Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 951
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению
23 полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.
1.5. Формы организации труда
детей дошкольного возраста.
Трудовые поручения,
их воспитательный потенциал.
Образовательная программа ДОУ рекомендует три формы организации труда в детском саду детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждая из названных форм организации имеет свои особенности на разных ступенях дошкольного детства.
Чтобы выяснить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что понимать под трудовым поручением и в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.
Трудовое поручение – это возложение на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с трудовыми действиями для коллектива.
Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют на младших ступенях дошкольного возраста, когда труд еще не стал планомерной и систематиче- ской деятельностью, и дети часто не различают игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе. Иными словами: выполняют просьбу или требование взрослых сделать что-либо, принести какой-то предмет, полить цветы, покормить рыб, накрыть на стол, убрать посуду и т.д.
Трудовые поручения необходимо отличать от обязанностей. И не только потому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые
24
поручения отличаются своеобразием самой деятельности и положением ребенка в ней. Обязанность заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом проявить личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнить эту работу.
Однако, чтобы у ребенка появились эти обязанности, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволяет освоить содержание деятельности. Такая подготовка осуществляется посредством разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности. П.П.Кузовкова правильно подчеркивает, что индивидуальная деятельность ребенка – отправной момент для формирования самостоятельности (в совместной деятельности).
Особенно важны поручения на шестом году жизни ребенка, когда проис- ходит активная подготовка к несению трудовых обязанностей – ведь с самого начала года дети участвуют в трех видах дежурств. Это очень серьезный труд, требующий определенной предварительной подготовки с младшей группы. В старшей группе, если ребята не умеют правильно дежурить, это сигнал к тому, что педагог нецеленаправленно привлекал воспитанников к выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного возраста.
Таким образом, поручения и обязанности тесно взаимосвязаны.
Придавая большое значение в трудовом воспитании коллективным формам организации трудовой деятельности.
Н.К.Крупская справедливо подчеркивала, что к ним ведет постепенная работа детей вдвоем, втроем, вчетвером, что перед детьми сначала необходимо ставить небольшие, посильные цели, постепенно, шаг за шагом усложняя их. Своеобразную
25 оценку поручения дал А.С.Макаренко, он подчеркивал, что поручения приучают к ответственности, исполнительности, добросовестному отношению к делу.
В практике работы с детьми особенно распространены индивидуаль- ные поручения, реже – поручения маленьким группам. Последний вид открывает перед воспитателем большие перспективы: посредствам различных поручений формировать и закреплять у детей трудовые умения и навыки. Ведь научить одного-двух легче, чем целую группу детей. Кроме того, более удобен и возможен тщательный контроль в плане: что затрудняет ребенка, где необходим дополнительный показ, помощь, совет. Иными словами: в процессе индивидуального труда педагог имеет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, тем самым формируя у одного – трудовые навыки, у другого – положительное отношение к деятельности, некоторые нравственно-волевые качества.
Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные, индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки детей к несению обязанностей) длительные поручения, когда ребенок несет ответственность за какую-то работу на определенный срок (день, два, три).
Известно, что на младших ступенях дошкольного возраста трудовая деятельность часто переплетается с игрой и порой трудно увидеть, уловить эту границу. И в этом плане поручения помогут воспитателю. Ведь даже самые элементарные поручения (что-то подать, подвинуть, поднять) не содержат в себе игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознать, что он выполняет задание взрослого. В сознании ребенка постепенно начинает выделяться труд с некоторыми присущими ему особенностями, одна из которых – необходимость достижения результата. У него постепенно сформируется ответственность за полученное дело, умение доводить начатое дело до конца. Малыш научится прилагать волевые и
26 трудовые усилия для достижения результата.
В практике воспитания поручения чаще организуются как в первую половину дня – в утренние часы, до завтрака, так и во вторую половину –
после дневного сна.
Выполнять простые и посильные поручения дети могут уже с 1,5–2 лет.
Доступные задания («Пойди посмотри, какой домик построил Коля»,
«Посади куклу на стул», «Дай Вове мяч»), содержащие определенные указания воспитателя, внесут в детское поведение целенаправленность, приучат к послушанию, умению выполнять требования взрослого.
Для младшей группы характерны поручения индивидуального характера (здесь не предусмотрено дежурство). Наблюдения показали: при активной организации почти каждый малыш в течение дня выполняет менее
2-3 поручение воспитателя. Например, Вася по просьбе воспитателя убрал в шкаф забытую обувь; Миша поднял Ирине носки и положил их на место; он же помог вынести на участок ведерко с совками, собрал игрушки перед уходом с прогулки; Вера раздала карандаши для рисования, смела песок с лавочки, полила цветы; Андрей собрал строительный материал перед уходом на прогулку, налил свежую воду канарейке, раздал тарелки во время полдника.
Поручения в младших группах используются для поддержания
интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям
и навыкам; для формирования у детей уверенности в своих силах и
способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым;
для подготовки к другим формам организации труда.
В средней группе посредством поручений педагог активно готовит детей к предстоящим дежурствам на занятиях ( вводится во второй половине года второй младшей группы по столовой и со средней группы по занятию).
Кроме того, детей привлекают к разным поручениям: в уголке природы, в зоне художественного творчества детей, в игровом уголке и т.д.
В старших группах поручения не теряют своей значимости. Особое
27 место начинают занимать поручения – задания, отсроченные по времени с целью получения конкретного результата. Практикуются поручения общественно-направленного характера: помощь младшим, сотрудникам детского сада.
Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятель- ности дошкольников во всех группах дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к участию в посильном труде.
Образовательная программа ДОУ содержит примерный перечень поручений для каждой дошкольной ступени. Содержание поручений постепенно усложняется, а вместе с ним усложняется и требования к самостоятельному и качественному их выполнению.
Назначение поручений – оказать воспитательское воздействие на ребенка. В связи с этим поручения всегда должны содержать конкретную цель и воспитательную задачу. Так, Оля и Женя не знают, чем заняться и воспитатель предлагает: «Оля возьми метелку и смети снег со всех лавочек, чтобы дети не садились на снег», а Жени дает вожжи и просит: «Спроси
Антона, не хочет ли он поиграть с тобой в лошадки?». С помощью поручений педагог может отвлечь детей от нежелательного занятия и занять полезным делом. Опыт работы с детьми показывают, что выбор того или иного поручения зависит от воспитателя, от условий жизни детей в группе, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении.
Отбор содержания поручений должен осуществляться с учетом всех педагогических принципов организации труда, педагогической целесообразности, посильности, доступности, а также способов действий, их количества и сложности, т.е. от того, что оказывает воздействие на достижение конечного результата. Иногда одно и то же поручение можно усложнить или облегчить в зависимости от возраста ребенка, его умений и готовности справиться с полученным делом. К примеру, воспитатель предлагает поставить на четыре стола подставки с цветными карандашами.
28
Чтобы выполнить это поручение, ребенок должен совершить четыре одинаковых действия (если ставить на стол по одной подставке). Довольно простое поручение по своему содержанию и действию посильное любому дошкольнику. Но если ему предлагают выбрать и поставить в стакан отточенные карандаши, а затем раздать их, то здесь уже требуются усилия и больше способов действия, которые сложнее по качеству (найти нужный карандаш и поставить в стакан). Кроме того, необходимы определенные знания: какими карандашами можно рисовать, а какими нельзя – они не заточены. Это вызывает у детей, особенно младшего дошкольного возраста, трудности. И в этом случае к воспитателю обращаются с вопросами: «Этот карандаш куда класть? Им можно рисовать?» естественно, в такой ситуации результат будет достигнут несколько позднее. Учитывая некоторые особенности поручений, как количество действий, способ их выполнения, время достижения результата, их можно сгруппировать на три группы. Это позволит лучше увидеть специфические воспитательные задачи, которые можно ставить и решать через разные по содержанию трудовые поручения.
К первой группе относятся поручения, связанные с выполнением одного действия: подай, принеси, отодвинь, подними. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью устранить беспорядок
(что-то по неосторожности уронили, разбили, разлили).
Вторую группу составляют поручения, содержащие в себе несколько способов действия, несколько трудовых операций. Они сложнее первых, так как для их выполнения необходимы определенные навыки трудовой деятельности: помыть клетку, накормить птиц.
К третьей группе следует отнести поручения, результаты которых получаются не сразу: посадить лук, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, попросить папу подточить цветные карандаши и т.д. Такие поручения связаны с приложением усилий памяти, знанием некоторых временных понятий (утром, когда приходить в детский сад, после прогулки, вечером, после полдника, обеда, когда пойдешь домой). Для детей 3–4 лет
29 поручения такого содержания представляют большую трудность, они забывают о них. Требуется особый контроль и дополнительные напоминания со стороны взрослых. Подобные поручения полезны, ценны в старших и подготовительных группах.
В особую группу следует выделить поручения, при выполнении
которых нет видимого результата. Такого рода поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить повара, что сегодня на завтрак, попросить корм для животных, передать медицинской сестре сведения о количестве детей в группе.
Поручения такого рода не требуют от детей особых мускульных усилий. Здесь ставится задача другого характера: уметь общаться со взрослыми, что-то вспомнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории участка детского сада.
Старшие дошкольники (5–7 лет) с удовольствием выполняют такого рода поручения. А вот для младших такие задания представляют определенную сложность. Их выполнения затрудняются не только своеобразием задачи, но и тем, что результат труда не выступает наглядно.
Но это не означает, что надо избегать подобных поручений в работе с детьми младшего возраста. Целесообразно вначале давать поручения более активным детям: покормить животных, рыб, птиц, полить комнатные растения, цветник, огород. При этом воспитатель показывает образец выполнения трудового действия и контролирует выполнение действий ребенком.
Таким образом, зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возможности каждого ребенка, можно целенаправленно организовать обучение детей тому, что они еще не умеют делать, сформировать необходимые умения и навыки или изменить отношение к работе.
30
Дежурство как форма организации труда, его значение
в воспитании детей
Дежурство требует от детей большей самостоятельности, знания о последовательности работы, представлений о полном объеме ее, о требованиях к конечному результату.Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание трудиться ради других, проявлять заботливое отношение ко взрослым, к своим товарищам, к животному и растительному миру.
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследо- вана З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей.
Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направлен- ность труда, реальная, практическая забота детей о других. Данная форма организации труда способствует развитию у детей ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе (дежурство по столовой) в конце второго полугодия.
Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимо- связанных действий, направленных на решение конкретной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой – разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки,
31 раскладывает приборы. Постепенно дети осваивают умение согласовывать свои действия, учатся договариваться, распределять трудовые обязанности.
В процессе дежурства младших дошкольников по столовой воспита- тель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивает старательность ребенка, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Количество дежурных равно количеству обслуживаемых столов. Дети младшего дошкольного возраста дежурят только перед завтраком.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к проявлению самостоятельности. Важной задачей в организации дежурств является формирование у детей ответственности за порученное дело, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.
Старшие дошкольники регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы. При оценке качества работы дежурных воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы.
Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.
Организация дежурства по столовой старших дошкольников несколь- ко иное. Дежурят по столовой двое, распределив между собой обязанности.
Варианты назначения дежурных разные: по симпатиям детей; девочка с мальчиком; умеет – не умеет; активный- пассивный; быстрый – медленный и т.д.
Дежурство по подготовке к занятиям вводится в средней группе и требует особой сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой. Детям на первых порах следует помогать, напоминать им, что должно быть на столах при рисовании