ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.03.2021
Просмотров: 3044
Скачиваний: 214
ПОКАЗАТЕЛИ ГЛУБИНЫ ПРОСТРАНСТВА
И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОБЪЕКТИВОМ
Математические законы, по которым предметы уменьшаются в
размере по мере удаления от нас, а параллельные линии сходятся в
точку и исчезают на горизонте, стали использоваться в западном
искусстве в XV веке.
Здесь представлен фрагмент картины «Сцены из легенды об ос
квернении гостии»
(The Profanation of the Host)
флорентийского ху
дожника Паоло Уччелло. Как мы видим, он использовал в своей
работе недавно открытые приемы создания линейной перспективы,
чтобы изобразить глубину пространства на плоскости. Показателя
ми перспективы в данном случае являются параллельные линии,
стремящиеся в одну точку (например, потолочные балки), плитки на
полу, стены, а также уменьшение плиток в размере по мере их отда
ления от зрителя.
Итак, каковы же законы перспективы, которые необходимо знать?
В отличие от художника эпохи Ренессанса современному оператору для
создания реалистичной картины не нужно ломать голову над тем, как
отобразить трехмерное изображение на плоскости. Ему не нужно ана
лизировать то, как глаз воспринимает глубину. Оператор просто на
жимает на кнопку, а камера делает все остальное. Или не делает?
Оператор должен решить, с какого расстояния и под каким углом он
будет снимать эпизод. От этого зависит соотношение размеров объек
тов в кадре — оператор должен контролировать перспективу всего, что
находится в кадре.
30 P. Ward. Picture Composition for Film and Television
Рисунок 3.2
Фрагмент картины «Сцены из ле
генды об осквернении гостии»
(1465) флорентийского художни
ка Паоло Уччелло. В этой карти
не художник использовал недав
но открытые приемы создания ли
нейной перспективы, позволяющие
отобразить глубину пространства
на плоскости.
Он также должен определить высоту расположения объектива.
Если снимать с нижней точки получится один тип линейной перспек
тивы. Если же снимать с выгодной позиции сверху, наклонив камеру
вниз, то взаимоотношение линий перспективы в кадре будет совсем
другим.
Камера почти не «врет». Она просто воспроизводит образ, кото
рый обусловлен одним из четырех параметров, упомянутых выше:
высотой расположения объектива, углом обзора, наклоном камеры и
расстоянием до объекта съемки.
Когда камера переводит трехмерное изображение в двухмерное
(будь то телепередача или кинофильм), то на производимую продук
цию оказывают влияние четыре перечисленных выше фактора. Их
значение зависит от решения оператора. Последнее можно реконст
руировать, изучив определенные моменты изображения:
1— расположение линии горизонта и то, как с ней соотносятся
фигуры одинакового размера, — это поможет понять, на какой высоте
находится камера и как она наклонена;
2 — угол схождения параллельных линий, ограничивающих тот или
иной объект (например, грани здания, границы дороги и т. п.),—это также
поможет установить высоту расположения объектива и наклон камеры;
3 — соотношение размеров объектов, находящихся на переднем и
заднем плане, и особенно соотношение между собой фигур людей —
это помогает определить, на каком расстоянии камера находится от
объектов съемки, а также под каким углом расположен объектив;
4—то, на каком расстоянии находится камера от снимаемого субъек
та, можно определить с помощью наблюдения за изменением разме-
ров субъектов по мере их приближения или удаления от объектива.
Эти четыре параметра уникальны в каждом конкретном случае и
зависят от угла зрения объектива и расположения самой съемочной
камеры. Внутренняя «перспектива» картины создается с помощью
фокусировки объектива, кроме тех случаев, когда специально созда
ется ложная перспектива.
Точка схода линий на горизонте
Все параллельные горизонтальные линии исчезают на горизон
те в точке, называемой «точкой схода линий на горизонте». Сходя
щиеся параллельные линии, которые находятся выше уровня глаз,
плавно спускаются вниз к горизонту; если же они находятся ниже
уровня глаз, то тогда линии плавно поднимаются по направлению к
горизонту (рис. 3.3). От того, где в кадре расположена точка схода
линий на горизонте, зависит отклонение параллельных линий изоб
ражения от линии оптической оси камеры.
Одна четкая точка схода линий на горизонте, находящаяся в
центре кадра (например, если выровненная камера установлена в
центре улицы, оптическая ось камеры направлена вдоль улицы, а
объектив нацелен на середину высоты дома), лежит в основе под
черкнуто централизованной композиции. С помощью такой компо-
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 31
Рисунок 3.3
Все параллельные линии, «исчеза
ющие» вдали, сходятся на горизон
те в одну точку, называемую «точ
кой схода линий на горизонте».
Если камера выставлена по уров
ню (то есть не наклонена), то ли
ния горизонта будет делить кадр
на две равные части. Вообража
емая линия, проходящая от объек
тива камеры к точке схода линий
на горизонте, будет пересекать все
объекты на уровне объектива.
Рисунок 3.4
а) Одна четкая точка схода линий
на горизонте, находящаяся в цен
тре кадра (например, если каме
ра ровно установлена в центре
улицы, оптическая ось камеры на
правлена вдоль улицы, а объек
тив нацелен на середину высоты
дома), лежит в основе подчеркну
то централизованной композиции.
б) Если расположить камеру спра
ва, то точка схода линий на гори
зонте окажется смещена к левой
границе кадра, а сходящиеся ли
нии будут выглядеть иначе, чем при
централизованной композиции.
в) Одним из наиболее известных
способов выделения субъекта в
кадре является такое его по
строение, когда точка схода ли
ний на горизонте оказывается
вне кадра, и, таким образом, схо
дящиеся линии приковывают
внимание зрителя к основному
субъекту съемки.
зиции можно акцентировать, например, регулярность и четкость в
планировании застройки, но в подобном кадре будет очень мало (или
совсем не будет) композиционных элементов, привлекающих внима
ние зрителя (рис. 3.4а).
Если расположить камеру справа, то точка схода линий на гори
зонте окажется смещена к левой границе кадра, и сходящиеся линии
будут выглядеть иначе (рис. 3.46). Если же сместить камеру еще
правее, то точка схода линий на горизонте окажется вне кадра (рис.
3.4в), а угол схода линий будет постепенно уменьшаться до тех пор,
пока линии не станут параллельны верхней и нижней границам изоб
ражения. При этом оптическая ось камеры будет находиться пер
пендикулярно этим линиям.
Один из самых известных способов выделения главного элемен
та в кадре — расположение объекта в фокусе сходящихся линий,
когда точка схода линий на горизонте находится за пределами гра
ниц кадра.
Вертикальное панорамирование
Если двигать камеру вверх, то линия горизонта сдвинется вниз, и
произойдет изменение соотношений сходящихся линий, так что верх
ние линии будут расположены под более острым углом, чем нижние.
Если опускать камеру вниз, то линия горизонта поднимется вверх, и
получится обратный эффект.
Степень схождения линий также зависит от расположения каме
ры относительно объекта съемки. Если двигать камеру назад и при
этом фокусировать объектив на более длинное фокусное расстоя
ние, с тем чтобы в кадре оказались те же дома, что и при централь
ной позиции камеры, то линии будут сходиться под более острым
углом (рис. 3.5а, рис. 3.56).
И наконец, на структурное построение линий влияет расположе
ние камеры. При подъеме камеры на операторском кране и верти
кальном панорамировании вниз соотношение сходящихся линий бу
дет одним. Если же опускать камеру на операторском кране и сни
мать вертикальную панораму по направлению вверх, то соотношение
сходящихся линий будет другим.
32
P. Ward. Picture Composition for Film and Television
рисунок 3.5
Степень схождения линий зави
сит от расстояния, на котором
находится камера относительно
объекта съемки.
Если отодвигать камеру назад (а)
и при этом использовать длин
нофокусный объектив, чтобы в
кадр вошли находящиеся на пе
реднем плане шахматные фигу
ры, то угол схода проецируемой
линии сверху и снизу других шах
матных фигур уменьшится.
Если же двигать камеру вперед (б)
и при этом использовать корот
кофокусный объектив, то угол схо
да линий увеличится.
а)
Четыре вышеупомянутых параметра, а именно высота располо
жения камеры, ее наклон, позиция и угол зрения объектива, все вме
сте или по отдельности влияют на структурное построение кадра, не
изменяя при этом его содержания.
Перспектива с двумя точками схода линий на горизонте
Если установить камеру на углу здания, а объектив направить на
половину высоты здания, то получится кадр с двумя точками схода
линий на горизонте. В зависимости от границ кадра и его содержа
ния точки схода линий на горизонте могут оказаться в кадре или за
его пределами.
На то, как будут сходиться линии, влияют вышеупомянутые че
тыре параметра, связанные с положением камеры. Если использо
вать широкоугольный объектив и при этом установить камеру близ
ко к зданию, то углы схождения будут максимальны.
Линейная перспектива
с тремя точками схода линий на горизонте
Если объектив расположен на уровне глаз, а установленная на
головке штатива камера направлена на угол очень высокого здания
и панорамирует таким образом, чтобы было видно все здание, то к
П. Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении 33
Рисунок 3.6
Если установленная на головке
штатива камера направлена на
угол очень высокого здания и па
норамирует вверх таким обра
зом, чтобы было видно все зда
ние, то к двум наборам горизон-
тальных сходящихся линий
добавляется один набор верти
кальных.
двум горизонтальным сходящимся линиям добавляется комплект вер
тикальных. В таком кадре содержатся три точки схода линий на гори
зонте, что позволяет легче изменять все углы схождения линий с по
мощью регулировки высоты расположения камеры, угла зрения объек
тива, расстояния камеры от здания и угла наклона (рис. 3.6).
Множественные точки схода линий на горизонте
В кадре может быть любое количество точек схода линий на
горизонте в зависимости от разнообразия и расположения параллель
ных горизонтальных и вертикальных линий по отношению к объек
тиву камеры. Например, если камера расположена сверху под ост
рым углом к крышам домов в деревне, то в этом случае сложно
осуществить какой-либо другой контроль над структурным постро
ением кадра, кроме как простую констатацию того, что в этот кадр
входит. Впрочем, контроль над структурным построением кадра в
этом случае не так уж важен, так как разнообразие и взаимодействие
линий в кадре обычно уже достаточно привлекает внимание зрите
лей и для поддержания их интереса совсем не обязательно контро
лировать угол схода линий.
Линия горизонта и высота расположения камеры
как элементы композиции
Наше восприятие устроено таким образом, что если мы смотрим
на человеческую фигуру примерно нашего размера, движущуюся по
плоской поверхности нам навстречу, то линия горизонта всегда будет
пересекать пространство позади этой фигуры на уровне наших глаз.
Писатель-архитектор XV века Леон Альберти понял, что при
создании эффекта трехмерного пространства на плоскости важней
шим фактором является расстояние «фиксирующего» глаза от ме
ста действия, а также от высоты его расположения над уровнем
поверхности.
34 P. Ward. Picture Composition for Film and Television