Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 423
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
педагогике, путем обобщения был сделан вывод:
Event-технологии в преподавании – это набор инструментов, призванных сделать обучение увлекательным процессом, отвечающим потребностям учеников и сохраняющим за собой конечные педагогические цели. Наиболее целесообразно использование event-технологий в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, в котором обучение производится при помощи игровых методик.
В практической части магистерской диссертации в качестве примера практического применения event-технологий в преподавании будет рассмотрен фестиваль русского языка «Кириллица-Fest», проходивший в Улан-Баторе (Монголия) летом 2019 года при поддержке президентского фонда «Русский мир».
Глава 2. Event-технологии в преподавании РКИ на примере фестиваля русского языка в Монголии
В настоящее время создано немало программ, нацеленных на рост популярности русского языка, которые реализуются как государственными структурами, так и ведущими образовательными учреждениями. Их целью является увеличение числа русскоговорящих и улучшение политического и экономического статуса России на мировой арене.
Существует не так много научных исследований о русском языке в Монголии, а в имеющихся на данный момент работах акцент сделан на синхронном описании статуса русского языка в стране. С наступлением XXI века Монголия претерпела множество изменений в социальной и экономической областях, и они происходят по сей день ввиду колоссального роста благосостояния страны. Для
определения роли русского языка в современной Монголии, а также на исторических этапах развития российско- монгольских отношений наиболее значимыми являются такие факторы, как сотрудничество в культурной, экономической, научно-технической сферах, а также территориальное соседство.
Начало изучения русского языка связано с основанием Русско- монгольской школы в 1861 г. в г. Их-Хуре (прежнее название столицы Монголии). Данные об изучении русского языка в Монголии до 1919 г. являются малочисленными и научно не подтверждены, поэтому в описываемой хронологии первый этап отнесен к наиболее раннему документально представленному периоду – к 1919 г. [Боголепов, 1911, с. 60]. В 1914 г. открылась русская школа при МИДе Российской Федерации в Монголии. В 1923 г. состоялось торжественное открытие школы при Посольстве Российской Федерации в Улан-Баторе. В 1930-х гг. во всех профессиональных школах (данное наименование соответствует училищам и техникумам в русской системе образования), а после 1940 г. и во всех
средних образовательных школах стали обучать русскому языку. Таким образом, был заложен фундамент изучения русского языка [Кузьмин, 2017, с. 104].
Высокий статус, престиж русского языка, доминирующее влияние Советского Союза в Монголии в известный период не подвергаются сомнению. За сравнительно короткий исторический промежуток тысячи монгольских граждан, выучив сложный русский язык, действительно приобщились к сокровищнице мировой культуры, овладели гуманитарными
и техническими специальностями, снискали уважение на ниве науки и дипломатии. Политическая элита страны в совершенстве владеет языком северного соседа [Галсан, 2003, с. 5]. Это было обусловлено давними добрососедскими отношениями, связано с постепенно сложившимся образом России в умонастроениях масс как покровительницы и заступницы монголов в отстаивании самобытного строя и национальных интересов в борьбе с Китаем. В исторической памяти монгольского народа хранится благодарность, восходящая к военным событиям на Халхин-голе в 1939 г. В средних школах социалистической МНР было обязательным изучение русского языка, но после распада СССР русский язык в Монголии почти исчез [Свердлова, 2015, с. 2]. Несмотря на короткий промежуток жесткой политики дистанцирования от России в 1990-е гг., позитивный опыт добрососедских отношений выдержал испытание временем. С 2006 года в школах Монголии, начиная с 7 класса, русский язык включен в школьную программу в качестве дисциплины второго (после английского) иностранного языка по выбору, не уступая по популярности немецкому [Эрдэнэмаам, 2006, с. 5].
Исходя из опыта личного взаимодействия и работы с большим числом монголов разных поколений в рамках фестиваля, напрашивается вывод, что современная российская культура оказывает на Монголию немалое влияние. Так, среди монгольской молодежи популярны российские музыканты, что будет подробно разобрано в анализе соответствующего этапа фестиваля, а
старшее поколение с теплотой вспоминает фильмы и песни советского
периода, в частности, военно-патриотические.
С 20 июня по 11 июля 2019 года в Улан-Баторе прошел очный этап проекта «Кириллица-Fest» в рамках проекта «Продвижение русского языка в Монголии», в котором принял участие лингвистический отряд «Кириллица», состоящий из студентов УрФУ и возглавляемый преподавателем подготовительного отделения УрФУ для иностранных учащихся О.А. Михайловой. В качестве принимающей стороны выступили монгольские университеты МУИС (Монгольский Государственный Университет), МУБИС (Монгольский Государственный Педагогический Университет) и ШУТИС (Университет Науки и Технологии).
Спонсором «Кириллица-Fest» выступил Фонд Президентских грантов РФ. Деятельность проекта приостановлена на период пандемии COVID-19, после ее окончания планируется возобновление фестиваля и ежегодное его проведение, а также переговоры по поводу расширения его географии с ведущими университетами других стран.
Для характеристики анализируемого мероприятия была выбрана широко признанная классификация инструментов [Шумович, 2008, с. 49], которыми можно пользоваться при организации того или иного вида ивента.
Мозговой штурм
Мозговой штурм (досл. с англ. яз. – brainstorming) является одним из наиболее популярных методов планирования мероприятий. Его цель – собрать вместе организаторов, дать возможность свободно высказывать мнение и генерировать идеи, поставить проблему и вместе постараться найти ее рациональное решение. Зачастую идеи, высказанные одним из членов команды, может подхватить и развить кто-то другой, так как ввиду уникальности точки зрения и индивидуального опыта каждого человека,
одни и те же события или предметы способны вызвать совершенно разные ассоциации, а следовательно, идеи. Происходит эффект резонанса, а результат оказывается больше суммы составляющих.
При разработке «Кириллица-Fest» и подготовке к фестивальным дням (в том числе, совместно с участниками фестиваля) активно применялся мозговой штурм, открытость ко всем идеям и предложениям позволила достичь результатов, получивших по итогам мероприятия восторженную обратную связь.
Выбор концепции мероприятия
На этапе творческой разработки необходимо постоянно учитывать цели
Event-технологии в преподавании – это набор инструментов, призванных сделать обучение увлекательным процессом, отвечающим потребностям учеников и сохраняющим за собой конечные педагогические цели. Наиболее целесообразно использование event-технологий в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, в котором обучение производится при помощи игровых методик.
В практической части магистерской диссертации в качестве примера практического применения event-технологий в преподавании будет рассмотрен фестиваль русского языка «Кириллица-Fest», проходивший в Улан-Баторе (Монголия) летом 2019 года при поддержке президентского фонда «Русский мир».
Глава 2. Event-технологии в преподавании РКИ на примере фестиваля русского языка в Монголии
2.1. Российско-монгольские отношения и русский язык в Монголии
В настоящее время создано немало программ, нацеленных на рост популярности русского языка, которые реализуются как государственными структурами, так и ведущими образовательными учреждениями. Их целью является увеличение числа русскоговорящих и улучшение политического и экономического статуса России на мировой арене.
Существует не так много научных исследований о русском языке в Монголии, а в имеющихся на данный момент работах акцент сделан на синхронном описании статуса русского языка в стране. С наступлением XXI века Монголия претерпела множество изменений в социальной и экономической областях, и они происходят по сей день ввиду колоссального роста благосостояния страны. Для
определения роли русского языка в современной Монголии, а также на исторических этапах развития российско- монгольских отношений наиболее значимыми являются такие факторы, как сотрудничество в культурной, экономической, научно-технической сферах, а также территориальное соседство.
Начало изучения русского языка связано с основанием Русско- монгольской школы в 1861 г. в г. Их-Хуре (прежнее название столицы Монголии). Данные об изучении русского языка в Монголии до 1919 г. являются малочисленными и научно не подтверждены, поэтому в описываемой хронологии первый этап отнесен к наиболее раннему документально представленному периоду – к 1919 г. [Боголепов, 1911, с. 60]. В 1914 г. открылась русская школа при МИДе Российской Федерации в Монголии. В 1923 г. состоялось торжественное открытие школы при Посольстве Российской Федерации в Улан-Баторе. В 1930-х гг. во всех профессиональных школах (данное наименование соответствует училищам и техникумам в русской системе образования), а после 1940 г. и во всех
средних образовательных школах стали обучать русскому языку. Таким образом, был заложен фундамент изучения русского языка [Кузьмин, 2017, с. 104].
Высокий статус, престиж русского языка, доминирующее влияние Советского Союза в Монголии в известный период не подвергаются сомнению. За сравнительно короткий исторический промежуток тысячи монгольских граждан, выучив сложный русский язык, действительно приобщились к сокровищнице мировой культуры, овладели гуманитарными
и техническими специальностями, снискали уважение на ниве науки и дипломатии. Политическая элита страны в совершенстве владеет языком северного соседа [Галсан, 2003, с. 5]. Это было обусловлено давними добрососедскими отношениями, связано с постепенно сложившимся образом России в умонастроениях масс как покровительницы и заступницы монголов в отстаивании самобытного строя и национальных интересов в борьбе с Китаем. В исторической памяти монгольского народа хранится благодарность, восходящая к военным событиям на Халхин-голе в 1939 г. В средних школах социалистической МНР было обязательным изучение русского языка, но после распада СССР русский язык в Монголии почти исчез [Свердлова, 2015, с. 2]. Несмотря на короткий промежуток жесткой политики дистанцирования от России в 1990-е гг., позитивный опыт добрососедских отношений выдержал испытание временем. С 2006 года в школах Монголии, начиная с 7 класса, русский язык включен в школьную программу в качестве дисциплины второго (после английского) иностранного языка по выбору, не уступая по популярности немецкому [Эрдэнэмаам, 2006, с. 5].
Исходя из опыта личного взаимодействия и работы с большим числом монголов разных поколений в рамках фестиваля, напрашивается вывод, что современная российская культура оказывает на Монголию немалое влияние. Так, среди монгольской молодежи популярны российские музыканты, что будет подробно разобрано в анализе соответствующего этапа фестиваля, а
старшее поколение с теплотой вспоминает фильмы и песни советского
периода, в частности, военно-патриотические.
С 20 июня по 11 июля 2019 года в Улан-Баторе прошел очный этап проекта «Кириллица-Fest» в рамках проекта «Продвижение русского языка в Монголии», в котором принял участие лингвистический отряд «Кириллица», состоящий из студентов УрФУ и возглавляемый преподавателем подготовительного отделения УрФУ для иностранных учащихся О.А. Михайловой. В качестве принимающей стороны выступили монгольские университеты МУИС (Монгольский Государственный Университет), МУБИС (Монгольский Государственный Педагогический Университет) и ШУТИС (Университет Науки и Технологии).
Спонсором «Кириллица-Fest» выступил Фонд Президентских грантов РФ. Деятельность проекта приостановлена на период пандемии COVID-19, после ее окончания планируется возобновление фестиваля и ежегодное его проведение, а также переговоры по поводу расширения его географии с ведущими университетами других стран.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
Фестиваль «Кириллица-Fest» в Улан-Баторе
-
«Кириллица-Fest» как Event
Для характеристики анализируемого мероприятия была выбрана широко признанная классификация инструментов [Шумович, 2008, с. 49], которыми можно пользоваться при организации того или иного вида ивента.
Мозговой штурм
Мозговой штурм (досл. с англ. яз. – brainstorming) является одним из наиболее популярных методов планирования мероприятий. Его цель – собрать вместе организаторов, дать возможность свободно высказывать мнение и генерировать идеи, поставить проблему и вместе постараться найти ее рациональное решение. Зачастую идеи, высказанные одним из членов команды, может подхватить и развить кто-то другой, так как ввиду уникальности точки зрения и индивидуального опыта каждого человека,
одни и те же события или предметы способны вызвать совершенно разные ассоциации, а следовательно, идеи. Происходит эффект резонанса, а результат оказывается больше суммы составляющих.
При разработке «Кириллица-Fest» и подготовке к фестивальным дням (в том числе, совместно с участниками фестиваля) активно применялся мозговой штурм, открытость ко всем идеям и предложениям позволила достичь результатов, получивших по итогам мероприятия восторженную обратную связь.
Выбор концепции мероприятия
На этапе творческой разработки необходимо постоянно учитывать цели