ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 618
Скачиваний: 7
разделению славян на три ветви - западную, южную и восточную,
их обособление в основном завершается к
VIII...:...IX
вв.
В
ходе миграций славянских племен из Восточной Европы в По
дунавье и обратно склавины и
анты
перемеши
вают
ся.
В
начале
VII
в.
(602
г.) анты упоминаются источниками в последний раз, и с этого
момента византийцы и европейские авторы пишут только
о
склави
нах/славянах.
Тем
BpeMeHt�M
нашествия кочевых народов из глубин Аз:ии в юж
норусские степи продолжалось.
В
середине
VI
в., в разгар славянских
вторжений за Дунай, здесь появляются
·
тюркоязычные или монголо
язычные
авары,
которые, вероятно, и стали в итоге основной причи
ной упадка аптской племенной общности. Чуть позже, в середине
VH
в., причерноморские степи привлекли новых тюрков
.-
болгар.
Последние во главе с ханом Аспарухом откочевали к Нижнему Ду
наю и, покорив Местиые племена южных славян, положили начало
Дунайской Болгарии. И авары; и болгары громили и грабили славян
ские поселения от Поднепровья до Подунавья, порабощали населе
ние, выз
ывая
ожесточенное сопротивление и провоцируя славянские
племена на новую консолидацию перед лицом общего врага.
К
концу
,
VH
-
середине
VIII
в . к югу И юго-востоку от основной территории
расселения восточных славян постепенно складывается новое мощ
ное государственное образование кочевников
-
Хазарский каганат.
Этот процесс, вероятно, и стал основным сrnмyлом к формированию
восточнославянских союзов племен преддревнерусского времени.
По летописи известно около полутора десятка таких союзов.
В
Среднем Поднепровье локализуют союз
полян,
центром которого
был город
Киев.
Его основание сам летописец приписывает трем ле
гендарным братьям - первым полянским князьям
Кию, Щеку
и
Хори
ву,
имя старшего и дало название крепости.
К
югу и юго-западу от полян размещались союзы
тиверцев
(по
Днестру),
белых хорватов
(В Прикарпатье), уличей (на Нижнем Днеп
ре),
бужан
(по Южному Бугу) и
дулебов
(на Западном Буге).
ние два в
IX
в. образуют части племенного союза
волынян.
К
северо�западу от полян, в Восточной Волыни, нахОДИ'-1ИСЪ
ли
древлян.
К
северу от древлян, глубже в лесной зоне, в
Припяти и Двины, размещался племенной союз
дреговичеЙ.
28
.,.
к
востоку от полян, в Днепровском Левобережье, расселялись
,.SIICMeHa
северян.
Севернее них летопись помещает союзы племен р
а
дwШчeU
(бассейн р.
Сож)
и
вятичей
(по Оке).
Наиболее северными из ВОсточнославянских племенных объеди
нений были
кривичи
и
словене uльменскuе.
Первые расселялись на
Смоленщине и Псковщине, ПОзднее от них отделились
ПОлочане.
Вто
рые обитали в районе озера Ильмень. Их племенным центром
сначала
была
Ладога,
где уже в конце
IX
в. возводится древнейшая на Руси
каменная крепость, а позднее
-
Новгород.
Картину
расселения славянских племен ДОПОлняет обширная
об
ласть
донских славян,
расположенная в верховьях и среднем течении
р. Дон. Ее неупоминание в летописи, видимо, связано
с тем, что она
находилась в наибольшей зависимости от хазар
и
в конечном итоге
так и не обрела самостоятельности.
Процесс становления славянской государственности будет
мало
понятен, если не обратиться к анализу общественного
строя славян
накануне формирования Киевской державы.
Славяне траднционно жили
общинами,
которые можно соотнес
ти с отдельными поселениями. В одном поселке с
елил
ась большая
патриархальная семья
-
nатронuмия,
ИЛИ
линидж.
Скопления близко
расположенных поселений (т.н. «куст»), характерные для ВОСточных
славян, отражают структуру
родовых
организаций. НескоЛJ�КО родов,
занимающих определенную топо-географическую
территорию, об
разовывали
племя.
Таким образом, численность племени могла силь
но варьировать, но вряд ли превышала несколько тысяч человек
. До
определенного времени в племени решающую роль играли
кровно
Родственные связи. Такой общественный уклад называется
родоnле
.мeH�ЫМ,
или
nервобытны.м (nервОбытно-обЩUНIIЫМ).
днако со временем, в
.
результаге прогресса производительных
сил (освоения металлов, совершенствования
орудий труда и т.п.) про
исходит обособление отдельных парных
(нуклеарных)
семей и п
�
тро
lIИЫИя
начинает распадагься.
этот
объекпIвный процесс проходил и
Д
В
ВОСТОЧнославянских зе
млях
, но, очевидно, замедленными темпами.
ело в том
что
в ле
�
�
�
,
снои зоне - ОСНОВНОJl природнои среде обитания
славJIН
- пре бл
д
о адала
по сечно-огневая
система земледелия которая
�OO�
.
'
а значительных трудовых затрат. Очистить участок леса от
29
взрослых деревьев одной семейной паре с детьми было трудно, и об:
щинные связи продолжали играть большую роль. Начало активнои
стадии разложения родо-племенных отношений
У
восточных славян
следует связывать прежде всего с активизацией их военной деятель
ности, формированием дружин. Именно военные трофеи, СКЗJlЛи
вавшиеся в руках вождей и наиболее удачливых воинов, а не успехи
отдельных семей в сельском хозяйстве вызывали имущественную
дифференциацию в славянской общине. Этим, очевидно, объясняется
противопоставление военной прослойки непосредственным прои:зво
дителям во главе со своими родовыми старейшинами, которое про
.слеживается в ряде летописных сюжетов и некоторых иностранных
источниках. К примеру, отдельные арабские авторы пишут о двух на
родах Рус и Словеи, из которых вторые подчиияются первым.
Образование профессиональных дружин во главе с военными
вождями ускоряет и процессы политогенеза, поскольку именно они
вызывают к жизни необходимость формирования
племенных сою
зов,
которые являются самой ранней формой военно-политических
объединений. В них главенствующую роль играла военная верхушка,
но сохранялись и первобытные демократические институты власти -
народное собрание, совет старейшин родов и Т.п. Причем первенство
в решении общеплеменных вопросов военные предводители получа
ют не сразу, постепенно вытесняя традиционные органы управления
родо-племенного сообщества. Военный вождь - предводитель дружи
ны у славян получает наименование
князь.
Союз племен представляет собой
потестарное,
т. е . предгосударс
твенное образование. В нем присутствуют уже некоторые элементы
собственно политической организации - власть военного вождЯ (кня
зя), опирающаяся на силу его дружины, объедиияющая админист,..
ративные, военные, судебные и иные функции. Однако эти функции
пока еще не имеют твердого основания, не всегда закре
пляю
тся даже
в обычном праве, власть такого киязя еще не наследственна, ее грани
цы
нечетки, положение правителя может быть шатким в силу
OTCyrC
твия длительной традиции его легитимности.
у
славян такими
I1�e-
менными союзами и были объединения полян, древлян, кривичеи и
других. Следует, правда, отметить, что эти объединения соотносятся,
скорее, не с племенными союзами, а с «союзами союзов)) или
союзамИ)), поскольку их масштабы весьма значительны.
30
Образование и развитие крупных племенных
объединений пред
стаl!J1Яет
собой
первыи этап
становления
государственности
восточ
ных славян.
Вторым этапом
становится появление
племенных княжении.
Ле
тописная традиция донесла до нас имена
некоторых из племенных
князей - легендарных (Кий, Радим, Вятко)
и, вероятно, исторических
(древляНСКИЙ киязь Мал).
Третий этап
связан со сложением у восточных славян
собственно
ранних государств.
Одно из них возникает в Среднем Поднепровье,
на территории полян и их соседей. В некоторых источниках
оно фигу
рирует как
Куяба.
Историки называют его по-разному -
Нижняя
РУСЬ,
РУССКая
земля,
каганат русов.
Его центром был Киев. Титул прави
теля этой страны - каган - по политической
значимости соотносит
ся с титулатурой властителей сильного соседнего
государства хазар.
Об истории днепровской восто'mославянской
державы мы почти не
имеl�М достоверных сведений, за исключением
данных о нескольких
походах на Византию в
IX
в . (в
860
г.) да имен ее последних князей
(каганов?) Аскольда и Дира.
Другое раннего су дарственное образование
формируется на севере
Восточной Европы, вокруг Ладоги и, позже,
Новгорода и соотносится
с упоминаемой в различных источниках
Славuеи.
Именно его история
прочно увязывается с приглашением
на княжение Рюрика' в середине
IX
в. Сам факт такого приглашения говорит
о безусловном наличии
института княжения, иначе на каких основаниях
складывались бы от
ношения пришлого военного вождЯ с местным
населением? Практика
приглашения правителя извне для раннего
средневековья не является
необычной и распространена
в Европе. В данном случае, согласно ле
тописи, Рюрик с дружиной понадобились
как нейтральная сила для
наведения порядка среди призвавших
их племен, которые, согласно
летописи, враждовали между собой.
Очевидно, у восточных славян были и другие
раннегосударствен
ные объединения . К примеру, арабские
источники упоминают еще
Аре)' (Артанию),
о местонахождении которой ученые спорят.
�
Наконец, последний,
четвертыи, этап
развития восточнославянс
кои
ГОСУДарственности связан с объединением
киевской, новгородской и
:e.кoтopыx
других во
сточн
ославянских земель в единую
древнерусскую
ержаву - Киевскую
РуСЬ.
об этом речь поЙдет в следующем разделе.
3 1
2.
Образованне Древнерусского государства
в
отечественной
.
науке историю Древнерусского го.сударства
принято. начинать с
882
г.
В этот год, как свидетельствуют летопи
си, князь Олег, "равивший тогда в Новгороде, собрав дружину, пред
принял поход на юг и захватил Киев. В результате обьедннения
двух
важнейших
цeнrpoB
восточнославянских земель образовалось первое
русское государство, которое в исторической науке носило наимено
вание
Киевская РуСЬ.
О том, какие соб
ытия
предшество
вали
описанному сюжету, рас
сказывает начальная летопись
<<llовесть временных лет»:
В год 6367
(859).
Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со сла
вен, и
С
мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, и
с
северян,
и с вятичей по серебряной Jtюнете и по белке с дыма . . .
В год 6370 (862) изгнали варяг за море, и не дали и м дани, и начш/U
сами собой владеть,
1I
не было среди них правды, и встал род на род,
и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе:
«Поищем себе князя, который бы владел
НQ.J,Ш
и судил по праву». И
n
OlШlU
за
море
к варяга./w, к руси. Те варяги назывались руСЬЮ, как другие
называются шведы, а иные норманны и англы,
а.
еще иные готы - вот
так и эти nрозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь:
«Земля
HalU(l
вепика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите кня
жить и владеть
нами».
И U'Jбрались трое братьев со своими родами,
и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгоро
де, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Приведенный сюжет стал основой концепции возникновения
государства у восточных славян, названной
норманнской теорией
(хотя собственно теории в ее завершенном виде никогда не сущес
твовало). Ее начало восходит к трудам немецких ученых Готлиба
Зигфрида Байера
( 1 694-1 738),
Герарда Фридриха Миллера
( 1 705-
1 783)
и некоторых других, приглашенных Петром
1
для работы в
Императорской Петербургской Академии наук. Опираясь на лето
пись, эти историки выдвинули гипотезу, согласно которой восточ
ные славяне дО
IX
в. не смогли самостоятельно создать государство
и оно было привнесено им скандинавами.
С
самого своего рожде-
32
ння норманнская теория приобрела яростных противников (в част
ности, в лице Михаила Васильевича Ломоносова), а споры вокруг
нее - явную политическую окраску. Дискуссии не прекратились и
спустя две сотни лет.
Между тем сегодня большинство исследователей считает норман
нскую теорию несостоятельной в самих своих основах, и
для
этого
есть серьезные
apГYMeHThI.
Как известно,
.
государство не может
ВОЗIfilКНУТЬ
на пустом месте:
нельзя, со:щав внеШIfilЙ аппарат управления местным населением, счи
т<пь его
СJЮЖИВШИМСЯ
государством, игнорируя социальную структуру
управляемого общества.
для
государства должны созреть соответству
ющие институты самого социума - экономические, социальиые, поли
тические. Становление roсударства - длите.'lЪНЫЙ, многоэтапный внут
ренний процесс.
У
восточных славян признаки вызревания раннеклас
совых
cтpyкryp
фиксируются вполне определенно не позднее начала
VIII
столетия, и о
них
уже шла
речь
выше. Таким образом, уже задолго
до призвания варягов
В
Новroродскую земшо восточнославянское об
щество бьmо подготовлено к появлению государс...'Тва.
Какова же тогда роль норманнов в политогенезе восточных сла
вян, в образовании Русского государства?
для
ответа на этот воп
рос необходимо обратиться к проблеме самих терминов «варяги»
и «русь».
В пис],менных источниках названия
русь (русы)
и
варяги
упот
ребляется довольно часто. В трудах арабских и византийских авто
ров
русь
четко отделяется от славян и даже противопоставляется
ИМ.
Русские летописи дают противоречивые данные о соотношении этих
терминов.
С
одной стороны, русь по-разному соотносится с варягами
(<<
• . •
идоша за море к варягtLw, круси
.
. .
»), с другой стороны, использу
ются
как
обозначение одной и той же этнической группы
(<<
• . .
и беша у
него варязи и словени и nрочи nрозвашася русью
.
.
.
», « .
.
.
а словеньский
язык и рускый одно есть
.
.. »).
за
деСIlТИЛетия изучения терминов
русь
и
варяги
было сформу
Лировано множество гипотез, возводящих их происхождение к сла
ВJlНским, древнерусским, готским, шведским, иранским и иным ис
токам.
Однако поиск этнонимов с такими корнями положительных
реЗультатов так и не дал. Решение проблемы происхождения терми-
33
нов
русь (русы)
и
варяги
приобрело иное направление, когда поиск
�
истоков был перенесен из области этнонимов в сферу наименовании
определенной социальной группы. Игорь Николаевич Данилевский и .
некоторые другие исследователи отметили любопытный факт: фин�
но-угорские народы использовали слова с корнем
-русь-
для
обоз
начения местной знати и племен, которым они плarили дань. Кроме
того, интересна этимология самого слова. Вероятнее всего, оно про
исходит от североевропейского (исландского) кория
-rops-,
означа
ющего команду гребцов, участников похода на гребиом судне. Та
ким образом, термин
русь (русы)
в ранних древнерусских летописях
обозначает отряд воинов, князя и его ближайшее окружение, прежде
всего дружину. Причем речь идет о постоянной княжеской дружине
и местной дружинной знати. К примеру, в «Русской Правде»
(xl
в.)
«рус ию)
- это
«гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечнию>,
т. е. представитель
княж
еской администрации или войска, член пра
вящего сословия. Со временем термин, обозначавший сначала только
господствующий слой, был перенесен и на государство, и на этнос.
Со второй половины
Х
в.
русами
восточные
aвropы
последо
вател
ь
но именуют население древнерусского государства, а
славянами
- весь
раннесредневековый славянский мир. В «Повести временных лет» тер
мин
Русь
уже в
Х
в. употребляется
для
обозначения государства, а
в
XI-XII
вв. в славянских и иных источннках
В
двояком смысле - в эЛlИ
ческом и принадлежностн к государству.
Наемников же, призываемых князем
для
усиления своей дружи
ны илн участия в дальних походах, летописцы именуют
варягами.
И
здесь становится понятно, почему средИ них в разных летописных
отрывках оказываются то славяне, то представители балтских
или .
финно-угорских племен. Однако в большинстве случаев варяги все
же прочно связы
вают
ся со скандина
вами
-норманнами. Однако и это
вполне объяснимо. Как известно, период с
VПI
по
XI
в. в истории
Европы именуется
эпохой викингов.
Тогда норманнские дружины на
своих кораблях - драккарах - наводили ужас на обитателей европей
ских побережий.
от
набегов викинги нередко переходилн к освоению
и
завое
ванию отдельных областей (например, Нормандия во Фран
ции), образовывали 'свои короле
вства или
занимали главенствующие
позиции при дворах европейских монархов. Короли охотно пользова-
34
лись
услугами викингов
как
профессиональных воинов, поручая им
разного рода «силовые» операции. Не были здесь исключением и рус
сжи
е
КНЯЗЫI.
Более того, первые правители древнерусской державы
вероя:rиее всего по своему происхождению тоже были скандинавами.
об
этом свидетельствует целый ряд фактов, в
том
числе и этимология
имен первых древнерусских князей (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга).
Возвращаясь к «норманнскому вопросу» и исходя из приведенных
фактов, можно сделать следующие выводы. Восточнославянская госу
дарственность вызревала на протяжении второй половины
1
тысяче
летия постепенно, проходя этап за этапом. В начале
IX
в. славянские
племена подошли к порогу возникновения единой раннеклассовой
державы, однако «переступить» этот порог им помогли выходцы из
Северной Европы, придавшие социально-политиче-скому «содержа
нию» «форму» Древнерусского государства путем объединения ряда
восточнославянских земель с центром в Киеве. Таким образом, нор
манны ускорили процесс политогенеза восточных славян, послужив
cBoeI'O
рода его катализатором, «собирателями» славянских земель.
Возглавив Киевскую Русь, викинги относительно быстро ославяни
лисъ, о чем свидетельствует славянское
имя
русского князя третье
го
поколения Рюриковичей (Святослав). Однако еще какое-то время
после этого норманны сопутствовали русским князьям, помогая им
не только во внешне-, но и во внутриполитической деятельности (ср.,
воевода князей Игоря, Святослава и Ярополка Свенельд).
В
свете рассмотрения становления Древнерусского государства
представляется актуальным затронуть и еще одну важную пробле
му - существовала ли когда-либо
единая древнерусская народность,
составлявшая основу населения Киевской Руси? Эта проблема в на
стоящее время является предметом острых дискуссий. Дело в том, что
ICpnериями единой народности выступает целый комплекс признаков,
а именно единство языка и территории, общность материальной куль
туры, этническое самосознание. Последнее предполагает осознание
представителями самого этноса своего единства и ОТличия
от
других
народов ПО принципу «свой - чужой». К сожалению, далеко не все из
ЭТIIx
характеристик возможно проследить сейчас применительно ко
вреr.tсни Киевской Руси.
3 5
В связи с этим одни исследователи (Валентин Васильевич Седов,
Петр Петрович Толочко и др.), полагают, что в пользу реального су
ществования древнерусской народности свидетельствуюr прежде
всего археологические данные. Согласно им, на всей п:рритории
Древней Руси бьrrовали одни и те же типы посуды, костюма, орудий
труда, вооружения. Единой бьши традиции гражданской и военной ар
хитектуры, городского и сельского строительства, хозяйственно-эко
номический
уклад,
погребальная обрядиость. Все это предполагает
наличие и общего разговорного языка, и этнического самосознания.
В.В. Седов и его единомышленники признают наличие отдельных ре
гиональных диалектов (новгородского, смоленско-полоцкого и др.),
этнографические отличия в женском уборе и украшениях, локальные
особенности погребального обряда, но считают
их
в данной ситуации
несущественными.
Сторонники
ДРУI·ОЙ
концепции, к которым можно причислить
Петра Николаевича Третьякова, Бориса Александровича Рыбакова
и других, опираются, главным образом, на письменную традицию и
лингвистические данные, вместе с тем привлекая и археологию. По
их
мнению, в летописях и ряде литературных произведеннй (например,
в «Слове о полку Игореве» ) наименование
Русская земля
обозначает
не все Дре:внерусское государство, а только его политическую доми
нанту - те:рриторию Киевского княжества и ближайших к нему об
ластей. Население остальных земель, находившихся в политической
зависимосги от Киева и управляемых князьями из рода Рюриковичей,
тем не менее не осознавало своего этиического единства, тяготело к
своим прежним племенным центрам, сохраняло свою диалектную и
этнографическую самобыпюсть. В условиях господства натурально
го хозяйства экономические рычаги объединения также отсутствова
ли. К тому же ни в одной летописи не встречается понятия о едином
русском народе, а отдельные племенные объединения под своими эт
нонимами фигурируют там вплоть до
хп
в., древляне - до
1136
г.,
дреговичи - до
1149
г.
кривичи - до
1 1 62
г., радимичи - до
1 1 69
г., и
т. д. Таким образом, древнерусская народность представляет собой
.
не историческую реальность, а искусственный конструкт, созданный
историками.
36
Представляется, что истина, как всегда, нах
одит
ся где-то посере
дине. Сложение единой народности - это сложный и многоэтапный
процесс, который, естественно, начался в Киевском государстве.
Для
ЭТОГО имелись вполне определенные условия, в частности политичес
кое объединение, господство единой право славной идеологии, разви
тие транзитной торговли, строительство городов и распространение
roРОi�СКОЙ
культуры. Как далеко зашел этот процесс, однозначно ска
зarь сейчас трудно, но так или иначе он был прерван в
ХIП
в. монголо
татарским нашествием и расширением Великого княжества Литовс
кого. В
итоге
сложение единой древнерусской народности осталось
ЛИШI.
исторической потенцией, ВОЗможностью, не реализованной по
причине внешнего фактора.
3.
Социальная структура и ПО.'lитическая система
Древнерусского государства
Объединение восточнославянских, а также и соседних неславянс
ких племен в рамках единого государственного образования в основ
ном завершилось к концу
Х
в. Что же представляла собой Киевская
Русь как государство? Насколько типичным или особенным было оно
в средневековом мире? Для начала обратимся к социальной структуре
древнерусского общества, без понимания которой трудно понять и ее
политическую систему.
Верхушку социума составляла
знать
- привилегированная его
час1Ъ. Главенствующее положение в
ее
среде занимали
князья.
Стар
шим среди князей был
великий князь Киевский.
Со времен князей
Олега и Игоря это положение монопольно принадлежало потомкам
Рюрика. Летопись называет еще
светлых князей
и
всякое княжье,
ко
торые, вероятно, делили власть с киевским правителем на принципах
вассалитета или договора. К первым скорее всего принадлежали дру_
гие Рюриковичи, тогда как с «княжьем всяким» ассоциируются мест
НЫе племенные князья, перешедшие «под руку» Киева и сохранившие
тем самым свою власть, такие как древлянский князь Мал.
Следующую ступень социальной иерархии занимала
княжеская
ЦРУЖИиа.
Термин «дружина» родственен слову «друг». Очевидно,
КlIJIзя
и его дружинников действительно связывали узы дружбы и вза-
37