ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 614
Скачиваний: 7
населения, преимущественно крестьян, которые вплоть до
30-х
годов
ХХ
в. составляли не менее
90 %
населения России.
4.
Н е у с т о й ч и в ы й к л и м а т. Большая часть территории стра
ны находится в умеренном климатическом поясе, при этом преоблада
ющий тип климата - континентальный. Его характеризует долгая су
ровая и снежная зима в сочетании с коротким летом, которое, к тому
же, может быть холодным и дождливым, а может, наоборот, -жарким
и засушливым. Разность зимней и летней температур в Европейской
России составляет около
30
ос.
Межсезонье же приносит свои сюр
призы: весенние заморозки (даже в мае), затяжные осенние ливни,
несущие распутицу, и т.п. Такой климат становится причиной относи
тельно частых неурожаев и делает большую часть страны :зоной рис
кованного земледелия.
5.
Пр и р о д н ы е б о г а т с т в а п р и з н а ч и т е л ь н о й н е
о с в о е н
н
о й т е р р и т о р и и. Россия - без сомнения самая богатая
природными ресурсами страна в мире. Здесь сосредоточено до трети
всех мировых запасов полезных ископаемых. На территории нашего
государства имеюrся все виды сырья, необходимого
для
полностью
автономного существования (автаркии).
Между тем большая часть разведанных месторождений сосредо
точена в азиатской части страны (Урал, Забайкалье, Якутия, Дальний
Восток, Чукотка), где проживает даже сейчас всего
22 %
населения.
Это обстоятельство влечет за собой целый ряд трудностей, связанных
с дороговизной добычи минерального сырья и его транспортировки.
Вероятно, отсюда ведут начало такие парадоксы российской действи
теЛЬНОСПI, как поразительная бедность основной части населения
при колоссальном богатстве государства, бесконтрольное расходова
ние природных ресурсов при тяжелейших условиях
их
добычи, ори
ентация на экстенсивный путь развития хозяйства, пренебрежение
сберегающими и безотходными технологиями.
6.
О т с у т с т в и е е с т е с т в е н н ы х г р а н и ц. Россия -равнин
ная страна. Равнины и юпменности составляют в ней болс�е
2/3
всей
территории. Ее пределыl исторически были проницаемы и уязвимы и
на Западе (между северными отрогами Карпат и южным побережьем
Балтийского моря), и на юге, и юго-востоке (большая часть границы.
со Средней и Центральной Азией). Историк С. М. Соловье:в в
XIX
в.
18
писал: « ...
прежде Россия была меньше, чем теперь, но все же с са
мого начала была велика, а жителей очень мало; враги со всех сто
рон, а гра1lицы открыты, нет гор, которые бы окружали страну и
защищали ее, надобно жителям защищаться грудью
.
.. »2.
Открытость и равнинность территории предопределили характер
ее исторического освоения - постоянную и нескончаемую
колони
зацию собс твенны.М населением.
В.О. Ключевский называл колони
заЦИЮ «основным фактом русской истории». Россия быстро росла
вширь, в
то
время как многие ее соседи тщательно осваивали и обус
траивали свои необширные земли.
Если большинство рек, протекающих по оси север-юг, объединя
ет территорию нашей страны в меридиональном направлении, то с
востока на запад соединяющим мостом служат азиатские и южнорус
ские
степи.
Роль этой географической зоны в отечественной истории
двояка. С одной стороны, степи всегда были магистралью
для
нашес
твий кочевников из глубин Азии. Приводившие в ужас европейцев
своей дикостью, воинственностью и жестокостью кочевые племена
издревле были
ПОСТОЯЮIЫМИ,
если не сказать привычными, соседя
ми восточных славян. Борьба с ними продолжалась веками и сильио
по
влиял
а на развитие государства. Набеги и грабежи степняков, обло
жение дан:ью и увод в плен тысяч жителей южных областей страны
задер
живал
и ее развитие и отвле
кали
силы от созидательного труда. С
другой стороны, те же степные пространства послужили значительно
му расширению государства в восточном и юго-восточном направле
нии. Становление феномена
казачества,
сыгравшего не последнюю
роль в отечественной истории, также во многом объясняется особыми
степными условиями.
Все перечисленные особенности о
казал
и заметное влияние и на
ход российской истории, и на образование самобытной российской
культуры,
и
на формирование российского социума, и на вырабатыва
ние национального характера.
Так, отсутствие выхода к Мировому океану, отдаленность от цен
тров развитой средиземноморской ЦИВИШlзации, низкая плотность
2
Соловьев С.
М.
ОбщеДО(.'ТУпиые чтения о русской истории
//
Собрание сочине
ний в З-х
Т.-
Ростов н1Д.,
1997.-
т.l.-
С.
295.
населения и суровые природные условия послужили главными при
чинами изначального отставания народов Восточной Европы от За
падной в социально-экономической и политико-правовой сферах.
По выражению историка С.
М.
Соловьева, природа
для
населения
России была не матерью, а мачехой. Аграрная отрасль экономики тре
бовала огромных трудовых затрar, а результат был отнюдь не гаран
тирован. Это обстоятельство значительно повлияло на формирование
таких национальных черт характера, как
терпение, стойкость, lIа
стойчивость, упорство
вопреки самым неблагоприятным условиям.
При этом отношение к результатам собственного тяжелого труда и
их потерям легкое, небрежное. Кроме того, для русского менталитета
стали свойственны
неприхотливость , аскетизм,
привычка к
са.м.оог
раничеllИЮ,
ориентация на
IIИЗкий уровеll Ь n отреблеllUЯ, презрение к
кшwфорту.
Короткий сезон полевых работ, когда «день год кормит», при
учал к авральному, штурмовому характеру труда, сменявшегося
месяцами вынужденного бездействия. Недаром разгар уборочной в
русском языке именуется «страда», т.е. страдание. Размеренный и
беспрестанный труд - одна из непреложных ценностей европейс
кой культуры - на российской почве не имел решающего значения.
Здесь больше ценились
трудовой энтузиазм , порыв,
в ходе которо
го «сворачиваются горы» и который сменяется долгими простоями и
праздностью. Не это ли причина того, что многократно разоренная
наша Родина, понесшая огромные людские и материальные потери,
восставала из пепла в короткие сроки, но так и не стала передовой
среди наиболее процветающих стран?
Для российского сельского хозяйства на протяжении минимум ты
сячелетия бьша характерна рутинность,
для
земледелия - низкая уро
жайность. Конструкция основного пахотного орудия - сохи - принци
пиально не изменялась с
ХН
по середину
XIX
столетия. За это время
урожайность, к примеру, пшеницы здесь не превышала сам-Зз,
Torдa
как в Англии уже с
XHI
в. она соста
влял
а сам-5 и более. Объясняется
это тем, что русскому крестьянину традиционно не хвarало времени
3
Урожайность сам-3 означает, что объем выращенного зерна превышает объем
посеянного в три раза.
20
на более тщательную обработку почвы, поскольку распашка, посев,
а затем уборка должны были быть произведены в считанные дни. В
ЭТИХ
условиях почва быстро оскудевала, и крестьянин переходил на
другой участок. В итоге это послужило вырабатыванию приоритета
экстенсивного типа экономического развития перед интенсивным.
Скотоводство также требовало больших трудовых затрат, посколь
ку
стойловое содержание скота длилось более полугода, а заготовка
кормов на это время должна была уложиться в 2�ЗО дней сеноко
са. Нередкие неурожаи также тяжело сказывались на экономическом
положении населения страны. В таких условиях вырабатывались ус
тойчивые традиции
взаимовыручки, КОJUlективизма
и
оБЩИll1l 0сm и,
которые зачастую подменяли необходимость социальной заботы го
сударства о своих подданных. Крестьянская община вплоть до нача
ла
ХХ
в. бьша ОСНовной социальной ячейкой русского общества, а
ее разрушение реформами
п.
А. Столыпина вымело на периферию
экономической жизни большие массы крестьянства, ставшего впос
ледствии «горючим материалом» русских революций и гражданской
войны.
Впрочем, не стоит односторонне оценивать природно-геогра-фи
чес кий фактор, поскольку он включает не только неблаroприятный
климат, но и большие запасы природных богатств. Последнее со
ставляет необходимое условие развития России как
великой Ашровой
дер;нсавы, государства имперского типа.
Тем не менее, и это обсто
ятельство имеет обратную сторону. Древнегреческий философ Арис
тотель, рассматривая модель идеального государства, недаром отме
чал необходимость наличия в нем достаточных, но при этом умерен
ных природных ресурсов. Избыток последних, по его мнению, ведет к
праздному образу жизни населения. Если мы окинем взглядом основ
ные статьи экспорта нашего государства на протяжении всей его исто
рии, то без труда заметим, что преимущественно это было сырье или
ПРОДУКТЫ
его непосредственной перераб
отки
(от меда, льна, воска,
ПУшнины в эпоху Киевской Руси до нефти и газа в
ХХI
в.). При этом
именно в России были изобретены, к примеру, радио, видеомагнито
фон, компьютер; передовая военная техника и многое другое. Однако
на внешнем рынке проще торговать тем, чего мало или вовсе нет в
ДРУГих
странах, чем конкурировать в области готовых изделий.
2 1
Открытость и безграничность территории нашей страны также за
метно повлияли на российскую историю и ментальность.
Во-первых, Российское государство всегда ощущало (и вовсе
без основания) постояиную внешнюю угрозу. Отсюда берет начало,
богатая
воинская культура
с тщательно разработанными понятиями'
долга, чести, героизма
и почтительное отношение к армии
и
военной
службе . На протяжении всей своей истории Россия остаВ,UIась тра-'
диционно
милитаризованной
державой.
И
в героическом народном
эпосе, и в государственной идеологии дореволюционной и советской'
России армия рассматривалась как важнейшее условие об<�спечения
безопасности
crpaHbl,
мощный фактор ее внешней и внутренней по- ,
литики. А кроме этого, вырабатывался и соответствующий
.жесткиЙ,
«военизированн ый» стиль государственного управления
по принципу
«приказ - исполнение». Обсуждение распоряжений го сударственной
власти нередко приравнивалось к пособничеству врагам, предательс
тву, шпионажу.
Во-вторых, при отсутствии естественных географических Iраниц
.
важнейшим и едва ли не единственным препятствием на пути заво
евarеля в России становился
патриотизм
народа и
самоотвержен
ная защита
территории самим населением. Отечественная история
предоставляет ярчайшие примеры, иллюстрирующие понятие
<<.<<ас
совый героизм»,
которое означает готовность пожертвовать во имя
защитыI страны своей жизнью не только каждого воина, но и каждого '
мирного жителя от мала до велика. Об этом свидетельствуюг и эпизо- '
ды борьбы с иноземными захватчиками в Средние века, и народные
ополчения Смутного времени, и партизанские движения в ходе двух
крупнейших Отечественных войн.
В -третьих, нечеткосгь естественных рубежей спосоБСТlювала пе
ремешиванию населения, развитию добрососедских отнош(:ний меж
ду различными этносами и выработке общих исторических целей,
Российская цивилизация изначально приобретала характер
ционалыlOй.
При этом уместно отметить и обстоятельства вхожден
национальных территорий в состав Российской империи.
И
в зав
еванных, и в добровольно присоединенных землях политика цент ,
ральной власти, как правило, ориентировалась на первоначальное
сохранение автономии и структуры местного управления, включение
месгНОЙ зиати в правящий привилегированный слой общества, пос
тепенное проникновение туда русского населения, а затем, с опорой
на ПОСjJеднее, более или менее жесгкую русификацию национальных
окраин.
Так
было с Украиной, Закавказьем, Средней Азией, Прибал
тикой, Польшей . Такой тип колонизации способствовал сохранению
национальных границ внутри сграны и национального самосознания
местнОГО населения. Этим объясняется «лоскутность» территории
страны, возможность относительно легкого отделения, что питает
центробежные и сепаратисгские тенденции национальных полити
ческих
эшп.
Противостоять им может
TO.ThKO
сильное автократичес
кое
государство
во главе с
жесткой централизованной властью. Та
ковым стремилась быть и бьша Российская держава с момента самого
своего основания.
И,
НЗI<Dнец, географические характеристики России оказывают
необратимое влияние и на формирование политико-правовой культу
ры населения. Ее необъятные просгоры рождают особую философс
ко-мировоззренческую категорию
воли,
которая заметно отличается
от близкого понятия
свободы.
Традиционно в русском языке значения
этих слов связаны и используются для определения друг друга. Между
тем, свобода - это понятие, прежде всего характерное
д.'lЯ
европейской
ментальносги и сформулированное
как
«осознанная необходимосгь».
Просветители полагали, что «свобода состоит в том, <побы зависеть
только от законов» (Вольтер). Либеральная трактовка свободы пред
полагает ее границы, которые начинаются там, где затрагиваются пра
ва и свободы другого индивида. Многовековая практика совместного
проживаНIIЯ на плотно заселенной территории заставlша европейцев
вырабатывать правила и нормы сосущесгвования и человеческого об
щежития. Поэтому свободное общество
в их
идеологии противопос
тавляется тирании, диктатуре, насилию над человеком. Как известно,
эволюция
'
этих идей
в
западной общеС1венно-политической мысли
привела к разработке концепции правового государства.
23
Воля же - понятие неограниченной никем и ничем свободы, н
соотносящееся с правами и желаниями ближнего. Такое понимани
могло родиться только в условиях бескрайних просторов, когда даж
при жестком политическом режиме в государстве всегда есть потен
циальная возможность уйти из-под власти закона туда, где
жить, следуя собственным традициям, не ограничивая своей свободъl
и при этом не затрагивая свободы другого индивида. Образцы
понимания воли (вольницы) можно найти в истории казачества, нача ...
ло которому положили бежавшие из крепостной неволи крестьяне, в
истории раскольничьих общин, укрывавшихся от власти государей и
церкви в сеьерных лесах, в истории сибирских первопроходцев.
Об
раз такого пони мания воли содержит старинная русская поговорка «до
Бога высоко, до царя далеко», предполагающая, в том числе, свободу
собственных действий, не взирая на религиозные и государственные
ограничения. Производиым же от такого понимания воли (вольницы,
вольности) в русском менталитете можно считать
правовой
нигилизм
и пренебрежение законом как со стороны правящей элиты, так и со
стороны управляемых сообществ, насилие и угрозу расправы как пов
седневная практика властвования.
Таким образом, территориально-географические и природно-кли
матические факторы оказы
вают
значительное влияние на сложные
процессы социо- и этногенеза, формирование основ культуры, циви
лизации, ее характера. Тем не меиее, их влияние вовсе не фатально,
они лишь задают самые общие рамки развития социума, бросают ему
«вызов», поиск «ответа» на который полностью зависит от челове..:
ческого фактора и составляет основное содержание отечественной'
истории.
Подводя
ито
ги
сказанному, можно обозначнrь следующие выводы.
Отличительными чертами географического положения РО(;с
являются континентальность, северное евразийское геополитическо
расположение, неустойчивый суровый климаг, значительные
ные богатства при неосвоенности территорий, равнинность и факти '
ческое отсутствие естественных географических пределов.
Перечисленные условия положили начало становлению самобыт
ной российской цивилизации, характернейшими признаками которо
24
JIВЛЯЮТся ее полиэтничность, наличие сильного автократического ми
литаризованного государства, раскол культуры на вестернизирован
пую
су6культуру правящих элит и традиционную общинную субкуль
туру патриархальных креСтьянских маСС, замедленное развитие.
Мент.шитет российского соцнума, также во многом СЛОЖИВШИЙСЯ
под влиянием географических и исторических условий, отличают та
кие качества, как стойкость, долготерпение, неприхотливость, склон
ность к нереryлярной штурмовой трудовой деятельности, правовой
нигилизм при опоре на традиции.
Отмеченные отличительные качества российского социума сыг
рали в отечественной истории важную роль и продолжают оказывать
значитеш.ное, но не решающее влняние на дальнейшие судьбы нашей
страны и нашего народа.
25
ГЛАВА 11
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ
1.
Восточные славяне в догосударственный период
С
лавяне - одна из крупнейших европейских этнических груп
пировок. В современном мире она объединяет около
300
мл
человек, из которых более
1 25
млн проживают в России.
Славянские языки разделяются на три большие груIПIЫ:
заnа
ную
(польский, чешский, словацкий, лужицкий),
южную
(болгарски �
сербскохорватский, словенский и македонский) и
восmочную
(русски�
украинский и белорусский). Все они относятся к
языковой семье, куда входят также индийские, иранские, италийские
романские, кельтские, германские, балтийские и другие языки.
полагается, что индоевропейское сообщество бьmо некогда едины
долгое время развивалось
как
одно образование и на определенном эт
пе стало распадаться. Когда в этом процессе начали выделяться с
твенно предки славян, уверенно сказать трудио. Большинство
сходится на мысли, что это мошо произойти где-то в
1
тысячелетии
н.э., вероятнее всего, не ранее его середины.
Процессы славянского этногенеза разделяют в общей сложнос
на три этапа: до конца
1
тыс. Н.э.
-
nротославянский;
от рубежа н.э.
III-IV
вв.
- nраславянский;
У-УН
вв.
-
раннеславянскиЙ.
После
славяне окончательно обретают собственную этническую идент
ность, в активную фазу входят
их
социо- и политогенез.
В настоящее время господствует несколько теорий о славяне
прародине, которые локализуют ее либо в
карnато-дунайском ре
оне,
либо в
висло-одерском междуречье,
либо на территории
Днепром и Вислой
в лесной и лесостепной природных зонах.
В письменных источниках славяне впервые появляются под
им
нем
венедов.
По крайней мере, большое протоэтническое образо
ние венедов/венетов, - известных античным авторам Плинию Стар
26
му, Тациту,
Птолемею, включало в себя предlCOВ славян. На это прямо
указывает готский историк
УI
в. Иордан :
«Эти
(венеды.
-Д А.),
<
.
.
.
>
происходят от одного корня и ныне известны под тремя и/иенами:
венетов, антов и склавинов».
Венеды расселялись на огромной тер
ритории Восточной Европы от границ обитания финно-угорских пле
мен на севере до Карпатских гор и Поднепровья на юге, от правых
притоков Вислы на западе до верховьев Волги, Оки и Дона на восто
ке. В этой области происходили сложные этнические процессы, в ходе
которых начала выделяться праславянская этническая группировка.
.
Консолидацию славянских племен ускорило вторжение в Восточную
Европу на рубеже
Н
и
Ш
вв. н.э. германцев (готов), которые создали
в Причерноморье и прилегающих регионах мощное раннегосударс
твенное образование (т.н.
держава Германариха).
Готы враждовали со
славянами, пытались присоединитъ их и, очевидно, достигли в этом
определенных успехов. Однако в конце
IV
в. готская держава была
разрушена масштабным нашествием восточных кочевников
-
гуннов.
Увлеченные преследованием отступавших на запад готов и грабежом
провинций РИМСlCOй империи гунны продвинулись в Центральную и
даже Западную Европу. Север бывших владений Германариха оказал
ся слабо заселенным, и сюда из лесной зоны стали мигрировать
сла
вянские племена. После распада кочевой гуннской державы в
УI
в.
славяне стали господствовать в Восточной Европе.
С
VI
в. начинается период нанболее интенсивного расселения
славян. Частично они продвигаются на север ICOнтинента, вытесняя
и
ас�имилируя местные балтские и финно-угорские племена. Но основ
HO�
ПОТОК миграции устремляется на юг, к дунайским границам бога
тои Восточной Империи - Византии. Именно тогда многочисленные
УПОМинания о
двух
раннеславянских народностях
-
антах
и
склавu
нах
-
ПОЯВЛЯются на страницах произведений византийских и других
авторов. Славяне не толысо устраивают кратковременные набеги
но
и наСовсем переселяются на новые земли, продвигаясь на БалкаН
�
J в
Грецию �и
Малую
Азию вплоть до Сирии. Однако на рубеже
VJ-
У
Н
столетии они терпят ряд поражений от южноевропейских
племенных
СОЮЗОВ известн
,
ых под именем
влахов,
что вынуждает их к частично-
му
переселению в центральную и обратной миграции в восточную
части Ев
�
ропеиского континента. Эти события и положили начало
27