ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2021
Просмотров: 1796
Скачиваний: 1
26
гарантией
от
произвола
,
неограниченного
и
бесконтрольного
самовластия
и
предусматривает
создание
таких
условий
,
при
которых
действует
система
«
сдержек
и
противовесов
».
Законодательная
власть
может
контролировать
исполнительную
власть
путем
издания
обязательных
для
нее
законов
.
Исполнительная
власть
имеет
право
законодательной
инициативы
.
Судебная
власть
контролирует
обе
ветви
власти
путем
проверки
конституционности
(
законности
)
принимаемых
ими
юридических
актов
.
Термин
«
правовое
государство
»
впервые
был
применен
в
первой
половине
XIX
века
в
немецкой
юридической
литературе
(
в
трудах
ученых
К
.
Т
.
Велькера
,
Р
.
Фон
Моля
),
а
затем
и
в
других
странах
,
в
том
числе
в
России
.
На
сегодняшний
день
правовое
государство
–
это
демократическое
государство
,
в
котором
обеспечены
господство
права
и
верховенство
закона
,
равенство
всех
перед
законом
и
независимым
судом
,
признаны
и
гарантированы
права
и
свободы
человека
и
гражданина
.
В
основе
правового
государства
лежит
принцип
разделения
властей
на
законодательную
,
исполнительную
и
судебную
.
Современное
правовое
государство
–
это
демократическое
государство
,
в
котором
народ
участвует
в
осуществлении
власти
(
непосредственно
или
через
своих
представителей
).
Это
предполагает
высокий
уровень
правовой
и
политической
культуры
,
развитое
гражданское
общество
.
Можно
выделить
следующие
основные
черты
и
свойства
правового
государства
,
характеризующие
его
сущность
и
социальное
назначение
:
-
приоритет
права
во
всех
сферах
общественной
жизни
;
-
гарантированный
круг
основных
прав
и
свобод
человека
и
гражданина
как
показатель
уровня
цивилизованности
общества
,
качества
деятельности
государственных
органов
;
-
взаимная
ответственность
государства
и
личности
;
-
осуществление
государственной
власти
по
принципу
разделения
властей
;
-
осуществление
конституционного
надзора
только
судом
.
Правовое
государство
подконтрольно
гражданскому
обществу
,
оно
строится
на
эквивалентности
обмениваемых
благ
,
на
фактическом
взаимодействии
общественного
спроса
и
предложения
,
оно
ответственно
за
правопорядок
,
который
гарантирует
человеку
свободу
,
безопасность
и
благосостояние
.
Его
духовным
фундаментом
является
признание
прав
человека
.
Основой
правового
государства
всегда
выступает
гражданское
общество
,
где
действует
принцип
свободы
экономической
деятельности
,
основанной
на
верховенстве
правовых
законов
.
Гражданское
общество
–
это
автономная
и
непосредственно
не
зависящая
от
государства
сфера
общественных
отношений
,
т
.
е
.
система
экономических
,
духовных
,
культурных
,
нравственных
,
религиозных
и
других
отношений
индивидов
,
свободно
и
добровольно
объединившихся
в
различные
организации
и
союзы
для
удовлетворения
духовных
и
материальных
потребностей
и
интересов
.
Государство
лишь
форма
выражения
гражданского
27
общества
.
Гражданское
общество
предполагает
наличие
многочисленных
независимых
институтов
,
организаций
и
союзов
,
действующих
в
рамках
права
,
которые
служат
барьером
для
монополизации
государственной
власти
.
Гражданское
общество
–
это
свободное
демократическое
правовое
общество
,
ориентированное
на
конкретного
человека
,
создающее
атмосферу
уважения
к
правовым
традициям
и
законам
,
общегуманистическим
идеалам
,
обеспечивающее
свободу
творческой
и
предпринимательской
деятельности
,
создающее
возможность
достижения
благополучия
и
реализации
прав
человека
и
гражданина
,
органично
вырабатывающее
механизмы
ограничения
и
контроля
за
деятельностью
государства
.
Становлению
и
развитию
гражданского
общества
способствуют
три
фактора
:
правовой
характер
государства
,
культурное
состояние
общества
и
превращение
подданных
государства
в
свободных
граждан
.
Гражданское
общество
–
это
сообщество
свободных
индивидов
.
В
экономическом
плане
сказанное
означает
,
что
каждый
индивид
является
собственником
.
Он
реально
обладает
теми
средствами
,
которые
необходимы
человеку
для
его
нормального
существования
.
Он
свободен
в
выборе
форм
собственности
,
определении
профессии
и
вида
труда
,
распоряжении
результатами
своего
труда
.
В
социальном
плане
принадлежность
индивида
к
определенной
социальной
общности
(
семья
,
класс
,
нация
)
не
является
абсолютной
.
Он
может
существовать
самостоятельно
,
имеет
право
на
достаточно
автономную
самоорганизацию
для
удовлетворения
своих
потребностей
и
интересов
.
Политический
аспект
свободы
индивида
как
гражданина
заключается
в
его
независимости
от
государства
,
т
.
е
.
возможности
,
например
,
быть
членом
политической
партии
или
объединения
,
выступающих
с
критикой
существующей
государственной
власти
,
вправе
участвовать
или
не
участвовать
в
выборах
органов
государственной
власти
и
местного
самоуправления
.
Обеспеченной
свобода
считается
тогда
,
когда
индивид
через
определенные
механизмы
(
суд
и
т
.
д
.)
может
ограничивать
своеволие
государственных
или
иных
структур
в
отношении
себя
.
В
гражданском
обществе
связующим
фактором
выступают
признание
,
обеспечение
и
защита
естественных
и
приобретенных
прав
человека
и
гражданина
.
Глава
3.
Структура
права
3.1.
Понятие
,
принципы
и
функции
права
.
Право
возникает
объективно
на
определенном
этапе
развития
человеческого
общества
для
упорядочения
взаимоотношений
людей
и
их
объединений
,
участвующих
в
производстве
,
обмене
и
потреблении
материальных
благ
,
брачно
-
семейных
и
трудовых
отношениях
,
в
управлении
обществом
.
Нормы
права
сложились
в
результате
преобразования
древних
обычаев
-
так
называемых
мононорм
,
выражающих
коллективную
волю
28
первобытной
общины
,
в
предписаниях
,
отражающих
интересы
и
потребности
социальных
групп
и
слоев
,
стоящих
у
власти
.
Право
есть
совокупность
(
система
)
норм
,
т
.
е
.
правил
поведения
людей
в
обществе
.
Это
определенные
эталоны
,
модели
человеческого
поведения
,
обеспеченные
принудительным
воздействием
государства
.
Характерная
черта
права
-
тесная
связь
и
взаимообусловленность
всех
действующих
норм
,
неразрывное
единство
последних
.
Одни
нормы
могут
развивать
,
дополнять
и
конкретизировать
другие
,
сужать
или
расширять
их
смысл
и
сферу
действия
,
устанавливать
исключения
из
общих
правил
и
т
.
д
.
Право
представляет
собой
действенный
регулятор
общественных
отношений
,
средство
установления
порядка
в
обществе
.
Такое
регулирование
осуществляется
в
нескольких
формах
.
-
во
-
первых
,
оно
предоставляет
,
а
также
обеспечивает
и
охраняет
определенные
возможности
поведения
участников
общественных
отношений
(
право
избирать
и
быть
избранными
,
заключать
договоры
,
вступать
в
брак
,
свобода
слова
и
т
.
д
.);
-
во
-
вторых
,
устанавливает
необходимость
тех
или
иных
действий
позитивного
характера
-
регулятивные
обязанности
(
платить
налоги
,
исполнять
служебные
обязанности
,
воинский
долг
и
т
.
д
.);
-
в
-
третьих
,
запрещает
определенные
деяния
,
которые
вредны
или
опасны
для
общества
, -
негативные
обязанности
(
хулиганство
,
служебный
подлог
,
нарушение
правил
дорожного
движения
и
т
.
д
.);
-
наконец
,
право
предусматривает
меры
принудительного
воздействия
в
случае
нарушения
предписаний
правовых
норм
-
юридические
санкции
.
В
любом
случае
регулятивный
характер
права
проявляется
в
установлении
,
обеспечении
и
охране
существующих
в
неразрывном
единстве
прав
и
обязанностей
отдельных
лиц
,
их
объединений
,
государственных
органов
,
хозяйственных
подразделений
.
Нормы
права
принимаются
либо
санкционируются
государством
,
не
могут
возникнуть
и
существовать
без
законодательного
решения
государственной
власти
.
Другие
же
социальные
нормы
создаются
обществом
в
целом
(
обычаи
,
мораль
)
либо
какой
-
то
его
частью
(
корпоративные
,
религиозные
нормы
)
без
участия
властных
государственных
структур
.
Право
есть
единая
система
норм
,
которые
обязательны
для
всех
,
находящихся
на
территории
государства
,
в
то
время
как
другие
нормы
обязательны
лишь
для
отдельных
социальных
групп
людей
либо
не
являются
властными
,
категорическими
императивами
для
всех
.
Кроме
того
,
юридические
нормы
формально
определены
,
т
.
е
.
формулируются
в
официальных
письменных
документах
(
законы
,
указы
,
судебные
прецеденты
и
др
.),
отличающихся
наибольшей
степенью
четкости
,
определенности
и
конкретности
по
сравнению
,
например
,
с
моралью
,
которая
состоит
,
в
первую
очередь
,
из
общих
принципов
поведения
.
Наконец
,
характерная
черта
права
проявляется
в
том
,
что
его
предписания
обеспечиваются
принудительной
силой
государства
,
29
применением
юридических
санкций
в
случае
их
нарушения
.
Для
этого
существует
специальный
аппарат
надзора
и
контроля
,
разрешения
споров
и
наказания
правонарушителей
,
восстановления
нарушенного
порядка
.
Другие
же
социальные
нормы
охраняются
от
нарушений
другими
средствами
.
Так
,
мораль
обеспечивается
общественным
мнением
,
реакцией
коллектива
,
а
также
внутренними
стимулами
(
честь
,
стыд
,
совесть
).
Под
функциями
права
обычно
понимаются
основные
направления
воздействия
права
на
общественные
отношения
,
которые
предопределяются
социальным
назначением
права
в
жизни
общества
.
1.
Одна
из
основных
функций
-
регулятивная
,
которая
обеспечивает
упорядочение
общественных
отношений
,
направлена
на
установление
правил
поведения
людей
позитивного
свойства
,
не
связанных
с
правонарушениями
.
В
свою
очередь
,
она
подразделяется
на
:
-
динамическую
регулятивную
функцию
,
обеспечивающую
активное
поведение
людей
,
использование
субъективных
прав
(
избирательное
право
,
право
обращения
в
суд
и
т
.
д
.)
либо
исполнение
позитивных
обязанностей
(
уплата
налогов
,
исполнение
воинского
долга
и
т
.
д
.);
-
статическую
функцию
,
закрепляющую
общественные
связи
и
порядки
(
установление
равноправия
граждан
перед
законом
и
судом
,
закрепление
права
собственности
и
т
.
д
.).
2.
Охранительная
функция
направлена
на
борьбу
и
вытеснение
вредных
и
опасных
для
общества
вариантов
поведения
,
охрану
и
защиту
от
нарушений
прав
личности
и
других
субъектов
права
,
обеспечение
охраны
законности
в
стране
(
профилактика
и
расследование
правонарушений
,
разбирательство
дел
о
правонарушениях
,
применение
мер
уголовной
,
административной
и
других
видов
юридической
ответственности
).
3.
Воспитательная
функция
заключается
в
воздействии
на
волю
и
сознание
людей
в
целях
обеспечения
атмосферы
законопослушания
,
привития
психологических
установок
и
ценностных
ориентаций
на
правомерное
поведение
,
воспитания
чувства
уважения
к
закону
,
повышения
авторитета
права
,
а
также
в
пропаганде
идей
гуманизма
,
справедливости
,
демократизма
,
приоритета
прав
и
свобод
личности
,
верховенства
закона
в
правовой
системе
.
Она
направлена
также
на
обеспечение
знания
людьми
нормативных
предписаний
,
правовое
просвещение
.
Принципы
права
-
основные
идеи
,
руководящие
положения
,
которые
определяют
содержание
и
направления
правового
регулирования
.
Они
лежат
в
основе
создания
и
реализации
действующего
права
,
ориентированы
на
дальнейшую
демократизацию
всех
сфер
общественной
жизни
,
формирование
правового
государства
.
Обычно
различаются
:
-
отраслевые
принципы
,
характерные
для
одной
отрасли
права
(
так
,
трудовое
право
обеспечивает
принцип
материальной
заинтересованности
работников
в
результатах
своего
труда
,
гражданское
-
принцип
полного
возмещения
имущественного
вреда
);
30
-
межотраслевые
,
проявляющиеся
в
двух
или
более
отраслях
(
например
принцип
состязательности
в
уголовном
,
гражданском
и
арбитражном
процессе
);
-
общеправовые
принципы
.
Общеправовые
принципы
–
это
широкие
социальные
,
этико
-
правовые
начала
правового
регулирования
(
демократизм
,
установление
,
обеспечение
и
охрана
прав
личности
,
гуманизм
,
справедливость
,
законность
,
равноправие
,
обеспечение
верховенства
,
ведущей
роли
закона
среди
всех
источников
права
и
др
.);
сформулированные
еще
римскими
юристами
принципы
,
отражающие
специфические
черты
права
как
социального
регулятора
отношений
(
например
,
недопустимость
ссылок
на
незнание
закона
,
придания
ему
обратной
силы
при
установлении
либо
ужесточении
наказания
,
злоупотребления
правом
,
возможности
быть
судьей
в
собственном
деле
,
презумпция
невиновности
,
правила
о
том
,
что
все
сомнения
трактуются
в
пользу
обвиняемого
,
что
не
может
быть
преступления
и
наказания
без
закона
и
др
.).
3.2.
Понятие
,
виды
и
структура
нормы
права
.
Норма
права
-
это
установленное
и
обеспеченное
государством
правило
поведения
людей
по
отношению
друг
к
другу
,
указатель
того
,
какие
поступки
люди
должны
или
могут
совершать
,
а
какие
-
нет
,
а
также
иные
юридические
правила
,
определяющие
общие
организационные
основы
и
принципы
регулирования
человеческого
поведения
.
Регулирующая
роль
норм
права
выражается
как
в
том
,
что
лицо
,
орган
,
организация
действуют
в
соответствии
с
их
предписаниями
или
требуют
от
других
субъектов
соответствующего
поведения
,
так
и
в
том
,
что
нарушение
их
требований
вызывает
применение
мер
воздействия
на
правонарушителя
.
Если
в
первом
случае
норма
выступает
как
масштаб
,
мера
поведения
,
образец
определенных
отношений
,
то
во
втором
-
это
средства
оценки
того
или
иного
поступка
в
качестве
правомерного
либо
неправомерного
,
основа
для
привлечения
правонарушителя
к
юридической
ответственности
.
Кроме
того
,
правовая
норма
-
это
предостережение
потенциальным
правонарушителям
,
что
в
случае
ее
нарушения
будут
применены
меры
государственного
воздействия
.
Норма
права
не
просто
констатация
факта
или
отражение
действительности
,
не
рекомендация
,
пожелание
либо
призыв
.
Это
государственное
повеление
,
имеющее
категорический
характер
,
предписание
,
как
люди
должны
или
могут
вести
себя
в
конкретной
жизненной
обстановке
.
Любая
правовая
норма
является
велением
в
силу
того
,
что
она
издана
либо
санкционирована
властным
органом
,
является
олицетворением
государственной
воли
,
выступает
как
общеобязательное
предписание
,
охраняемое
от
нарушений
предусмотренными
государством