Файл: Министерство науки и высшего образования рф федеральное государственное образовательное бюджетное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10) Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;

11) предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции;

12) борьба с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом и другими болезнями.

Основной принцип взаимоотношений между государствами и во внутренней политике каждого государства прост: ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, ведь в глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побежденных - погибла бы вся цивилизация. Соответственно в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, стремление к обеспечению прочного и справедливого мира, к развитию личности, общества и государства.

Важнейшая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь системе ООН (Организации Объединенных Наций). Сохранение мира, укрепление международной безопасности и разоружение, охрана окружающей среды, решение проблем здравоохранения, нехватки продовольствия и многое другое - вот главные задачи ООН.

В центре внимания международных организаций находятся вопросы охраны окружающей среды. Большую работу в этой области проводит ЮНЕП - Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде, созданная в 1972 г. Кроме того, ЮНЕП ведёт ряд совместных работ с международными неправительственными организациями, такими как Международный союз природы и природных ресурсов и Научный комитет по окружающей среде Международного совета научных союзов. В деле спасения нашего дома - планеты Земля принимают активное участие также общественные движения и организации. Ярким их представителем является экологическая организация «Гринпис» («Зеленый мир»)

Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.

Решением проблем здравоохранения и окружающей среды, обеспечения чистой питьевой водой, создания безопасных химических веществ занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Эта организация в сотрудничестве с МАГАТЭ проверяет уровень безопасности АЭС и следит за соблюдением правил обращения с радиоактивными отходами.


Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности - войны и мира. Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие стороны проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН - её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности - основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности

Каждая страна на международной арене преследует свои интересы. Часто эти интересы начинают пересекаться, что может привести к конфликтам. Однако, сотрудничество может стать более выгодным средством решения поставленных задач

Основные направления современного международного сотрудничества - это политическая и экономическая интеграция в виде:

- союзов государств, сохраняющих полную самостоятельность;

-объединений с образованием наднациональных органов и делегированием части суверенитета в общие институты;

-функциональная интеграция, дающая возможность работать в какой-то специализированной области.

Сотрудничество стран может развиваться в самых разных сферах. Можно выделить несколько основных направлений международного сотрудничества:

  • сохранение природных систем, незатронутых хозяйственной дея­тельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;

  • рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала природной среды;

  • создание эффективной системы международной экологической ответственности (в том числе ответственность за нарушение окружающей среды в ходе военных действий).


Реализация данных направлений предусматривает ряд мероприятий, среди которых следует назвать финансовое содействие и техническую помощь развитых стран развивающимся государствам, технологические разработки по проблеме ресурсосбережения, экологизацию общественных потребностей, структурную перестройку национальных экономик, систему представительства в международных организациях и на форумах экологического профиля, создание механизмов международной ответственности в области охраны окружающей среды, экологическое налогообложение, выработку совместных стратегий и концепций, регламентацию использования отдельных видов природных ресурсов



Международное сотрудничество осуществляется в следующих основных формах:

  1. Парламентское сотрудничество, ориентированное на координацию законодательной власти и обеспечивающее решение межгосу­дарственных экологических проблем. Оно предполагает разработку модельных (рекомендательных) законов по охране окружающей среды и природопользованию.

  2. Взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализацию экологических программ под эгидой ООН.

  3. Сотрудничество конвенционного типа, предполагающее единый подход к решению конкретных экологических проблем отдельных территорий и объектов.

4 Научно-техническое сотрудничество, ориентированное на взаимный обмен информацией научного характера, совместное выпол­нение природоохранных разработок, осуществление научных проек­тов, экспертиз и т.д.

Эти основные формы сопровождаются сотрудничеством общест­венных организаций, деловых кругов, проведением международных экологических форумов и др.

Контроль за выполнением принятых договоренностей, координа­цию совместных усилий по охране природы и привлечение внимания общественности к экологическим проблемам осуществляют межнародные организации: ООН и ее специализированные учреждения в области охраны окружающей среды, Международный юз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, на которых об­суждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опы­том управления природопользованием.
К основным  видам международного сотрудничества относят :

  • Политическое сотрудничество.

  • Экономическое сотрудничество.

  • Научно-техническое сотрудничество.

  • Сотрудничество в сфере образования.

  • Сотрудничество в сфере медицины и здравоохранения.

  • Сотрудничество в сфере культуры и искусства.

  • Сотрудничество в сфере информации, связи и телекоммуникации.

  • Сотрудничество в сфере экологии и охраны природы.

  • Сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

  • Сотрудничество в военной сфере.

Главный вид сотрудничества - это сотрудничество между государствами в политической сфере, которое определяет условия и параметры для других направлений. Конечно, все виды международного сотрудничества используются для получения конкурентных преимуществ и экономической выгоды напрямую или косвенным образом. Например, политическое сотрудничество европейских стран позволило создать единое европейское пространство.


Усложнение технологий и систем управления в военной сфере вынуждает все больше стран участвовать в международном разделении труда в этой сфере. Военное и военно-техническое международное сотрудничество - это совместные учения, военные союзы, совместные предприятия по производству вооружения и многое другое. Все большее значение приобретает сотрудничество в экологии, культуре, идеологии, правовой и гуманитарной сфере.

Для того чтобы развивать хоть какие-то отношения, прежде всего нужно хотя бы не воевать. Поэтому отмечают, что главная цель международного сотрудничества - это предотвращение войны. Совместные усилия двух или нескольких государств направлены на выработку взаимоприемлемых решений, учитывающий баланс интересов. Основная идея, заложенная в фундамент международных отношений, - результатом довольны или недовольны все стороны, подразумевая или позитивный результат, или взаимный компромисс. Поскольку изначально международное сотрудничество - это взаимодействие политических единиц, отношения государств определяют степень и глубину всех других видов сотрудничества. Страны в зависимости от политических симпатий или антипатий формируют повестку экономического сотрудничества. Вводя для одних стран режим наибольшего благоприятствования, а для других - санкции.

Сотрудничество может развиваться как в рамках уже существующих структур, так и предполагать появление новых управляющих органов. Например, Организация Объединенных Наций (ООН) создана с целью развития сотрудничества между государствами в деле сохранения мира и предотвращения войн. Изначально в ее состав входили 50 государств-членов антигитлеровской коалиции, однако впоследствии ООН объединила практически все государства мира, признанные на международной арене [ООН, 2022].

Ввиду того, что поддержание мира и противодействие войнам – это весьма многоаспектный процесс, для реализации данной цели нужны соответствующие организационные структуры. Поэтому в рамках ООН действует основные органы, такие как Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат ООН и прочие.

Кроме того, в рамках ООН работают специализированные учреждения по различным направлениям. Например, ЮНЕСКО является специализированным учреждением ООН по развитию образования, науки и культуры в разных странах [ЮНЕСКО, 2022].

Рассмотрим пример НАТО. Блок НАТО изначально создан в 1949 году как военно-политическое объединение, целью которого являлась защита Европы от возможной агрессии со стороны СССР. За прошедшие семь десятков лет в НАТО вступило много новых стран, а в 1994 году стартовала программа сотрудничества «Партнерство во имя мира» для стран, не являющихся членами НАТО.


Таким образом, когда какая-либо страна выражает стремление сотрудничать с НАТО, ни этой стране, ни НАТО не требуется «изобретать велосипед» и какие-то организационно-правовые формы для такого взаимодействия. Данное намерение можно осуществить в рамках уже действующих структур НАТО [NATO, 2020].

Или, к примеру, Европейский союз (ЕС), созданный на основе Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1992 году. Тут бывшее сотрудничество в рамках ЕЭС стало основой для создания новой структуры. Изначальной целью ЕС была региональная интеграция в рамках Европы в самом широком смысле этого слова: открытые рынки, свободное движение людей, капиталов, товаров и услуг, унификация законодательства, взаимное признание дипломов и других документов [European Union, 2022].

Организация сотрудничества в таких масштабах потребовала создания множества органов и институтов ЕС: Европейский совет, Европарламент, Европейская комиссия с функциями правительства ЕС, Суд Европейского союза, Европейская счетная палата и Центробанк. Каждый из этих органов отвечает за определенную область сотрудничества (финансы, право, прочие) или же обеспечивает консолидированную позицию Евросоюза по тем или иным международным проблемам.

В целом, следует заметить, что практически все сферы сотрудничества так или иначе связаны с политикой, что можно заметить на примере санкций, вводимых против России. Так, из-за разногласий политического характера, возникших на международном уровне, страдают практически все, начиная от торговых сетей и заводов по выпуску автомобилей и заканчивая спортсменами и заводчиками породистых кошек.

Сотрудничество государств может осуществляться в формате на международном уровне Это, прежде всего, представительство и участие в работе руководящих структур и органов, обеспечивающих взаимодействие стран. Например, представительство в структурах ЕС для стран-членов ЕС, доклады и прочие формы участия в работе Европарламента представителей стран, подписавших Соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС и т.д.

Соглашение об ассоциации тоже является форматом международного сотрудничества, потому что это, по сути, и есть соглашение о сотрудничестве. В принципе, любой договор о сотрудничестве, двусторонний или многосторонний в рамках какой-либо организации, декларация о намерениях, программа совместных действий, любой другой документ – это тоже форма сотрудничества между странами.

Документы, подписанные на международном уровне, предопределяют вектор сотрудничества. Однако в любом взаимодействии, тем более на уровне государств, есть множество организационно-технических моментов, которые не требуют участия всего правительства и парламента. Для технической реализации вопросов международного сотрудничества существуют свои формы.