Файл: Оглавление раздел пространство финансовой инклюзивности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
32
Данная структура может быть использована регуляторами для таргетирования политики финансовой инклюзивности. При этом особенностью дизайна является его гибкость: можно отталкиваться как от желаемого долгосрочного эффекта (в таком случае меры должны будут соответствовать наиболее актуальному (подсвеченному оранжевым цветом) разделу прямых эффектов, а индикатором успеха политики будет 100 %-ный доступ к счетам), так и от поставленной цели, а также от прямого эффекта.
Бизнес: дизайн продуктов
Традиционно технологическое развитие в финансовом секторе возглавлялось банками
(имеющими лицензию финансового института и предоставляющими весь спектр финансовых услуг, таких как кредиты, депозиты, текущие счета, проведение платежей и другие), поскольку национальные регулирующие органы в целом препятствовали финансовому посредничеству в крупных масштабах другими типами учреждений. Но в последнее время большую роль на рынке стали играть технологии, которые выступают в качестве второго эффективного средства (кроме дизайна политики государства, обсужденной выше) для достижения финансовой инклюзивности, поскольку они помогают решать проблемы для всех типов экономик, включая страны с низким уровнем дохода, развитые и развивающиеся.
Инструмент № 4. Финансовые технологии
В связи с тем, что в последние годы индустрия финансовых технологий находится в быстром развитии, было реализовано несколько успешных случаев расширения доступа к безопасным и качественным финансовым услугам, расширению разнообразия продуктов, а также снижению затрат, связанных с использованием финансовых услуг
48
. Особенности проникновения и роли технологий на рынке финансовых услуг, а также самые значимые примеры таких технологий в разрезе стран с разным уровнем экономического развития таковы.
Развитые экономики
В то время как финансовая инклюзивность в странах с развитой экономикой за последние годы значительно выросла и почти достигла 100 %, инновации в финансовой отрасли помогают использовать эти позитивные тенденции и позволяют потребителям, у которых уже есть банковские счета, получать инновационные продукты, которые могут улучшить их общее финансовое благополучие. Например, количество финтех-стартапов в США достигло 2000 в 2016 году, при этом было достаточное число случаев, когда платформы способствовали вовлечению исключенных сегментов потребителей (например, Autism
Expressed, обучающая платформа для развития финансовых навыков людей с особенностями развития), уменьшению расходов на обслуживание пользователей с низким и средним уровнем дохода (например, Benefit Kitchen, приложение для поиска пособий и развития финансовой грамотности, которое предоставляет информацию о возможности получения социальных выплат для семей с низкими доходами; PYT Funds, платформа для реструктуризации студенческих кредитов) и расширению доступа к безопасным и качественным финансовым продуктам (например, eCredable, платформа
48
https://www.gpfi.org/sites/default/files/G20%20High%20Level%20Principles%20for%20Digital%20Financial%20Inclusion.pdf
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
33 для потребителей без кредитов, позволяющая им найти доступные финансовые услуги).
Кроме того, есть ряд финансово-технологичных проектов в странах с развитой экономикой, направленных на улучшение финансовой интеграции в странах с низким и средним уровнем дохода, таких как услуги по переводу денег Azimo, SimbaPay,
WorldRemit из Великобритании, работающие со странами Африки, Lenddo, базирующаяся в Сингапуре, работающая с Латинской Америкой, Южной и Юго-
Восточной Азией.
Страны с низким и средним уровнем дохода
Цифровые каналы, такие как мобильный банкинг (m-banking), скорее всего, обеспечат лучшее покрытие и более экономичные услуги для населения стран с низким и средним уровнем дохода, не имеющих доступа к банковским услугам. Обычное банковское обслуживание может быть неэффективным для транзакций с низкой оплатой, следовательно, финансовая инклюзивность может оказаться невозможной. Финансовая инклюзивность характеризуется предоставлением широкого спектра финансовых услуг наиболее экономичным образом для всего населения. Наиболее известным примером решения мобильного банкинга является M-pesa, услуга мобильных платежей в Кении,
Танзании и некоторых других рынках, которая работает через частного телекоммуникационного провайдера с общенациональным покрытием, не зависящим от традиционных банков. M-pesa предоставляет финансовые услуги более чем 75 % кенийцев. В Индии, например, правительство с 2009 года занимается созданием жизнеспособной крупномасштабной цифровой экосистемы через программу Aadhaar.
Последняя — это платформа для уникальной биометрической идентификации, направленной на то, чтобы повысить государственные выгоды за счет цифровых каналов.
На 2017 год более 1,1 млрд граждан Индии (99,5 %-ный охват взрослого населения) предоставили свои биометрические данные и получили карту Aadhaar, в то время как карты участвуют в около 15 млн транзакций в день.
Развивающиеся экономики
Как и в странах с низким и средним уровнем дохода, в развивающихся странах со средним и высоким уровнем дохода, к которым можно отнести Россию, область применения финансовых технологий в качестве решения проблемы финансовой инклюзивности широко распространена. Из-за большого количества проблем как с точки зрения спроса, так и со стороны предложения финансовые инновации имеют огромные возможности для улучшения ситуации. Все сектора финансовых услуг затронуты инклюзивными решениями финансовых технологий, включая платежи (например, электронные деньги в Перу, безналичные правительственные льготы через SASSA в
Южной Африке), коммерческие услуги, страхование, кредитование (например, биткоин и запуск цифровых платежей BitPagos в Аргентине), личные финансы и сбережения
(например, приложение для личных финансов GuiaBolso в Бразилии), денежные переводы, инструменты для финансовых учреждений. Технологии в рамках таких решений также широки, в том числе они включают мобильную сеть и интернет, бесконтактные и NFC-платежи, электронные деньги, облачные системы, биткоин и другие.
Таким образом, участники рынка финансовых услуг, развивающие финансовые технологии, как небольшие стартапы, так и крупные платформы, могут ускорить процесс финансовой инклюзивности, который начался более 40 лет назад с микрофинансовых организаций и был недавно преобразован благодаря появлению на рынке телеком-
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
34 операторов и других альтернативных игроков. Включение миллионов людей через сетевые цифровые услуги могло бы стать существенным стимулом для финансовой инклюзивности, при этом результаты могут оказывать более существенное влияние на рост благосостояния пользователей финансовых услуг, чем если бы финансовые сервисы предоставлялись исключительно традиционными игроками. Однако ряд нерешенных вопросов остается вокруг того, чтобы цифровые финансовые услуги фактически доходили до бедных слоев населения, а не усиливали цифровой разрыв. Кроме того, такие новые игроки создают новые и значительные проблемы для регулятора. Поддержание регулирующего контроля и надзора становится еще более сложной задачей, и новые проблемы, такие как защита данных и конфиденциальность, кибербезопасность и политика в области конкуренции, все чаще выходят на передний план. Эксперты по финансовой инклюзивности только сейчас начинают решать эти вопросы.
Тренд #3. Новые финансовые игроки: бигтехи
49
2017 год ознаменовался бурным ростом финансовой инклюзивности на крупных азиатских рынках, таких как Индия и Китай
50
. Примечательно, что одним из ключевых факторов роста, наряду с увеличением использования смартфонов, проникновением банковских счетов и позицией умеренного нейтралитета регулятора, является то, что в последнее время в область финансовой инклюзивности начали входить бигтехи — крупнейшие технологические компаниии, такие как Apple, Google, Amazon и Facebook, которые имеют большое финансовое, политическое, экономическое и социальное влияние
51
Например, индийское правительство поддержало развитие рыночной инфраструктуры, которая может быть использована частными игроками, что привело к феноменальному росту использования платежных услуг. Единый платежный интерфейс, схема открытых платежей, управляемая Национальной платежной корпорацией Индии, была запущена в августе 2016 года. С тех пор она выросла с обработки 92 тысяч до 145 миллионов транзакций в месяц. Google Tez, запущенный в сентябре 2017 года, уже составляет 65 % объема этих транзакций. PayTM, платежный сервис, частично принадлежащий компании
Ant Financial, к текущему моменту составляет 25 % объема транзакций единого платежного интерфейса. Эти игроки предлагают разные решения, но их объединяет то, что основными драйверами услуги являются данные и интеграция потребителей, а не комиссия. Как Tez, так и PayTM предоставляют бесплатное обслуживание и денежные стимулы, так как их основная задача — захватить клиентов, и получить доступ к их данным, которые являются самым большим активом этих компаний.
Бигтехи находят способы преодоления основных проблем развивающихся рынков и рынков с низким доходом — там проникновение смартфонов по-прежнему остается низким (например, во многих странах Африки), а операторам все равно необходимо найти способы работы с наличными деньгами в отсутствие банковских счетов или кошельков, которые регулярно пополняются в цифровом виде. Они расширяют возможности подключения, в том числе через партнеров, которые усиливают каждого игрока.
Google и Facebook рассматривают способы увеличения использования интернета в
Африке: Google — посредством экспериментов с воздушными шарами, а Facebook — через службу Free Basics, которая в настоящее время работает в 28 африканских странах (и 33 49
http://www.cgap.org/blog/financial-inclusion-2018-bigtech-hits-its-stride
50
http://www.cgap.org/publications/chinas-alipay-and-wechat-pay-reaching-rural-users
51
https://www.ft.com/economics-of-big-tech
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
35 других рынках) в партнерстве с операторами мобильной сети. Финансовые услуги не всегда являются конечной целью для этих крупных игроков, которые в основном направлены на углубление взаимодействия пользователей с основными услугами в интернете и социальных сетях, тем самым собирая данные и получая доходы от рекламы.
Простые в использовании функции платежей могут углубить отношения с пользователями, поэтому бигтехи все чаще взаимодействуют с местными провайдерами для получения доступа к лицензиям и счетам (либо банковским, либо кошелькам), которые необходимы для развития сервиса денежных переводов.
На Филиппинах Facebook сотрудничает с G-Cash и PayMaya, чтобы предлагать своим клиентам платежи через Messenger. Эта стратегия использует мощную социальную сеть и имеет потенциал для экспоненциального роста использования как счетов G-Cash и
PayMaya, так и самой социальной сети Facebook. Регулятор со своей стороны удовлетворен тем, что услуги платежей фактически предоставляют лицензированные организации, в то время как Facebook играет важную роль мультипликатора, являясь оболочкой сервиса. Safaricom объявила в конце 2017 года о выпуске приложения M-Pesa, которое будет включать в себя платежи с поддержкой QR-кода и возможности NFS в телефоне, перенося опыт азиатских рынков на новую географию. Стикеры QR-кода теперь распространяются на 140 000 агентов M-Pesa и 80 000 продавцов Lipa na M-Pesa.
Ожидается аналогичный рост бесконтактных платежей на наиболее продвинутом рынке цифровых платежей Африки в 2018 году.
Население: дизайн поведения
Одна из ключевых целей финансовой инклюзивности — устойчивое использование финансовой инфраструктуры, которая в конечном счете приводит к экономической стабильности и экономическому росту, влияя на все сферы общества
52
. Официальная статистика, обзор которой представлен в первом разделе данной аналитической записки, показывает, что несмотря на все усилия государства и индустрии, направленные на развитие финансовой инклюзивности, в редких случаях удается обеспечить только доступ к финансовым услугам, но не их использование и формирование финансовой осознанности населения. Более того, эмпирические исследования показывают, что вплоть до 50 % населения может быть подвержено психологическим проблемам, связанным с деньгами. Например, опрос 1022 респондентов из Великобритании показал, что 43 % из них страдают синдромом денежной болезни (money sickness syndrome
53
), испытывая широкий набор симптомов, вызываемых стрессом от финансовых решений (Baker, Filbeck и Ricciardi, 2017)
54
.Именно поэтому необходима более высокая степень детальности изучения характеристик использования финансовых продуктов и сервисов как со стороны характеристик продукта (WEF, 2017), так и со стороны агента-потребителя.
52
Demirgüç-Kunt, A., Klapper, L., & Singer, D. (2018). "Household finance and economic development". In Handbook of Finance and
Development. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. doi: https://doi.org/10.4337/9781785360510.00029.
https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=X4dlDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA369&dq=%22financial+inclusion%22&ots=ensajGIDYr&sig=ZX
5nu28K08Lw1TQSfSzksffRFrw&redir_esc=y#v=onepage&q=%22financial%20inclusion%22&f=false.
53
http://www.hrmagazine.co.uk/article-details/money-sickness-syndrome-report-highlights-high-level-of-workplace-stress-is-caused-by- money-problems.
54
https://www.amazon.com/Financial-Behavior-Services-Products-Investments/dp/0190269995.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
36
Инструмент № 5. Преодоление поведенческих искажений
В последнее время широкую распространенность получила концепция поведенческих финансов, в противовес неоклассической экономике, где агент по определению является рациональным. Традиционный ход мыслей предполагает, что индивид (homo economicus) ведет себя так, чтобы он соответствовал обдуманному и неэмоциональному принятию решений, основанному на расчетах, полной информации, максимизации личной выгоды и исключающему использование интуиции. Решения считаются оптимальными (или очень близкими к ним). В этом мире не может быть места для финансового образования, направленного на улучшение процесса принятия решений.
Более того, нет возможности для институциональных изменений для улучшения результатов принятия решений, поскольку предполагается, что учреждения являются оптимальными или, по крайней мере, решения и выбор, сделанные отдельными лицами, согласуются с оптимальными институциональными условиями. Поэтому неоклассическая теория крайне пессимистична в отношении финансового образования или совершенствования в области принятия решений, улучшающих процесс принятия финансовых решений и влияния на благосостояние агента.
В отличие от общепринятой экономической теории, моделирование, основанное на поведенческой экономике, предполагает роль финансового образования, а также других видов внешних вмешательств в улучшение принятия решений на рынке финансовых услуг. Поведенческая экономика не подразумевает унитарного подхода к экономике и поэтому не предлагает одного подхода к совершенствованию процесса принятия финансовых решений посредством образования или других средств. Различные взгляды на поведенческую экономику предлагают разные правила определения политики в отношении финансового поведения и финансовой грамотности. В рамках поведенческой экономики предпосылка о рациональности агента смягчается, превращаясь в ограниченную рациональность (Simon, 1957 55
), либо подменяется подходом «проб и ошибок» (Kahneman и Tversky, 1973), которые определяют мотивации и действия индивида, вовлеченного в экономику.
Таким образом, для того чтобы достичь более «здорового» использования финансовых услуг уже включенными в финансовый рынок агентами, подключить ранее не вовлеченные слои населения, эффективно будет использовать инструменты поведенческой экономики, которые позволят:
изучить, как когнитивные искажения влияют на пользование финансовыми услугами;
понять, какие паттерны существуют и в каких случаях они могут быть
драйверами использования;
проанализировать методы, помогающие осознать, преодолеть, нивелировать
барьеры, связанные с поведенческими паттернами и когнитивными искажениями.
Примеры влияния когнитивных искажений на рынке финансовых услуг
Показательный пример того, что финансовые услуги подвержены смещению к выбору по умолчанию, — это эксперимент в Афганистане, описанный в работе Blumenstock и др.
(2017). Авторы случайным образом перераспределили 949 человек на различные
55
Simon, Herbert (1957). "A Behavioral Model of Rational Choice", in Models of Man, Social and Rational: Mathematical Essays on Rational
Human Behavior in a Social Setting. New York: Wiley.