Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 347

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Перед проведением любого из вышеперечисленных интервью необходимо думать «на шаг вперед», то есть предугадывать возможные ответы собеседника и готовить дополнительные вопросы. Также полезно заготовить «ударный аспект» интервью - фразы, на которые нужно вывести собеседника и которые затем помогут продать интервью «подороже». «Разогрев» необходим, если собеседник неопытный, и излишен, если журналист имеет дело с спикером, для которого раздача интервью - часть работы. Добиться ярких ответов также помогают образные вопросы, и возражения журналиста. После завершения интервью не следует выключать и убирать записывающее устройство, так как в этот момент собеседник может сказать нечто гораздо более интересное, чем то, что было сказано в ходе интервью. Если журналисты идут на интервью вдвоем, то один из них вслушивается в слова собеседника и задает дополнительные вопросы, а второй контролирует ход интервью «в общем». Критерий правды в интервью - не столько достоверность фактов, сообщаемых собеседником, сколько достоверное представление этого собеседника читателям.


2.4 Организационно-творческие предпосылки эффективной коммуникации со «звездой».

Готовясь к интервью с известным спортсменом или спортивным менеджером, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна. Интервьюер должен выбрать место встречи обдуманно, решить вопрос о присутствии посторонних. Помещение, где будет проходить разговор, прежде всего, должно быть удобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, в которой журналиста будет интересовать главным образом личность собеседника, хорошо договориться о встречи у него дома. В привычной обстановке, как известно, человек чувствует себя естественнее.

Присутствие посторонних тоже неизбежно влияет на результаты беседы, но оно не всегда вредно для журналистского интервью. Более скромного собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких, так же присутствие других людей порой останавливает от желания прихвастнуть, солгать. С другой стороны, люди могут чувствовать себя свободнее без «лишних глаз», поэтому наличие дополнительных слушателей и участников разговора должно определяться индивидуально для каждого конкретного спикера.

Как показывает журналистская практика, вопросы подготовки к интервью и выбор места его проведения, зависит о того, в каком формате будет проходить встреча. Если журналист берёт короткое событийное интервью для новостного сюжета, у него часто не хватает времени на подготовку и обдумывание своей стратегии. В целом, считается, что корреспонденты должны ориентироваться на месте. Подмечать те моменты, о которых можно спросить, внимательно слушать собеседника. Но научиться этому можно только с практикой. Иногда журналисты, особенно начинающие, оказываются в ситуации, когда спросить собеседника не о чем.

Это происходит из-за того, что в силу своей молодости, неопытности корреспонденты плохо ориентируются во многих темах, мало знают о них. И хотя бы небольшая подготовка перед интервью всегда уместна.

Впрочем, зачастую подготовка нужна и для того, чтобы не задавать «дежурные» вопросы. Тех, на которые уже много раз отвечал ваш собеседник. В этом случае, любому, даже самому неискушенному в этом плане гостю, будет неинтересно общаться с журналистом. На те вопросы, которые уже неоднократно задавались, люди отвечают, словно, заученным текстом, не думая. Именно поэтому во многих интервью на разных телеканалах и радиостанциях спикеры говорят одно и то же, притом часто слово в слово. А вот когда собеседник видит, что вы имеете какие-то знания по профильной теме, владеете терминологией, в курсе новостей, связанных с этой сферой, и главное, видит ваш интерес к его персоне, он по-другому с вами общается.



Спортивные «звёзды», в большинстве своём, дают интервью, практически не отходя от места проведения соревнований. В футболе – это беседа «у кромки», когда журналист выясняет у участника матча его мнение по спорному эпизоду. Для фигурного катания отведены специальные зоны, где комфортно могут разместиться сразу несколько телекамер и при этом «картинка» будет надлежащего качества. Беседы в студии или радиорубке проходят по собственным канонам. Здесь уже журналист чувствует себя на своей территории и должен помочь освоиться «звёздному» спикеру. Наконец, необходимо упомянуть о портретных интервью, которые могут быть записаны на базе команды или, например, в любимом ресторане спортсмена. Это уже шаг к доверительному общению, когда знаменитость готова поделиться своими мыслями и эмоциями с конкретным журналистом, будучи уверенной, что слова будут переданы аудитории с исходной интонацией и посылом, и не поставят спикера в неудобное положение.

2.5 Разнообразие вопросных форм в устной коммуникации: критерии эффективности.

В этой части исследования разговор пойдёт о вопросах, как о главной направляющей интервью. Именно от того, как они сформулированы, какой содержат смысл, зависит успех беседы. Дополнительная нагрузка ложится на журналиста, когда интервью проводится со знаменитой личностью – спортсменом или тренером, так как вопросы должны быть выверены и точно отражать намерения спрашивающего.

Уточняющие. Этот тип вопросов заметно облегчает работу журналистов. Если корреспондент переспросил собеседника, уточнил у него информацию, ему не придется тратить время на проверку этих сведений в интернете. Кроме того, это поможет избежать неточностей в материале.

«Правильно ли я понял, господин Манчини, Вы покидаете «Зенит» летом?»

Развивающие. Такой тип вопросов используется для того, чтобы расширить беседу, найти новые интересные темы в разговоре. Иногда эти вопросы помогают «разговорить» интервьюируемого.

«Что Вы чувствовали, когда забивали чемпионский гол в ворота Франции?»

Количественные. Самый часто используемый тип вопросов. «Сколько денег было потрачено клубом на летнюю трансферную кампанию?» «Сколько человек Вы намерены отдать в аренду в следующем сезоне?» и так далее. Но, как правило, журналисты в своих материалах не делают акцентов на количественной информации. Она не всегда воспринимается хорошо без поясняющей инфографики.


Задавая подсказывающие вопросы, репортеры хотят показать свои знания по выбранному вопросу. Но зачастую это бывает излишне. Ведь основная задача журналиста – представить мнение собеседника. А вместо этого на записи журналист обнаружит лишь свой вопрос и сухой ответ спикера, который после нельзя будет использовать в материале.

«Своим уходом Вы хотели сказать, что не доверяете нынешнему тренеру?»

Провокационные. Такие вопросы используются журналистами для того, чтобы вызвать какую-либо ответную реакцию собеседника. Во многих случаях эта реакция бывает негативной. Однако иногда только с помощью провокационных вопросов можно добиться от собеседника эмоционального ответа или того, о чем он говорить не хотел.

«Признаётесь ли Вы, что до сих пор курите после тренировок?»

Вопросы – перебивки. Нередко в ходе интервью собеседники теряют главную мысль или начинают отвечать не то, что нужно журналисту. В этом случае нужно использовать вопросы, которые могли бы поменять тему беседы, или что-либо уточнить. Ведь таким образом можно и сэкономить время, и направить речь спикера в нужное русло. Однако часто из-за стеснения молодые журналисты боятся перебивать собеседника, и выслушивают его до конца. В итоге получают лишнюю информацию, которая, по сути, не нужна, да и собеседник говорит все это время впустую.

Неудобные вопросы. Подобные вопросы используются для того, чтобы спровоцировать собеседника на яркий, импульсивный ответ. Однако такая техника интервью зачастую вызывает негативную реакцию спикера. Он может оборвать беседу или начать отвечать в резкой форме. Не раз после «неудобных» вопросов гости покидали студию во время прямого эфира.

«Расскажите о своих недостатках, как руководителя?»

Стоит отметить, что для журналистов важно не только задать хороший вопрос, но уметь выслушать собеседника. Хотя бы для того, чтобы в дальнейшем не спрашивать его о том, что он только что говорил.

Качественные вопросы сразу втягивают собеседника в дискуссию, не дают возможности уклониться от ответа, заставляют отвечать по существу. Вся сеть журналистских вопросов в общении со «звёздным» спикером должна в некоторой степени загнать собеседника в угол, а заключительный вопрос подвести итоги обсуждения.

Журналистские хитрости, для того чтобы грамотно задать вопрос:

  • прекрасное общее знание предмета обсуждения

  • формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа

  • первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу

  • предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов


Таким образом, можно сказать, что вопрос - форма движения мысли, но не замена ее. Главное значение вопросов - это реализация целей и задач интервью52. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:

по форме вопроса: Открытые и закрытые

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.

«Почему Вы продолжаете наигрывать с командой оборонительные схемы, в то время как нападающие не могут забить уже несколько матчей?»

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции интервью. Закрытые вопросы применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.

«Верно ли то, что Вы предпочитаете сами исполнять заработанные штрафные удары?»

Прямые и косвенные, личные и безличные

В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру, поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае: необходимо получить сведения о поведении, отношениях, неодобряемых, непопулярных в данной среде. Заранее можно предположить, что собеседник затруднится высказать мнения, которые идут вразрез с моральными или этическими нормами, разделяемыми теми социальными группами, к которым он принадлежит. Тогда нужно строить вопрос, чтобы он освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в тоже время получать информацию об его взглядах и мнениях.

Весьма существенен выбор личной и безличной формы вопроса. Личная форма вопроса выявляет индивидуальное мнение, безличная форма дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность собеседника, а его представления о том, что требует реальность.

по воздействию на собеседника: Наводящие или подсказывающие вопросы.

Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить журналист, а какие для него не желательны. В интервью, публикуемых на радио- и телевидении, встречаются вопросы: «Вам известно, что...» Немногие в таких случаях решатся возражать журналисту, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют те журналисты, которые заранее всё решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.