ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 1814

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

81 

 

носят

 

подзаконный

 

характер

 

и

 

могут

 

быть

 

отменены

 

органами

 

и

 

должностными

 

лицами

их

 

принявшими

вышестоящей

 

инстанцией

 

либо

 

признаны

 

недействующими

 

по

 

решению

 

суда

Административно

-

правовые

 

нормы

 

подразделяются

 

на

 

различные

 

виды

 

по

 

целому

 

ряду

 

оснований

В

 

зависимости

 

от

 

содержания

 

выделяются

 

материальные

 

и

 

процедурно

-

процессуальные

 

нормы

Материальные

 

нормы

 

определяют

 

объем

 

и

 

содержание

 

прав

 

и

 

обязанностей

а

 

также

 

ответственность

 

участников

 

административно

-

правовых

 

отношений

т

.

е

их

 

административно

-

правовой

 

статус

Они

 

регламентируют

 

правовой

 

режим

 

деятельности

 

субъектов

 

административного

 

права

устанавливают

 

запреты

 

и

 

ограничения

 

на

 

ту

 

или

 

иную

 

деятельность

административные

 

санкции

 

за

 

их

 

нарушение

 

и

 

компетенцию

 

соответствующих

 

органов

 

по

 

применению

 

этих

 

санкций

Процедурно

-

процессуальные

 

нормы

 

регламентируют

 

процесс

 

функционирования

 

органов

 

государственной

 

администрации

 

в

 

их

 

отношениях

 

с

 

другими

 

субъектами

 

административного

 

права

Процедурные

 

нормы

 

определяют

 

порядок

 

реализации

 

компетенции

прав

 

и

 

обязанностей

установленных

 

нормами

 

материального

 

административного

 

права

Они

 

регулируют

 

процедуру

формы

 

и

 

методы

 

нормотворческой

 

и

 

правоприменительной

 

деятельности

 

государственной

 

администрации

Процессуальные

 

нормы

 

регламентируют

 

порядок

 

осуществления

 

юрисдикционной

 

деятельности

т

.

е

отношения

складывающиеся

 

с

 

участием

 

юрисдикционного

 

органа

 

в

 

процессе

 

разбирательства

 

правовых

 

конфликтов

 

в

 

виде

 

административных

 

правонарушений

 

и

 

административных

 

споров

В

 

зависимости

 

от

 

функций

 

права

 

административно

-

правовые

 

нормы

 

подразделяются

 

на

 

учредительные

регулятивные

 

и

 

охранительные

Учредительные

 

нормы

 

различны

 

по

 

своему

 

функциональному

 

назначению

 

и

 

диапазону

 

действия

Они

 

закрепляют

 

отправные

принципиальные

 

положения

 

материального

 

или

 

процессуального

 

характера

Структура

 

этих

 

норм

 

включает

 

два

 

основных

 

элемента

объем

 

и

 

определение

Объем

 

указывает

 

условия

 

применения

 

учредительной

 

нормы

а

 

определение

 

закрепляет

 

значение

 

того

 

или

 

иного

 

термина

используемого

 

в

 

административном

 

праве

 

либо

 

принцип

 

административного

 

права

Регулятивные

 

нормы

 

обеспечивают

 

позитивное

 

регулирование

 

поведения

 

субъектов

 

административного

 

права

Они

 

определяют

 

правила

 

поведения

 

участников

 

административно

-

правовых

 

отношений

обстоятельства

 

и

 

прекращения

 

этих

 

отношений

Охранительные

 

нормы

 

обеспечивают

 

охрану

 

регулятивных

 

норм

 

от

 

нарушений

защиту

 

прав

 

и

 

свобод

 

граждан

 

в

 

случае

 

их

 

ущемления

 

неправомерными

 

действиями

 

административных

 

органов

В

 

зависимости

 

от

 

юридической

 

силы

 

выделяются

 

законодательные

 

и

 

подзаконные

 

административно

-

правовые

 

нормы

Законодательные

 

нормы

 

содержатся

 

в

 

федеральных

 

законах

 

и

 

нормативных

 

актах

 

законодательной

 

власти

 

субъектов

 

Федерации

Подзаконные

 

нормы

 

могут

 

быть

 

общими

 

и

 

отраслевыми

  (

ведомственными

). 

Общие

 

подзаконные

 

нормы

 

содержатся

 

в

 


background image

 

82 

 

актах

 

Президента

 

РФ

Постановлениях

 

правительства

 

РФ

глав

 

администраций

 

и

 

правительств

 

субъектов

 

РФ

Отраслевые

 

нормы

 

устанавливаются

 

посредством

 

ведомственных

 

нормативных

 

актов

В

 

зависимости

 

от

 

метода

 

воздействия

 

на

 

поведение

 

субъектов

 

нормы

 

административного

 

права

 

делятся

 

на

:  

1) 

обязывающие

 (

содержат

 

предписание

 

совершить

 

определенные

 

действия

 

в

 

предусмотренных

 

нормой

 

случаях

);  

2) 

запрещающие

 (

содержат

 

запрет

 

на

 

совершение

 

тех

 

или

 

иных

 

действий

);  

3) 

уполномочивающие

  (

предоставляют

 

возможность

 

субъектам

 

права

 

совершать

 

определенные

 

действия

влекущие

 

юридические

 

последствия

);  

4) 

разрешительные

 

или

 

дозволительные

 (

разрешают

 

адресату

 

действовать

 

по

 

своему

 

усмотрению

);  

5) 

ограничительные

 (

вводят

 

ограничения

 

на

 

ту

 

или

 

иную

 

деятельность

).  

По

 

форме

 

предписания

 

административные

 

нормы

 

подразделяются

 

на

а

императивные

  (

подлежащие

 

обязательному

безусловному

 

исполнению

); 

б

рекомендательные

  (

не

 

носящие

 

обязательного

 

характера

 

и

 

содержащие

 

рекомендации

советы

 

о

 

целесообразности

 

совершения

 

определенных

 

действий

); 

в

диспозитивные

  (

предлагающие

 

несколько

 

вариантов

 

решения

 

либо

 

допускающие

 

возможность

 

согласования

 

прав

 

и

 

обязанностей

 

сторон

); 

г

стимулирующие

  (

обеспечивающие

 

с

 

помощью

 

средств

 

материального

 

и

 

морального

 

воздействия

 

образцовое

 

выполнение

 

своих

 

обязанностей

 

участниками

 

управленческих

 

правоотношений

). 

В

 

зависимости

 

от

 

территории

 

действия

 

различаются

общефедеральные

региональные

 (

действующие

 

на

 

территории

 

субъекта

 

РФ

), 

межтерриториальные

местные

 

и

 

локальные

 (

внутриорганизационные

нормы

 

административного

 

права

Эти

 

нормы

 

по

 

сроку

 

действия

 

подразделяются

 

на

 

временные

  (

введенные

 

на

 

определенный

 

срок

), 

бессрочные

  (

не

 

имеющие

 

заранее

 

определенного

 

срока

 

действия

), 

чрезвычайные

  (

рассчитанные

 

на

 

время

 

существования

 

определенных

 

чрезвычайных

 

обстоятельств

). 

Нормы

 

административного

 

права

 

получают

 

свое

 

внешнее

 

выражение

 

и

 

закрепление

 

в

 

нормативно

-

правовых

 

актах

состоящих

 

из

 

статей

Между

 

статьями

 

правовых

 

актов

 

и

 

нормами

 

права

 

нет

 

прямого

 

соответствия

Возможны

 

три

 

варианта

 

соотношения

 

статей

 

и

 

норм

а

в

 

одной

 

статье

 

содержится

 

одна

 

норма

б

одна

 

статья

 

содержит

 

несколько

 

правовых

 

норм

в

элементы

 

одной

 

и

 

той

 

же

 

нормы

  (

гипотеза

диспозиция

санкция

находятся

 

в

 

нескольких

 

статьях

 

нормативного

 

акта

 

или

 

даже

 

в

 

нескольких

 

нормативных

 

актах

В

 

правотворческом

 

процессе

 

используется

 

три

 

основных

 

способа

 

изложения

 

норм

 

административного

 

права

 

в

 

нормативно

-

правовых

 

актах

:  1) 

прямой

  - 

все

 

элементы

 

нормы

 

воспроизводятся

 

в

 

статье

 

непосредственно

;  2) 

отсылочный

  - 

в

 

статье

 

один

 

из

 

элементов

 

нормы

 

указывается

 

путем

 

отсылки

 

к

 

другой

 

конкретной

 

статье

 

этого

 

же

 

нормативно

-

правового

 

акта

;  3) 

бланкетный

  - 

статья

 

указывает

 

на

 

элемент

 

нормы

 

путем

 

отсылки

 

не

 

к

 

конкретной

 

статье

а

 

к

 

другому

 

порядку

 

правового

 


background image

 

83 

 

регулирования

  - 

правилам

 

осуществления

 

какого

-

либо

 

вида

 

деятельности

правилам

 

международного

 

договора

 

и

 

т

.

д

Нормы

 

административного

 

права

 

реализуются

 

в

 

практической

 

деятельности

 

его

 

субъектов

между

 

которыми

 

складываются

 

определенные

 

административно

-

правовые

 

отношения

Административно

-

правовое

 

отношение

  - 

это

 

урегулированное

 

административно

-

правовой

 

нормой

 

общественное

 

отношение

стороны

 

которого

 

выступают

 

в

 

качестве

 

носителей

 

взаимных

 

прав

 

и

 

обязанностей

К

 

специфическим

 

чертам

 

административно

-

правовых

 

отношений

 

относятся

:  

1) 

это

 

преимущественно

 

властеотношения

в

 

которых

 

отсутствует

 

юридическое

 

равенство

 

сторон

Они

 

возникают

как

 

правило

между

 

органом

наделенным

 

государственно

-

властными

 

полномочиями

 

и

 

другим

 

субъектом

не

 

имеющим

 

таких

 

полномочий

 (

частные

 

лица

 - 

юридические

 

и

 

физические

);  

2) 

характер

 

этих

 

отношений

 

предопределен

 

доминирующим

 

положением

 

управляющей

 

стороны

которая

 

формулирует

 

соответствующие

 

односторонние

 

волеизъявления

адресуемые

 

другой

 

стороне

;  

3) 

в

 

административно

-

правовых

 

отношениях

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

мере

 

выражается

 

воля

 

государства

публично

-

правовой

 

интерес

поскольку

 

они

 

складываются

 

преимущественно

 

в

 

сфере

 

государственного

 

управления

;  

4) 

эти

 

отношения

 

в

 

значительной

 

мере

 

являются

 

организационными

 

отношениями

поскольку

 

связаны

 

с

 

практической

 

реализацией

 

функций

 

исполнительной

 

власти

направленных

 

на

 

организацию

 

исполнения

 

законов

;  

5) 

административно

-

правовые

 

отношения

 

могут

 

возникать

 

по

 

инициативе

 

любой

 

из

 

сторон

Однако

 

согласие

 

управляемой

 

стороны

 

не

 

является

 

обязательным

 

условием

 

возникновения

 

этих

 

отношений

они

 

могут

 

возникать

 

вопреки

 

ее

 

воли

;  

6) 

в

 

административно

-

правовых

 

отношениях

 

сторона

 

несет

 

ответственность

 

перед

 

государством

 

в

 

лице

 

соответствующего

 

органа

 

или

 

должностного

 

лица

Это

 

отличает

 

их

 

от

 

гражданско

-

правовых

 

отношений

в

 

которых

 

стороны

 

несут

 

ответственность

 

друг

 

перед

 

другом

Юридическое

 

неравенство

 

сторон

 

в

 

административно

-

правовых

 

отношениях

 

не

 

исключает

 

возможности

 

возникновения

 

споров

 

между

 

ними

поскольку

 

они

 

равны

 

перед

 

законом

 

и

 

судом

В

 

правовом

 

государстве

 

органы

 

исполнительной

 

власти

 

обязаны

 

действовать

 

в

 

рамках

 

закона

определяющего

 

их

 

компетенцию

В

 

случае

 

неправомерных

 

действий

 

и

 

решений

 

этих

 

органов

 

частные

 

лица

 

вправе

 

оспорить

 

их

 

в

 

административном

 

или

 

судебном

 

порядке

.  

В

 

зависимости

 

от

 

субъектов

 

и

 

целей

 

реализации

 

административно

-

правовых

 

отношений

 

можно

 

выделить

 

четыре

 

их

 

вида

:  

отношения

 

в

 

связи

 

с

 

реализацией

 

органами

 

и

 

должностными

 

лицами

 

государственной

 

администрации

 

установленной

 

законом

 

компетенции

;  

отношения

 

в

 

связи

 

с

 

реализацией

 

частными

 

лицами

 

их

 

прав

 

в

 

сфере

 

исполнительной

 

власти

  (

право

 

на

 

поступление

 

на

 

государственную

 

службу

право

 

на

 

получение

 

пенсии

 

и

 

т

.

д

.);  


background image

 

84 

 

отношения

связанные

 

с

 

оспариванием

 

незаконных

 

действий

 

и

 

решений

 

администрации

которые

 

ущемляют

 

права

 

и

 

законные

 

интересы

 

частных

 

лиц

 

путем

 

их

 

нарушения

незаконного

 

возложения

 

какой

-

либо

 

юридической

 

обязанности

 

или

 

незаконного

 

привлечения

 

к

 

какой

-

либо

 

юридической

 

ответственности

т

.

е

административные

 

споры

Административно

-

правовые

 

споры

 

представляют

 

собой

 

одну

 

из

 

разновидностей

 

охранительных

 

административно

-

правовых

 

отношений

;  

охранительные

 

отношения

возникающие

 

в

 

связи

 

с

 

нарушением

 

частными

 

лицами

 

установленных

 

государством

 

общеобязательных

 

норм

влекущих

 

применение

 

мер

 

административного

 

принуждения

в

 

том

 

числе

 

мер

 

административной

 

ответственности

.  

 

5.3. 

Субъекты

 

административного

 

права

 
 

Субъект

 

административного

 

права

  – 

это

 

физическое

 

лицо

 

или

 

организация

обладающая

 

административной

 

правоспособностью

Физические

 

лица

 

признаются

 

субъектами

 

административного

 

права

 

независимо

 

от

 

их

 

принадлежности

 

к

 

гражданству

 

какого

-

либо

 

государства

т

е

таковыми

 

могут

 

быть

 

признаны

 

как

 

граждане

 

Российской

 

Федерации

так

 

и

 

иностранные

 

граждане

 

и

 

лица

 

без

 

гражданства

 

Административно

-

правовой

 

статус

 

гражданина

 

включает

 

в

 

свою

 

структуру

гражданство

административную

 

правоспособность

 

и

 

дееспособность

 - 

права

свободы

 

и

 

обязанности

 

граждан

 - 

гарантии

 (

механизмы

реализации

 

прав

 

и

 

обязанностей

ответственность

 

граждан

 

перед

 

государством

Административная

 

правоспособность

  – 

это

 

возможность

 

физического

 

лица

 

или

 

организации

 

иметь

 

права

 

и

 

обязанности

предусмотренные

 

нормами

 

административного

 

права

Административная

 

дееспособность

  – 

это

 

способность

 

физического

 

лица

 

или

 

организации

 

своими

 

действиями

 

приобретать

 

и

 

осуществлять

 

обязанности

предусмотренные

 

нормами

 

административного

 

права

 

и

 

нести

 

ответственность

 

за

 

свои

 

действия

В

 

соответствии

 

с

 

Конституцией

 

РФ

 

гражданин

 

может

 

самостоятельно

 

осуществлять

 

в

 

полном

 

объеме

 

свои

 

права

 

и

 

обязанности

 

с

  18 

лет

однако

 

отдельные

 

права

 

граждане

 

могут

 

осуществлять

 

в

 

более

 

раннем

 

возрасте

Так

например

с

  16 

лет

 

наступает

 

ответственность

 

физических

 

лиц

 

за

 

административные

 

правонарушения

.  

По

 

общему

 

правилу

все

 

граждане

 

РФ

 

обладают

 

равной

 

административной

 

дееспособностью

Однако

 

некоторые

 

из

 

них

по

 

состоянию

 

здоровья

могут

 

быть

 

признаны

 

частично

 

или

 

полностью

 

недееспособными

Под

 

иностранным

 

гражданином

 

понимается

 

физическое

 

лицо

не

 

являющееся

 

гражданином

 

РФ

 

и

 

имеющее

 

доказательства

 

наличия

 


background image

 

85 

 

гражданства

 (

подданства

иностранного

 

государства

Иностранные

 

граждане

 

пользуются

 

в

 

Российской

 

Федерации

 

правами

 

и

 

несут

 

обязанности

 

наравне

 

с

 

гражданами

 

РФ

за

 

исключением

 

случаев

предусмотренных

 

федеральным

 

законом

Законодательство

 

различает

 

следующие

 

категории

 

иностранных

 

граждан

временно

 

пребывающие

временно

 

проживающие

 

и

 

постоянно

 

проживающие

Иностранные

 

граждане

 

в

 

РФ

 

не

 

имеют

 

права

 

находиться

 

на

 

государственной

 

и

 

муниципальной

 

службе

быть

 

не

 

имеют

 

права

 

избираться

 

и

 

быть

 

избранными

 

в

 

органы

 

государственной

 

власти

а

 

также

 

участвовать

 

в

 

референдумах

не

 

несут

 

обязанностей

 

по

 

военной

 

службе

не

 

могут

 

заниматься

 

предпринимательской

 

и

 

любой

 

другой

 

деятельностью

связанной

 

с

 

обороной

 

страны

 

и

 

государственной

 

безопасностью

пользованием

 

информацией

составляющей

 

государственную

 

тайну

Орган

 

исполнительной

 

власти

  – 

это

 

государственной

 

политическое

 

учреждение

являющееся

 

целостным

 

самостоятельным

 

структурным

 

образованием

 

государственного

 

аппарата

 

и

 

представляющее

 

собой

 

организованный

 

коллектив

 

людей

которые

 

действуют

 

от

 

имени

 

государства

 

в

 

рамках

 

своей

 

компетенции

Органа

 

исполнительной

 

власти

 

осуществляет

 

функции

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

РФ

 

и

 

наделен

 

для

 

этого

 

полномочиями

 

государственно

-

властного

 

характера

Система

 

органов

 

государственной

 

власти

 

состоит

 

из

 

федеральных

 

органов

 

государственной

 

власти

 

и

 

органов

 

исполнительной

 

власти

 

субъектов

 

РФ

Федеральными

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

являются

 

федеральные

 

министерства

федеральные

 

службы

 

и

 

федеральные

 

агентства

По

 

характеру

 

компетенции

 

выделяются

органы

 

общей

   

компетенции

Права

 

и

 

обязанности

 

данных

 

органов

 

распространяются

 

на

 

все

 

сферы

 

государства

отрасли

 

экономики

социально

-

культурную

 

и

 

административно

-

политическую

 

сферу

Например

Правительство

 

РФ

правительства

 

республик

субъектов

 

РФ

администрации

 

краев

областей

органы

 

отраслевой

 

компетенции

Система

 

государственного

 

управления

 

разбита

 

на

 

определенные

 

управленческие

 

отрасли

отрасль

 

здравоохранения

отрасль

 

образования

отрасль

 

обороны

безопасности

 

и

 

др

Обеспечивать

 

деятельность

 

отраслей

 

призваны

 

соответствующие

 

федеральные

 

органы

 

исполнительной

 

власти

Например

управление

 

в

 

сфере

 

образования

 

осуществляет

 

Минобрнауки

 

РФ

управление

 

в

 

сфере

 

обороны

 – 

Минобороны

 

РФ

органы

 

функциональной

 

компетенции

Каждый

 

орган

 

исполнительной

 

власти

 

выполняет

 

строго

 

определенные

 

в

 

соответствии

 

с

 

законодательством

 

функции

Например

органы

 

безопасности

 

не

 

должны

 

заниматься

 

вопросами

 

сельского

 

хозяйства

 

или

 

поддержания

 

общественного

 

порядка

 

При

 

характеристике

 

юридических

 

лиц

 

как

 

субъектов

 

административного

 

права

 

обычно

 

употребляется

 

обобщенные

 

термины

  – 

предприятия

 

и

 

учреждения

общественные

 

и

 

религиозные

 

объединения