Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня»
Выполнили слушатели группы 1.6.3
«Система воспитательной работы в группе продлённого дня»
Кутепова Алла Николаевна, воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 26 города Донецка»;
Котула Наталья Вячеславовна, воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»
Руководитель выпускной работы
Мазуренко Л.Н., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии
Работа допущена/не допущена__________
(подпись)
Донецк, 2023 г.
АННОТАЦИЯ
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и общеобразовательной организации. Важное место в этой работе отводится группам продлённого дня (далее – ГПД).
Выполнение задач ГПД невозможно без участия родителей. Организация работы с родителями обучающихся в условиях ГПД имеет свои особенности и особую важность. Поэтому тема данной выпускной работы очень актуальна.
Цель работы – изучение особенностей взаимодействия воспитателя группы продленного дня и родителей обучающихся.
Задачи:
-
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; -
изучить основы сотрудничества семьи и образовательной организации; -
описать функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи, стили родительского воспитания; -
раскрыть условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями, основные формы взаимодействия педагога-воспитателя с родителями обучающихся; -
дать инструментарий диагностики детско-родительских отношений; -
привести примеры внеклассной работы, использования интерактивных методов в работе с родителями.
Первый раздел выпускной работы включает в себя основы и этапы сотрудничества семьи и образовательной организации, стили родительского воспитания, функции, задачи, принципы, формы взаимодействия педагога с родителями, условия включения семьи в образовательный процесс.
Второй раздел содержит диагностический инструментарий, рекомендации по проведению внеклассных мероприятий, использованию интерактивных методов в работе педагога-воспитателя с родителями обучающихся.
Практические рекомендации нашли свое подтверждение в приложениях к выпускной работе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………………...… | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ………………………........................................................................................... | 6 |
| 6 |
| 8 |
| 9 |
| 11 |
| 13 |
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ………………...................................................... | 16 |
2.1. Диагностика отношений……………………………………………………... | 16 |
2.2. Внеклассные мероприятия…………………………………………….……… | 22 |
2.3. Интерактивные методы в работе педагога-воспитателя с родителями обучающихся…………………………………………………………………….…... | 24 |
Выводы……………………………………………………………………..……. | 27 |
Список использованной литературы………………………….…….. | 29 |
Приложение 1……………………………………………………………….…...… | 31 |
Приложение 2……………………………………………………………………… | 34 |
Приложение 3…………………………………………………………………….… | 40 |
Приложение 4…………………………………………………………………….… | 42 |
Приложение 5…………………………………………………………………….… | 49 |
ВВЕДЕНИЕ
У педагогов-воспитателей и родителей обучающихся единые задачи – сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Современные общеобразовательные организации много делают для того, чтобы взаимодействие с родителями обучающихся было насыщенным и продуктивным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями обучающихся, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между школой и семьей на благо детей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов-воспитателей. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими ситуациями и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня в современных условиях предусматривает воздействие на семью через ребенка, когда ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – объективными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие воспитателя группы продленного дня и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка и формирование личностно-ориентированного подхода к организации образовательно-воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.
Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия общеобразовательной организации и родителей обучающихся в условиях группы продлённого дня всегда была и остается в центре внимания. Воспитатель, наряду с родителями, является очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности обучающегося.
Цель данной выпускной работы – изучение особенностей взаимодействия воспитателя группы продленного дня и родителей обучающихся.
Задачи:
-
проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме; -
изучить основы сотрудничества семьи и образовательной организации; -
описать функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи, стили родительского воспитания; -
раскрыть условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями, основные формы взаимодействия педагога-воспитателя с родителями обучающихся; -
дать инструментарий диагностики детско-родительских отношений; -
привести примеры внеклассной работы, использования интерактивных методов в работе с родителями.
Объект исследования: группы продленного дня в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, систематизация, обобщение, описание опыта.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХЧСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
-
Приоритет семейного воспитания и сотрудничество семьи и образовательной организации
Проблема выбора действенных и результативных способов взаимодействия между родителями обучающихся и воспитателем в группе продлённого дня неоднократно обсуждалась в научно-педагогической литературе.
В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». В работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т. п. [8].
В настоящее время ситуация с воспитанием и образованием в семье недостаточно успешна: материальное положение людей ухудшилось, в большинстве семей утеряны традиции, семейное времяпрепровождение заменяет телевизор, компьютер. Многие родители заняты своей карьерой и приобретением материальных благ, поэтому стремление с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе образования и воспитания детей сведено к минимуму. А ведь родители – первые воспитатели, которые имеют отличительную черту – влияние на детей. Вместе с тем, в Декларации прав ребенка отмечается, что ответственность за образование и воспитание детей лежит, прежде всего, на его родителях [1]. В Конвенции о правах ребенка, в свою очередь, сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [2].
В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» (ст. 41) семейное воспитание признано ведущим; определены права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в сфере образования несовершеннолетних обучающихся [3].
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Как и каждый процесс, взаимодействие, в том числе педагогическое взаимодействие движется к определенной цели и исследуется с точки зрения его эффективности.
Эффективное педагогическое взаимодействия – это сообща построенные действия участников образовательного процесса, гарантирующие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала [10].
Педагоги-практики обосновали, что в основе взаимодействия родителей обучающихся и воспитателей в условиях группы продлённого дня лежит сотрудничество воспитателей и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа воспитателей и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [14].
Главный момент в контексте «семья-образовательное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Содержание сотрудничества образовательного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении образовательно-воспитательным процессом [11].
-
Стили родительского воспитания
В настоящее время можно выделить три группы родителей:
-
родители-лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы школы; -
родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации; -
родители-критические наблюдатели – равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» [10].