психологические компетенции и навыки журналиста, как залог эффективной коммуникации со «звездой».

Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Таким образом, можно ожидать, что большинство интервью со «звёздными» спортсменами просто обязаны выходить в прайм-тайм и давать рейтинги каналам. Но для того, чтобы такое утверждение действительно работало, необходима особая журналистская подготовка и практика работы с жанром.

Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредотачивая своё внимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсмена и индивидуальность, с которой можно работать.

Спорт - это специфический вид деятельности. В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижении успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижении успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, рискуя гораздо реже. Этот аспект относится и к общению с журналистом. Не все готовы выложиться ещё и в интервью, после того как пробежали олимпийскую дистанцию. Другие, наоборот, переполненные эмоциями могут выдать в беседе неожиданные и иногда цепляющие вещи. В пример можно привести беседу корреспондента «Матч ТВ» с Олегом Шатовым после матча «Зенит» - «Краснодар», в котором питерцы уступили со счётом 2:1. Олег Шатов – бывший игрок «Зенита» забил гол на стадионе «Санкт-Петербург» и откровенно плакал, сидя на скамейке запасных, после того как ушёл на замену.


Эту ситуацию успели поймать многочисленные камеры стадиона, после чего спортсмену последовал закономерный вопрос, были ли это слёзы радости. Шатов ответил: Это эмоции. Потому что всегда, когда сталкиваешься с какой-то, на твой взгляд, несправедливостью и когда ты начинаешь доказывать сам себе, своим родным, своим близким, что справился, ты проходишь эту ситуацию с высоко поднятой головой, и именно тогда появляются настоящие искренние эмоции. Я плакал потому, что я нашел в себе силы и доказал самому себе, что я еще могу играть в футбол. В жизни нужно всегда рассчитывать только на себя, никогда не опускать руки, бороться до конца, и вознаграждение придет.

Умение журналиста в нужный момент задать правильный вопрос и даёт такие иногда сенсационные, а иногда вполне предсказуемые откровения. И пример ситуации с участием Олега Шатова является в этом плане показательным, однако, нельзя не отметить, что не задать спортсмену вопрос подобного характера в тот момент было нельзя. С другой стороны, всегда есть опасность задеть чувства игрока. Стоит отметить, что Олег Шатов был, как кажется, в комфортном психологическом состоянии после победы своей команды и, оценив всю ситуацию, в том числе, с точки зрения психологии спортсмена, журналист задал правильный вопрос.

На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям: 1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы; 2)максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы; 3)систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия58.

Все эти факторы тоже требуется учитывать при подготовке к беседе и её ведению. Спорт заранее «открывает» человека для эмоций: после полной концентрации на игровой площадке, поделиться с кем-то испытанными переживаниями – вполне естественно для человеческой природы. Именно поэтому популярностью пользуются так называемые интервью «у кромки». Тем более, что по ходу таких интервью может произойти какой-то незапланированный эпизод, раскрывающий личность «звезды». Например, во время интервью Леонида Слуцкого после завоевания ЦСКА очередного Кубка России, один из защитников Березуцких прямо в ходе беседы вылил на тренера шампанское из кубка. Это позволило всем увидеть естественную реакцию человека на неординарный поступок своих подопечных, а журналистскому сообществу понять, что отношения внутри команды благоприятные. После этого инцидента, в течение недели, все спортивные телеканалы рассуждали о том, сколько ещё долгих и прекрасных лет Леонид Слуцкий может провести «у руля» московского ЦСКА.



Иногда полагают, что физическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развития и раскрытия личности человека, которое может быть достигнуто с помощью других социально важных видов деятельности, таких как труд, творческая деятельность. Однако сама непредсказуемость спортивных соревнований, исхода того или иного поединка, способствует тому, что «звёздные» персоны этого вида человеческой деятельности наиболее близки народу. И не в последнюю очередь потому, что эмоции, которые испытывают болельщики и спортсмены после триумфального восхождения, например, на олимпийский пьедестал – имеют одинаковую природу. И дополнительным передатчиком этих эмоций служат журналисты, которые в самые волнительные моменты могут задать спортсмену правильный вопрос или же объяснить зрителям, какие, на самом деле эмоции испытывает человек, находясь в гуще событий.

Журналисту очень важно понимать и собственное отношение как к происходящему событию, так и к «звёздной» персоне. С точки зрения психологии человека, осознание своей миссии как профессионала помогает правильно настроиться на диалог и более эффективно использовать различные коммуникативные приёмы для получения информации от собеседника. Изначально работа в жанре интервью предполагает общение с интересным человеком, притом интересным не только для журналиста, но и для широкой публики. Разговор со «звездой» в этом смысле является квинтэссенцией работы журналиста в жанре интервью. Быть заинтересованным в диалоге помогает собственно статус собеседника или, возможно, его жизненный опыт, знания о котором передаются из первых уст. Тем не менее, поддерживать в себе интерес к различным знаменитым персонам, в том числе спортивным, становится необходимым психологическим навыком журналиста, вне зависимости от того, сколько олимпийских чемпионов уже побывало в студии записи. Эта постоянная работа над собой отличает профессионала в жанре интервью от людей, которые умеют задавать вопросы, но не готовы самосовершенствоваться.

Таким образом, можно сказать, что, во-первых, знание психологических особенностей спортсмена, его черт характера, темперамента помогает журналисту качественно выполнять свою работу, находить наиболее подходящие способы подачи интервью, грамотнее готовить вопросы, слушать собеседника и правильно толковать те слова и жесты, которые были сказаны на камеру. Во-вторых, эффективной коммуникации не может быть без должного психологического настроя самого журналиста на беседу и на своего «звёздного» спикера. Так как система знаков и всего общения для каждой известной личности разная. Возможность быстро считать такие особенности и правильно преподносить их для аудитории – особое искусство журналиста, который хочет стать мастером в жанре интервью.


3.4 Манипулятивные приёмы и ситуации в ходе общения между субъектами интервью.

Бывает так, что опытный интервьюируемый начинает манипулировать журналистом. А бывает и наоборот – журналист со стажем при помощи хорошо отработанных приёмов добивается от собеседника того, что, по его задумке, должно появиться в интервью. Для интервью со спортивной «звездой» характерен, скорее первый случай, но для полноты картины необходимо рассмотреть оба возможных варианта ведения беседы.

Собеседник манипулирует журналистом

В большинстве случаев, когда делается интервью с тренером, спортивным экспертом, игроком сборной, его сценарий достаточно прост. Журналист задает заранее заготовленные вопросы и пишет на камеру или диктофон ответы, по ходу самого интервью даже не особо вникая в их суть. Это может происходить, например, из-за плотного графика собеседника или же самого журналиста. Интервьюируемый при этом тоже может нервничать (так как в большинстве случаев «звёздная» личность понимает, что находится под пристальным наблюдением и любой его жест или слово могут быть трактованы искажённо) и даже не задумывается о том, чтобы «вешать лапшу на уши». Просто что-то утаить может. А вбрасывать заведомо ложную информацию – редко. Когда интервью дает опытный ньюсмейкер – игрок хоккейной команды, тренер, олимпийский чемпион, – журналисту всегда нужно быть начеку. Бывает, что один или несколько молодых журналистов с камерами и диктофонами берут интервью у известной персоны. Спикер говорит без остановки, журналисты молча кивают каждой фразе, но особо не вникают в произносимые слова. Здесь не требуется никаких манипуляций – говорить «звезда» может что угодно, если редактор пропустит – это пойдет в эфир и, в лучшем случае, вызовет непонимание зрителей59.

Другая ситуация – интервью в формате «один на один». Здесь все сложнее. Некоторые даже известные спортсмены дополнительно стараются создать видимость собственной значимости в команде, либо рассказать о своей особой осведомлённости политикой клуба, либо просто сделать журналиста своим сторонником. Что касается преувеличения собственной значимости и/или осведомленности, то в этом деле очень уместно было бы привести пример Златана Ибрагимовича (известного футболиста сборной Швеции), который, безусловно, провёл не один выдающийся матч и забил много красивых голов, но никогда не упускает возможности сравнить свои таланты с космическими, волшебными и божественными. Ему принадлежат такие фразы как: «Стиль Златана» (журналист попросил спортсмена описать его стиль игры), «Златан не ходит на просмотры» (о просмотре в одной известной английской команде), сопровождающиеся внимательным многозначительным взглядом в глаза журналиста.


Обычно на такого рода удочки попадаются молодые журналисты. Впечатленные нагнетённой до предела важностью собеседника, они потом оформляют интервью в выгодной для него тональности. Сюда же можно отнести и классическую фразу «Я вам кое-что скажу, но только это не под запись, обещайте мне». Недостаточно опытный журналист начинает думать, что сейчас приобщится к чему-то необычайно важному, – и слушает с восхищением и благоговением, не всегда в состоянии понять, какой посыл скрывается за «особой» тайной речью спикера. Способ борьбы с такой манипуляцией на самом деле прост: сказать собеседнику: «Если это не может выйти в эфир, тогда лучше не говорите ничего». И все. Психологическая зависимость журналиста от собеседника сразу разрушается.

Другая сторона предыдущего метода – навязывание определенных мыслей за счет неоднократного повторения фраз. При редактировании, конечно, такие повторения выкидываются, но шансы на то, что что-то останется, достаточно высоки.

Существуют и другие методы манипуляции журналистом. Это, например, постоянные отсылки к разным решениям тренерского штаба, нормативным актам, уставам спортивных организаций – причем всех этих документов, естественно, не может быть под рукой. «Можете поискать эти данные самостоятельно», – предлагает спикер, запутывая журналиста и, самое главное при этом, не высказывая никакой собственной позиции по заданному вопросу.

Другой приём, который не редко используется спортивными «звёздными» спикерами – ложная усталость. Собеседник-манипулятор дает понять, что сильно устал, например, после игры и ему очень тяжело что-либо доказывать или обстоятельно разъяснять. В результате журналист, сочувствуя собеседнику, начинает избегать сложных вопросов и уточнений.

Еще один способ манипулирования журналистом – обвинение его в предвзятости. В самом начале интервью его объект может заявить журналисту, что тот относится к нему предвзято, скажем, «так как представляет СМИ не лояльное к клубу или сборной» (заметим: характеристика «независимое» подменяется характеристикой «не лояльное»). В результате корреспонденту приходится оправдываться, отводить подозрение в предвзятости. И журналист фактически сам дает себе установку не реагировать критично на дальнейшие слова собеседника.

Проверенный журналистский способ не попасть на уловки спикера и исключить в своём сюжете появления заведомо ложной информации – это в начале интервью вскользь упомянуть