ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1884
Скачиваний: 1
81
носят
подзаконный
характер
и
могут
быть
отменены
органами
и
должностными
лицами
,
их
принявшими
,
вышестоящей
инстанцией
либо
признаны
недействующими
по
решению
суда
.
Административно
-
правовые
нормы
подразделяются
на
различные
виды
по
целому
ряду
оснований
.
В
зависимости
от
содержания
выделяются
материальные
и
процедурно
-
процессуальные
нормы
.
Материальные
нормы
определяют
объем
и
содержание
прав
и
обязанностей
,
а
также
ответственность
участников
административно
-
правовых
отношений
,
т
.
е
.
их
административно
-
правовой
статус
.
Они
регламентируют
правовой
режим
деятельности
субъектов
административного
права
,
устанавливают
запреты
и
ограничения
на
ту
или
иную
деятельность
,
административные
санкции
за
их
нарушение
и
компетенцию
соответствующих
органов
по
применению
этих
санкций
.
Процедурно
-
процессуальные
нормы
регламентируют
процесс
функционирования
органов
государственной
администрации
в
их
отношениях
с
другими
субъектами
административного
права
.
Процедурные
нормы
определяют
порядок
реализации
компетенции
,
прав
и
обязанностей
,
установленных
нормами
материального
административного
права
.
Они
регулируют
процедуру
,
формы
и
методы
нормотворческой
и
правоприменительной
деятельности
государственной
администрации
.
Процессуальные
нормы
регламентируют
порядок
осуществления
юрисдикционной
деятельности
,
т
.
е
.
отношения
,
складывающиеся
с
участием
юрисдикционного
органа
в
процессе
разбирательства
правовых
конфликтов
в
виде
административных
правонарушений
и
административных
споров
.
В
зависимости
от
функций
права
административно
-
правовые
нормы
подразделяются
на
учредительные
,
регулятивные
и
охранительные
.
Учредительные
нормы
различны
по
своему
функциональному
назначению
и
диапазону
действия
.
Они
закрепляют
отправные
,
принципиальные
положения
материального
или
процессуального
характера
.
Структура
этих
норм
включает
два
основных
элемента
:
объем
и
определение
.
Объем
указывает
условия
применения
учредительной
нормы
,
а
определение
закрепляет
значение
того
или
иного
термина
,
используемого
в
административном
праве
либо
принцип
административного
права
.
Регулятивные
нормы
обеспечивают
позитивное
регулирование
поведения
субъектов
административного
права
.
Они
определяют
правила
поведения
участников
административно
-
правовых
отношений
,
обстоятельства
и
прекращения
этих
отношений
.
Охранительные
нормы
обеспечивают
охрану
регулятивных
норм
от
нарушений
,
защиту
прав
и
свобод
граждан
в
случае
их
ущемления
неправомерными
действиями
административных
органов
.
В
зависимости
от
юридической
силы
выделяются
законодательные
и
подзаконные
административно
-
правовые
нормы
.
Законодательные
нормы
содержатся
в
федеральных
законах
и
нормативных
актах
законодательной
власти
субъектов
Федерации
.
Подзаконные
нормы
могут
быть
общими
и
отраслевыми
(
ведомственными
).
Общие
подзаконные
нормы
содержатся
в
82
актах
Президента
РФ
,
Постановлениях
правительства
РФ
,
глав
администраций
и
правительств
субъектов
РФ
.
Отраслевые
нормы
устанавливаются
посредством
ведомственных
нормативных
актов
.
В
зависимости
от
метода
воздействия
на
поведение
субъектов
нормы
административного
права
делятся
на
:
1)
обязывающие
(
содержат
предписание
совершить
определенные
действия
в
предусмотренных
нормой
случаях
);
2)
запрещающие
(
содержат
запрет
на
совершение
тех
или
иных
действий
);
3)
уполномочивающие
(
предоставляют
возможность
субъектам
права
совершать
определенные
действия
,
влекущие
юридические
последствия
);
4)
разрешительные
или
дозволительные
(
разрешают
адресату
действовать
по
своему
усмотрению
);
5)
ограничительные
(
вводят
ограничения
на
ту
или
иную
деятельность
).
По
форме
предписания
административные
нормы
подразделяются
на
:
а
)
императивные
(
подлежащие
обязательному
,
безусловному
исполнению
);
б
)
рекомендательные
(
не
носящие
обязательного
характера
и
содержащие
рекомендации
,
советы
о
целесообразности
совершения
определенных
действий
);
в
)
диспозитивные
(
предлагающие
несколько
вариантов
решения
либо
допускающие
возможность
согласования
прав
и
обязанностей
сторон
);
г
)
стимулирующие
(
обеспечивающие
с
помощью
средств
материального
и
морального
воздействия
образцовое
выполнение
своих
обязанностей
участниками
управленческих
правоотношений
).
В
зависимости
от
территории
действия
различаются
:
общефедеральные
,
региональные
(
действующие
на
территории
субъекта
РФ
),
межтерриториальные
,
местные
и
локальные
(
внутриорганизационные
)
нормы
административного
права
.
Эти
нормы
по
сроку
действия
подразделяются
на
временные
(
введенные
на
определенный
срок
),
бессрочные
(
не
имеющие
заранее
определенного
срока
действия
),
чрезвычайные
(
рассчитанные
на
время
существования
определенных
чрезвычайных
обстоятельств
).
Нормы
административного
права
получают
свое
внешнее
выражение
и
закрепление
в
нормативно
-
правовых
актах
,
состоящих
из
статей
.
Между
статьями
правовых
актов
и
нормами
права
нет
прямого
соответствия
.
Возможны
три
варианта
соотношения
статей
и
норм
:
а
)
в
одной
статье
содержится
одна
норма
;
б
)
одна
статья
содержит
несколько
правовых
норм
;
в
)
элементы
одной
и
той
же
нормы
(
гипотеза
,
диспозиция
,
санкция
)
находятся
в
нескольких
статьях
нормативного
акта
или
даже
в
нескольких
нормативных
актах
.
В
правотворческом
процессе
используется
три
основных
способа
изложения
норм
административного
права
в
нормативно
-
правовых
актах
: 1)
прямой
-
все
элементы
нормы
воспроизводятся
в
статье
непосредственно
; 2)
отсылочный
-
в
статье
один
из
элементов
нормы
указывается
путем
отсылки
к
другой
конкретной
статье
этого
же
нормативно
-
правового
акта
; 3)
бланкетный
-
статья
указывает
на
элемент
нормы
путем
отсылки
не
к
конкретной
статье
,
а
к
другому
порядку
правового
83
регулирования
-
правилам
осуществления
какого
-
либо
вида
деятельности
,
правилам
международного
договора
и
т
.
д
.
Нормы
административного
права
реализуются
в
практической
деятельности
его
субъектов
,
между
которыми
складываются
определенные
административно
-
правовые
отношения
.
Административно
-
правовое
отношение
-
это
урегулированное
административно
-
правовой
нормой
общественное
отношение
,
стороны
которого
выступают
в
качестве
носителей
взаимных
прав
и
обязанностей
.
К
специфическим
чертам
административно
-
правовых
отношений
относятся
:
1)
это
преимущественно
властеотношения
,
в
которых
отсутствует
юридическое
равенство
сторон
.
Они
возникают
,
как
правило
,
между
органом
,
наделенным
государственно
-
властными
полномочиями
и
другим
субъектом
,
не
имеющим
таких
полномочий
(
частные
лица
-
юридические
и
физические
);
2)
характер
этих
отношений
предопределен
доминирующим
положением
управляющей
стороны
,
которая
формулирует
соответствующие
односторонние
волеизъявления
,
адресуемые
другой
стороне
;
3)
в
административно
-
правовых
отношениях
в
той
или
иной
мере
выражается
воля
государства
,
публично
-
правовой
интерес
,
поскольку
они
складываются
преимущественно
в
сфере
государственного
управления
;
4)
эти
отношения
в
значительной
мере
являются
организационными
отношениями
,
поскольку
связаны
с
практической
реализацией
функций
исполнительной
власти
,
направленных
на
организацию
исполнения
законов
;
5)
административно
-
правовые
отношения
могут
возникать
по
инициативе
любой
из
сторон
.
Однако
согласие
управляемой
стороны
не
является
обязательным
условием
возникновения
этих
отношений
:
они
могут
возникать
вопреки
ее
воли
;
6)
в
административно
-
правовых
отношениях
сторона
несет
ответственность
перед
государством
в
лице
соответствующего
органа
или
должностного
лица
.
Это
отличает
их
от
гражданско
-
правовых
отношений
,
в
которых
стороны
несут
ответственность
друг
перед
другом
.
Юридическое
неравенство
сторон
в
административно
-
правовых
отношениях
не
исключает
возможности
возникновения
споров
между
ними
,
поскольку
они
равны
перед
законом
и
судом
.
В
правовом
государстве
органы
исполнительной
власти
обязаны
действовать
в
рамках
закона
,
определяющего
их
компетенцию
.
В
случае
неправомерных
действий
и
решений
этих
органов
частные
лица
вправе
оспорить
их
в
административном
или
судебном
порядке
.
В
зависимости
от
субъектов
и
целей
реализации
административно
-
правовых
отношений
можно
выделить
четыре
их
вида
:
-
отношения
в
связи
с
реализацией
органами
и
должностными
лицами
государственной
администрации
установленной
законом
компетенции
;
-
отношения
в
связи
с
реализацией
частными
лицами
их
прав
в
сфере
исполнительной
власти
(
право
на
поступление
на
государственную
службу
,
право
на
получение
пенсии
и
т
.
д
.);
84
-
отношения
,
связанные
с
оспариванием
незаконных
действий
и
решений
администрации
,
которые
ущемляют
права
и
законные
интересы
частных
лиц
путем
их
нарушения
,
незаконного
возложения
какой
-
либо
юридической
обязанности
или
незаконного
привлечения
к
какой
-
либо
юридической
ответственности
,
т
.
е
.
административные
споры
.
Административно
-
правовые
споры
представляют
собой
одну
из
разновидностей
охранительных
административно
-
правовых
отношений
;
-
охранительные
отношения
,
возникающие
в
связи
с
нарушением
частными
лицами
установленных
государством
общеобязательных
норм
,
влекущих
применение
мер
административного
принуждения
,
в
том
числе
мер
административной
ответственности
.
5.3.
Субъекты
административного
права
.
Субъект
административного
права
–
это
физическое
лицо
или
организация
,
обладающая
административной
правоспособностью
.
Физические
лица
признаются
субъектами
административного
права
независимо
от
их
принадлежности
к
гражданству
какого
-
либо
государства
,
т
.
е
.
таковыми
могут
быть
признаны
как
граждане
Российской
Федерации
,
так
и
иностранные
граждане
и
лица
без
гражданства
.
Административно
-
правовой
статус
гражданина
включает
в
свою
структуру
:
-
гражданство
;
-
административную
правоспособность
и
дееспособность
;
-
права
,
свободы
и
обязанности
граждан
;
-
гарантии
(
механизмы
)
реализации
прав
и
обязанностей
;
-
ответственность
граждан
перед
государством
.
Административная
правоспособность
–
это
возможность
физического
лица
или
организации
иметь
права
и
обязанности
,
предусмотренные
нормами
административного
права
.
Административная
дееспособность
–
это
способность
физического
лица
или
организации
своими
действиями
приобретать
и
осуществлять
обязанности
,
предусмотренные
нормами
административного
права
и
нести
ответственность
за
свои
действия
.
В
соответствии
с
Конституцией
РФ
гражданин
может
самостоятельно
осуществлять
в
полном
объеме
свои
права
и
обязанности
с
18
лет
,
однако
отдельные
права
граждане
могут
осуществлять
в
более
раннем
возрасте
.
Так
,
например
,
с
16
лет
наступает
ответственность
физических
лиц
за
административные
правонарушения
.
По
общему
правилу
,
все
граждане
РФ
обладают
равной
административной
дееспособностью
.
Однако
некоторые
из
них
,
по
состоянию
здоровья
,
могут
быть
признаны
частично
или
полностью
недееспособными
.
Под
иностранным
гражданином
понимается
физическое
лицо
,
не
являющееся
гражданином
РФ
и
имеющее
доказательства
наличия
85
гражданства
(
подданства
)
иностранного
государства
.
Иностранные
граждане
пользуются
в
Российской
Федерации
правами
и
несут
обязанности
наравне
с
гражданами
РФ
,
за
исключением
случаев
,
предусмотренных
федеральным
законом
.
Законодательство
различает
следующие
категории
иностранных
граждан
:
временно
пребывающие
,
временно
проживающие
и
постоянно
проживающие
.
Иностранные
граждане
в
РФ
не
имеют
права
находиться
на
государственной
и
муниципальной
службе
,
быть
не
имеют
права
избираться
и
быть
избранными
в
органы
государственной
власти
,
а
также
участвовать
в
референдумах
,
не
несут
обязанностей
по
военной
службе
,
не
могут
заниматься
предпринимательской
и
любой
другой
деятельностью
,
связанной
с
обороной
страны
и
государственной
безопасностью
,
пользованием
информацией
,
составляющей
государственную
тайну
.
Орган
исполнительной
власти
–
это
государственной
политическое
учреждение
,
являющееся
целостным
самостоятельным
структурным
образованием
государственного
аппарата
и
представляющее
собой
организованный
коллектив
людей
,
которые
действуют
от
имени
государства
в
рамках
своей
компетенции
.
Органа
исполнительной
власти
осуществляет
функции
исполнительной
власти
в
РФ
и
наделен
для
этого
полномочиями
государственно
-
властного
характера
.
Система
органов
государственной
власти
состоит
из
федеральных
органов
государственной
власти
и
органов
исполнительной
власти
субъектов
РФ
.
Федеральными
органами
исполнительной
власти
являются
федеральные
министерства
,
федеральные
службы
и
федеральные
агентства
.
По
характеру
компетенции
выделяются
:
-
органы
общей
компетенции
.
Права
и
обязанности
данных
органов
распространяются
на
все
сферы
государства
:
отрасли
экономики
,
социально
-
культурную
и
административно
-
политическую
сферу
.
Например
,
Правительство
РФ
,
правительства
республик
,
субъектов
РФ
,
администрации
краев
,
областей
;
-
органы
отраслевой
компетенции
.
Система
государственного
управления
разбита
на
определенные
управленческие
отрасли
:
отрасль
здравоохранения
,
отрасль
образования
,
отрасль
обороны
,
безопасности
и
др
.
Обеспечивать
деятельность
отраслей
призваны
соответствующие
федеральные
органы
исполнительной
власти
.
Например
,
управление
в
сфере
образования
осуществляет
Минобрнауки
РФ
,
управление
в
сфере
обороны
–
Минобороны
РФ
;
-
органы
функциональной
компетенции
.
Каждый
орган
исполнительной
власти
выполняет
строго
определенные
в
соответствии
с
законодательством
функции
.
Например
,
органы
безопасности
не
должны
заниматься
вопросами
сельского
хозяйства
или
поддержания
общественного
порядка
.
При
характеристике
юридических
лиц
как
субъектов
административного
права
обычно
употребляется
обобщенные
термины
–
предприятия
и
учреждения
,
общественные
и
религиозные
объединения
.