Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К группе дидактических подходов относятся личностно- ориентированный (индивидуальный), дедуктивный, индуктивный подходы. Личностно-ориентированный подход ставит приоритетом индивидуальные особенности обучающихся. Установлено, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению неродным языком. Разработаны различные учебные стратегии – действия и операции, используемые учащимися для оптимизации процессов получения и хранения информации, извлечения ее из памяти и процессов пользования накопленной информацией: группировка, структурирование, установление логических связей, использование образов, движений и т.д. Это стратегии, базирующееся на механизмах памяти. К когнитивным стратегиям относятся приемы дедуктивного и индуктивного умозаключения, сопоставительный анализ. Догадка о значении слов, использование синонимов, перифраза, невербальных средств общения – это компенсаторные стратегии. За рубежом у сторонников личностно-ориентированного подхода бытует нередко радикальное понимание самостоятельности учащихся, вплоть до передачи им функций контроля за процессом обучения и его содержанием, «что делает данный подход неприемлемым для российской школы, пока она работает по единым государственным стандартам и планам» [Балыхина, 2007, с. 26]
В концепции В.В. Серикова личностный подход понимается как совокупность основополагающих принципов [Сериков, 1999, с. 19-20]:
-
этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанника, что можно назвать «педагогикой сотрудничества»; -
принцип свободы личности в образовательном процессе, ее выбор приоритетов, формирование личностного опыта; -
принцип индивидуальности в образовании как альтернатива коллективному обучению; -
построение педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), ориентированного на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида.
Главным условием реализации личностно-ориентированного подхода, а соответственно, и условием проявления личностных способностей ребенка в образовательном процессе ученый считает создание «личностно- утверждающей» или личностно-ориентированной ситуации – учебной, познавательной, жизненной: «Единственно верное условие реализации личностного подхода в обучении – сделать самоутверждение личности ключевой идеей учебного процесса. Личностно-утверждающая ситуация – это та, которая актуализирует силы ее саморазвития» [Сериков, 1994, с. 12].
Дедуктивный подход к обучению неродному языку представляет собой путь от формы к ее реализации, от общего к частному. Дедуктивный подход лежит в основе грамматико-переводного метода и его модификаций: учащийся выучивает правило, а затем в соответствии с ним выполняет упражнения. Согласно «Лонгманскому словарю преподавания языка и прикладной лингвистики», «дедуктивное обучение — это подход в обучении языку, в котором учащимся преподают правила и предоставляется специфическая информация о языке» [Pearson, 2010, с. 158]. Эти принципы применяются в языковой практике, что лежит в основе грамматико- переводного метода. Подход экономен по времени, помогает эффективно преодолевать интерференцию. В отечественной методике классификация
«дедуктивность – индуктивность» рассматривается в первую очередь как способ овладения языковым материалом, в основе которого лежат когнитивные процессы: анализ – дедукция, аналогия – индукция.
Данный способ предполагает начинать обучение диалогу с прослушивания образца. Затем он читается учащимися, при этом закрепляется интонация, после разыгрывается по ролям и заучивается. После заучивания следует этап варьирования, трансформация лексического наполнения. Рациональным и положительным в данном способе является:
-
выработка умений вести диалог на темы, близкие к заученным; -
глобальность усвоения: от интонационно-синтаксического блока анализ «спускается» к его отдельным элементам.
Недостатки подхода также очевидны:
невозможно заучить все типы диалогов, сам процесс заучивания ограничивает каналы будущего свободного взаимодействия в изменяющихся условиях.
Индуктивный подход предполагает путь от интуитивного употребления лексического или грамматического явления к пониманию формы, значения. Данный подход используется в аудиолингвальном методе: учащиеся работают по образцу, овладевают языковыми и речевыми средствами путем имитации, механического повтора. Такой подход характерен для овладения родным языком и используется в обучении детской аудитории новому языку. Он предполагает путь овладения элементами диалога, а затем формирование навыков и умений его самостоятельного ведения на основе учебно-речевой ситуации. В современном обучении этот способ более распространен. Технология обучения диалогу такова:
-
представление образца не для заучивания, а для подражания, имитации; -
обучение планированию диалога; -
научение развертывания его содержания адекватно коммуникативной задаче; -
комбинирование реплик по цели, функции, модальности.
С помощью заучивания усваиваются только клишированные диалогические единства, связанные с обращением, приветствием, этикетом.
Важной методической задачей при обучении диалогу является не столько овладение речевой реакцией на опорную реплику, сколько умение инициировать диалог, опираясь на ситуацию и ее переменные [Балыхина, 2007, с. 26].
У. Деку предлагает рассматривать традиционную дихотомию
«индукция-дедукция» в образовательном процессе в расширенном варианте,
выделяя пять подкатегорий [Decoo, 1996, с. 96-98]:
-
модальность A: «фактическая дедукция», предполагающая объяснение правила учителем в начале урока с последующей отработкой в виде упражнений; -
модальность B: осознанная индукция как управляемое «открытие», когда предъявляются примеры использования того или иного грамматического явления и под руководством учителя с помощью наводящих вопросов учащиеся открывают для себя и формулируют правило; -
модальность C: «индукция, приводящая к эксплицитному выражению поведения», имеет истоки в бихевиоризме и аудио-лингвальном методе. Учащийся интенсивно тренируется в использовании определенной грамматической структуры, переводя через подобную практику понимание правила на уровень внутреннего осознания, после чего учитель дает эксплицитное объяснение этого правила; -
модальность D: «подсознательная индукция на основе структурированного материала». Учащимся предоставляется специально подобранный материал, структурированный с целью облегчить процесс индуктивного познания. При этом они приходят к пониманию смысла правила без последующего эксплицитного анализа и объяснения; -
модальность E: «подсознательная индукция на основе неструктурированного материала» фактически отождествляется с естественным овладением языком, поскольку не предполагает ни управления со стороны учителя, ни структурирования лингвистического содержания.
Р. Салаберри представляет несколько модифицированную совокупность приведенных выше модальностей в виде непрерывного континуума: правила ⇒ металингвистическая