Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 956
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
79
На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированно- сти у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план ( на один месяц или три ) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.
Третий этап работы представлен в Таблице 3.
Таблица 3
№ Первая половина
дня
Имя ребенка
Вторая половина
дня
Имя ребенка
1.
Помочь товарищу расстегнуть пуговицу;
Привести в порядок одежду в шкафчике
Помочь сверстнику надеть колготки;
Развязать шнурки;
Поставить в шкаф забытую обувь
2.
Вытереть полочку от пыли;
Раздать карандаши для рисования;
Помочь взрослому расставить игрушки на полках
Собрать игрушки после прогулки; собрать бумагу с пола;
Вынести на участок игрушки
3.
Покормить рыбок
Полить комнатные растения;
Вынести на участок корм птицам
80
После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативно- сти проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков
(пятый этап).
Для диагностики трудового воспитания хорошо использовать дидактические игры: «Угадай, что делаю?», «Что сначала, что потом?»,
«Кому без них не обойтись?» и т.д.
2.5. Диагностика трудовых умений детей
старшего дошкольного возраста
Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:
Пример 1.
Труд в природе.
Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их,
убрать с них пыль.
Критерии:
ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
81
ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы,
которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и
объяснить, почему он выбрал именно эти растения
Критерии:
самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он
обеспечит уход за ним
Критерии:
ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых
действий и объяснить необходимость такой последовательности. В
случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением
трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить
последовательно их разложить
Критерии:
ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
не может спланировать последовательность трудовых действий.
Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование.
Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инстру-
82
ментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового
процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)
Критерии:
самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
не может выполнить задания.
Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растения-
ми: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с
разных растений
Критерии:
все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятель- но, но некачественно;
качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты свести в Таблицу 4.
Таблица 4
Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Имя
ребён-
ка
Умение
принять
цель
труда
Умение
выделить
предмет
труда
Умение
предвидеть
результат
труда
Умение
спланировать
трудовой
процесс
Умение
отобрать
необходимое
оборудование
Освоение
трудовых
навыков и
умений
83
Уровни:
требующий особого внимания - А
средний - Б
высокий - В
Хозяйственно-бытовой труд.
1.
Подгруппе
детей
предлагается
вымыть
поддонники
растений.
Каждый
моет
1-2
поддонника. Итог: все поддонники чистые. При
выполнении
задания
воспитатель
обращает
внимание на то, как дети распределили между
собой предметы труда, отобрали необходимое
оборудование, выполняют трудовое действие, дают
оценку качества выполненных трудовых действий.
2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что
делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договарива- ются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.
Результаты свести в Таблицу 5.
84
Таблица 5
Диагностика сформированности трудовых умений в хозяйственно-
бытовом труде
Умения и навыки при участии ребёнка в
коллективном труде (содержание
заданий одинаково для всех детей)
Умения и навыки при участии ребёнка в
коллективном труде (содержание
заданий разное)
Уровни:
А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно.
Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Ручной труд.
1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам
выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые
инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из
вариативных образцов.
85
Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образ-
цов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные
карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие
трудовых и специальных умений, сформированность способов
конструирования,
репродуктивный
или
творческий
характер
деятельности.
Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель
деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее
место, уметь самостоятельно добиться результата.
Результаты свести в Таблицу 6.
Таблица 6
Диагностика сформированности навыков ручного труда
Имя ребёнка
Специальные умения
Способность реализовать замысел
Уровни:
А – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Б – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
86
В – развитые комбинаторные умения обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Задания для самостоятельной работы
1. Проведите анализ последовательности сообщения детям знаний о труде взрослых, предложенной авторами исследования В.И.
Логиной и Е.И. Радиной и подготовьте аналитическую справку.
В.И. Логинова предлагает путь, основанный на использова- нии системного подхода к определению знаний о труде взрослых как средстве удовлетворения потребностей людей: знания о структуре трудового процесса (цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций, достижение результата, определение его соответствия поставленной цели).
Поэтапная демонстрация трудового процесса, установление связи между результатами и целью.
Е.И. Радина предложила путь, начинающийся с показа действий труженика, демонстрация «чудесных превращений» объекта труда. Переключение внимания детей с процесса деятельности на красоту, ловкость движений труженика.
Интерпретация этих действий, как отражающих отношение к труду (создание образа труженика), оценка личностных качеств его. Оценка значимости результатов труда для людей. В ряде наблюдений – показ коллективных действий людей в процессе труда, интерпретация их взаимоотношений
2. Назовите этапы организации коллективного труда группы детей по уборке групповой комнаты, определите содержание и воспитательные задачи каждого из них. Ответ представьте в письменном виде (возраст детей – на Ваш выбор).
87 3. Подберите поговорки и пословицы о труде.
Опишите варианты их использования в повседневной жизни дошкольников.
4. Изучите уровень трудовых навыков и умений детей в хозяйственно-бытовом труде (в возрастной группе, где вы проходите учебно-производственную практику).
Определите задачи дифференцированного подходя к детям с учетом уровня сформированности у них трудовых умений и навыков.
Разработайте программу формирования трудовых навыков и умений через хозяйственно-бытовой труд для детей возрастной группы.
Практические занятия:
№1. Изучите содержание труда, представленного в двух современных образовательных программах ДОУ. Сравните их по критериям, представленным в Таблице 7.
Таблица 7
Критерии для
сравнения программ
Образовательная
программа
Образовательная
программа
Цель и задачи трудового воспитания
Ознакомление с трудом взрослых
Трудовое обучение
(общие и специальные трудовые умения)
88
Детская самостоятельная трудовая деятельность
(виды труда)
Показатели эффективно- сти освоения программ
Анализируя содержание работы по труду в образовательных программах, выделите линии его усложнения по ступеням дошкольного детства. Результаты анализа отразите в Таблице 8
Таблица 8
Линии усложнения содержания трудового воспитания
дошкольников
Критерии
для
анализа
Возраст-
ной этап
Ознакомле- ние с трудом взрослых
Трудовое обучение
(общие и специаль- ные трудовые умения)
Самостоятель- ная трудовая деятельность
Задачи воспитания детей в труде
(самостоятель- ность, ответственность и др.)
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
№2. Разработайте содержание мероприятия для детей дошкольного возраста на тему: «Встречи с интересными людьми»
(возраст детей – на Ваш выбор).
№3. Разработайте содержание дидактической игры на тему:
«Как труд людей разрушает нашу планету и как ее спасает?».
89
№4. Разработайте методические рекомендации для родителей
«Как сформировать у дошкольников» интерес к труду» (возраст детей – на Ваш выбор).
№5. Разработайте перспективный план организации труда детей в ДОУ на период с февраля по май м-ц (возрастная группа на выбор). См. приложение № 1, 2.
№6. Разработайте дидактическую игру по закреплению знаний детей о труде взрослых. См. Приложение № 3.
90
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Тестовые задания первого уровня (задания на опознания
и различение)
Инструкция: выберите правильный ответ
1. Исследователи проблемы трудового воспитания:
а) А.П. Усова б) В.Г. Нечаева в) Т.Г.Казакова г) Т.И. Осокина
2. Своеобразие труда детей дошкольного возраста заключается в том, что он: а) предусматривает создание материальных ценностей; б) имеет тесную связь с игрой; в) имеет компоненты трудовой деятельности; г) ребенок способен прогнозировать результат труда
3. Содержание хозяйственно-бытового труда включа-
ет:
а) сбор природного материала; б) ремонт книг, коробок; в) раскладывание пособий к занятиям; г) мытье рук
4. В ДОУ организуются дежурства по: а) умывальной; б) столовой;
91 в) спальне; г) раздевальной.
1 2 3 4 5 6 7 8