Файл: Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с выдвинутой целью, задачами практическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Определение первоначального уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми.
2. Проектирование содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Диагностическое изучение уровня сформированности нравственных представлений у детей проводилось на базе МАДОУ – Детский сада №17 п. Патруши, Свердловская области. В практическом исследовании приняли участие 20 детей, посещающих старшую группу детского сада. Возраст детей
– 5-6 лет.
Цель практического исследования: выявить исходный уровень сформированности нравственных представлений у испытуемых детей старшего дошкольного возраста.
Задачи практического исследования:
1. Определить критерии, показатели и уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностические задания для оценки уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
32 3. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи начального этапа исследования использовался анализ литературы, который показал, что, по мнению
А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой [24] критериями оценки уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста являются когнитивный, эмоциональный и деятельностный.
Критерии и показатели для оценки уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели для оценки уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
(по А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой) [24]
Критерии
Показатели
1. Когнитивный
Нравственные представления, знания, понятия, принципы, суждения, ценности, степень осознаваемых личностью собственных нравственных качеств и нравственных представлений. Представления о нравственных качествах, поступках.
2. Эмоциональный
Положительное или отрицательное эмоциональное отношениек нравственным нормам; выражение эмоционального отклика в мимике, жестах, способностью переживать ту или иную эмоцию; проявление эмпатии по отношению к положительным поступкам героев.
Эмоционально-ценностное отношение к нормам нравственности, эмоциональная оценка межличностных отношений
3. Деятельностный
Умение определять собственную нравственную позицию в жизненной проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам. Стремление к оказанию действенной помощи. Гуманистическая направленность поведения. Готовность к определенному образу действий, личностная ответственность за нравственное поведение
На основе совокупности выделенных критериев и показателей нами были определены три уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и даны их
33 характеристики (табл. 2).
Таблица 2
Уровневые характеристики сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Критерии
Уровни
Низкий (1 балл)
Средний (2 балла)
Высокий (3 балла)
Когнитивный
- не знает нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
- фрагментарное знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
- хорошее знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
Эмоциональный - не проявляет эмоционального отношения к поступкам героев фольклорных жанров;
- не может сформулировать, за что нравится или не нравится герой, почему привлекают или не привлекают его поступки, в развитии сказочного сюжета интересуется внешними перипетиями и не задумывается над их нравственной подоплекой.
- сдержанно проявляет, эмоциональное отношение к поступкам героев фольклорных жанров;
- неуверенно оценивает поведение героев сказки с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам, затрудняется в собственной аргументированной оценке качеств и поведения героя.
- в соответствии с нравственной нормой эмоционально ярко относится к характерам и поступкам героев фольклорных жанров;
- дает обоснованную оценку их поступкам, называет понравившихся героев, аргументирует свои предпочтения.
Деятельностный - в решении проблемной жизненной ситуации не может занять нравственную позицию;
- не предлагает действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе
- в решении проблемной жизненной ситуации неуверенно занимает нравственную позицию;
- с помощью взрослого предлагает действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе
- в решении проблемной жизненной ситуации ребенок уверенно занимает нравственную позицию;
-самостоятельно предлагает действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе.
34
В соответствии с выделенными критериями и показателями уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны 3 методики, рекомендованные
А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой [24].
Максимальный балл, который может получить каждый ребенок за выполнение 3-х диагностических методик, составляет 9 баллов. Сумма набранных каждым ребенком баллов позволяла определить уровень сформированности его нравственных представлений (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение уровней сформированности нравственных представлений у детей с суммой набранных баллов
Диапазон суммарного балла
Уровень
4 балла и меньше
Низкий
5-7 баллов
Средний
8-9 баллов высокий
Викторина на тему «Кто больше назовет положительных и отрицательных героев сказок, былин.
Цель: выявить уровень сформированности критерия «когнитивный».
Методика проведения: каждый ребенок должен был сначала назвать известных ему положительных героев сказок, былин, а потом – отрицательных. Далее, выбрать любимого героя и рассказать, чем он ребенку нравится. Проанализируем результаты первоначального диагностического изучения уровня сформированности нравственных представлений устарших дошкольников, которые представлены в сводном протоколе в табл. 3.
Полученные данные (рис. 1), показывают, что на низком уровне сформированности когнитивного критерия находятся 10 детей (50%). Эти дети не выполнили задание викторины. Они даже не пытались объяснить, что означают нравственные качества (доброта, смелость, милосердие, находчивость, жадность, трусость), просто молчали или говорили «не знаю».
Это говорит о том, что они не знают сюжетов русских сказок, былин, не
35 могут назвать нравственные нормы, положительные и отрицательные черты героев, не помнят проблемных ситуаций, в которые попадают герои, не могут назвать черты их характера, кроме самых простых – добрый, злой, смелый.
На среднем уровне сформированности когнитивного критерия находятся 7 детей (35%). Эти дети знают в основном сказки о животных бытовые сказки «Теремок», «Репка», «Лиса со скалочкой», «Морозко»,
«Жихарка», волшебных сказок знают мало («Терешечка», «Царевна- лягушка», «Василиса Премудрая»), дети приводят примеры, когда герой поступает в соответствии с нравственной нормой, а когда нарушает ее, но сами эти нравственные нормы без помощи взрослого эти дети назвать не смогли.
На высоком уровне сформированности когнитивного критерия находятся 3 детей (15%). Эти дети продемонстрировали очень хорошее знание нравственных норм, они сами устанавливали связь между проблемами героя и его нравственными качествами (например, Иван-царевич побеждает Кащея Бессмертного, потому что Кащей злой, жадный и держит в плену Марью-Моревну), помнит, за какое нравственное поведение герои конкретных сказок получали награду или наказание (например, в сказке
«Сивка-Бурка» братья наказаны за жадность и за то, что они хотели погубить
Жар-птицу). Эти дети сами формулировали нравственные ценности, воплощенные в сюжете сказки и в образе ее героев (например, Иван-царевич добрый, Василиса Прекрасная – трудолюбивая).
Количественные результаты диагностики детей по когнитивному критерию нравственных представлений на основании викторины представлены в таблице 3 (Приложение 1) и на рис. 1.
36
Рис. 1. Исходный уровень сформированности когнитивного критерия у старших дошкольников, в %
Для выявления эмоционального критерия была использована беседа, вопросы составлены на основе рекомендаций Г.А. Урунтаевой.
Цель: выявить уровень сформированности критерия «эмоциональный»
Диагностическая беседа по вопросам:
1. Как ты относишься к положительным героям сказок, пословиц и поговорок? Назови их качества. Объясни, чем тебя они привлекают.
2. Как ты относишься к отрицательным героям сказок, пословиц и поговорок? Назови их качества.
3. Как ты относишься к поступкам главных героев, как бы ты себя повел в данной ситуации?
4. Какие нравственные поступки на твой взгляд хорошие, а какие плохие? Объясни, почему ты так думаешь.
Полученные данные (рис. 2), показывают, что на низком уровне сформированности эмоционального критерия находятся 7 детей (35%). Эти дети не проявляли никакого эмоционального отношения к поступкам героев волшебных сказок, были равнодушны к ним. У таких детей отсутствует эмоционально яркое отношение к характерам и поступкам героев, дети слабо аргументировали свои ответы. Их эмоциональные реакции были либо очень
35 50 15
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
37 слабыми, либо отсутствовали совсем.
На среднем уровне сформированности эмоционального критерия находятся 11 детей (55%). Дети данной группы иногда проявляли, но не ярко свое эмоциональное отношение к поступкам героев, неуверенно оценивали поведение героев сказки с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам, кроме этого, дети затруднялись в собственной аргументированной оценке качеств и поведения героя. Свои эмоции по отношению к герою сказки они определяли слишком просто, говорили «мне жалко Аленушку, Крошечку-Хаврошечку и др.», «мне нравится Иван- царевич, Василиса-Премудрая», «не нравится Баба-Яга, но иногда она веселая (не объясняли, почему она «веселая», может быть видели в каком- нибудь мультфильме по сказке). Им нужна была помощь взрослого, его вспомогательные вопросы, подсказки. В целом нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
На высоком уровне сформированности эмоционального критерия находятся 2 детей (10%). Эти дети сами давали обоснованные оценки их поступкам, называли понравившихся героев, аргументировали свои предпочтения. Они правильно ответили на все вопросы беседы, назвали нравственные качества положительных (доброта, честность, отвага, смелость и др.) и отрицательных (злоба, злость, лживость, предательство, трусость и др.) героев сказок. Назвали самого доброго и самого злого (по их мнению) сказочного героя и объяснили, почему они так думают, привели примеры из сказок (Например, мне нравится Иван-царевич, он такой добрый, смелый, всегда борется со злыми волшебниками, побеждает их. Он любит Серого волка, который всегда ему помогает». Или: «Не нравится Кащей
Бессмертный, он такой страшный, худой, черный, злобный. И победить его трудно, он всем вредит, хочет, чтобы у него его золото не отобрали, лучше бы поделился с другими»). В целом эмоциональное отношение у детей данной группы активное и устойчивое.
38
Количественные результаты диагностики эмоционального критерия представлены в таблице 3 (Приложение 1) и на рис. 2.
Рис. 2. Исходный уровень сформированности эмоционального критерия нравственных представлений у старших дошкольников (%)
Для выявления деятельностного критерия была использована методика «Работа по сюжетным картинкам» (модифицированный вариант
Р.М. Калининой).
Цель: выявить уровень сформированности деятельностного критерия.
Методика проведения: инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картинки про детей и взрослых. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, доброжелательно, по-дружески, уважительно по отношению к другим детям и взрослым, и на которых – плохо, неуважительно». Картинки предъявляются попарно. После предъявления каждой пары картинок ребенку задается вопрос «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему?».
Стимульный материал: 1) девочка угощает взрослых конфетами из коробки, улыбается; 2) девочка не хочет делиться игрушками с другими детьми; 3) девочка плачет, мальчик ее утешает, вытирает ей слезы платком;
4) папа и сын вместе работают на огороде: отец рыхлит землю, сын – сажает
55 35 10
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
39 семена в землю; 5) мальчик предлагает девочке место, она улыбается;
6) мальчик громко играет на барабане, смеется; папа ему горит «Тихо! Мама спит» (Приложение 2).
Полученные данные (рис. 3), показывают, что высокий уровень сформированности критерия «деятельностный» выявлен не был.
На низком уровне сформированности деятельностного критерия находятся 11 детей (55%). Эти дети при решении проблемной жизненной ситуации не могут занять нравственную позицию, не предлагают действий и поступков, соответствующих нравственным нормам, которые существуют в обществе.
На среднем уровне сформированности деятельностного критерия находятся 9 детей (45%). Эти дети в решении проблемной жизненной ситуации уверенно занимают нравственную позицию (говорит: «это хорошо», «это плохо»), однако в выборе примера собственных действий и поступков, соответствующих нравственным нормам затрудняются.
Количественные результаты диагностики деятельностного критерия представлены в таблице 3 (приложение 1) и на рис. 3.
Рис. 3. Исходный уровень сформированности деятельностного критерия у старших дошкольников, в %
45 55 0
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
40
В сводной таблице данных (табл. 4) представлены количественные показатели сформированности нравственных представлений детей.
Таблица 4
Уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
№ Имя ребенка
Критерии
Сумма баллов
Общий уровень
Когнитивный Эмоциональный Деятельностный
1
Антон
2 1
1 4 низкий
2
Вика
1 2
1 4 низкий
3
Вера
3 2
2 7 средний
4
Денис
2 1
1 4 низкий
5
Даша
2 1
2 5 средний
6
Дима
1 2
1 4 низкий
7
Катя
3 2
1 6 средний
8
Коля
1 1
1 3 низкий
9
Лена
1 2
1 4 низкий
10
Маша
2 2
1 4 средний
11
Миша
1 1
2 4 низкий
12
Настя
1 2
1 4 низкий
13
Надя
3 2
2 7 средний
14
Олег
1 2
1 4 низкий
15
Паша
2 3
2 7 средний
16
Полина 1 1
2 4 низкий
17
Рустам 2 3
1 6 средний
18
Римма
1 1
2 4 низкий
19
Света
1 2
2 5 средний
20
Яна
2 2
2 6 средний
По результатам проведения трех диагностических заданий было
41 выявлено, что на начальном этапе практического исследования низкий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 11 детей (55%), средний уровень у 9 детей (45%), высокого уровня сформированности нравственных представлений не выявлено.
Исходный уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлен на рис. 4.
Рис. 4. Исходный уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (%)
Данные результаты показывают, что у детей преобладает низкий уровень сформированности нравственных представлений. Полученные в ходе диагностического исследования данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были нами учтены при разработке комплекса занятий по формированию нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора.
45 55 0 высокий уровень средний уровень низкий уровень
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ФОЛЬКЛОРА
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня сформированности
нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с выдвинутой целью, задачами практическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Определение первоначального уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми.
2. Проектирование содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста на материале фольклора.
Диагностическое изучение уровня сформированности нравственных представлений у детей проводилось на базе МАДОУ – Детский сада №17 п. Патруши, Свердловская области. В практическом исследовании приняли участие 20 детей, посещающих старшую группу детского сада. Возраст детей
– 5-6 лет.
Цель практического исследования: выявить исходный уровень сформированности нравственных представлений у испытуемых детей старшего дошкольного возраста.
Задачи практического исследования:
1. Определить критерии, показатели и уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностические задания для оценки уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
32 3. Провести диагностическое исследование исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой задачи начального этапа исследования использовался анализ литературы, который показал, что, по мнению
А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой [24] критериями оценки уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста являются когнитивный, эмоциональный и деятельностный.
Критерии и показатели для оценки уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели для оценки уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
(по А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой) [24]
Критерии
Показатели
1. Когнитивный
Нравственные представления, знания, понятия, принципы, суждения, ценности, степень осознаваемых личностью собственных нравственных качеств и нравственных представлений. Представления о нравственных качествах, поступках.
2. Эмоциональный
Положительное или отрицательное эмоциональное отношениек нравственным нормам; выражение эмоционального отклика в мимике, жестах, способностью переживать ту или иную эмоцию; проявление эмпатии по отношению к положительным поступкам героев.
Эмоционально-ценностное отношение к нормам нравственности, эмоциональная оценка межличностных отношений
3. Деятельностный
Умение определять собственную нравственную позицию в жизненной проблемной ситуации и воплощать ее в поступках и действиях, соответствующих нравственным нормам. Стремление к оказанию действенной помощи. Гуманистическая направленность поведения. Готовность к определенному образу действий, личностная ответственность за нравственное поведение
На основе совокупности выделенных критериев и показателей нами были определены три уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и даны их
33 характеристики (табл. 2).
Таблица 2
Уровневые характеристики сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Критерии
Уровни
Низкий (1 балл)
Средний (2 балла)
Высокий (3 балла)
Когнитивный
- не знает нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
- фрагментарное знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
- хорошее знание нравственных норм, воплощенных в характеристике и поведении героев фольклорных жанров
Эмоциональный - не проявляет эмоционального отношения к поступкам героев фольклорных жанров;
- не может сформулировать, за что нравится или не нравится герой, почему привлекают или не привлекают его поступки, в развитии сказочного сюжета интересуется внешними перипетиями и не задумывается над их нравственной подоплекой.
- сдержанно проявляет, эмоциональное отношение к поступкам героев фольклорных жанров;
- неуверенно оценивает поведение героев сказки с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам, затрудняется в собственной аргументированной оценке качеств и поведения героя.
- в соответствии с нравственной нормой эмоционально ярко относится к характерам и поступкам героев фольклорных жанров;
- дает обоснованную оценку их поступкам, называет понравившихся героев, аргументирует свои предпочтения.
Деятельностный - в решении проблемной жизненной ситуации не может занять нравственную позицию;
- не предлагает действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе
- в решении проблемной жизненной ситуации неуверенно занимает нравственную позицию;
- с помощью взрослого предлагает действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе
- в решении проблемной жизненной ситуации ребенок уверенно занимает нравственную позицию;
-самостоятельно предлагает действия и поступки, соответствующие нравственным нормам, которые существуют в обществе.
34
В соответствии с выделенными критериями и показателями уровней сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны 3 методики, рекомендованные
А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой [24].
Максимальный балл, который может получить каждый ребенок за выполнение 3-х диагностических методик, составляет 9 баллов. Сумма набранных каждым ребенком баллов позволяла определить уровень сформированности его нравственных представлений (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение уровней сформированности нравственных представлений у детей с суммой набранных баллов
Диапазон суммарного балла
Уровень
4 балла и меньше
Низкий
5-7 баллов
Средний
8-9 баллов высокий
Викторина на тему «Кто больше назовет положительных и отрицательных героев сказок, былин.
Цель: выявить уровень сформированности критерия «когнитивный».
Методика проведения: каждый ребенок должен был сначала назвать известных ему положительных героев сказок, былин, а потом – отрицательных. Далее, выбрать любимого героя и рассказать, чем он ребенку нравится. Проанализируем результаты первоначального диагностического изучения уровня сформированности нравственных представлений устарших дошкольников, которые представлены в сводном протоколе в табл. 3.
Полученные данные (рис. 1), показывают, что на низком уровне сформированности когнитивного критерия находятся 10 детей (50%). Эти дети не выполнили задание викторины. Они даже не пытались объяснить, что означают нравственные качества (доброта, смелость, милосердие, находчивость, жадность, трусость), просто молчали или говорили «не знаю».
Это говорит о том, что они не знают сюжетов русских сказок, былин, не
35 могут назвать нравственные нормы, положительные и отрицательные черты героев, не помнят проблемных ситуаций, в которые попадают герои, не могут назвать черты их характера, кроме самых простых – добрый, злой, смелый.
На среднем уровне сформированности когнитивного критерия находятся 7 детей (35%). Эти дети знают в основном сказки о животных бытовые сказки «Теремок», «Репка», «Лиса со скалочкой», «Морозко»,
«Жихарка», волшебных сказок знают мало («Терешечка», «Царевна- лягушка», «Василиса Премудрая»), дети приводят примеры, когда герой поступает в соответствии с нравственной нормой, а когда нарушает ее, но сами эти нравственные нормы без помощи взрослого эти дети назвать не смогли.
На высоком уровне сформированности когнитивного критерия находятся 3 детей (15%). Эти дети продемонстрировали очень хорошее знание нравственных норм, они сами устанавливали связь между проблемами героя и его нравственными качествами (например, Иван-царевич побеждает Кащея Бессмертного, потому что Кащей злой, жадный и держит в плену Марью-Моревну), помнит, за какое нравственное поведение герои конкретных сказок получали награду или наказание (например, в сказке
«Сивка-Бурка» братья наказаны за жадность и за то, что они хотели погубить
Жар-птицу). Эти дети сами формулировали нравственные ценности, воплощенные в сюжете сказки и в образе ее героев (например, Иван-царевич добрый, Василиса Прекрасная – трудолюбивая).
Количественные результаты диагностики детей по когнитивному критерию нравственных представлений на основании викторины представлены в таблице 3 (Приложение 1) и на рис. 1.
36
Рис. 1. Исходный уровень сформированности когнитивного критерия у старших дошкольников, в %
Для выявления эмоционального критерия была использована беседа, вопросы составлены на основе рекомендаций Г.А. Урунтаевой.
Цель: выявить уровень сформированности критерия «эмоциональный»
Диагностическая беседа по вопросам:
1. Как ты относишься к положительным героям сказок, пословиц и поговорок? Назови их качества. Объясни, чем тебя они привлекают.
2. Как ты относишься к отрицательным героям сказок, пословиц и поговорок? Назови их качества.
3. Как ты относишься к поступкам главных героев, как бы ты себя повел в данной ситуации?
4. Какие нравственные поступки на твой взгляд хорошие, а какие плохие? Объясни, почему ты так думаешь.
Полученные данные (рис. 2), показывают, что на низком уровне сформированности эмоционального критерия находятся 7 детей (35%). Эти дети не проявляли никакого эмоционального отношения к поступкам героев волшебных сказок, были равнодушны к ним. У таких детей отсутствует эмоционально яркое отношение к характерам и поступкам героев, дети слабо аргументировали свои ответы. Их эмоциональные реакции были либо очень
35 50 15
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
37 слабыми, либо отсутствовали совсем.
На среднем уровне сформированности эмоционального критерия находятся 11 детей (55%). Дети данной группы иногда проявляли, но не ярко свое эмоциональное отношение к поступкам героев, неуверенно оценивали поведение героев сказки с точки зрения соответствия или несоответствия нравственным нормам, кроме этого, дети затруднялись в собственной аргументированной оценке качеств и поведения героя. Свои эмоции по отношению к герою сказки они определяли слишком просто, говорили «мне жалко Аленушку, Крошечку-Хаврошечку и др.», «мне нравится Иван- царевич, Василиса-Премудрая», «не нравится Баба-Яга, но иногда она веселая (не объясняли, почему она «веселая», может быть видели в каком- нибудь мультфильме по сказке). Им нужна была помощь взрослого, его вспомогательные вопросы, подсказки. В целом нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
На высоком уровне сформированности эмоционального критерия находятся 2 детей (10%). Эти дети сами давали обоснованные оценки их поступкам, называли понравившихся героев, аргументировали свои предпочтения. Они правильно ответили на все вопросы беседы, назвали нравственные качества положительных (доброта, честность, отвага, смелость и др.) и отрицательных (злоба, злость, лживость, предательство, трусость и др.) героев сказок. Назвали самого доброго и самого злого (по их мнению) сказочного героя и объяснили, почему они так думают, привели примеры из сказок (Например, мне нравится Иван-царевич, он такой добрый, смелый, всегда борется со злыми волшебниками, побеждает их. Он любит Серого волка, который всегда ему помогает». Или: «Не нравится Кащей
Бессмертный, он такой страшный, худой, черный, злобный. И победить его трудно, он всем вредит, хочет, чтобы у него его золото не отобрали, лучше бы поделился с другими»). В целом эмоциональное отношение у детей данной группы активное и устойчивое.
38
Количественные результаты диагностики эмоционального критерия представлены в таблице 3 (Приложение 1) и на рис. 2.
Рис. 2. Исходный уровень сформированности эмоционального критерия нравственных представлений у старших дошкольников (%)
Для выявления деятельностного критерия была использована методика «Работа по сюжетным картинкам» (модифицированный вариант
Р.М. Калининой).
Цель: выявить уровень сформированности деятельностного критерия.
Методика проведения: инструкция воспитателя: «Я буду показывать тебе разные картинки про детей и взрослых. Выбери картинки, на которых дети ведут себя хорошо, доброжелательно, по-дружески, уважительно по отношению к другим детям и взрослым, и на которых – плохо, неуважительно». Картинки предъявляются попарно. После предъявления каждой пары картинок ребенку задается вопрос «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему?».
Стимульный материал: 1) девочка угощает взрослых конфетами из коробки, улыбается; 2) девочка не хочет делиться игрушками с другими детьми; 3) девочка плачет, мальчик ее утешает, вытирает ей слезы платком;
4) папа и сын вместе работают на огороде: отец рыхлит землю, сын – сажает
55 35 10
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
39 семена в землю; 5) мальчик предлагает девочке место, она улыбается;
6) мальчик громко играет на барабане, смеется; папа ему горит «Тихо! Мама спит» (Приложение 2).
Полученные данные (рис. 3), показывают, что высокий уровень сформированности критерия «деятельностный» выявлен не был.
На низком уровне сформированности деятельностного критерия находятся 11 детей (55%). Эти дети при решении проблемной жизненной ситуации не могут занять нравственную позицию, не предлагают действий и поступков, соответствующих нравственным нормам, которые существуют в обществе.
На среднем уровне сформированности деятельностного критерия находятся 9 детей (45%). Эти дети в решении проблемной жизненной ситуации уверенно занимают нравственную позицию (говорит: «это хорошо», «это плохо»), однако в выборе примера собственных действий и поступков, соответствующих нравственным нормам затрудняются.
Количественные результаты диагностики деятельностного критерия представлены в таблице 3 (приложение 1) и на рис. 3.
Рис. 3. Исходный уровень сформированности деятельностного критерия у старших дошкольников, в %
45 55 0
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
40
В сводной таблице данных (табл. 4) представлены количественные показатели сформированности нравственных представлений детей.
Таблица 4
Уровни сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
№ Имя ребенка
Критерии
Сумма баллов
Общий уровень
Когнитивный Эмоциональный Деятельностный
1
Антон
2 1
1 4 низкий
2
Вика
1 2
1 4 низкий
3
Вера
3 2
2 7 средний
4
Денис
2 1
1 4 низкий
5
Даша
2 1
2 5 средний
6
Дима
1 2
1 4 низкий
7
Катя
3 2
1 6 средний
8
Коля
1 1
1 3 низкий
9
Лена
1 2
1 4 низкий
10
Маша
2 2
1 4 средний
11
Миша
1 1
2 4 низкий
12
Настя
1 2
1 4 низкий
13
Надя
3 2
2 7 средний
14
Олег
1 2
1 4 низкий
15
Паша
2 3
2 7 средний
16
Полина 1 1
2 4 низкий
17
Рустам 2 3
1 6 средний
18
Римма
1 1
2 4 низкий
19
Света
1 2
2 5 средний
20
Яна
2 2
2 6 средний
По результатам проведения трех диагностических заданий было
41 выявлено, что на начальном этапе практического исследования низкий уровень сформированности нравственных представлений был выявлен у 11 детей (55%), средний уровень у 9 детей (45%), высокого уровня сформированности нравственных представлений не выявлено.
Исходный уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста представлен на рис. 4.
Рис. 4. Исходный уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (%)
Данные результаты показывают, что у детей преобладает низкий уровень сформированности нравственных представлений. Полученные в ходе диагностического исследования данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были нами учтены при разработке комплекса занятий по формированию нравственных представлений у старших дошкольников на материале фольклора.
45 55 0 высокий уровень средний уровень низкий уровень