Файл: Решение задачи кроется в изучении уни версальных принципов изложенных в Торе. Тора само это слово означает наставление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
59
«Благословен Ты, Господи Боже, Владыка мира, произво-
дящий хлеб из земли».
Тот, кто ест другие виды пищи, пусть поблагодарит
Господа за них. Например, перед тем, как есть мясо, рыбу, молочные продукты или выпить любой напи- ток, произносят: «Благословен Ты, Господи Боже наш,
Владыка мира – по Твоему слову возникло все сущее».
Перед тем, как выпить вино говорят особое благо- словение: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Владыка
мира, творящий плод лозы виноградной».
Тот, кто ест только овощи, фрукты или ягоды, благо- словляет: «Благословен Ты, Господи Боже наш, Владыка
мира, творящий плод земли», или: «Благословен Ты, Го-
споди Боже наш, Владыка мира, творящий плод дерева», соответственно.
После еды следует произнести отдельное благослове- ние, прославляющее Господа и выражающее благодар- ность Ему за пищу, поддерживающую наше существо- вание. Я предлагаю следующую форму благословения после еды: «Возблагодарим Тебя, Владыка мира! В благо-
сти Своей Ты питаешь весь мир по милосердию, снисхо-
дительности и жалости, даешь хлеб всякой плоти, ибо
милость Твоя навек. Благодаря великой благости Твоей не
ведаем мы недостатка в пище, и да не будет у нас недо-
статка в пище во веки веков – ради великого имени Твоего,
ибо Ты, Бог, питаешь и кормишь всех, творишь всем добро
и уготавливаешь пищу всем созданиям Твоим, как сказа-
но: “Открывая длань Твою, щедро насыщаешь все живое”
1
.
Благословен Ты, Господи, Чьи яства мы отведали.
1
Теѓилим, 145:16.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
60
О, Владыка мира, ниспошли нам в милости Твоей жизнь,
здоровье, пропитание и заработок, дабы мы всегда были
благодарны Тебе и благословляли Тебя. Да не будем мы
нуждаться в щедротах и в одолжениях людских, в изо-
билии черпая из простертой, щедрой и святой длани
Твоей – тогда никогда не будем мы ни опозорены, ни по-
срамлены. Восславьте Господа, ибо Он благ, и милость
Его навек. Благословен муж, который положится на Го-
спода, и будет Господь опорой его»
1
И точно так же следует благодарить Господа и бла- гословлять Его за все блага этого мира, признав, что каждому из нас подобает постоянно прославлять
Всевышнего. Это является частью служения Богу.
И так же, как надлежит благодарить Бога за то, что нас радует, следует признать справедливость Бога и в том случае, когда Он посылает нам то, что нас пе- чалит, когда происходит несчастье. Надо помнить, что все, что случается в нашей жизни, от Бога, как изрек царь Давид: «Праведен Господь на всех путях
Его, милосерден во всех деяниях Его»
2
15
. ОБЯЗАННОСТЬ СТРЕМИТЬСЯ
К ПОДРАЖАНИЮ БЛАГИМ
АТРИБУТАМ ВСЕВЫШНЕГО
Человек должен работать над собой и исправлять свои дурные черты. Сказано в Торе: «…Если ты будешь хо- дить путями Его», «к Нему прилепитесь».
3
Мудрецы задаются вопросом, как это возможно – ходить путя-
1
Ирмияѓу (Иеремия), 17:7.
2
Теѓилим 145:17.
3
Дварим, 28:9; 13:5.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
61
ми Господа, прилепиться к Нему? – и объясняют, что здесь имеется в виду подражание Его благим атри- бутам: от нас требуется быть милосердными и забо- титься о других, как Бог печется о Своих творениях.
Только так люди могут воистину «ходить всеми пу- тями Его и прилепиться к Нему»
1
. Господь милосер- ден к Своим творениям, и нам следует поступать также, от человека требуется ставить себе в образец благие деяния Господа. Всевышний одевает нагих, как сказано: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»
2
, – так и ты одевай на- гих. Всевышний навещает больных, как то было, ког- да Авраам испытывал слабость после обрезания: «И явился ему Господь в дубраве Мамре»
3
, – так и ты на- вещай больных. Всевышний утешает скорбящих, как сказано: «И было после смерти Авраама, и благосло- вил Бог Ицхака, сына его»
4
– так и ты утешай скорбя- щих. Всевышний хоронит умерших, как сказано: «И похоронил его (Моше) в долине»
5
– так и ты хорони умерших. Всевышний внемлет мольбам нищего, вдо- вы и сироты. Поступай подобно Ему и помогай не- счастным
6
16
. ОБЯЗАННОСТЬ ОБДУМЫВАТЬ И
ПРОВЕРЯТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И
ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАВИЛЬНОСТИ
СВОИХ ДЕЯНИЙ И В СЛУЧАЕ
1
Дварим, 11:22.
2
Берешит, 3:21.
3
Берешит, 18:1.
4
Берешит, 25:11.
5
Дварим, 34:6.
6
Ср. Вавилонский Талмуд, Сота, 14а.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
62
НАДОБНОСТИ СОВЕРШАТЬ РАСКАЯНИЕ И
ИСПРАВЛЯТЬ СВОИ ПРЕДНАМЕРЕННЫЕ И
НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ГРЕХИ
Человек обязан постоянно работать над собой и ис- правлять свое поведение. Этот процесс называется на иврите словом «возвращение» (тшува). Так, Господь указал Каину путь раскаяния и исправления: «Ведь если станешь лучше – прощен будешь»
1
Возвращение к Богу включает в себя следующие эле- менты: вербализированное признание своей вины, мольба
Всевышнему о прощении, раскаяние в содеянном и приня-
тие решения более не совершать такого греха.
Вербализированное признание своей вины – каю- щийся должен предстать перед Всевышним (напри- мер, во время молитвы или в другой подходящий для этого момент) и произнести: «Господи, Боже мой!
Я согрешил перед Тобой, поступив так-то и так-то. Я
признаю мой грех и мою вину и стыжусь содеянного. Я
хочу вернуться к Тебе. Умоляю Тебя, прими меня, дай мне
шанс исправить мой грех!»
Это примерная формулировка, необязательно вос- производить ее дословно. Тому, кто молится вместе с другими, лучше исповедоваться в своих грехах шепо-
том, чтобы никто не услышал его признаний.
Мольба о прощении – признав свою вину, надо ска- зать примерно следующее: «Молю Тебя, прости мне
грех, который я совершил перед Тобой, очисти меня от
зла и скверны».
1
Берешит, 4:7.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
63
Раскаяние в содеянном и принятие решения более не грешить – «Я раскаиваюсь в том, что совершил, сты-
жусь этого и больше не допущу ничего подобного. Я при-
нимаю на себя обязательство отныне следовать Твоей
воле и изо всех сил стараться соблюдать Твои заповеди».
Раскаяние никогда не остается втуне, будь то грех против Бога или против людей, однако в последнем случае раскаяния недостаточно для прощения. Сна- чала грешник должен принести извинения тому, кого
обидел, и помириться с ним. Только после этого, дока- зав свое раскаяние на деле, он может просить Госпо- да о прощении. См. в этой связи закон 43.
К этому закону относится и повеление о порицании.
Следует увещевать заблудших, дабы они вернулись на путь истинный. Подобно тому, как на каждом лежит обязанность проверять свои поступки и ис- правлять свое поведение, следует помогать в этом и другим. Но не следует увещевать другого, если заранее
понятно, что слова укора не будут восприняты, а на-
против, вызовут раздоры и породят ненависть. Обязан- ность порицания вытекает и из заповеди установле- ния законов – следует учить людей правде, дабы они знали, в чем состоит Божья воля.
17
. ЗАПРЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ЯЗЫЧЕСКОМУ
БОЖЕСТВУ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ
ИЛИ ИДЕИ, СВЯЗАННЫЕ С ЯЗЫЧЕСТВОМ
Сказано: «Не обращайтесь к идолам», – а также: «…Дабы не искал ты богов их, говоря: «Как служат народы эти божествам своим, так буду делать и я»
1
. Таким
1
Дварим, 12:30.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
64
образом, не следует расспрашивать о подробностях языческого культа и интересоваться языческими об- рядами, ибо это может увлечь на путь язычества. За- прещено, в частности, изучать языческую религию по их книгам, входить в их храмы и молельни.
18
. ЗАПРЕТ УЧАСТИЯ В ЯЗЫЧЕСКИХ
ПРАЗДНЕСТВАХ
Запрещено участвовать в языческих празднествах, вкушать вместе с язычниками на их ритуальных праздничных трапезах или от мяса их жертвопри- ношений, как сказано: «А то, если заключишь союз с жителями той земли, а те будут развращаться, следуя за богами своими, и приносить жертвы богам своим, и пригласит кто тебя, и будешь ты есть от жертвы его»
1
. Ибо, в результате человек попадает в общество язычников и начинает следовать их примеру. К тому же, каждый, кто ест мясо языческих жертв, признает легитимность служения чужим богам, что также за- прещено, как разъясняется в законе 19.
19
. ЗАПРЕТ ПРОЯВЛЯТЬ ПОЧТЕНИЕ
К ОБЪЕКТУ ЯЗЫЧЕСКОГО КУЛЬТА
Запрещено всякое действие, выражающее почтение к объекту культа или признающее его значимость, даже если оно не является частью языческого ритуа- ла (в том случае, если речь идет об элементе ритуала и выражения согласия с языческим кредо; это отно- сится к запрету идолопоклонства, рассмотренном в законе 1). Этот запрет распространяется на все похва- лы, например, «Как красива статуя такого-то бога!»,
1
Шмот, 34:15.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
65
«Как умело она была сделана!» – и так далее. К это- му закону относится и запрет молиться языческому божеству и клясться его именем, и сказано также:
«Имен других богов не упоминайте, да не слышат- ся они из уст ваших»
1
. Не следует и провоцировать язычников на то, чтобы они клялись своими боже- ствами или прославляли их, ведь в результате этого оказываемый им почет возрастет, а виновен в этом будет тот, кто стал причиной упоминания языче- ских богов в положительном контексте.
20
. ЗАПРЕТ СООРУЖАТЬ СТАТУЮ
ЯЗЫЧЕСКОГО БОЖЕСТВА
Этот запрет действителен и тогда, когда скульптор де- лает ее не для себя, а для других, и даже когда статуя вообще не предназначена для служения. Тора остере- гает нас: «Не делай себе кумира и никакого изобра- жения»
2
; «Богов литых не делайте себе»
3
. Запрещено также делать статую по образу человека (или ангела) для украшения. Сказано: «Не делайте при Мне богов серебряных и богов золотых не делайте себе»
4
, – и сло- ва «при Мне» указывают, что речь здесь идет о стату- ях, предназначенных для украшения, а не для культа.
Этот запрет ограждает от чрезмерной близости к язы- честву.
21
. ЗАПРЕТ СОЗДАВАТЬ, ЧИНИТЬ ИЛИ
УСТАНАВЛИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ, НУЖНЫЕ
ДЛЯ ЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ
1
Шмот, 23:13.
2
Шмот, 20:4.
3
Ваикра, 19:4.
4
Шмот, 20:20.
РАВВИН
МОЙШЕ ВАЙНЕР. 90 ЗАКОНОВ
66
Запрещено создавать не только изображение объекта культа, но и всякий предмет, который используют в ходе языческого ритуала. Поэтому запрещено сажать деревья, которые являются объектом поклонения или же просто способствуют отправлению культа, например, украшают жертвенник, или же их плоды приносят в дар божеству (Ашеры). Запрещено также воздвигать монумент, будь то здание, колонна или иной памятный знак с целью прославить языческую религию или призвать к служению языческому бо- жеству. Об этом сказано: «…Кумира и столба не ставь- те у себя», «Не возводи себе обелиска, что ненавидит
Господь Бог твой»
1
. Запрещено также строить здание, в котором будет происходить языческое служение, алтарь для жертвоприношений и т.д.
22
. ЗАПРЕТ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОЛЬЗЫ
ИЗ ИДОЛОПОКЛОНСТВА
Запрещено извлекать пользу из объектов культа и аксессуаров, используемых в языческих ритуалах. Об этом сказано: «Устраните богов чужих, которые в сре- де вашей», «И да не прилипнет к руке твоей ничего из подлежащего истреблению»
2
23
. ПОВЕЛЕНИЕ УНИЧТОЖИТЬ ВСЯКИЙ ОБЪЕКТ
ЯЗЫЧЕСКОГО КУЛЬТА И ВСЕ ПРЕДМЕТЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЯЗЫЧЕСКИХ РИТУАЛАХ
Сказано: «Совершенно уничтожьте все места, где на- роды, которых вы изгоняете, служили божествам сво- им… И разрушьте жертвенники их, и разбейте столпы
1
Ваикра, 26:1; Дварим, 16:22.
2
Берешит, 35:2; Дварим, 13:18.
СВОД ЗАКОНОВ, ВОСХОДЯЩИХ К 7 ЗАПОВЕДЯМ НОАХА
67
их, и сожгите огнем рощи их, и разбейте истуканы их, и истребите имя их с места того»
1
. Это повеление распространяется на общество в целом, и на каждого человека в отдельности. Всякая страна должна уста- новить законы, требующие уничтожить принадлеж- ности языческих культов; помимо этого, каждый, кто окажется их владельцем, должен их уничтожить.
Запрещено оставлять их в целости и сохранности, и сказано: «Не вноси скверны в дом свой»
2
Тем не менее, язычники могут самостоятельно аннули-
ровать религиозный характер тех или иных предметов,
служащих для отправления культа, и даже объекта по-
клонения. Это может сделать всякий мыслящий чело- век, который убедится в ложности языческой рели- гии и перестанет верить в языческих богов. Для этого ему следует проявить свое отрицание язычества, на- пример, причинить какой-либо, хотя бы небольшой изъян статуе языческого божества или совершить по отношению к ней недозволенное, с точки зрения культа, действие. После этого объект культа считает-
ся утратившим религиозный характер и может быть
использован в любых других целях. Подобным образом
можно лишить религиозного значения всякий предмет,
используемый в культовых целях язычниками.
На мой взгляд, согласно букве закона Торы, не толь- ко язычник, но и тот, кто верует в истинного Бога и соблюдает семь общечеловеческих заповедей, имеет право аннулировать религиозный характер объекта и прочих принадлежностей языческого культа с тем, чтобы их можно было использовать в других целях.
1
Дварим, 23:2-3.
2
Дварим, 7:26.
РАВВИН
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10