Файл: Интервью со спортивной звездой прагматический и психологический аспекты Профиль магистратуры Спортивная журналистика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕРВЬЮ
Вторая глава работы целиком посвящена тактике и подготовке журналиста к ведению беседы, а также подбору вопросов к интервью.
2.1 Типы интервью по системообразующим признакам.
Классификация по характеру общения.
Общение журналистов со своими спикерами сегодня осуществляется различными способами. Например, встреча может проходить лицом к лицу или в видео формате через интернет. Всё ещё активно используются телефонные звонки, однако, эта форма общения в настоящее время характерна больше для радийных записей.
Лицом к лицу: Это классическое интервью, которое происходит при непосредственном контакте с собеседником. «Очень важны в общении невербальные знаки: выражение лица, внешние данные, позы, жесты. Например, не всегда удается оценить иронию или сарказм лишь по голосовым модуляциям говорящего, если видеть выражение его лица и глаз, это сделать проще»35.
Психологический комфорт является важным фактором для успеха интервью. Согласно мнению практикующих журналистов, не стоит разговаривать со своим спикером в присутствии третьего лица: теряется эффект доверительности. Собеседник может запинаться, оговариваться, иногда журналисту приходится задавать дополнительные вопросы, с целью прояснить сказанное. В случае, когда контакт налажен, беседа может продолжаться больше часа без чувства дискомфорта для её участников. Если же при беседе присутствует кто-то третий, интервьюируемый невольно испытывает напряжение, начинает нервничать и слишком следить за манерой своего разговора.
Посредством интернета: Интервью сегодня легко можно провести с помощью различных интернет-служб: скайп, вайбер, электронная почта и многих других. Собеседник находится в ситуации дистанционного общения, и визуальный контакт с ним, как правило, не затрудняет естественного разговора. «Такое интервью имеет ряд преимуществ: экономия времени и средств, так как можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении. Для журналиста общение через интернет несет ряд положительных факторов, например, есть время хорошо продумать вопросы, собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы, интервьюеру требуется меньше времени для обработки информации (не нужно расшифровывать интервью)»
36. Интервью в режиме онлайн (телеконференция, видео чат) чрезвычайно оперативно, и круг тех, кто пользуется такими услугами расширяется с каждым днём. Однако, в основном, это всё-таки специалисты в областях, где процессы не могу развиваться без постоянной коммуникации. Стоит добавить, что сегодня в радио- и телепередачах регулярно используются возможности интерактивного голосования, что помогает делать эфиры более динамичными.
По телефону: «Классическое интервью по телефону может быть синхронным, но при нём отсутствует визуальный контакт. Современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники находятся в разных городах или частях света».
Телефонные интервью всё ещё популярны в теле- и радиоэфире для прямых включений или в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. Впрочем, с развитием современных технологий, такой тип интервью становится наиболее характерен для радио журналистов.
Классификация по характеру обсуждаемого вопроса.
В информационном интервью редко используются вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Это может быть интервью для выявления, проверки и уточнения фактов, где личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает. Собеседник выполняет роль «источника» и интереса к его личности практически нет, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы37.
Аналитическое интервью – наиболее сложный вид интервью. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы. Аналитическое интервью помогает разложить проблему на составные части или представить её как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов. Аналитическое интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это критическое интервью. В процессе общения идёт обсуждение как вопросов, затрагивающих принципиальное мнение собеседников, так и ситуации, из-за которой возникла дискуссия. Для такого материала нецелесообразно использовать прямые «жёсткие» перебивки и повелительные интонации. Наиболее эффективными будут перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию или побуждение к развитию диалога. Возможно использование перебивок-контрмнений и перебивок – переключений на другую тему
38.
Проблемное интервью обычно способствует формированию общественного мнения по обсуждаемому вопросу, с помощью такой беседы журналист может узнать «подноготную» интересующего вопроса, обнародовать скрытую информацию или призвать к практическим действиям. Поставить точку в обсуждении проблемы хорошо подготовленным интервью удаётся редко, однако, такие дискуссии часто раскрывают «больные» вопросы с неожиданной стороны.
Интервью – расследование. Оно проводиться с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Предмет исследования может быть сложен и противоречив. Поэтому очень важно уделить должное внимание постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию проведения беседы. Самым важным звеном здесь являются вопросы. Также имеют большое значение невербальные формы общения и умение слушать. В интервью – расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. К каждому из них должен быть найден индивидуальный подход39.
Сатирическое интервью. В.М. Горохов выделяет и такие разновидности интервью, как сатирическое и юмористическое интервью: «Развивая традиции горьковского сатирического цикла «Мои интервью», некоторые современные публицисты также используют эту разновидность жанра в обличительных целях». Жанр сатирического интервью позволяет обнажить факты, которые незаинтересованный в интервью собеседник пытается скрыть или исказить. При подготовке подобных интервью журналист должен проявить особую активность, находчивость и тактичность40.
Юмористическое интервью. Интересной формой подачи материала являются юмористические интервью. Три года назад, накануне первоапрельского матча сборных России и Франции по гандболу, в сети появились шуточные интервью с игроками нашей команды, рассказывающие о том, кем сейчас могли бы быть по профессии спортсменки. Оригинальные предпраздничные интервью с любимыми игроками были хорошо приняты посетителями интернет-портала, посвящённого этому виду спорта. В настоящее время интервью такого типа редко выделяются исследователями, хотя они и встречаются в СМИ.
Портретное интервью направлено на личность собеседника с целью раскрыть какую-то её грань для читателя. В таком диалоге виден автор, его умение вызвать собеседника на откровенный разговор. В процессе подготовки к интервью строится сценарный план – намечаются основные вехи разговора. Но в ходе беседы могут возникать самые неожиданные вопросы. В таком интервью преобладает разговорная речь. «Нужно быть готовым к некоторым казусам при интервью, ориентированном на личность. Как журналист может быть уверен, что он лучше знает, какую проблему его герой хочет обсудить? Если собеседник считает нужным говорить о любви (может быть, это смысл всей его жизни), как интервьюер будет навязывать ему разговоры о политике? Собеседник просто не будет на них отвечать и правильно сделает. Журналисту не следует открыто посягать на личность собеседника, а надо стараться его расположить к себе. Может быть, то, что он расскажет в откровенной беседе, никогда и нигде не освещалось, и тогда материал имеет шанс стать сенсацией. В любом случае нужно дать собеседнику возможность выговориться»
41. Следует помнить о том, что журналисту нужно рассказать о личности интервьюируемого, а не выдать ряд его мнений на темы, его не интересующие.
2.2 Методика подготовки для проведения интервью со «звездой».
Любой журналист неоднократно выступал в роли интервьюера, расспрашивал людей, вёл беседы, без этого редко проходит становление работника СМИ как профессионала. И каждому журналисту хотелось бы услышать о себе подобное словам Платона: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».
Однако для того, чтобы беседа особенно с известной личностью прошла гладко, необходимо не только уметь задавать вопросы, но ещё и готовиться к разговору. Вопросы подготовки встают перед журналистом каждый раз при обдумывании нового интервью. Стоит ли готовиться к каждой отдельной личности особенно и если да, то каким образом? Следует помнить, что подготовка и проведение интервью лишь кажутся легкими задачами: задал вопрос, получил ответ, записал на камеру или диктофон и всё готово. В журналистской практике происходят и незапланированные интервью, без подготовки. Однако такие интервью бывают успешными только в том случае, если журналист обладает высоким интеллектом и имеет некоторый опыт.
В большинстве случаев журналистам всё-таки рекомендуют готовиться к каждому разговору и максимально подробно изучать своего спикера. Подготовка к интервью складывается из следующих моментов:
1) Определение цели интервью или характера необходимых сведений.
2) Изучение темы интервью.
3) Изучение собеседника (если журналист отправляется на интервью со звездой, то он должен обладать максимальным количеством знаний о жизни этого человека).
4) Обдумывание техники беседы, составление вопросов.
В психологии, для которой общение, так же как и в журналистике, составляет основу профессиональной деятельности, есть такое понятие – «квадрат успеха». Квадрат – есть прямоугольник, у которого все стороны равны. Так и общение будет успешным, если интервьюер одинаково хорошо подготовится по всем четырем пунктам42.
Определяя цель интервью, надо прояснить для себя некоторые моменты. Для чего нужно встретиться с этим человеком? Почему мнение именно этого человека необходимо? Можно ли считать собеседника экспертом в той или иной области?
Что касается тематики интервью, здесь закономерность такова: чем больше журналист будет знать о проблеме беседы, тем увереннее он будет себя чувствовать во время беседы, тем с большим уважением отнесется к нему его собеседник. А иногда хорошая подготовка журналиста может стать решающим фактором для согласия собеседника на встречу и интервью. Готовясь к встрече, журналист, прежде всего, определяется в источниках информации, связанных с данной темой. Это может быть специальная литература, справочники, публикации в прессе, данные статистики, специалисты, которые могут проконсультировать
43.
Почему такая всесторонняя подготовка играет важную роль, когда речь идёт об интервью со спортивной «звездой»? Можно начать с того, что каждый человек индивидуален. Точно также «особенным» себя считает практически любой спортсмен, добившийся успеха в своей области. И, несмотря на схожесть «избранных» друг с другом, у всех свои привычки, особенности и, например, запретные темы. Вот, почему рекомендуется досконально изучать манеры и характеры своих будущих спикеров.
Это можно назвать предварительным изучением собеседника. Опытные журналисты придают таким сведениям большое значение. Они стараются как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью. Все эти сведения помогут, во-первых, договориться об интервью, а во-вторых, успешно составить партитуру интервью и эффективно провести беседу. Ведь звезды – чаще всего капризные люди.
И последняя, четвертая, сторона предварительной подготовки к интервью – это продумывание хода беседы, техники интервью, составление вопросов. Каждый журналист готовится по-своему: кто-то только намечает «узловые пункты» будущего разговора. Кто-то составляет перечень вопросов, которые он хотел бы задать. В пользу предварительной формулировки вопросов высказывается автор пособия по журналистскому интервьюированию и журналист Хью Шервуд: «Я считаю, что этот способ обладает несколькими преимуществами. Во-первых, он дает уверенность, что я не забуду ни одной проблемы, которые должен осветить. Во-вторых, он облегчает мне возможность удерживать интервью в рамках темы. Потому что в девяти интервью из десяти происходит неизбежное. Интервьюируемый отвечает на первые пять или шесть вопросов по порядку, а когда ему задают седьмой вопрос, он каким-то образом ухитряется ответить вместо этого на двадцать седьмой. Тогда немедленно возникает проблема: задавать ли ему двадцать восьмой вопрос или вернуться к восьмому? Здесь нет простого ответа. Но если у интервьюера есть заранее написанный список вопросов, тогда ему проще перескакивать вслед за интервьюируемым туда-сюда, как тому хочется, и потом вновь ввести его в русло последовательности… Список вопросов дает интервьюеру структуру, к которой он может возвратиться в любой момент, когда почувствует необходимость. Есть и третья, и более тонкая, причина для написания заранее ваших вопросов.
В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ИНТЕРВЬЮ
Вторая глава работы целиком посвящена тактике и подготовке журналиста к ведению беседы, а также подбору вопросов к интервью.
2.1 Типы интервью по системообразующим признакам.
Классификация по характеру общения.
Общение журналистов со своими спикерами сегодня осуществляется различными способами. Например, встреча может проходить лицом к лицу или в видео формате через интернет. Всё ещё активно используются телефонные звонки, однако, эта форма общения в настоящее время характерна больше для радийных записей.
Лицом к лицу: Это классическое интервью, которое происходит при непосредственном контакте с собеседником. «Очень важны в общении невербальные знаки: выражение лица, внешние данные, позы, жесты. Например, не всегда удается оценить иронию или сарказм лишь по голосовым модуляциям говорящего, если видеть выражение его лица и глаз, это сделать проще»35.
Психологический комфорт является важным фактором для успеха интервью. Согласно мнению практикующих журналистов, не стоит разговаривать со своим спикером в присутствии третьего лица: теряется эффект доверительности. Собеседник может запинаться, оговариваться, иногда журналисту приходится задавать дополнительные вопросы, с целью прояснить сказанное. В случае, когда контакт налажен, беседа может продолжаться больше часа без чувства дискомфорта для её участников. Если же при беседе присутствует кто-то третий, интервьюируемый невольно испытывает напряжение, начинает нервничать и слишком следить за манерой своего разговора.
Посредством интернета: Интервью сегодня легко можно провести с помощью различных интернет-служб: скайп, вайбер, электронная почта и многих других. Собеседник находится в ситуации дистанционного общения, и визуальный контакт с ним, как правило, не затрудняет естественного разговора. «Такое интервью имеет ряд преимуществ: экономия времени и средств, так как можно связаться с кем угодно и на каком угодно отдалении. Для журналиста общение через интернет несет ряд положительных факторов, например, есть время хорошо продумать вопросы, собеседник более сосредоточен за компьютером и лучше формулирует ответы, интервьюеру требуется меньше времени для обработки информации (не нужно расшифровывать интервью)»
36. Интервью в режиме онлайн (телеконференция, видео чат) чрезвычайно оперативно, и круг тех, кто пользуется такими услугами расширяется с каждым днём. Однако, в основном, это всё-таки специалисты в областях, где процессы не могу развиваться без постоянной коммуникации. Стоит добавить, что сегодня в радио- и телепередачах регулярно используются возможности интерактивного голосования, что помогает делать эфиры более динамичными.
По телефону: «Классическое интервью по телефону может быть синхронным, но при нём отсутствует визуальный контакт. Современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники находятся в разных городах или частях света».
Телефонные интервью всё ещё популярны в теле- и радиоэфире для прямых включений или в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. Впрочем, с развитием современных технологий, такой тип интервью становится наиболее характерен для радио журналистов.
Классификация по характеру обсуждаемого вопроса.
В информационном интервью редко используются вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Это может быть интервью для выявления, проверки и уточнения фактов, где личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает. Собеседник выполняет роль «источника» и интереса к его личности практически нет, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы37.
Аналитическое интервью – наиболее сложный вид интервью. Это своеобразный спор, напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказанной мысли может нести дополнительную информацию, быть по-своему убедительной, помогать раскрытию личности собеседника или обсуждению проблемы. Аналитическое интервью помогает разложить проблему на составные части или представить её как дилемму; вводит читателя в мир «логических удовольствий»: точных суждений и парадоксов, умелой аргументации, лабиринтов доказательных ходов. Аналитическое интервью может отражать диалог единомышленников, но чаще это критическое интервью. В процессе общения идёт обсуждение как вопросов, затрагивающих принципиальное мнение собеседников, так и ситуации, из-за которой возникла дискуссия. Для такого материала нецелесообразно использовать прямые «жёсткие» перебивки и повелительные интонации. Наиболее эффективными будут перебивки «мягкие», демонстрирующие реакцию или побуждение к развитию диалога. Возможно использование перебивок-контрмнений и перебивок – переключений на другую тему
38.
Проблемное интервью обычно способствует формированию общественного мнения по обсуждаемому вопросу, с помощью такой беседы журналист может узнать «подноготную» интересующего вопроса, обнародовать скрытую информацию или призвать к практическим действиям. Поставить точку в обсуждении проблемы хорошо подготовленным интервью удаётся редко, однако, такие дискуссии часто раскрывают «больные» вопросы с неожиданной стороны.
Интервью – расследование. Оно проводиться с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Предмет исследования может быть сложен и противоречив. Поэтому очень важно уделить должное внимание постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию проведения беседы. Самым важным звеном здесь являются вопросы. Также имеют большое значение невербальные формы общения и умение слушать. В интервью – расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. К каждому из них должен быть найден индивидуальный подход39.
Сатирическое интервью. В.М. Горохов выделяет и такие разновидности интервью, как сатирическое и юмористическое интервью: «Развивая традиции горьковского сатирического цикла «Мои интервью», некоторые современные публицисты также используют эту разновидность жанра в обличительных целях». Жанр сатирического интервью позволяет обнажить факты, которые незаинтересованный в интервью собеседник пытается скрыть или исказить. При подготовке подобных интервью журналист должен проявить особую активность, находчивость и тактичность40.
Юмористическое интервью. Интересной формой подачи материала являются юмористические интервью. Три года назад, накануне первоапрельского матча сборных России и Франции по гандболу, в сети появились шуточные интервью с игроками нашей команды, рассказывающие о том, кем сейчас могли бы быть по профессии спортсменки. Оригинальные предпраздничные интервью с любимыми игроками были хорошо приняты посетителями интернет-портала, посвящённого этому виду спорта. В настоящее время интервью такого типа редко выделяются исследователями, хотя они и встречаются в СМИ.
Портретное интервью направлено на личность собеседника с целью раскрыть какую-то её грань для читателя. В таком диалоге виден автор, его умение вызвать собеседника на откровенный разговор. В процессе подготовки к интервью строится сценарный план – намечаются основные вехи разговора. Но в ходе беседы могут возникать самые неожиданные вопросы. В таком интервью преобладает разговорная речь. «Нужно быть готовым к некоторым казусам при интервью, ориентированном на личность. Как журналист может быть уверен, что он лучше знает, какую проблему его герой хочет обсудить? Если собеседник считает нужным говорить о любви (может быть, это смысл всей его жизни), как интервьюер будет навязывать ему разговоры о политике? Собеседник просто не будет на них отвечать и правильно сделает. Журналисту не следует открыто посягать на личность собеседника, а надо стараться его расположить к себе. Может быть, то, что он расскажет в откровенной беседе, никогда и нигде не освещалось, и тогда материал имеет шанс стать сенсацией. В любом случае нужно дать собеседнику возможность выговориться»
41. Следует помнить о том, что журналисту нужно рассказать о личности интервьюируемого, а не выдать ряд его мнений на темы, его не интересующие.
2.2 Методика подготовки для проведения интервью со «звездой».
Любой журналист неоднократно выступал в роли интервьюера, расспрашивал людей, вёл беседы, без этого редко проходит становление работника СМИ как профессионала. И каждому журналисту хотелось бы услышать о себе подобное словам Платона: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».
Однако для того, чтобы беседа особенно с известной личностью прошла гладко, необходимо не только уметь задавать вопросы, но ещё и готовиться к разговору. Вопросы подготовки встают перед журналистом каждый раз при обдумывании нового интервью. Стоит ли готовиться к каждой отдельной личности особенно и если да, то каким образом? Следует помнить, что подготовка и проведение интервью лишь кажутся легкими задачами: задал вопрос, получил ответ, записал на камеру или диктофон и всё готово. В журналистской практике происходят и незапланированные интервью, без подготовки. Однако такие интервью бывают успешными только в том случае, если журналист обладает высоким интеллектом и имеет некоторый опыт.
В большинстве случаев журналистам всё-таки рекомендуют готовиться к каждому разговору и максимально подробно изучать своего спикера. Подготовка к интервью складывается из следующих моментов:
1) Определение цели интервью или характера необходимых сведений.
2) Изучение темы интервью.
3) Изучение собеседника (если журналист отправляется на интервью со звездой, то он должен обладать максимальным количеством знаний о жизни этого человека).
4) Обдумывание техники беседы, составление вопросов.
В психологии, для которой общение, так же как и в журналистике, составляет основу профессиональной деятельности, есть такое понятие – «квадрат успеха». Квадрат – есть прямоугольник, у которого все стороны равны. Так и общение будет успешным, если интервьюер одинаково хорошо подготовится по всем четырем пунктам42.
Определяя цель интервью, надо прояснить для себя некоторые моменты. Для чего нужно встретиться с этим человеком? Почему мнение именно этого человека необходимо? Можно ли считать собеседника экспертом в той или иной области?
Что касается тематики интервью, здесь закономерность такова: чем больше журналист будет знать о проблеме беседы, тем увереннее он будет себя чувствовать во время беседы, тем с большим уважением отнесется к нему его собеседник. А иногда хорошая подготовка журналиста может стать решающим фактором для согласия собеседника на встречу и интервью. Готовясь к встрече, журналист, прежде всего, определяется в источниках информации, связанных с данной темой. Это может быть специальная литература, справочники, публикации в прессе, данные статистики, специалисты, которые могут проконсультировать
43.
Почему такая всесторонняя подготовка играет важную роль, когда речь идёт об интервью со спортивной «звездой»? Можно начать с того, что каждый человек индивидуален. Точно также «особенным» себя считает практически любой спортсмен, добившийся успеха в своей области. И, несмотря на схожесть «избранных» друг с другом, у всех свои привычки, особенности и, например, запретные темы. Вот, почему рекомендуется досконально изучать манеры и характеры своих будущих спикеров.
Это можно назвать предварительным изучением собеседника. Опытные журналисты придают таким сведениям большое значение. Они стараются как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью. Все эти сведения помогут, во-первых, договориться об интервью, а во-вторых, успешно составить партитуру интервью и эффективно провести беседу. Ведь звезды – чаще всего капризные люди.
И последняя, четвертая, сторона предварительной подготовки к интервью – это продумывание хода беседы, техники интервью, составление вопросов. Каждый журналист готовится по-своему: кто-то только намечает «узловые пункты» будущего разговора. Кто-то составляет перечень вопросов, которые он хотел бы задать. В пользу предварительной формулировки вопросов высказывается автор пособия по журналистскому интервьюированию и журналист Хью Шервуд: «Я считаю, что этот способ обладает несколькими преимуществами. Во-первых, он дает уверенность, что я не забуду ни одной проблемы, которые должен осветить. Во-вторых, он облегчает мне возможность удерживать интервью в рамках темы. Потому что в девяти интервью из десяти происходит неизбежное. Интервьюируемый отвечает на первые пять или шесть вопросов по порядку, а когда ему задают седьмой вопрос, он каким-то образом ухитряется ответить вместо этого на двадцать седьмой. Тогда немедленно возникает проблема: задавать ли ему двадцать восьмой вопрос или вернуться к восьмому? Здесь нет простого ответа. Но если у интервьюера есть заранее написанный список вопросов, тогда ему проще перескакивать вслед за интервьюируемым туда-сюда, как тому хочется, и потом вновь ввести его в русло последовательности… Список вопросов дает интервьюеру структуру, к которой он может возвратиться в любой момент, когда почувствует необходимость. Есть и третья, и более тонкая, причина для написания заранее ваших вопросов.