Файл: Диссертация к ф. н, доц. Ю. Б. Пикулева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
между ними на данный момент не выявлено.

Рассмотрение сущности понятий, представленных выше, является достаточно актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Взгляды исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «технология обучения» («педагогическая технология») многообразно. В доказательство к вышесказанному приведем несколько примеров.

По мнению профессора В. П. Беспалько, «педагогическая технология

  • это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике» [Беспалько, 1989, с. 78].

Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическая технология это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов

обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [Лихачев, 1992, с. 104].

По мнению В.А. Сластенина, «педагогическая технология это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических
действий» [Сластенин, 1997, с. 330].

По М. В. Кларину, «педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» [Кларин, 1989, с. 17]. Также он добавляет, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.

Педагогическая технология продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [Монахов, 1995, с. 35].

Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:

  • научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

  • процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

  • процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [Селевко, 1998, с. 16].

В иерархии технологий в образовании, по мнению Т. С. Назаровой,

«образовательные технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут

«педагогические технологии», а

затем «технологии обучения». В области дистанционных форм получения образования, по нашему мнению, целесообразно выделить два уровня иерархии: «образовательные дистанционные технологии» и «технологии дистанционного обучения» [Назарова, 1997, с. 26].

В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

  • общепедагогический уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

  • частно-методический (предметный) уровень: термин «частно- предметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

  • локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [Селевко, 1998, с. 16].


Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:

    • концептуальная основа;

    • содержательная часть обучения: цели обучения общие и конкретные; содержание учебного материала;

    • процессуальная часть — технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:

    • Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

    • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

    • Управляемость. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

    • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

    • Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.


По мнению В. А. Сластенина, одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В. А. Сластенин выделяет следующие компоненты педагогической технологии:

    • Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

    • Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.

    • Анализ, прогноз и проект «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи [Сластенин, 1997, с. 75].

В конце 70-х годов в понятие «технологии обучения» стали вкладывать иной смысл. Современную трактовку этого понятия приводит Н. В. Талызина, которая видит сущность современной технологии обучения в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей, рассматривая учебный процесс комплексно, в единстве и во взаимосвязи [Талызина, 1977, с. 91–96]. Анализ приведенных подходов к определению понятий «технология обучения», «педагогическая технология» позволяет сделать вывод, что исследование данного вопроса актуально до сих пор, поскольку применение педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, гарантию в достижении запланированных результатов обучения. Кроме того, педагогические технологии рассматриваются как некий алгоритм построения образовательного процесса с заранее заданными результатами [Современные образовательные технологии, 2011, с. 15].

На момент написания работы термин «event» не зафиксирован ни в одном словаре, но данные, имеющиеся на тематическом