Файл: Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ


ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня»

Выполнили слушатели группы 1.6.3

«Система воспитательной работы в группе продлённого дня»

Кутепова Алла Николаевна, воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 26 города Донецка»;

Котула Наталья Вячеславовна, воспитатель группы продлённого дня Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города  Донецка»

Руководитель выпускной работы

Мазуренко Л.Н., старший преподаватель кафедры менеджмента образования и психологии
Работа допущена/не допущена__________

(подпись)

Донецк, 2023 г.

АННОТАЦИЯ

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и общеобразовательной организации. Важное место в этой работе отводится группам продлённого дня (далее – ГПД).

Выполнение задач ГПД невозможно без участия родителей. Организация работы с родителями обучающихся в условиях ГПД имеет свои особенности и особую важность. Поэтому тема данной выпускной работы очень актуальна.

Цель работы – изучение особенностей взаимодействия воспитателя группы продленного дня и родителей обучающихся.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

  • изучить основы сотрудничества семьи и образовательной организации;

  • описать функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи, стили родительского воспитания;

  • раскрыть условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями, основные формы взаимодействия педагога-воспитателя с родителями обучающихся;

  • дать инструментарий диагностики детско-родительских отношений;

  • привести примеры внеклассной работы, использования интерактивных методов в работе с родителями.


Первый раздел выпускной работы включает в себя основы и этапы сотрудничества семьи и образовательной организации, стили родительского воспитания, функции, задачи, принципы, формы взаимодействия педагога с родителями, условия включения семьи в образовательный процесс.

Второй раздел содержит диагностический инструментарий, рекомендации по проведению внеклассных мероприятий, использованию интерактивных методов в работе педагога-воспитателя с родителями обучающихся.

Практические рекомендации нашли свое подтверждение в приложениях к выпускной работе.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………………...…

4

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ………………………...........................................................................................

6

    1. Приоритет семейного воспитания и сотрудничество семьи и образовательной организации…………………………………………….……..

6

    1. Стили родительского воспитания…………………………………………...

8

    1. Функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи……………………………………………………………………..………....

9

    1. Условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями…………………………………………..…….….

11

    1. Формы взаимодействия педагога-воспитателя с родителями обучающихся…………………………………………………………………..…..

13

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ………………......................................................

16

2.1. Диагностика отношений……………………………………………………...

16

2.2. Внеклассные мероприятия…………………………………………….………

22

2.3. Интерактивные методы в работе педагога-воспитателя с родителями обучающихся…………………………………………………………………….…...

24

Выводы……………………………………………………………………..…….

27

Список использованной литературы………………………….……..

29

Приложение 1……………………………………………………………….…...…

31

Приложение 2………………………………………………………………………

34

Приложение 3…………………………………………………………………….…

40

Приложение 4…………………………………………………………………….…

42

Приложение 5…………………………………………………………………….…

49


ВВЕДЕНИЕ
У педагогов-воспитателей и родителей обучающихся единые задачи – сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Современные общеобразовательные организации много делают для того, чтобы взаимодействие с родителями обучающихся было насыщенным и продуктивным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой – ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями обучающихся, основная задача которых – достижение реального сотрудничества между школой и семьей на благо детей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов-воспитателей. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими ситуациями и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Работа с родителями обучающихся в условиях группы продлённого дня в современных условиях предусматривает воздействие на семью через ребенка, когда ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых – объективными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие воспитателя группы продленного дня и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка и формирование личностно-ориентированного подхода к организации образовательно-воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.

Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимодействия общеобразовательной организации и родителей обучающихся в условиях группы продлённого дня всегда была и остается в центре внимания. Воспитатель, наряду с родителями, является очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования личности обучающегося.

Цель данной выпускной работы – изучение особенностей взаимодействия воспитателя группы продленного дня и родителей обучающихся.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

  • изучить основы сотрудничества семьи и образовательной организации;

  • описать функции, задачи, принципы взаимодействия педагога-воспитателя и семьи, стили родительского воспитания;

  • раскрыть условия включения семьи в образовательный процесс и этапы сотрудничества с родителями, основные формы взаимодействия педагога-воспитателя с родителями обучающихся;

  • дать инструментарий диагностики детско-родительских отношений;

  • привести примеры внеклассной работы, использования интерактивных методов в работе с родителями.


Объект исследования: группы продленного дня в общеобразовательных организациях.

Предмет исследования: работа воспитателя ГПД с родителями обучающихся.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, систематизация, обобщение, описание опыта.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХЧСЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    1. Приоритет семейного воспитания и сотрудничество семьи и образовательной организации

Проблема выбора действенных и результативных способов взаимодействия между родителями обучающихся и воспитателем в группе продлённого дня неоднократно обсуждалась в научно-педагогической литературе.

В 60-70-е годы XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа-семья-общественность». В работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и т. п. [8].

В настоящее время ситуация с воспитанием и образованием в семье недостаточно успешна: материальное положение людей ухудшилось, в большинстве семей утеряны традиции, семейное времяпрепровождение заменяет телевизор, компьютер. Многие родители заняты своей карьерой и приобретением материальных благ, поэтому стремление с их стороны к взаимодействию с образовательными учреждениями в вопросе образования и воспитания детей сведено к минимуму. А ведь родители – первые воспитатели, которые имеют отличительную черту – влияние на детей. Вместе с тем, в Декларации прав ребенка отмечается, что ответственность за образование и воспитание детей лежит, прежде всего, на его родителях [1]. В Конвенции о правах ребенка, в свою очередь, сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [2].


В Законе Донецкой Народной Республики «Об образовании» (ст. 41) семейное воспитание признано ведущим; определены права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в сфере образования несовершеннолетних обучающихся [3].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Как и каждый процесс, взаимодействие, в том числе педагогическое взаимодействие движется к определенной цели и исследуется с точки зрения его эффективности.

Эффективное педагогическое взаимодействия – это сообща построенные действия участников образовательного процесса, гарантирующие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала [10].

Педагоги-практики обосновали, что в основе взаимодействия родителей обучающихся и воспитателей в условиях группы продлённого дня лежит сотрудничество воспитателей и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа воспитателей и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений [14].

Главный момент в контексте «семья-образовательное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Содержание сотрудничества образовательного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении образовательно-воспитательным процессом [11].


    1. Стили родительского воспитания

В настоящее время можно выделить три группы родителей:

  • родители-лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы школы;

  • родители-исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

  • родители-критические наблюдатели – равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же» [10].