ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1880
Скачиваний: 1
71
В
эту
же
группу
входит
ряд
судебных
прав
и
свобод
,
включенных
в
Конституцию
:
-
право
рассмотрения
дела
в
том
суде
и
тем
судьей
,
к
подсудности
которых
оно
отнесено
(
ч
. 1
ст
. 47);
-
право
на
рассмотрение
дела
судом
с
участием
присяжных
заседателей
(
ч
. 2
ст
. 47);
-
право
на
квалифицированную
юридическую
помощь
(
ч
. 1
ст
. 48);
-
право
пользоваться
помощью
адвоката
с
момента
задержания
,
заключения
под
стражу
(
ст
. 48
ч
. 2);
-
презумпция
невиновности
(
ч
. 1
ст
. 49);
-
право
на
пересмотр
приговора
вышестоящим
судом
,
право
просить
о
помиловании
или
смягчении
наказания
(
ч
. 3
ст
. 50 );
-
право
отказаться
от
свидетельствования
против
себя
самого
,
своего
супруга
или
близких
родственников
(
ч
. 1
ст
. 51 );
-
право
потерпевших
на
доступ
к
правосудию
и
компенсацию
ущерба
(
ст
. 52);
-
право
на
возмещение
государством
вреда
,
причиненного
органами
государственной
власти
или
их
должностными
лицами
(
ст
. 53).
Политические
права
и
свободы
гражданина
.
Содержанием
этих
прав
является
политическая
активность
,
общественная
деятельность
человека
.
Поэтому
подавляющее
число
прав
и
свобод
принадлежит
только
гражданам
Российской
Федерации
.
Реализуя
их
,
граждане
участвуют
в
общественно
-
политической
жизни
,
в
управлении
государством
.
Сюда
относятся
:
-
свобода
слова
,
право
свободно
искать
,
получать
,
передавать
,
производить
и
распространять
информацию
законными
способами
(
ст
. 29).
Цензура
запрещается
;
-
право
на
объединения
в
общественные
организации
,
свобода
деятельности
которых
гарантируется
при
соблюдении
требований
ст
. 13
Конституции
РФ
;
-
право
на
собрания
,
митинги
,
демонстрации
,
шествия
,
пикетирование
(
ст
.
31).
Выдвигается
лишь
требование
проводить
их
мирно
,
без
оружия
.
Однако
в
крупных
населенных
пунктах
для
того
,
чтобы
не
создавать
препятствия
общественной
жизни
,
для
реализации
этого
права
требуется
согласие
и
согласованность
места
и
времени
их
проведения
с
исполнительными
органами
власти
;
-
право
участвовать
в
управлении
делами
государства
непосредственно
или
через
представителей
(
ч
.1
ст
. 32);
-
право
избирать
и
быть
избранным
(
ч
.2
ст
. 32);
-
равный
доступ
к
государственной
службе
(
ч
.4
ст
. 32).
Это
право
,
как
и
следующее
за
ним
,
естественно
требует
профессиональной
подготовки
,
достижения
определенного
возраста
и
других
условий
.
Поэтому
всеобщность
этих
прав
распространяется
лишь
на
возможность
,
а
не
на
реализацию
;
-
право
участвовать
в
отправлении
правосудия
(
ч
.5
ст
. 32);
72
-
право
на
обращение
(
индивидуальные
и
коллективные
)
в
государственные
органы
и
органы
местного
самоуправления
(
ст
. 33).
Социальные
,
экономические
и
культурные
права
и
свободы
.
Содержанием
этой
группы
прав
и
свобод
,
которые
принадлежат
как
гражданам
,
так
и
другим
лицам
,
являются
материальные
и
культурные
средства
,
обеспечивающие
жизнь
и
деятельность
человека
на
надлежащем
уровне
.
Экономическая
переориентация
государства
наиболее
ярко
сказалась
именно
на
этой
группе
прав
и
свобод
граждан
.
С
одной
стороны
,
появились
новые
права
(
право
частной
собственности
,
право
на
забастовку
,
право
на
благоприятную
окружающую
среду
),
с
другой
-
значительно
уменьшилось
материальное
участие
государства
в
обеспечении
этих
прав
,
а
также
забота
общества
о
максимальной
реализации
права
на
образование
,
на
труд
,
на
здравоохранение
и
т
.
д
.
Видимо
,
этим
и
объясняется
,
что
данная
группа
,
занимавшая
когда
-
то
первое
место
в
классификации
основных
прав
и
свобод
,
теперь
стоит
после
личных
и
политических
прав
и
свобод
,
а
всеобщность
их
реализации
зависит
от
многих
субъективных
моментов
,
в
первую
очередь
от
личной
инициативы
и
счастливого
стечения
обстоятельств
.
К
этой
группе
относятся
:
-
право
на
предпринимательскую
деятельность
(
ст
. 34);
-
право
на
частную
собственность
(
ст
. 35);
-
право
на
свободный
труд
(
ч
. 1-3
ст
. 37);
-
право
на
забастовку
как
способ
решения
трудовых
споров
(
ч
.4
ст
. 37);
-
право
на
отдых
(
ч
.5
ст
. 37);
-
право
на
социальное
обеспечение
по
возрасту
,
в
случае
болезни
,
инвалидности
,
потери
кормильца
,
пособия
на
детей
и
т
.
д
. (
ч
.1
ст
. 39);
-
право
на
пособие
по
безработице
(
ч
.3
ст
. 37);
-
право
на
жилище
(
ст
. 40);
-
право
на
охрану
здоровья
и
медицинскую
помощь
(
ст
. 41);
-
право
на
благоприятную
окружающую
среду
(
ст
. 42);
-
право
на
образование
(
ст
. 43);
-
свобода
творчества
(
ст
. 44);
-
право
на
охрану
интеллектуальной
собственности
(
ст
. 44);
-
право
на
участие
в
культурной
жизни
,
доступ
к
культурным
ценностям
(
ч
.2
ст
. 44);
-
право
на
возмещение
материального
вреда
,
причиненного
незаконными
действиями
(
или
бездействием
)
органов
государственной
власти
и
должностных
лиц
,
а
также
возмещение
ущерба
,
причиненного
здоровью
человека
или
его
имуществу
экологическим
правонарушением
(
ст
. 42).
Конституция
Российской
Федерации
закрепляет
следующие
обязанности
:
-
обязанность
соблюдать
Конституцию
Российской
Федерации
и
законы
(
ч
. 2
ст
. 15);
73
-
обязанность
в
ходе
экономической
деятельности
не
допускать
монополизацию
и
недобросовестную
конкуренцию
(
ч
. 2
ст
. 34);
-
обязанность
не
наносить
ущерба
окружающей
среде
(
ч
. 2
ст
. 36);
-
обязанность
заботиться
о
детях
и
их
воспитании
(
ч
. 2
ст
. 38);
-
обязанность
трудоспособных
детей
с
18
лет
заботиться
о
нетрудоспособных
родителях
(
ч
. 3
ст
. 38);
-
обязанность
получить
основное
общее
образование
(
ч
. 4
ст
. 43);
-
обязанность
заботиться
о
сохранении
культурного
и
исторического
наследия
,
беречь
памятники
истории
и
культуры
(
ч
. 3
ст
. 44);
-
обязанность
уплаты
налогов
и
сборов
(
ст
. 57);
-
обязанность
охраны
природы
и
окружающей
среды
(
ст
. 58);
-
обязанность
защиты
Отечества
(
ст
. 59);
-
обязанность
воинской
или
альтернативной
службы
(
ч
. 2
и
3
ст
. 58).
Одной
из
важных
черт
демократического
государства
является
то
,
что
провозглашенные
Конституцией
права
и
свободы
граждан
обеспечиваются
определенными
средствами
со
стороны
государства
,
его
органов
,
должностных
лиц
.
Такие
средства
обеспечения
(
гарантии
)
различны
по
форме
,
но
имеют
одну
цель
-
создать
условия
для
полной
реализации
прав
и
свобод
граждан
.
Виды
гарантий
,
используемые
современными
государствами
,
сводятся
к
следующим
:
-
экономические
гарантии
;
-
политические
гарантии
;
-
юридические
гарантии
;
-
идеологические
гарантии
.
Экономические
гарантии
-
реальные
материальные
средства
,
которыми
государство
,
общественные
объединения
и
частные
лица
обеспечивают
предоставленные
гражданам
права
и
свободы
.
К
сожалению
,
переходный
период
,
пробуксовка
экономических
реформ
резко
снизили
материальные
возможности
Российского
государства
финансировать
затраты
на
реализацию
прав
и
свобод
граждан
.
Это
наглядно
видно
,
например
,
в
обеспечении
права
на
жилище
,
где
государство
берет
на
себя
обязанность
предоставить
жилье
бесплатно
или
за
доступную
цену
лишь
нуждающимся
малоимущим
гражданам
.
Как
гарантия
права
на
социальное
обеспечение
поощряются
добровольное
социальное
страхование
и
благотворительность
.
Следует
иметь
в
виду
,
экономический
уклад
,
базирующийся
на
частной
собственности
,
гарантирует
лишь
создание
равных
возможностей
реализации
прав
и
свобод
,
а
не
предусматривает
полную
экономическую
поддержку
своих
граждан
.
Политической
гарантией
основных
прав
и
свобод
граждан
является
деятельность
государственных
органов
и
должностных
лиц
по
обеспечению
реализации
прав
и
свобод
организационными
мерами
(
прием
граждан
,
внимательное
и
своевременное
рассмотрение
их
жалоб
и
заявлений
,
способствование
своими
актами
восстановлению
нарушенных
прав
и
74
свобод
).
К
сожалению
,
вопрос
этот
еще
недостаточно
проработан
в
законодательстве
.
Относя
защиту
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
к
исключительной
компетенции
Федерации
(
ст
. 71)
и
к
совместной
компетенции
Федерации
и
субъектов
(
ст
. 72),
провозглашая
Президента
Российской
Федерации
гарантом
прав
и
свобод
граждан
,
Конституция
и
текущее
законодательство
не
конкретизируют
эти
положения
,
тем
самым
снижая
эффективность
политических
гарантий
.
Юридические
гарантии
прав
и
свобод
граждан
охватывают
,
прежде
всего
,
их
нормативное
обеспечение
,
а
также
деятельность
правоохранительных
органов
по
охране
прав
и
свобод
граждан
.
Особая
роль
здесь
отводится
судебным
органам
,
которые
в
результате
проводимой
сейчас
судебной
реформы
должны
стать
главной
формой
государственной
охраны
конституционных
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
.
В
этом
плане
уже
сейчас
большую
работу
проводит
Конституционный
суд
Российской
Федерации
,
на
который
возлагается
обязанность
по
жалобам
на
нарушение
конституционных
прав
и
свобод
граждан
и
по
запросам
судов
проверять
конституционность
закона
,
примененного
или
подлежащего
применению
в
конкретном
деле
(
ст
. 125
ч
. 4).
Велика
роль
своевременного
и
справедливого
наказания
лиц
(
в
первую
очередь
должностных
),
нарушающих
права
человека
и
гражданина
.
Идеологические
гарантии
предполагают
воспитание
граждан
,
направленное
на
добровольное
исполнение
возложенных
на
них
обязанностей
,
отказ
от
нарушения
прав
и
свобод
других
граждан
,
как
со
стороны
физических
лиц
,
так
и
со
стороны
государственных
органов
и
отдельных
чиновников
.
Идеологический
плюрализм
,
провозглашенный
Конституцией
,
отказ
от
государственной
идеологии
пока
привели
лишь
к
ослаблению
воспитательной
работы
,
что
является
одной
из
причин
многократно
увеличившихся
нарушений
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
.
Особенно
ощутимо
отсутствие
такой
работы
со
стороны
общественных
организаций
.
Глава
5.
Основы
административного
права
5.1.
Предмет
,
метод
и
источники
административного
права
Деятельность
государственных
органов
непосредственно
связана
с
реализацией
целей
,
задач
и
функций
исполнительной
власти
,
которая
обеспечивает
повседневное
государственное
управление
обществом
.
Отсюда
,
как
в
России
,
так
и
за
рубежом
,
административное
право
нередко
называют
«
правом
исполнительной
власти
», «
управленческим
правом
», «
правом
государственного
управления
».
В
XIX
в
.
оно
называлось
также
«
полицейским
правом
»,
поскольку
под
полицией
понималось
«
внутреннее
управление
»
государством
.
В
качестве
объекта
этого
управления
рассматривалось
«
общественное
благоустройство
и
благочиние
»
-
75
внутренний
порядок
и
безопасность
страны
,
значительная
часть
экономики
,
финансы
,
торговля
,
общественная
нравственность
.
Решение
основных
задач
исполнительной
власти
по
непосредственной
реализации
целей
и
приоритетов
государственного
управления
обществом
возложено
на
государственную
администрацию
,
которая
представляет
государство
в
повседневных
отношениях
с
частными
лицами
.
Государственная
администрация
уполномочена
непосредственно
устанавливать
и
поддерживать
соответствующие
отношения
между
государством
и
частными
лицами
в
тех
областях
общественной
жизни
,
в
которых
государственное
вмешательство
представляется
важным
и
необходимым
.
Она
представляет
собой
часть
публичной
администрации
,
в
состав
которой
входит
также
администрация
муниципальных
образований
.
Отношения
с
участием
муниципальной
администрации
касаются
вопросов
местного
самоуправления
и
регулируются
муниципальным
правом
.
Деятельность
государственной
администрации
затрагивает
интересы
и
ценности
всего
общества
в
противовес
хотя
и
общественным
,
но
в
определенной
степени
корпоративным
интересам
партий
,
профсоюзов
и
иных
общественных
объединений
.
По
целям
своей
деятельности
она
отличается
также
от
администрации
частных
,
коммерческих
организаций
,
деятельность
которой
регулируется
гражданским
правом
.
Основная
цель
государственной
администрации
-
удовлетворение
общественных
интересов
.
Выгоду
от
эффективного
управления
получает
не
сама
государственная
администрация
,
а
государство
,
его
граждане
.
Предмет
административного
права
составляет
определенный
вид
общественных
отношений
,
которые
оно
регламентирует
,
превращая
их
в
административные
правоотношения
.
В
сферу
административно
-
правового
регулирования
входят
отношения
,
которые
складываются
по
поводу
и
в
связи
с
осуществлением
исполнительной
власти
в
процессе
государственного
управления
.
Административное
право
регулирует
не
все
отношения
в
этой
сфере
,
а
лишь
наиболее
принципиальные
,
объективно
нуждающиеся
в
правовом
опосредовании
.
Предмет
административного
права
имеет
свою
структуру
,
которая
включает
определенные
составные
части
.
Среди
них
можно
выделить
:
1)
общественные
отношения
,
складывающиеся
в
связи
с
организацией
государственной
администрации
,
ее
функционированием
и
реализацией
исполнительно
-
распорядительных
полномочий
в
процессе
государственного
управления
.
Эти
отношения
подразделяются
на
внутренние
(
внутриорганизационные
)
и
внешние
.
Внутриорганизационные
отношения
можно
,
в
свою
очередь
,
подразделить
на
внутрисистемные
и
внутриаппаратные
.
Внутрисистемные
отношения
-
это
отношения
,
связанные
с
организацией
и
функционированием
самой
системы
исполнительной
власти
.
Они
касаются
формирования
структур
государственного
управления
,