ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1882
Скачиваний: 1
76
определения
форм
взаимодействия
органов
исполнительной
власти
,
распределения
полномочий
,
организации
государственной
службы
и
т
.
д
.
Внутрисистемные
отношения
в
зависимости
от
положения
их
участников
в
системе
органов
исполнительной
власти
могут
быть
вертикальными
(
иерархическими
)
и
горизонтальными
.
Вертикальные
отношения
складываются
:
-
между
соподчиненными
субъектами
исполнительной
власти
,
находящимися
на
различном
организационно
-
правовом
уровне
системы
(
например
между
вышестоящими
и
нижестоящими
органами
);
-
между
субъектами
исполнительной
власти
и
находящимися
в
их
организационном
подчинении
государственными
объединениями
(
корпорациями
,
концернами
),
предприятиями
и
учреждениями
.
Это
могут
быть
отношения
субординации
или
координации
.
Горизонтальные
отношения
в
процессе
государственного
управления
складываются
между
органами
,
находящимися
на
одном
организационно
-
правовом
уровне
системы
исполнительной
власти
(
например
,
между
министерствами
).
Внутриаппаратные
отношения
связаны
с
внутренней
организацией
и
функционированием
отдельно
взятых
органов
государственной
администрации
,
взаимодействием
их
структурных
подразделений
и
должностных
лиц
,
определением
их
компетенции
и
т
.
д
.
Такого
рода
управленческие
отношения
возникают
не
только
в
органах
исполнительной
власти
,
но
и
при
обеспечении
деятельности
институтов
законодательной
и
судебной
властей
.
Нормы
административного
права
распространяют
свое
регулирующее
воздействие
на
деятельность
вспомогательных
структур
,
обеспечивающих
функционирование
законодательных
и
судебных
органов
(
Аппарат
Государственной
думы
,
Аппарат
Верховного
суда
и
т
.
д
.).
Внешние
отношения
связаны
с
управленческим
воздействием
на
субъектов
административного
права
,
не
входящих
в
систему
органов
исполнительной
власти
и
не
находящихся
в
их
официальном
,
служебном
подчинении
.
Среди
них
можно
выделить
отношения
:
-
между
органами
исполнительной
власти
и
гражданами
;
-
между
органами
исполнительной
власти
и
некоммерческими
организациями
;
-
между
государственной
администрацией
и
негосударственными
(
коммерческими
)
предприятиями
и
организациями
,
действующими
в
различных
областях
государственного
регулирования
.
Нормы
административного
права
определяют
правовой
статус
этих
субъектов
и
пределы
допустимого
государственного
вмешательства
в
их
деятельность
;
2)
в
предмет
административного
права
входят
отношения
,
возникающие
в
связи
с
осуществлением
контроля
за
деятельностью
государственной
администрации
.
Этот
контроль
может
быть
внутренним
и
77
внешним
.
Внутренний
(
административный
)
контроль
осуществляется
органами
самой
государственной
администрации
.
Для
его
проведения
могут
создаваться
специализированные
контрольные
структуры
(
например
Контрольное
управление
администрации
Президента
РФ
).
Внешний
контроль
осуществляют
законодательные
и
судебные
органы
,
Уполномоченный
по
правам
человека
,
Счетная
палата
и
т
.
д
.;
3)
важнейшей
составляющей
предмета
административного
права
является
система
отношений
государственной
администрации
с
частными
лицами
.
Она
устанавливает
гарантии
реализации
прав
,
свобод
и
законных
интересов
частных
лиц
в
сфере
исполнительной
власти
.
Нормы
административного
права
обеспечивают
возможность
обжаловать
неправомерные
действия
и
решения
органов
и
должностных
лиц
государственной
администрации
и
защитить
свои
права
как
в
административном
,
так
и
в
судебном
порядке
;
4)
административное
право
устанавливает
виды
и
меры
административного
принуждения
,
используемого
государством
для
предупреждения
правонарушений
,
наказания
виновных
лиц
за
совершенные
административные
правонарушения
,
для
пресечения
противоправных
деяний
и
возмещения
ущерба
,
причиненного
правонарушениями
;
5)
предмет
административного
права
включает
отношения
,
возникающие
в
связи
с
правоприменительной
оперативно
-
исполнительной
деятельностью
государственной
администрации
.
Эти
отношения
отражают
динамику
государственного
управления
и
связаны
с
разрешением
индивидуальных
конкретных
дел
,
не
носящих
спорного
(
конфликтного
)
характера
.
Они
регулируются
административно
-
процедурными
нормами
(
отношения
по
лицензированию
,
регистрации
и
т
.
д
.);
6)
в
предмет
административного
права
входят
отношения
в
связи
с
осуществлением
административными
органами
юрисдикционной
функции
.
Этой
функцией
они
наделяются
для
разрешения
правовых
конфликтов
в
сфере
исполнительной
власти
,
которые
могут
иметь
форму
административных
правонарушений
или
административных
споров
.
Юрисдикционную
функцию
органы
исполнительной
власти
могут
осуществлять
наряду
с
управленческой
оперативно
-
исполнительной
деятельностью
.
В
рамках
государственной
администрации
для
реализации
этой
функции
могут
создаваться
специальные
юрисдикционные
органы
(
например
,
комиссии
по
делам
несовершеннолетних
,
комиссии
по
рассмотрению
дел
о
нарушении
антимонопольного
законодательства
в
рамках
Министерства
по
антимонопольной
политике
,
Апелляционная
палата
Роспатента
и
др
.).
Такие
административные
органы
нередко
называют
квазисудебными
(
как
бы
судебными
).
Предмет
административного
права
включает
процессуальную
деятельность
этих
органов
,
а
также
охватывает
деятельность
судов
по
разрешению
административных
конфликтов
.
Разбирательство
административных
дел
,
отнесенных
к
ведению
суда
,
осуществляется
в
78
соответствии
с
Кодексом
об
административных
правонарушениях
.
Кроме
того
в
рамках
становления
в
России
административной
юстиции
предполагается
принятие
закона
об
административных
судах
и
Кодекса
административного
судопроизводства
,
регулирующего
порядок
разрешения
административных
споров
.
Создание
административных
судов
и
административно
-
процессуального
законодательства
повысит
эффективность
защиты
прав
граждан
в
их
отношениях
с
государственной
администрацией
.
Категория
«
предмет
административного
права
»
характеризует
сферу
правового
регулирования
,
а
понятие
«
метод
административного
права
»
раскрывает
средства
этого
регулирования
.
Оно
обозначает
способы
воздействия
на
волю
и
поведение
участников
управленческих
отношений
.
Среди
таких
методов
можно
выделить
:
-
метод
властных
предписаний
или
императивный
метод
,
предполагающий
неукоснительное
выполнение
требований
,
приказов
,
команд
,
запретов
органов
и
должностных
лиц
государственной
администрации
.
В
соответствии
с
императивным
методом
отношения
строятся
на
подчинении
одного
их
участника
воле
другого
.
Эти
отношения
характеризуются
юридическим
неравенством
сторон
:
одна
из
них
в
лице
органов
исполнительной
власти
наделена
государственно
-
властными
распорядительными
полномочиями
по
отношению
к
другой
.
Юридическое
неравенство
обусловлено
не
только
подчиненным
положением
одной
из
сторон
,
но
и
различием
их
задач
,
целей
,
ролей
.
Органы
исполнительной
власти
в
интересах
общего
блага
вправе
принимать
юридически
обязательные
решения
,
контролировать
их
исполнение
и
в
предусмотренных
законом
случаях
применять
административное
принуждение
.
Состояние
юридического
неравенства
сторон
в
регулятивных
правоотношениях
при
осуществлении
властных
полномочий
не
исключает
,
а
предполагает
их
юридическое
равенство
перед
законом
и
судом
в
охранительных
правоотношениях
;
-
метод
рекомендаций
предполагает
,
что
рекомендации
субъекта
исполнительной
власти
приобретают
правовую
силу
при
условии
их
принятия
другим
участником
административно
-
правовых
отношений
.
Рекомендации
могут
высказываться
в
ходе
консультаций
по
решению
тех
или
иных
управленческих
проблем
либо
в
актах
,
издаваемых
органами
государственной
администрации
.
Они
носят
характер
наставлений
,
советов
другой
стороне
по
поводу
того
,
как
ей
поступить
,
какой
вариант
поведения
выбрать
в
определенной
ситуации
;
-
метод
согласования
или
координации
используется
,
как
правило
,
в
отношениях
между
субъектами
,
не
находящимися
в
прямом
подчинении
.
Координация
осуществляется
обычно
на
основе
правовых
актов
,
которые
устанавливают
ее
цели
,
участников
,
пределы
и
т
.
д
.
Координационные
функции
могут
возлагаться
на
специально
созданные
для
этой
цели
правительственные
и
межведомственные
органы
(
комиссии
).
Правовыми
формами
координации
являются
:
принятие
совместных
нормативно
-
79
правовых
актов
,
издание
органом
-
координатором
правовых
актов
,
определяющих
права
и
обязанности
координируемых
субъектов
;
визирование
проектов
документов
,
составление
планов
совместных
мероприятий
и
т
.
д
.;
-
метод
административного
арбитража
используется
для
устранения
разногласий
между
органами
исполнительной
власти
,
возникающих
в
процессе
государственного
управления
.
В
административном
праве
,
как
и
в
других
отраслях
права
,
используют
три
основных
средства
правового
регулирования
:
-
предписания
,
т
.
е
.
возложение
прямой
юридической
обязанности
не
совершать
те
или
иные
действия
в
условиях
,
предусмотренных
правовой
нормой
;
-
запреты
,
т
.
е
.
возложение
юридической
обязанности
не
совершать
те
или
иные
действия
,
предусмотренные
правовой
нормой
;
-
дозволения
,
т
.
е
.
юридическое
разрешение
совершать
в
условиях
,
предусмотренных
правовой
нормой
,
те
или
иные
действия
либо
воздержаться
от
их
совершения
по
своему
усмотрению
.
Для
административного
права
наиболее
характерны
прямые
средства
регулирования
-
предписания
и
запреты
.
Их
преобладание
обусловлено
тем
,
что
ядром
административно
-
правовых
отношений
являются
отношения
власти
-
подчинения
.
В
них
одной
стороне
предоставлен
определенный
объем
властных
полномочий
по
отношению
к
другой
стороне
.
Эти
полномочия
реализуются
,
прежде
всего
,
путем
предписания
определенного
порядка
действий
либо
запрещения
определенных
действий
под
угрозой
применения
соответствующих
санкций
.
Метод
дозволения
предоставляет
субъектам
административного
права
возможность
выбирать
один
из
вариантов
должного
поведения
либо
действовать
по
своему
усмотрению
в
рамках
правовой
нормы
.
5.2.
Административно
-
правовые
нормы
и
отношения
.
Нормы
административного
права
представляют
собой
общеобязательные
правила
поведения
,
которые
устанавливаются
государством
в
целях
регулирования
общественных
отношений
,
складывающихся
в
процессе
исполнительно
-
распорядительной
деятельности
в
сфере
государственного
управления
.
Они
призваны
обеспечивать
организацию
и
функционирование
как
всей
системы
органов
исполнительной
власти
,
так
и
ее
отдельных
звеньев
,
а
также
регулировать
внутриорганизационные
управленческие
отношения
в
иных
сферах
государственной
деятельности
(
в
органах
представительной
власти
,
суда
,
прокуратуры
).
Они
распространяют
свое
действие
также
на
организацию
и
деятельность
исполнительных
органов
местного
самоуправления
,
определяют
порядок
их
взаимодействия
с
органами
государственной
власти
.
Однако
они
не
регулируют
внутреннее
управление
в
частных
предприятиях
,
фирмах
,
концернах
и
т
.
д
.
80
Нормы
административного
права
определяют
границы
должного
,
управомоченного
или
запрещенного
поведения
субъектов
в
процессе
осуществления
исполнительной
власти
в
сфере
государственного
управления
.
Эти
нормы
регулируют
отношения
управленческого
характера
путем
определения
взаимных
прав
,
обязанностей
и
ответственности
сторон
этих
отношений
.
Они
призваны
обеспечить
публичные
интересы
посредством
установления
конкретной
меры
должного
и
возможного
поведения
субъектов
административного
права
в
сфере
государственного
управления
.
Специфика
предмета
административно
-
правового
регулирования
определяет
целый
ряд
особенностей
,
которые
отличают
административно
-
правовые
нормы
от
норм
других
отраслей
права
.
Во
-
первых
,
в
содержательном
плане
нормы
административного
права
закрепляют
отношения
по
организации
и
реализации
исполнительной
власти
в
сфере
государственного
управления
,
устанавливают
процедуры
и
формы
деятельности
государственной
администрации
в
ее
государственно
-
властных
отношениях
с
частными
лицами
.
Эти
нормы
адресованы
,
прежде
всего
,
субъектам
исполнительной
власти
в
целях
упорядочения
государственного
управления
,
обеспечения
законности
в
деятельности
государственной
администрации
.
Однако
значительная
их
часть
касается
вопросов
защиты
прав
и
законных
интересов
граждан
в
сфере
управления
,
устанавливает
гарантии
их
реализации
.
Так
,
процедура
подачи
и
рассмотрения
обращений
граждан
в
административные
органы
регламентируется
более
чем
80
различными
нормативными
актами
.
Во
-
вторых
,
нормы
административного
права
определяют
административно
-
правовой
статус
субъектов
управленческих
правоотношений
в
сфере
исполнительной
власти
,
устанавливают
их
права
,
обязанности
,
ответственность
и
правовые
формы
деятельности
.
В
-
третьих
,
административно
-
правовые
нормы
регулируют
во
многих
случаях
отношения
,
входящие
в
предмет
других
отраслей
права
(
налогового
,
финансового
,
земельного
и
т
.
д
.).
В
-
четвертых
,
в
отличие
от
многих
других
отраслей
права
,
административно
-
правовые
нормы
обеспечены
собственными
отраслевыми
средствами
охраны
и
юридического
принуждения
к
их
исполнению
.
Эти
средства
представлены
административно
-
правовыми
охранительными
нормами
,
устанавливающими
административную
и
дисциплинарную
ответственность
.
В
-
пятых
,
административно
-
правовые
нормы
устанавливаются
не
только
законодательным
путем
,
но
и
в
значительной
мере
в
процессе
административного
правотворчества
.
Вследствие
этого
они
неравнозначны
по
своей
юридической
силе
.
Нормы
,
являющиеся
продуктом
административного
правотворчества
,
устанавливаются
субъектами
исполнительной
власти
в
процессе
реализации
распорядительных
полномочий
в
пределах
определенной
законом
компетенции
.
Эти
нормы