Файл: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 957

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

32 карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.
Дежурство в уголке природы вводится с начала года в старшей группе. Оно должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.
Дежурство способствует систематичности включения детей в труд.
Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе оформляется стенд, где отмечаются дети-дежурные. Информация должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.
Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели.
Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода дежурства превращаются в контроль одних детей за поведением других, что наносит вред моральному развитию дошкольников, ибо утрачивается основной смысл дежурств – забота о других. Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

33
Коллективный труд детей дошкольного возраста,
его воспитательные возможности
В младших группах коллективный труд как форма организация детей не используется воспитателями, так как дети еще не имеют прочных трудовых навыков в том или ином виде труда. Кроме того труд младшего дошкольника по форме объединения похож на «труд рядом». Ребенок охотно принимает задание от взрослого и выполняет под его руководством и пока он осваивает трудовые операции, ему не нужен партнер. В средней группе по мере совершенствования навыков и умений дети уже способны объединиться в «общий труд» (4-6 человек), где есть общая цель и конкретное задание для каждого члена коллектива и где каждый отвечает за свою работу перед педагогом.
В старшей группе детям предоставляется большая самостоятель- ность в процессе трудовой деятельности. Дети начинают трудиться коллективно. Например, воспитатель предлагает всем детям вместе приготовить печенье, посадить лук, постирать кукольное белье (число детей может быть самым различным: от 2-3 до 6-7 и больше. Каждый из детей получает конкретное задание.
Дети работают «рядом». Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Это дает возможность ему обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился и вместе выполнили общую работу. Это наиболее простое объединение, здесь подводится общий итог трудовой деятельности команды. При этом следует учитывать возможности и уровень навыков каждого ребенка, предусмотреть объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время.
Такая форма объединения является переходной от труда «рядом» и
«общего труда» к «совместному труду». (Р.С.Буре).


34
По мере накопления опыта участия в труде и овладения детьми трудовыми навыками, педагог начинает переходить к более сложным за- дачам – формировать у детей навыки сотрудничества, воспитывать умение трудиться вместе, помогать друг другу, видеть затруднения товарищей и предлагать свои услуги, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться их успехам, общим результатам труда и т. п.
Эти задачи наиболее успешно решаются в совместном труде детей
(Р.С.Буре). В дошкольном образовательном учреждении чаще используют два вида коллективного труда: труд «общий» и труд «совместный». При организации коллективного труда воспитатель осуществляет руководство детьми во время распределения ими работы между собой. Следует подчеркнуть, что педагог и сам мог бы назначить каждого ребенка на определенный участок работы, но тогда вся деятельность по распределению, которая побуждает детей вступать в общение, уступать друг другу, догова- риваться между собой, не будет использована в полной мере. Более того, такое руководство не обеспечит формирование, умений у детей самостоятельно осуществлять эту деятельность. Следует отметить, что с точки зрения получения результата совершенно безразлично, кто какие задания будет выполнять. Воспитатель в первую очередь заботится о фор- мировании навыков сотрудничества, и потому его методы направлены на решение именно воспитательных задач. В процессе распределения труда он решает несколько задач:

учитывает трудоемкость разных работ, с тем чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковый объем;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает объединение детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т.д.;

35

учитывает интересы детей и мотивы выбора той или иной работы: есть более и менее интересные дела с точки зрения ребенка. Один предпочитает ту работу, навыками выполнения которой он владеют в большей степени; другого привлекает в труде новизна и он стремится получить это задание; третьего пугает сложность какого-либо задания, и он отказываются его выполнять и т. д.
Поэтому при самостоятельном распределении работы, если дети не имеют достаточного опыта между ними могут возникать споры и конфликты.
Перед педагогом стоит задача научить детей договариваться между собой. И потому, распределяя работу, воспитатель объясняет о том, почему он дает именно такое задание конкретному ребенку. Тогда ребенок принимает задание не как приказ воспитателя, его волю, а как справедливое решение педагога, учитывающего в равной мере интересы всех детей.
Педагог разъясняет детям, что, когда работают вместе, всегда заранее договариваются, кто какое дело будет выполнять.
Важно научить детей учитывать интересы друг друга, уступать товарищам, разрешать возникающие недоразумения, убеждать друг друга, кому следует отдать предпочтение при решении того или иного спорного вопроса.
Дети могут самостоятельно распределять работу между собой внутри своей подгруппы. Педагогу следует только напомнить им о необходимости договориться перед началом работы и предоставить им возможность осуществить самостоятельно эту деятельность. Если дети не способны справедливо распределить трудовые обязанности, воспитатель может дать совет или предложить другую форму справедливого распределения – жребий. Детей следует приучать к самостоятельности. Упражнения детей в самостоятельном распределении работы помогают им на конкретных поступках понять, что такое справедливое распределение дел, как следует поступать в коллективе сверстников, почему надо согласовывать свои жела- ния с желаниями других детей, в каких случаях необходимо уступить,


36 сдержать свои желания. Постепенно меняется и характер воздействий педагога: от непосредственного разрешения возникающих конфликтных ситуаций, он переходит к иным приемам руководства: контролирует, напоминает, обсуждает с детьми, насколько справедливы они были друг к другу, в процессе распределения трудовых заданий, каким образом они сумели договориться и т.д.
В старшей и подготовительной к школе группах организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты пли участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др.
Чтобы в коллективном труде могли принять участие, все дети одно- временно и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе.

целесообразно делить детей на несколько работающих групп, объединение внутри группы достигается предложением каждому какой-либо общей работы (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике). Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех, ибо воспитателю приходится распределять свое внимание между ними, что представляет известные трудности.
Можно организовать в группе «мастерскую добрых дел», которая будет выполнять разнообразные «заказы», поступающие от других групп: ремонтировать книги для малышей, приводить в порядок одежду для кукол.
Такая мастерская работает в часы, предназначенные для коллективной работы.
Руководя коллективным трудом детей, воспитатель фактически решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на

37 достижение поставленной цели, более качественное выполнение, т. е. руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.
1.6. Исследователи и направления их исследований по вопросам
трудового воспитания дошкольников.
Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.
Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А.
Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.


38
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г.
Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В.
Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Труды философов и социологов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, И.
Пригожина, Г. Хакена, И. Стенгерс, М. Хайдегера, А.П. Буевой, М.С. Кагана,
Г.А. Чередниченко и др. представляют возможность рассматривать воспитание личности в деятельности с позиции синергетики.
К настоящему времени определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г.
Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде
(З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова,
Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.), рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере,
Л.В. Загик, Т.А. Маркова), исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н.
Година, А.Д. Шатова и др.).
Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А.
Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В.
Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как

39 образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе.
А.Д. Шатова особое внимание в своем исследовании уделила экономи- ческому воспитанию дошкольников. Она считает, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания, формирования экономического образа мышления.
В основе программы «Дошкольник и экономика»определены важные теоретические положения, связанные с развитием личности ребенка: личность развивается в деятельности; базовой деятельностью человечества является труд; сущность экономического воспитания заключается в формировании разумных потребностей и бережного отношения к окружающей природе и миру вещей.
Освоение знаний об экономических единицах происходит на занятиях, игровой деятельности, в практике жизни ребенка.
Ребенок с малых лет соприкасается с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость. Содержание знаний об экономике и методическая работа с детьми реализуется по разделам: «труд–продукт»,
«реклама», «деньги», «полезные навыки и привычки в быту».
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте аннотированный указатель педагогической литературы по проблемам трудового воспитания детей дошкольного возраста.
2. Составьте логическую схему по формам организации труда в разных возрастных группах ДОУ.


40 3. Изучите статью А. Д. Шатовой в книге «Воспитание дошкольников в труде» (М., 2005) и разработайте содержание поручений в Вашей возрастной группе ДОУ.
4. Подберите художественные произведения и иллюстративный материал для ознакомления детей с трудом и профессиями
(по выбору).
Какие нравственные трудовые задачи Вы будете решать с помощью этих средств?
5. Подберите дидактические игры, направленные на закрепление знаний о труде взрослых разных профессий, распределите их по возрастных группам.
6. Составьте картотеку на статьи по трудовой деятельности дошкольников, представленных за последние пять лет в журнале «Дошкольное воспитание». Подготовьте аннотацию на одну из представленных в журнале публикаций.
Практические занятия
№ 1. Проанализируйте образовательную Программу ДОУ, по которой работает воспитатель группы, где Вы проходите учебно-производственную практику. Выпишите содержание хозяйственно-бытового труда и труда в природе, пользуясь ниже приведенной схемой.
Письменно ответьте на вопрос:
Как усложняется содержание труда ребенка к старшему дошкольному возрасту?

Вид труда
Младший
дошкольный
возраст
Старший
дошкольный
возраст

41 1.
Хозяйственно-бытовой труд
2.
Труд в природе
№ 2. Подготовьте методические рекомендации на тему:
«Содержание поручений в моей возрастной группе». Защитите свою разработку на методическом мероприятии в ДОУ.
№ 3. Изучите ниже приведенную таблицу, где представлено примерное планирование воспитательной работы с детьми по трудовому воспитанию на неделю. Впишите в таблицу детей, с которыми Вы будете проводить эту работу. Сформулируйте задачи, раскройте содержание труда и обозначьте, с помощью каких методов Вы будете приобщать детей к трудовым действиям.
Дни
недели
Время в режиме
Дежур-
ства
Утро
Прогулка
Вечер
1-я неделя
Поне- дельник
Самообслу- живание в процессе одевания и раздевания
Поручения, связанные с трудом в природе
Дежур- ства
Вторник Самообслу- живание в процессе одевания и раздевания
Поручения, связанные с хозяйствен-
Совместный труд детей и взрослых, ручной труд
Поручения, связанные с трудом в природе
Дежур- ства

42 но-бытовым трудом
Среда
Самообслу- живание в процессе умывания
Совместный труд детей и взрослых, ручной труд
Дежур- ства
Четверг
Ознакомле- ние с трудом взрослых
Поручения, связанные с трудом в природе
Самообслу- живание в процессе умывания
Дежур- ства
Пятница
Поручения, связанные с хозяйствен- но-бытовым трудом
Самообслу- живание в процессе одевания
Дежур- ства
1   2   3   4   5   6   7   8