Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уроки 10–11. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (с. 24–28)

Вариант 1

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний
о словосочетании, простом предложении, знаках препинания); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности информацию устного и письменного сообщений, (аудирование и чтение: адекватно воспринимают владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: карточки, задание для цифрового диктанта


Организационная структура уроков

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Индивидуальная работа

по карточкам

Задание: вставить пропущенные буквы, произвести морфологический разбор выделенных слов.

Карточка 1. В работ.. железо не ржаве..т.

Карточка 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.

Карточка 3. На чужбин.. и собака тоску..т.

Карточка 4. Богатырь и на тигр.. поед..т

Выполняют работу по карточкам. Осуществляют взаимопроверку

Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий

II. Работа по теме урока.

1. Работа с предложением

– Найдите в данном предложении словосочетание
с ошибкой.

Мы часто слушаем народный фольклор.

– В чем заключается ошибка?

– Запишите исправленный вариант предложения.

– Подчеркните основу предложения.

– Есть ли в предложении группа подлежащего?

– Выделите группу сказуемого.

– Сколько словосочетаний в предложении?

– Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили?

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

2. Цифровой диктант

Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «–».

1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.

2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.

3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.

4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.

5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.

6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.

7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.

8. Знать наизусть. Главное слово – знать.

9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий



У учащихся в тетрадях должна появиться такая
запись: 1+, 2+, 3–, 4+, 5–, 6–, 7–, 8+, 9+

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий.

Принимают и сохраняют учебную задачу

3. Работа со схемами

– Составьте словосочетания по схемам (См. Ресурсный материал.)

Выполняют задание

Используют схемы для решения учебно-практических задач

4. Игра «Кто вперед?»

Класс делится на три команды. Задача каждой команды – составить и записать на доске словосочетания в упражнении 41 (1-е словосочетание – первой команде, 2-е словосочетание – второй, 3-е словосочетание – третьей).

К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки

Выполняют задание

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

5. Беседа

– Чем словосочетания отличаются от предложений?

– Какова цель каждого высказывания?

Пришла зима.

Пришла зима?

Пришла зима!

– От каких условий зависит выбор знаков препинания?

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на вопросы.
Владеют способами конструктивного взаимодействия

6. Выполнение упражнения 44
(комментированное письмо)

Предлагает выполнить комментированное письмо

Выполняют упражнение 44

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

7. Выполнение упражнения 46

– Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и?

– Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте ответ

Отвечают на вопросы.
Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему

Формулируют ответы на вопросы.

Высказывают свою точку зрения

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Для чего в языке служат словосочетания и предложения?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упражнения 47, 48

Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения



Ресурсный материал

Схемы



Урок 12. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАПЯТЫЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
(с. 28–31)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний
о сложном предложении, знаках препинания в сложном предложении, порядке синтаксического и пунктуационного разбора предложения); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: алгоритм расстановки запятых в предложении


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему, формулирует задачи урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную
задачу

II. Работа по теме урока.

1. Работа с предложением

– Вставьте пропущенные буквы.

Ворох листь..в сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся,

И тр..щит и пыла..т костер.

– Сложное или простое это предложение? Как вы определили?

– Как связаны между собой части сложного предложения?

– Объясните постановку запятой перед союзом и.

– Рассмотрите первую часть сложного предложения.
Есть ли в ней однородные члены предложения?
Поставьте необходимые знаки препинания.

– Рассмотрите вторую часть сложного предложения.
Есть ли в ней однородные члены предложения? Нужно ли между ними поставить запятую? Обоснуйте ответ

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

2. Работа с теоретическим материалом

– Рассмотрите алгоритм.

– На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?

(Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.) (См. Ресурсный материал.)

Рассматривают и анализируют алгоритм расстановки запятых в предложении

Используют таблицу для решения учебно-практических задач.

Осуществляют логические операции

3. Выполнение упражнения 51

Предлагает выполнить упражнение

Выполняют упражнение 51

Осуществляют планирование, контроль

4. Работа со схемами

Учитель составляет схемы предложений из упражнения 50. Перед учащимися ставится задача: дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов,
объяснение знаков препинания). Затем напротив каждой схемы учащиеся выписывают из упражнения соответствующее ей предложение

Выполняют задание

Используют схемы для решения учебно-практических задач.

Осуществляют контроль

5. Выполнение упражнение 53

Предлагает выполнить упражнение

Выполняют упражнение 53

Осуществляют планирование, контроль

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упражнение 52 (1-й вариант), 49 (2-й вариант); составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными, записать на отдельных листочках

Отвечают на вопросы.


Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения




Ресурсный материал

Алгоритм расстановки запятых в предложении

1. Определяю, сложное или простое предложение

Простое

Сложное




Определяю, сколько частей в предложении




Отделяю части сложного предложения запятыми




Работаю с каждой частью как с простым предложением

2. Определяю, есть ли в предложении однородные члены

Да

Нет

Действую в соответствии с правилом о постановке запятых




3. Определяю, есть в предложении обращение

Да

Нет

Выделяю его запятыми

Запятые в предложении не нужны


Урок 13. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ (с. 31–33)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний
о прямой речи, диалоге); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: предложения для обобщения и систематизации знаний о прямой речи, отрывок из сказки К. И. Чуковского «Телефон»,
аудиозапись с текстом диктанта