Файл: П риложение 3 концепция выпускной квалификационной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опасными для жизни являются также заболевания или патологические состояния, возникшие в результате воздействия различных внешних факторов и закономерно осложняющиеся угрожающим жизни состоянием, или сами представляющие угрозу для жизни человека. В исследуемых мной 100 преступлениях, предусмотренных ст. 111 УК РФ, в 81 случае был причинен вред здоровью создающий непосредственно угрозу для жизни, в 5 случая угрожающее жизни состояние. В 14 случаях причинен вред для жизни не опасный (таблица 2).

Таблица 2

Виды тяжкого вреда здоровью

Квалификация действий виновного статье 111СК

РФ

Количество

%

Вред здоровью, который по своему характеру непосредственно создает угрозу

81

81,0

Вред здоровью, вызвавший угрожающее жизни состояние

5

5,0

Вред не опасный для жизни, но наносящий вред здоровью и причисляемый к тяжкому по исходу и последствиям

14

14,0

Всего:

100

100,0

В качестве примера умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни в момент причинения такого повреждения и квалификации содеянного по части 1 статьи 111 УК РФ можно привести следующий приговор: Малых Н.В., будучи в состоянии алкогольного опьянения, в процессе ссоры на почве личных неприязненных отношений, нанес Бокову Б.Н. множество ударов металлической трубой по разным частям тела, в том числе не менее одного удара по голове с левой стороны, не менее 2 ударов по телу с левой стороны и несколько

Своими действиями, Малых Н.В. умышленно причинил Бокову Б.Н. повреждение в виде открытой черепно - мозговой травмы, включающей в себя ушибленную рану левой височной области, вдавленный перелом чешуи левой височной кости и ушиб головного мозга, относящийся к тяжелой степени, расценивающиеся как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Железнодорожным районным судом г. Новосибирска Малых был осужден по ст. 111 УК РФ, то есть за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Из 81 процентов случая причинения вреда, создающего непосредственно угрозу для жизни человека, в 37,6% случаях нанесена черепно-мозговая травма, (и 12% из которых привели к летальному исходу). В 13,6% случаях проникающая рана грудной клетки, в 26% - проникающая рана живота.


К категории преступлений не опасным для жизни, однако относящимся к тяжкому вреду здоровью по последствиям в действующем Уголовном Кодексе РФ относятся:

1) Потеря зрения. Под потерей зрения понимается абсолютная стойкая слепота на оба глаза, либо состояние, если имеется снижение остроты зрения на 0,04 и еще ниже. В случае потери зрения на один глаз, ситуация представляет собой в этом случае утрату органом его функций. Либо потеря одного глазного яблока представляется потерей органа. Потеря уже слепого глаза необходимо квалифицировать по длительности расстройства здоровья.

Данные вопросы в юридической науке являются дискуссионными, это объясняется тем, что такие органы, как органы зрения и слуха - парные и утрата ими функций даже в части (например, потеря зрения на один глаз) вызывает сложности при оценке вреда, причиненного потерпевшему. Научной литературой предлагались различные способы разрешения такого вопроса, в частности с точки зрения выбора, скажем, критерия оценки.

Некоторые ученые считают, что потеря зрения на один глаз будет признаваться тяжким вредом, так как влечет стойкую утрату общей трудоспособности, другие ученые определяют такой вред, как неизгладимое обезображивание лица человека, третьи же, как утрату органом его функции.

В частности, М.А. Тумаркина и П.Г. Арешев указывали: «Повреждение зрения на один глаз коренным образом меняет функцию органов зрения в целом, сужает поле зрения, приводит к потере рельефности и замене бинокулярного зрения монокулярным». Дубовец П.А. в свою очередь отмечает: «потеря зрения на один глаз не должна относиться к тяжкому телесному повреждению, так как это парный орган», с чем мы категорически не согласны и поддерживаем позицию законодателя, который в Постановлении правительства РФ №522 устанавливает, что потеря зрения на один глаз должна оцениваться по признаку стойкой утраты общей трудоспособности.

2) Потеря речи определяется, как утрата способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными окружающим, либо в результате потери голоса.

3) Потеря слуха, под которой понимают полную глухоту или такое необратимое состояние, когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3-5 см от ушной раковины. Потеря слуха на одно ухо, как утрата органом его функций, относится к тяжкому вреду здоровью.

4) Потеря органа либо утрата органом своей функций, это потеря руки, или, к примеру, ноги, то есть их отделение от туловища или же утрата ими своих функций (например, паралич). Также к потере ноги или руки приравнивается утрата наиболее важной в функциональном отношении части конечности (кисти, стопы).



Кроме того, такая потеря расценивается тяжким вредом здоровью человека еще и потому что влечет стойкую утрату трудоспособности более одной трети. Повреждение половых органов человека, которое сопровождается утратой производительной способности (к совокуплению, к оплодотворению, к вынашиванию женщиной ребенка и самому деторождению). Потеря одного яичка, является утратой органа. Заметим, что само понятие тяжкого вреда здоровью, представляемое в ч. 1 ст. 111 УК РФ, неудачно сформулировано. Так, неверно с лексической точки зрения звучит словосочетание «тяжкий вред здоровью, повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха и других органов», так как тяжкий вред - это уже само по себе последствие.

5) Прерывание беременности, вне зависимости от срока, может быть признано тяжким вредом здоровью, если оно причинено посредством совершения деяния виновным, а не индивидуальными особенностями организма потерпевшей женщинами или ее имеющимися, возникшими заболеваниями.

6) Психическое расстройство. В данном случае этот признак можно трактовать как любое заболевание, связанное с психикой человека, независимо от его тяжести, излечимости и т.д. Диагностика данного заболевания производится путем проведения судебно-психиатрической экспертизы.

Однако, ни Уголовный Кодекс РФ, ни Медицинские правила не дают определения психических расстройств и не определяют, какие именно расстройства психики образуют состав 111 статьи УК РФ. Такое обстоятельство повлияло на появление в юридической науке разносторонних суждений о характере и тяжести психического расстройства, как признака рассматриваемого преступления. Психическое заболевание, резвившееся у потерпевшего как следствие причинения ему телесного повреждения, образует состав тяжкого вреда здоровью человека, если оно характеризуется тяжелым течением, даже не смотря на благоприятных прогноз.

Некоторые ученые к психическим расстройствам относят любое стойкое расстройство психики и психической составляющей человека, независимо от степени тяжести такого расстройства. По мнению А.П. Филлипова «Если заболевание является неизменным, хроническим, то такое психическое заболевание дает основание для признания повреждения тяжким».

Такой признак, как «психическое расстройство» надлежащего закрепления не нашел даже в медицинских критериях определения тяжести вреда здоровью человека. Лисянский Б.М. высказывает следующее мнение: «так как психические, в том числе расстройства психогенные могут быть различными как по глубине поражения психики, так и по продолжительности болезненного состояния (от незначительных, до наиболее тяжелых, от кратковременных, до хронических), необходимо выделять те варианты психических расстройств, которые бы соответствовали тяжкому вреду здоровья. А для этого нужно использовать медицинские критерии, оценивающие психическое расстройство потерпевшего, которое бы соответствовало квалифицирующему признаку тяжкого вреда здоровью потерпевшему лицу».


Итак, понятие «психическое расстройство», а также надлежащие критерии диагностики такого вреда здоровью и в уголовном праве и судебной медицине, применительно к ст. 111 УК РФ, отсутствуют, то существует необходимость в дальнейшей научной разработки указанного пробела законодательства.

7) Заболевание наркоманией или токсикоманией, как последствие статьи 111 УК РФ, происходит в результате систематического приобщения потерпевшего к наркотическим средствам, психотропным или токсическим веществам. Оценку тяжести вреда здоровью, повлекшего за собой наркоманию или токсикоманию производит после судебно-наркологической или судебно- токсикологической экспертизы судебно-медицинский эксперт с участием нарколога (токсиколога); ч.1 Неизгладимое обезображивание лица как вид тяжкого вреда составляют два признака: неизгладимость самого повреждения и обезображивание такой неизгладимостью лица. Неизгладимо ли повреждение - вопрос, ставящийся на разрешение экспертам.

Под ней следует понимать возможность исчезновения видимых последствий повреждения или значительное уменьшение их выраженности (то есть исправление деформации, заметности рубцов, исправление нарушения мимики и тому подобное) с течением времени или под влиянием нехирургических средств. Если же для устранения этих последствий требуется косметическая операция, повреждение считается неизгладимым.

Обезображивание является не медицинской, а эстетической категорией. Установление такого повреждения на основе общепринятых представлений о красоте, привлекательности человеческого лица и входит в компетенцию правоохранительных органов.

Окончательный вывод об обезображенности лица потерпевшего делает суд, отражая мотивы своего решения в обвинительном приговоре. Так, по одному из приговоров осужденный просил переквалифицировать его действия с ч.1 ст. 111 УК РФ на ст. 112 УК РФ.

В связи, с чем суд разъяснил, что по смыслу уголовного закона лицо считается неизгладимо обезображенным, в случае, если повреждения не только являются неустранимыми хирургическим путем, а придают лицу отталкивающий, уродливый, безобразный внешний вид. На наш взгляд, здесь стоит отметить, что данное последствие причинения тяжкого вреда здоровью неправильно ограничено исключительно лицом потерпевшего. При этом законодательно не закреплены границы области лица.

К тому же считаем целесообразным также распространить указанное последствие на шею, голову и тело человека, данной позиции придерживается и Читлов Д.С.


8) Значительная стойкая утрата общей трудоспособности потерпевшим, которая должна составлять не менее 33 процентов, в соответствии с действующим УК РФ. Например, телесное повреждение, связанное с удалением части верхней или нижней челюсти, означает 40% утраты общей трудоспособности, а удаление легкого - 60%. Указанные цифры говорят о значительности стойкой утраты общей трудоспособности и отнесении вреда здоровью к категории тяжкого. Утрата общей трудоспособности должна быть и значительной, и стойкой. Стойкой следует считать утрату либо при определившемся исходе (например, удаление желудка - 80%), либо при длительности расстройства здоровья (временной нетрудоспособности потерпевшего) свыше 120 дней.

9) Полная утрата профессиональной трудоспособности потерпевшим определяется в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Степень утраты профессиональной трудоспособности 100%, устанавливается судебно-медицинской экспертизой в случае, если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях (п. 14 Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789).

На наш взгляд, требуется исключить из признаков тяжкого вреда здоровью, признак «заведомо для виновного полная утрата профессиональной трудоспособности». Нам представляется, что указанный признак в большей степени характеризует не причинённый здоровью вред, а иного рода последствия, связанные с потерей профессии. Из 100 изученных преступлений, в 14 случаях был причинен вред не опасный для жизни, но наносящий вред здоровью и причисляемый к тяжкому по исходу и последствиям.
2.2 Правовая характеристика субъективных признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 111УК РФ
Субъектом преступления является лицо, которое совершило преступление и способное в соответствии с уголовным законодательством нести уголовную ответственность. Определение «субъекта преступления» отсутствует в действующем законодательстве. В то же время УК РФ содержит ряд признаков, наличие или отсутствие которых позволяет сделать вывод о том, является ли лицо субъектом данного состава преступления.