ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Когда М. находился в кухне квартиры, А., не посвящая в свои планы М., с целью сокрытия совершенного совместно с ним преступления, нанес потерпевшему несколько ударов ножом, от которых тот через непродолжительное время скончался.
Затем А. прошел в кухню к М. и сообщил последнему о необходимости транспортировки похищенного имущества. В соответствии с отведенными ролями А. совместно с М. вынесли из квартиры похищенное имущество, потом снова вернулись на место происшествия, где А. в присутствии М. завернул Х.Т., подававшего признаки жизни, в одеяло. Завладев имуществом и получив реальную возможность распоряжаться им, А. и М. с места происшествия скрылись.13
Как отметил Президиум Верховного Суда РФ по делу не установлено, что М. имел договоренность о хищении чужого имущества путем разбойного нападения на Х.Т. Суд констатировал, что А. по своей инициативе, не предупреждая о своих намерениях М., применил насилие к Х.Т. сначала в коридоре квартиры, затем в комнате, последующие насильственные действия А. в отношении потерпевшего, как видно из приговора, были совершены им также вне пределов сговора.
Формальное указание в приговоре о распределении ролей между А. и М., а также утверждение о том, что М. «присутствовал» при применении насилия А., при отсутствии на то предварительного сговора не могут служить основанием для признания его соучастником разбоя.
Таким образом, надлежит признать, что умыслом М. не охватывалось применение насилия к Х.Т. как средства завладения чужим имуществом. При таких обстоятельствах действия М. следует переквалифицировать с ч. 2 ст. 162 УК РФ на п. «а» ч. 2 ст. 161 УК РФ, предусматривающей ответственность за грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору.14
В сознательном волевом поступке человека реализуются те внутренние побуждения, мотивы, которые вызывали намерение совершить то или иное действие. Действие, как известно, совершается не ради него самого, а для достижения определённых целей, поставленных виновным лицом перед собой. Мотив общественно опасного, противоправного действия, формируясь, в сознании виновного, оказывает прямое воздействие на его волю, придавая определённую направленность преступным действиям.
Прежде чем совершить определённое действие, человек ощущает внутреннюю потребность, которая, будучи им осознана, приводит к возникновению мотива, а на его основе в сознании человека формируется и определённая цель деятельности. Мотив, таким образом, представляет собой отражённую в сознании потребность, служащую побуждением к совершению целенаправленных действий.
Среди признаков разбоя в законодательном определении названы корыстный мотив и корыстная цель.
Корыстный мотив – стремление лица к незаконному обогащению, к получению наживы преступным путем, при заведомом отсутствии каких-либо оснований претендовать на получение желаемого материального блага[35].
Отсутствие корыстной цели исключает квалификацию изъятия чужого имущества как разбой[36]. Цель играет определяющую роль в выяснении момента возникновения умысла на завладение имуществом, необходимого для правильной квалификации.
Существенной особенностью волевого сознательного действия человека является то, что он совершается как результат взаимодействия: не какого-либо одного, а целого комплекса побуждений. На совершение хищения в форме разбоя человека могут толкнуть зависть, месть, злоба, хулиганские и другие низменные побуждения. Но вместе с тем основным мотивом, вызывающим решимость совершить такое преступление, как разбой, является корысть, стремление путём преступления доставить себе или, по своему желанию, другим лицам незаконную материальную наживу, имущественную выгоду.
Под корыстным мотивом понимается внутреннее стремление лица к незаконному обогащению, к получению имущественной выгоды при заведомом отсутствии каких-либо правовых оснований претендовать на получение желаемых материальных выгод. Корысть - это всегда порицаемое, аморальное, низменное побуждение. Как правило, корыстный мотив состоит в стремлении виновного к личной наживе, однако корыстные побуждения не исключены и там, где преступник стремиться доставить незаконную наживу и другим лицам: родственникам, знакомым и др.15
Хищение предполагает, что виновное лицо, кроме того, что оно желает совершения входящих в объективную сторону действий и наступления общественно опасных последствий в виде материального ущерба, ещё и руководствуется специальной целью. Российское уголовное законодательство обычно не указывает непосредственно на цель хищения, но этот признак субъективной стороны так необходим, что в его наличии не сомневаются ни теория уголовного права, ни судебная практика.
Верное в основе утверждение о корыстном характере цели при хищении, но взятое само по себе, оно не раскрывает особенности данного
вида преступлений, т.к. для хищения требуется своё, особое содержание корыстной цели, поскольку само понятие «корысть» - весьма широкое,
общее. При определении цели хищения, на наш взгляд, необходимо исходить из следующих критериев, которые приводит В.Н. Литовченко: «Во-первых, цель должна соответствовать криминологической антисоциальной сущности хищения, эта сущность состоит в том, что хищение есть способ проявления паразитизма, материального обогащения за счёт средств общества, без затрат своего общественно-полезного труда, без вложения своих средств. Во-вторых, действия расхитителя должны быть подчинены цели, поскольку они выступают посредством её достижения. Цель и действия немыслимы вне взаимной связи и обусловленности. Поэтому формулировка цели должна сообразовываться с описанием законодателем объективных признаков форм хищения, закономерно вытекать из преднамеренной, внешне осязаемой преступной деятельности. В-третьих, цель, закономерно вытекающая из криминологической сущности преступления, находящаяся в полном соответствии с содержанием его объективной стороны, должна быть одним из решающих ограничительных признаков хищения от других преступных деяний, сходных объективным свойствам»[38].
Таким образом, если мы учтём названные критерии, то легко сделать вывод, что определение цели как «корыстной» ничего не даёт в понимании хищения и отграничение его от других преступлений.
Ряд учёных криминалистов усматривают цель хищения в незаконном обращении виновным имущества в свою собственность.
Но такая формулировка, на наш взгляд, имеет совершенно определённые недостатки. Виновный не может приобрести право собственности и быть собственником похищенной вещи, так как сам способ его действий противозаконен. Кроме того, цель определяется через такие понятия, которые не имеют ничего общего с похищением, а характеризует законное, положительное в отношениях собственности. Эта точка зрения не согласуется с законодательным определением объективной стороны хищения. Сторонники другой точки зрения усматривают цель хищения, в том числе и такой формы как разбой, в обращении виновным похищенного имущества в свою пользу или в пользу других лиц, извлечении из него материальной выгоды для себя или для других лиц.
Недостаток такой формулировки цели в том, что она не отличается определённостью, ибо не проводит чёткой грани между похищением и незаконным пользованием имуществом, при котором у виновного отсутствует намерение безвозмездно завладеть ценностями. По существу содержание формулировки раскрывает через экономические термины «выгода», «польза» не специфическую цель хищения, а общее понятие корысти. По нашему мнению, наиболее полно и точно передается суть хищения, в том числе и разбоя – как одной из форм хищения, когда корыстная цель определяется как цель заведомо незаконного, безвозмездного присвоения чужого имущества. Расхититель руководствуется желанием навсегда поставить чужую вещь в исключительную зависимость от себя, обратить в сферу своего хозяйства, получить для себя прибыль. Присвоение реализуется в двух формах: посредством действий, нарушающих субстанцию похищенной вещи, т.е. путем потребления, расходования ее, либо посредством удержания ее за собой, внесение в состав своего имущества или имущества другого лица – помещение вещи в свою квартиру, согласно ее назначению, эксплуатация, продажа, дарение похищенного и т.д. Обе формы тесно связаны между собой, иногда наличествуют вместе по отношению к одной вещи. Общим для этих форм признаком является то обстоятельство, что присвоение мыслится и осуществляется виновным,
если ему это удается, как хозяйственный акт по отношению к вещи, лишающий потерпевшего этой вещи навсегда, то есть как акт утилитарного распоряжения ею. Присвоение для расхитителя – это увеличение его имущественной массы, потребление с выгодой для себя, использование похищенной вещи в соответствии с ее потребительским назначением, материальным интересом. Разновидностью реализации такого присвоения являются передача, дарение, продажа похищенного имущества родственникам, близким, знакомым.
Корыстная цель присвоения – строго обязательный (конститутивный) признак состава разбоя, как и других форм хищения. Вместе с тем это не означает, что при соучастии у всех соучастников должна быть данная цель. Некоторые из них могут участвовать в преступлении, не преследуя корыстной цели, в силу служебной или иной зависимости и по другим причинам. Но всякий раз эти лица должны сознавать, что участвуют именно в хищении чужого имущества. Однако если участнику группы было заведомо известно, что он участвует в хищении, то такой субъект должен нести ответственность на тех же основаниях, что и те лица, которые преследовали свои корыстные цели. Отсутствие же намерения присвоить похищенное может быть учтено судом при назначении наказания как смягчающее обстоятельство.
Глава 2. Вопросы квалификации разбоя
2.1. Квалифицирующие признаки разбоя
Часть 2 и 3 статьи 162 УК РФ устанавливают повышенную ответственность за квалифицированный вид разбоя.
Разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.
Разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище или в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового».
Общее понятие признака группы лиц по предварительному сговору дается в ст. 35 ч. 2 УК РФ. Под предварительным сговором понимается договоренность между несколькими лицами в совершении хищения. Сам же сговор может протекать в письменной или в устной форме. Предварительный сговор и стадия приготовления может начинаться в любой момент. Если же сговор возникает в процессе разбойного нападения, то он утрачивает предварительность и исключает квалифицирующий признак. И исходя из этого каждый соисполнитель будет нести ту ответственность, которое он совершил.
При совершении разбоя появляется две разновидности соисполнительства:
1) Параллельное;
2) Последовательное.
При первом варианте развития все участники выполняют объективную сторону хищения, так частично и полностью. А при втором разновидности, каждый участник выполняет свою роль в отведенном разбое.
Если же лицо подстрекало другое к созданию группы для совершения разбойных нападений, но при этом не принимало участие в подготовке, планирование и подборе определенных лиц, то его следую квалифицировать, как соучастие в совершении организованной группой преступлений.
Если же лицо совершило, и использовала других лиц для разбоя, и эти лица не могут подлежать к уголовной ответственности в связи с возрастом или невменяемости, то это лицо следует квалифицировать как непосредственного исполнителя преступления.