Файл: Оглавление раздел пространство финансовой инклюзивности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
17
Пространство финансовой инклюзивности в России
По сравнению с мировым опытом, Россия в настоящий момент находится на пути осознания локальной специфики финансовой инклюзивности. Точкой отсчета для включения в общемировую повестку по изучению и преодолению проблем финансовой инклюзивности можно считать ноябрь 2010 года, когда на Сеульском саммите G20
Правительством Российской Федерации (РФ) в рамках международных обязательств была принята политика по повышению инклюзивности финансовых услуг. Для сравнения: в
Индии финансовую инклюзивность начали изучать в 2005 году, при этом политику в этом направлении там начали вести еще в 1950-х годах, до формализации проблемы.
Вопрос об экономической инклюзивности в России является одной из важных повесток социально-экономического развития. Согласно докладу Всемирного экономического форума об общей экономической инклюзивности, опубликованному в 2017 году, Россия входит в число стран с развивающейся экономикой (13-е место из 78), но развитие характеризуется «медленным продвижением» (Samans и др., 2017). В докладе также отмечается, что позиция России в отношении инклюзивности ниже, чем ее рейтинг по
ВВП, что говорит о том, что есть значительные возможности для улучшения текущего экономического положения. Финансовая инклюзивность является неотъемлемой частью общего развития социально-экономической системы и в настоящее время является одним из приоритетных в России.
На сегодняшний день
19
в России можно выделить пять ключевых участников в области финансовой инклюзивности.
Среди них
—
Центральный банк
Российской
Федерации (ЦБ РФ), Министерство экономического развития
Российской
Федерации
(Минэкономразвития
РФ),
Российский микрофинансовый центр
(РМЦ),
Национальный платежный совет, а также организации, занимающиеся исследованиями в области финансовой инклюзивности в РФ.
При этом немаловажную роль в последнее время стали играть и международные организации, занимающиеся финансовой инклюзивностью, которые проявляют интерес к ее проблемам в России, — это Альянс финансовой инклюзивности
(Alliance for Financial Inclusion, AFI), Консультативная группа по оказанию помощи малоимущим (The Consultative Group to Assist the Poor, CGAP, дочерняя организация
Мирового банка).
19
Информация актуальна на 3-й квартал 2018 года.
Рисунок 5. Экосистема финансовой инклюзивности в России
Источник: Анализ авторов
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
18
Исследование Worldbank Findex 2017 показало, что в России у
76 %
населения есть счет в финансовом институте (в возрасте от 15 лет, без учета 20 % населения страны, проживающих в отдаленных районах)
20
. Похожие результаты были отражены в полевых исследованиях ЦБ РФ и Минфина РФ в 2015–2017 годах. Согласно исследованию рынка розничных платежных услуг, в России в 2014 году платежные карты имелись у 74 % взрослых жителей крупных городов; в 2017-м также большинство опрошенных лично имеют действующие банковские карты (75 %).
Таблица 3. Индикаторы финансовой инклюзивности в РФ — доступ
Показатель (в %)
2017
2016
2015
2014
Доля взрослого населения, имеющего платежную карту (расчетную и/или кредитную) (ЦБ РФ)
79,44 74,26
н/д
Доля взрослого населения, имеющего платежную карту (расчетную и/или кредитную) (СКОЛКОВО)
75 74
Доля взрослого населения, имеющего только зарплатную карту (ЦБ РФ)
28,19 28,19 н/д
Доля взрослого населения, для которых способ оформления банковской карты — выдана работодателем или банком (СКОЛКОВО)
44 43,5
Почему в России такие низкие показатели доступа к финансовым услугам согласно
опросам?
Низкие показатели могут быть вызваны следующими причинами:
физические барьеры (отдаленность районов);
социальные барьеры (незащищенные слои населения);
финансовые ограничения;
поведенческие паттерны.
Однако подобный результат мог быть вызван и ошибкой измерения, которая спровоцирована:
неправильной формулировкой вопроса;
неверным способом замера через полевые исследования и необходимостью применения альтернативных подходов — например, качественных исследований или внутренних данных финансовых институтов;
когнитивными ошибками и поведенческими паттернами, которые влияют на ответы респондентов.
Одним из преимуществ методологии ЦБ в сравнении, например, с Worldbank Findex является попытка представить более детальную информацию о различных компонентах
ФИ, в том числе и замер использования, качества и влияния на благосостояние.
Таблица 4. Индикаторы финансовой инклюзивности в РФ — использование финансовых услуг населением
Показатель (в %)
2016
2015
2014
Доля платежей за товары (работы, услуги), совершенных с использованием платежных карт на территории России, в совокупном объеме розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению
30,32 22,51 18,17
Доля взрослого населения, использующего не менее одного открытого счета физического лица в КО
78,19 75,39 65,23
Доля взрослого населения, интенсивно использующего счета физических лиц в КО (более 3-х раз за месяц)
44,75 32,35 20,7
Доля взрослого населения, использующего дистанционный доступ к банковским счетам для осуществления перевода ДС в отчетном периоде (интернет-банкинг и/или мобильный банкинг)
31,50 23,66 19,60 20
Личный опрос 2000 респондентов в июне-августе 2017 года; исключены регионы Дальнего Севера,
Северного Кавказа, Дальнего Востока ввиду географической удаленности.
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
19
Доля взрослого населения, использующего мобильное устройство для осуществления перевода ДС в отчетном периоде
31,19 22,22 н/д
Доля взрослого населения, имеющего вклады в КО, размещенные средства в НФО (в форме договора займа)
20,5 20,96 н/д
Доля взрослого населения, имеющего один и более непогашенный кредит / заем в КО или
НФО (МФО, КПК, СКПК или ломбарде)
32,44 31,91 20,7
Источник: ЦБ РФ, 2017
Доля платежей с использованием карт растет — с 18 % в 2014 году до 30 % в 2017-м, — что, с учетом менее активного роста распространения платежных карт среди населения и того факта, что только 30 % субъектов МСП имеют и используют электронные терминалы для приема платежей, является индикатором позитивных сдвигов среди населения относительно использования платежных карт. Помимо этого, наблюдается низкий рост доли населения, использующего не менее одного счета в 2016 году по сравнению с 2015-м
(потенциальная причина — c 2014 до 2015 года произошло добавление данных из
Крымской республики в государственную статистику). Наблюдается существенный рост тех, кто использует счет интенсивно (на 12 процентных пунктов за 2015 год), однако показатель все еще остается достаточно низким (45 %). 31 % населения использует дистанционный доступ в 2016 году, что эквивалентно росту более чем на 10 п.п. за 2 года, с наибольшим скачком в 2015–2016. Подобная ситуация наблюдается с использованием мобильных устройств (потенциальная причина — внедрение и распространение мобильного банкинга, например «Сбербанк Онлайн»). Также в 2017 году около пятой части населения имеет вклад и треть — непогашенный кредит; цифры в 2015 и 2016 годах находятся примерно на том же уровне.
Рисунок 6. Влияние использования финансовых услуг на качество жизни жителей РФ
Как видно по рисунку 6, произошло смещение восприятия влияния финансовых услуг на качество жизни к более негативному. Ярче всего этот процесс выражен в ЮФО. Среди потенциальных причин можно назвать
21
рост микрокредитования, несмотря на низкий уровень понимания условий займов, выход из теневой экономики, недовольство
21
Данных по вопросам анкетирования ЦБ для проверки нет в открытом доступе.
-50
-40
-30
-20
-10 0
10 20 30 40 50
ЦФО
СЗФО
ЮФО
СКФО
ПФО
УФО
СФО
ДВФО
Российская Федерация
Изменение влияния финансовых услуг на качество жизни 2016 против 2015 года (опрос Банка России)
Не изменилось
Ухудшилось
Улучшилось
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
20 ценообразованием на финансовые услуги и их спецификой, неудовлетворенность работой финансовых институтов
22
Таблица 5. Индикаторы финансовой инклюзивности в РФ — использование финансовых услуг субъектами
МСП
Показатель (в %)
2016
2015
2014
Доля субъектов МСП, использующих дистанционный доступ к банковским счетам, для перевода ДС в отчетном периоде (интернет-банкинг или мобильный банкинг)
73,60 74,60 68,00
Доля субъектов МСП, имеющих и использующих электронные терминалы, установленные в организациях торговли (услуг) (POS-терминалы), для получения платежей
30,20 н/д н/д
Доля субъектов МСП, имеющих депозиты в КО, размещенные средства в МФО, КПК (в форме договора займа) или СКПК (в форме договора займа)
11,2 10,2 н/д
Доля субъектов МСП, имеющих один и более непогашенный кредит/заем в КО или НФО (МФО,
КПК или СКПК) или для которых открыта кредитная линия в КО
23,8 28,2 н/д
Источник: ЦБ РФ, 2017
В то же время доля малого и среднего бизнеса, использующего дистанционный доступ к финансовым услугам, стабильно находится на отметке в пределах 68–75 %. В 2017 году депозиты в КО имело около 11 % предприятий (в 2015 — 10 %), кредиты – 23,8% (в 2015 —
28,2 %).
Кейс № 2. Причины выбора финансовых услуг и пользовательские привычки
в России
В рамках исследования рынка розничных платежных услуг в России были проведены фокус-группы в 4 категориях пользователей: возраст от 25 до 49 и более 50 лет, активные пользователи и пользователи с низкой вовлеченностью. Одним из этапов была дискуссия на тему причин выбора услуги, в рамках которой были выявлены пользовательские привычки.
Пользование банковскими услугами группы активных пользователей финансовых услуг, 25–49 лет
Пользование банковскими услугами группы пользователей с низкой финансовой вовлеченностью, 25–49 лет
Услуга
Причины выбора услуги
Пользовательские привычки
Зарплатная карта
Работодатель оформил
Дебетовая карта
Удобно использовать для ряда похожих платежей: переводов, съема денег с карты (Сбербанк).
Нулевая плата за обслуживание, рекомендация знакомых (Открытие).
Одна карта для похожих целей
22
https://www.cbr.ru/Content/Document/File/44099/composite_index.pdf.
Услуга
Причины выбора услуги
Пользовательские привычки
Дебетовая карта
Кэшбеки
Зарплатная карта
Работодатель оформил
Кредитная карта
Пользуются реже, в крайних случаях, когда деньги нужны срочно
Вклад
Стабильное, почти безрисковое накопление
Кредит
Крайне редко, на очень дорогие покупки
Денежные переводы
Перекладывание сумм на счета других банков
Реже по сравнению с интернет- и мобильным банком осуществляют платежи через банкоматы
Интернет-банк
Удобно для оплаты платежей.
Перекладывание сумм на счета других банков.
Мобильный банк
Быстрые платежи
Центр финансовых инноваций и безналичной экономики Московской школы управления СКОЛКОВО
21
Кредитная карта
Выдавали на работе, выбора не было.
Выбирали сами — выгодные условия.
Длинный период беспроцентного возврата денежных средств; услуга активно рекламировалась
Потребительский кредит
Выбирают банк, который требует меньший пакет документов
Перевод денежных средств без открытия счета
Для родителей
Вклад
Надежный способ накопления доходов
Пользуются крайне редко
Интернет-банк
Контроль расходов
Наличные переводы
Привычно
Пользование банковскими услугами группы активных пользователей финансовых услуг, 50+ лет
Услуга
Причины выбора услуги
Пользовательские привычки
Зарплатная карта
Работодатель оформил
Социальная карта
«Социальной картой москвича я как банковской пользуюсь»
Кредитная карта
«Мне Сбербанк сам предложил кредитную карту, которая 50 дней. Я согласился, это удобно. Ею оплачиваешь по безналу»
Дебетовая карта
В основном ориентируются на кэшбек
Депозитная карта
Пользуются редко
Текущий счёт
Привязан к карте
Инвестиционный счёт, вклад
Практически у всех участников имеются депозитные счета
Дополнительно:
- «У меня еще есть книжка, со времен царя Гороха валяется. Там 20 рублей, по- моему».
- «Там есть проценты».
- «Да, из Сбербанка звонили, говорили, что что-то переоформить надо».
Интернет-банк
Для оплаты коммунальных услуг, переводов
Мобильный банк
Для оплаты коммунальных услуг, переводов
Мобильный банк используют для оплаты стоянки автомобиля
Пользование банковскими услугами пользователи с низкой финансовой вовлеченностью, 50+ лет
Услуга
Причины выбора услуги
Пользовательские привычки
Зарплатная карта
Работодатель оформил
Снимают наличные из банкоматов для дальнейших операций.
Отдельные участники предпочитают не держать в Сбербанке много средств; переводят с зарплатных карт на вклад в другие банки.
Социальная карта
--
Кредитная карта
Банк предложил
Депозитный счёт
У всех хранятся сберкнижки в
Сбербанке.
Вклады других банков.
Внимательно изучали условия по вкладам и банкам, предоставлявшим вклады, рейтинги банков
Страхование для поездки
При поездке за границу
«Это сейчас очень модно»
Памятные монеты
«Я вкладываю в драгметаллы, никуда не денется. А вот эти курсы, там кладешь значительную сумму, а на завтра курс упадет, и ничего не осталось»
Интернет-банк
Пополнение счета телефона.
Чаще стараются делегировать оплату