ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2021

Просмотров: 1882

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

76 

 

определения

 

форм

 

взаимодействия

 

органов

 

исполнительной

 

власти

распределения

 

полномочий

организации

 

государственной

 

службы

 

и

 

т

.

д

Внутрисистемные

 

отношения

 

в

 

зависимости

 

от

 

положения

 

их

 

участников

 

в

 

системе

 

органов

 

исполнительной

 

власти

 

могут

 

быть

 

вертикальными

 

(

иерархическими

и

 

горизонтальными

Вертикальные

 

отношения

 

складываются

:  

между

 

соподчиненными

 

субъектами

 

исполнительной

 

власти

находящимися

 

на

 

различном

 

организационно

-

правовом

 

уровне

 

системы

  (

например

 

между

 

вышестоящими

 

и

 

нижестоящими

 

органами

);  

между

 

субъектами

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

находящимися

 

в

 

их

 

организационном

 

подчинении

 

государственными

 

объединениями

 

(

корпорациями

концернами

), 

предприятиями

 

и

 

учреждениями

Это

 

могут

 

быть

 

отношения

 

субординации

 

или

 

координации

.  

Горизонтальные

 

отношения

 

в

 

процессе

 

государственного

 

управления

 

складываются

 

между

 

органами

находящимися

 

на

 

одном

 

организационно

-

правовом

 

уровне

 

системы

 

исполнительной

 

власти

  (

например

между

 

министерствами

). 

Внутриаппаратные

 

отношения

 

связаны

 

с

 

внутренней

 

организацией

 

и

 

функционированием

 

отдельно

 

взятых

 

органов

 

государственной

 

администрации

взаимодействием

 

их

 

структурных

 

подразделений

 

и

 

должностных

 

лиц

определением

 

их

 

компетенции

 

и

 

т

.

д

Такого

 

рода

 

управленческие

 

отношения

 

возникают

 

не

 

только

 

в

 

органах

 

исполнительной

 

власти

но

 

и

 

при

 

обеспечении

 

деятельности

 

институтов

 

законодательной

 

и

 

судебной

 

властей

Нормы

 

административного

 

права

 

распространяют

 

свое

 

регулирующее

 

воздействие

 

на

 

деятельность

 

вспомогательных

 

структур

обеспечивающих

 

функционирование

 

законодательных

 

и

 

судебных

 

органов

 

(

Аппарат

 

Государственной

 

думы

Аппарат

 

Верховного

 

суда

 

и

 

т

.

д

.).     

 

Внешние

 

отношения

 

связаны

 

с

 

управленческим

 

воздействием

 

на

 

субъектов

 

административного

 

права

не

 

входящих

 

в

 

систему

 

органов

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

не

 

находящихся

 

в

 

их

 

официальном

служебном

 

подчинении

Среди

 

них

 

можно

 

выделить

 

отношения

:  

между

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

гражданами

;  

между

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

и

 

некоммерческими

 

организациями

;  

между

 

государственной

 

администрацией

 

и

 

негосударственными

 

(

коммерческими

предприятиями

 

и

 

организациями

действующими

 

в

 

различных

 

областях

 

государственного

 

регулирования

.  

Нормы

 

административного

 

права

 

определяют

 

правовой

 

статус

 

этих

 

субъектов

 

и

 

пределы

 

допустимого

 

государственного

 

вмешательства

 

в

 

их

 

деятельность

2) 

в

 

предмет

 

административного

 

права

 

входят

 

отношения

возникающие

 

в

 

связи

 

с

 

осуществлением

 

контроля

 

за

 

деятельностью

 

государственной

 

администрации

Этот

 

контроль

 

может

 

быть

 

внутренним

 

и

 


background image

 

77 

 

внешним

Внутренний

  (

административный

контроль

 

осуществляется

 

органами

 

самой

 

государственной

 

администрации

Для

 

его

 

проведения

 

могут

 

создаваться

 

специализированные

 

контрольные

 

структуры

 

(

например

 

Контрольное

 

управление

 

администрации

 

Президента

 

РФ

). 

Внешний

 

контроль

 

осуществляют

 

законодательные

 

и

 

судебные

 

органы

Уполномоченный

 

по

 

правам

 

человека

Счетная

 

палата

 

и

 

т

.

д

.; 

3) 

важнейшей

 

составляющей

 

предмета

 

административного

 

права

 

является

 

система

 

отношений

 

государственной

 

администрации

 

с

 

частными

 

лицами

Она

 

устанавливает

 

гарантии

 

реализации

 

прав

свобод

 

и

 

законных

 

интересов

 

частных

 

лиц

 

в

 

сфере

 

исполнительной

 

власти

Нормы

 

административного

 

права

 

обеспечивают

 

возможность

 

обжаловать

 

неправомерные

 

действия

 

и

 

решения

 

органов

 

и

 

должностных

 

лиц

 

государственной

 

администрации

 

и

 

защитить

 

свои

 

права

 

как

 

в

 

административном

так

 

и

 

в

 

судебном

 

порядке

4) 

административное

 

право

 

устанавливает

 

виды

 

и

 

меры

 

административного

 

принуждения

используемого

 

государством

 

для

 

предупреждения

 

правонарушений

наказания

 

виновных

 

лиц

 

за

 

совершенные

 

административные

 

правонарушения

для

 

пресечения

 

противоправных

 

деяний

 

и

 

возмещения

 

ущерба

причиненного

 

правонарушениями

5) 

предмет

 

административного

 

права

 

включает

 

отношения

возникающие

 

в

 

связи

 

с

 

правоприменительной

 

оперативно

-

исполнительной

 

деятельностью

 

государственной

 

администрации

Эти

 

отношения

 

отражают

 

динамику

 

государственного

 

управления

 

и

 

связаны

 

с

 

разрешением

 

индивидуальных

 

конкретных

 

дел

не

 

носящих

 

спорного

  (

конфликтного

характера

Они

 

регулируются

 

административно

-

процедурными

 

нормами

 

(

отношения

 

по

 

лицензированию

регистрации

 

и

 

т

.

д

.); 

6) 

в

 

предмет

 

административного

 

права

 

входят

 

отношения

 

в

 

связи

 

с

 

осуществлением

 

административными

 

органами

 

юрисдикционной

 

функции

Этой

 

функцией

 

они

 

наделяются

 

для

 

разрешения

 

правовых

 

конфликтов

 

в

 

сфере

 

исполнительной

 

власти

которые

 

могут

 

иметь

 

форму

 

административных

 

правонарушений

 

или

 

административных

 

споров

Юрисдикционную

 

функцию

 

органы

 

исполнительной

 

власти

 

могут

 

осуществлять

 

наряду

 

с

 

управленческой

 

оперативно

-

исполнительной

 

деятельностью

В

 

рамках

 

государственной

 

администрации

 

для

 

реализации

 

этой

 

функции

 

могут

 

создаваться

 

специальные

 

юрисдикционные

 

органы

 

(

например

комиссии

 

по

 

делам

 

несовершеннолетних

комиссии

 

по

 

рассмотрению

 

дел

 

о

 

нарушении

 

антимонопольного

 

законодательства

 

в

 

рамках

 

Министерства

 

по

 

антимонопольной

 

политике

Апелляционная

 

палата

 

Роспатента

 

и

 

др

.). 

Такие

 

административные

 

органы

 

нередко

 

называют

 

квазисудебными

 (

как

 

бы

 

судебными

). 

Предмет

 

административного

 

права

 

включает

 

процессуальную

 

деятельность

 

этих

 

органов

а

 

также

 

охватывает

 

деятельность

 

судов

 

по

 

разрешению

 

административных

 

конфликтов

Разбирательство

 

административных

 

дел

отнесенных

 

к

 

ведению

 

суда

осуществляется

 

в

 


background image

 

78 

 

соответствии

 

с

 

Кодексом

 

об

 

административных

 

правонарушениях

Кроме

 

того

 

в

 

рамках

 

становления

 

в

 

России

 

административной

 

юстиции

 

предполагается

 

принятие

 

закона

 

об

 

административных

 

судах

 

и

 

Кодекса

 

административного

 

судопроизводства

регулирующего

 

порядок

 

разрешения

 

административных

 

споров

Создание

 

административных

 

судов

 

и

 

административно

-

процессуального

 

законодательства

 

повысит

 

эффективность

 

защиты

 

прав

 

граждан

 

в

 

их

 

отношениях

 

с

 

государственной

 

администрацией

Категория

  «

предмет

 

административного

 

права

» 

характеризует

 

сферу

 

правового

 

регулирования

а

 

понятие

  «

метод

 

административного

 

права

» 

раскрывает

 

средства

 

этого

 

регулирования

Оно

 

обозначает

 

способы

 

воздействия

 

на

 

волю

 

и

 

поведение

 

участников

 

управленческих

 

отношений

Среди

 

таких

 

методов

 

можно

 

выделить

:  

метод

 

властных

 

предписаний

 

или

 

императивный

 

метод

предполагающий

 

неукоснительное

 

выполнение

 

требований

приказов

команд

запретов

 

органов

 

и

 

должностных

 

лиц

 

государственной

 

администрации

В

 

соответствии

 

с

 

императивным

 

методом

 

отношения

 

строятся

 

на

 

подчинении

 

одного

 

их

 

участника

 

воле

 

другого

Эти

 

отношения

 

характеризуются

 

юридическим

 

неравенством

 

сторон

одна

 

из

 

них

 

в

 

лице

 

органов

 

исполнительной

 

власти

 

наделена

 

государственно

-

властными

 

распорядительными

 

полномочиями

 

по

 

отношению

 

к

 

другой

Юридическое

 

неравенство

 

обусловлено

 

не

 

только

 

подчиненным

 

положением

 

одной

 

из

 

сторон

но

 

и

 

различием

 

их

 

задач

целей

ролей

Органы

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

интересах

 

общего

 

блага

 

вправе

 

принимать

 

юридически

 

обязательные

 

решения

контролировать

 

их

 

исполнение

 

и

 

в

 

предусмотренных

 

законом

 

случаях

 

применять

 

административное

 

принуждение

Состояние

 

юридического

 

неравенства

 

сторон

 

в

 

регулятивных

 

правоотношениях

 

при

 

осуществлении

 

властных

 

полномочий

 

не

 

исключает

а

 

предполагает

 

их

 

юридическое

 

равенство

 

перед

 

законом

 

и

 

судом

 

в

 

охранительных

 

правоотношениях

;  

метод

 

рекомендаций

 

предполагает

что

 

рекомендации

 

субъекта

 

исполнительной

 

власти

 

приобретают

 

правовую

 

силу

 

при

 

условии

 

их

 

принятия

 

другим

 

участником

 

административно

-

правовых

 

отношений

Рекомендации

 

могут

 

высказываться

 

в

 

ходе

 

консультаций

 

по

 

решению

 

тех

 

или

 

иных

 

управленческих

 

проблем

 

либо

 

в

 

актах

издаваемых

 

органами

 

государственной

 

администрации

Они

 

носят

 

характер

 

наставлений

советов

 

другой

 

стороне

 

по

 

поводу

 

того

как

 

ей

 

поступить

какой

 

вариант

 

поведения

 

выбрать

 

в

 

определенной

 

ситуации

;  

метод

 

согласования

 

или

 

координации

 

используется

как

 

правило

в

 

отношениях

 

между

 

субъектами

не

 

находящимися

 

в

 

прямом

 

подчинении

Координация

 

осуществляется

 

обычно

 

на

 

основе

 

правовых

 

актов

которые

 

устанавливают

 

ее

 

цели

участников

пределы

 

и

 

т

.

д

Координационные

 

функции

 

могут

 

возлагаться

 

на

 

специально

 

созданные

 

для

 

этой

 

цели

 

правительственные

 

и

 

межведомственные

 

органы

  (

комиссии

). 

Правовыми

 

формами

 

координации

 

являются

принятие

 

совместных

 

нормативно

-


background image

 

79 

 

правовых

 

актов

издание

 

органом

-

координатором

 

правовых

 

актов

определяющих

 

права

 

и

 

обязанности

 

координируемых

 

субъектов

визирование

 

проектов

 

документов

составление

 

планов

 

совместных

 

мероприятий

 

и

 

т

.

д

.;  

метод

 

административного

 

арбитража

 

используется

 

для

 

устранения

 

разногласий

 

между

 

органами

 

исполнительной

 

власти

возникающих

 

в

 

процессе

 

государственного

 

управления

.  

В

 

административном

 

праве

как

 

и

 

в

 

других

 

отраслях

 

права

используют

 

три

 

основных

 

средства

 

правового

 

регулирования

:  

предписания

т

.

е

возложение

 

прямой

 

юридической

 

обязанности

 

не

 

совершать

 

те

 

или

 

иные

 

действия

 

в

 

условиях

предусмотренных

 

правовой

 

нормой

;  

запреты

т

.

е

возложение

 

юридической

 

обязанности

 

не

 

совершать

 

те

 

или

 

иные

 

действия

предусмотренные

 

правовой

 

нормой

;  

дозволения

т

.

е

юридическое

 

разрешение

 

совершать

 

в

 

условиях

предусмотренных

 

правовой

 

нормой

те

 

или

 

иные

 

действия

 

либо

 

воздержаться

 

от

 

их

 

совершения

 

по

 

своему

 

усмотрению

.  

Для

 

административного

 

права

 

наиболее

 

характерны

 

прямые

 

средства

 

регулирования

  - 

предписания

 

и

 

запреты

Их

 

преобладание

 

обусловлено

 

тем

что

 

ядром

 

административно

-

правовых

 

отношений

 

являются

 

отношения

 

власти

-

подчинения

В

 

них

 

одной

 

стороне

 

предоставлен

 

определенный

 

объем

 

властных

 

полномочий

 

по

 

отношению

 

к

 

другой

 

стороне

Эти

 

полномочия

 

реализуются

прежде

 

всего

путем

 

предписания

 

определенного

 

порядка

 

действий

 

либо

 

запрещения

 

определенных

 

действий

 

под

 

угрозой

 

применения

 

соответствующих

 

санкций

Метод

 

дозволения

 

предоставляет

 

субъектам

 

административного

 

права

 

возможность

 

выбирать

 

один

 

из

 

вариантов

 

должного

 

поведения

 

либо

 

действовать

 

по

 

своему

 

усмотрению

 

в

 

рамках

 

правовой

 

нормы

5.2. 

Административно

-

правовые

 

нормы

 

и

 

отношения

 

Нормы

 

административного

 

права

 

представляют

 

собой

 

общеобязательные

 

правила

 

поведения

которые

 

устанавливаются

 

государством

 

в

 

целях

 

регулирования

 

общественных

 

отношений

складывающихся

 

в

 

процессе

 

исполнительно

-

распорядительной

 

деятельности

 

в

 

сфере

 

государственного

 

управления

Они

 

призваны

 

обеспечивать

 

организацию

 

и

 

функционирование

 

как

 

всей

 

системы

 

органов

 

исполнительной

 

власти

так

 

и

 

ее

 

отдельных

 

звеньев

а

 

также

 

регулировать

 

внутриорганизационные

 

управленческие

 

отношения

 

в

 

иных

 

сферах

 

государственной

 

деятельности

  (

в

 

органах

 

представительной

 

власти

суда

прокуратуры

). 

Они

 

распространяют

 

свое

 

действие

 

также

 

на

 

организацию

 

и

 

деятельность

 

исполнительных

 

органов

 

местного

 

самоуправления

определяют

 

порядок

 

их

 

взаимодействия

 

с

 

органами

 

государственной

 

власти

Однако

 

они

 

не

 

регулируют

 

внутреннее

 

управление

 

в

 

частных

 

предприятиях

фирмах

концернах

 

и

 

т

.

д


background image

 

80 

 

Нормы

 

административного

 

права

 

определяют

 

границы

 

должного

управомоченного

 

или

 

запрещенного

 

поведения

 

субъектов

 

в

 

процессе

 

осуществления

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

сфере

 

государственного

 

управления

Эти

 

нормы

 

регулируют

 

отношения

 

управленческого

 

характера

 

путем

 

определения

 

взаимных

 

прав

обязанностей

 

и

 

ответственности

 

сторон

 

этих

 

отношений

Они

 

призваны

 

обеспечить

 

публичные

 

интересы

 

посредством

 

установления

 

конкретной

 

меры

 

должного

 

и

 

возможного

 

поведения

 

субъектов

 

административного

 

права

 

в

 

сфере

 

государственного

 

управления

Специфика

 

предмета

 

административно

-

правового

 

регулирования

 

определяет

 

целый

 

ряд

 

особенностей

которые

 

отличают

 

административно

-

правовые

 

нормы

 

от

 

норм

 

других

 

отраслей

 

права

Во

-

первых

в

 

содержательном

 

плане

 

нормы

 

административного

 

права

 

закрепляют

 

отношения

 

по

 

организации

 

и

 

реализации

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

сфере

 

государственного

 

управления

устанавливают

 

процедуры

 

и

 

формы

 

деятельности

 

государственной

 

администрации

 

в

 

ее

 

государственно

-

властных

 

отношениях

 

с

 

частными

 

лицами

Эти

 

нормы

 

адресованы

прежде

 

всего

субъектам

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

целях

 

упорядочения

 

государственного

 

управления

обеспечения

 

законности

 

в

 

деятельности

 

государственной

 

администрации

Однако

 

значительная

 

их

 

часть

 

касается

 

вопросов

 

защиты

 

прав

 

и

 

законных

 

интересов

 

граждан

 

в

 

сфере

 

управления

устанавливает

 

гарантии

 

их

 

реализации

Так

процедура

 

подачи

 

и

 

рассмотрения

 

обращений

 

граждан

 

в

 

административные

 

органы

 

регламентируется

 

более

 

чем

  80 

различными

 

нормативными

 

актами

Во

-

вторых

нормы

 

административного

 

права

 

определяют

 

административно

-

правовой

 

статус

 

субъектов

 

управленческих

 

правоотношений

 

в

 

сфере

 

исполнительной

 

власти

устанавливают

 

их

 

права

обязанности

ответственность

 

и

 

правовые

 

формы

 

деятельности

В

-

третьих

административно

-

правовые

 

нормы

 

регулируют

 

во

 

многих

 

случаях

 

отношения

входящие

 

в

 

предмет

 

других

 

отраслей

 

права

 (

налогового

финансового

земельного

 

и

 

т

.

д

.). 

В

-

четвертых

в

 

отличие

 

от

 

многих

 

других

 

отраслей

 

права

административно

-

правовые

 

нормы

 

обеспечены

 

собственными

 

отраслевыми

 

средствами

 

охраны

 

и

 

юридического

 

принуждения

 

к

 

их

 

исполнению

Эти

 

средства

 

представлены

 

административно

-

правовыми

 

охранительными

 

нормами

устанавливающими

 

административную

 

и

 

дисциплинарную

 

ответственность

В

-

пятых

административно

-

правовые

 

нормы

 

устанавливаются

 

не

 

только

 

законодательным

 

путем

но

 

и

 

в

 

значительной

 

мере

 

в

 

процессе

 

административного

 

правотворчества

Вследствие

 

этого

 

они

 

неравнозначны

 

по

 

своей

 

юридической

 

силе

Нормы

являющиеся

 

продуктом

 

административного

 

правотворчества

устанавливаются

 

субъектами

 

исполнительной

 

власти

 

в

 

процессе

 

реализации

 

распорядительных

 

полномочий

 

в

 

пределах

 

определенной

 

законом

 

компетенции

Эти

 

нормы