ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уроки 10–11. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ (с. 24–28)
Вариант 1
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о словосочетании, простом предложении, знаках препинания); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности информацию устного и письменного сообщений, (аудирование и чтение: адекватно воспринимают владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: карточки, задание для цифрового диктанта |
Организационная структура уроков
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Индивидуальная работа по карточкам | Задание: вставить пропущенные буквы, произвести морфологический разбор выделенных слов. Карточка 1. В работ.. железо не ржаве..т. Карточка 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь. Карточка 3. На чужбин.. и собака тоску..т. Карточка 4. Богатырь и на тигр.. поед..т | Выполняют работу по карточкам. Осуществляют взаимопроверку | Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с предложением | – Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой. Мы часто слушаем народный фольклор. – В чем заключается ошибка? – Запишите исправленный вариант предложения. – Подчеркните основу предложения. – Есть ли в предложении группа подлежащего? – Выделите группу сказуемого. – Сколько словосочетаний в предложении? – Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Цифровой диктант | Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «–». 1. Опытный наставник. Главное слово – наставник. 2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия. 3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин. 4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить. 5. Думать о будущем. Главное слово – будущем. 6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям. 7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво. 8. Знать наизусть. Главное слово – знать. 9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий | У учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3–, 4+, 5–, 6–, 7–, 8+, 9+ | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Работа со схемами | – Составьте словосочетания по схемам (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание | Используют схемы для решения учебно-практических задач |
4. Игра «Кто вперед?» | Класс делится на три команды. Задача каждой команды – составить и записать на доске словосочетания в упражнении 41 (1-е словосочетание – первой команде, 2-е словосочетание – второй, 3-е словосочетание – третьей). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки | Выполняют задание | Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий |
5. Беседа | – Чем словосочетания отличаются от предложений? – Какова цель каждого высказывания? Пришла зима. Пришла зима? Пришла зима! – От каких условий зависит выбор знаков препинания? | Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
6. Выполнение упражнения 44 (комментированное письмо) | Предлагает выполнить комментированное письмо | Выполняют упражнение 44 | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий |
7. Выполнение упражнения 46 | – Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и? – Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте ответ | Отвечают на вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему | Формулируют ответы на вопросы. Высказывают свою точку зрения |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Для чего в языке служат словосочетания и предложения? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упражнения 47, 48 | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Ресурсный материал
Схемы
Урок 12. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАПЯТЫЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ (с. 28–31)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о сложном предложении, знаках препинания в сложном предложении, порядке синтаксического и пунктуационного разбора предложения); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: алгоритм расстановки запятых в предложении |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему, формулирует задачи урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с предложением | – Вставьте пропущенные буквы. Ворох листь..в сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся, И тр..щит и пыла..т костер. – Сложное или простое это предложение? Как вы определили? – Как связаны между собой части сложного предложения? – Объясните постановку запятой перед союзом и. – Рассмотрите первую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Поставьте необходимые знаки препинания. – Рассмотрите вторую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Нужно ли между ними поставить запятую? Обоснуйте ответ | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Владеют способами конструктивного взаимодействия |
2. Работа с теоретическим материалом | – Рассмотрите алгоритм. – На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении? (Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.) (См. Ресурсный материал.) | Рассматривают и анализируют алгоритм расстановки запятых в предложении | Используют таблицу для решения учебно-практических задач. Осуществляют логические операции |
3. Выполнение упражнения 51 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение 51 | Осуществляют планирование, контроль |
4. Работа со схемами | Учитель составляет схемы предложений из упражнения 50. Перед учащимися ставится задача: дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов, объяснение знаков препинания). Затем напротив каждой схемы учащиеся выписывают из упражнения соответствующее ей предложение | Выполняют задание | Используют схемы для решения учебно-практических задач. Осуществляют контроль |
5. Выполнение упражнение 53 | Предлагает выполнить упражнение | Выполняют упражнение 53 | Осуществляют планирование, контроль |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? Домашнее задание: выполнить упражнение 52 (1-й вариант), 49 (2-й вариант); составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными, записать на отдельных листочках | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения |
Ресурсный материал
Алгоритм расстановки запятых в предложении
1. Определяю, сложное или простое предложение | |
Простое | Сложное |
| Определяю, сколько частей в предложении |
| Отделяю части сложного предложения запятыми |
| Работаю с каждой частью как с простым предложением |
2. Определяю, есть ли в предложении однородные члены | |
Да | Нет |
Действую в соответствии с правилом о постановке запятых | |
3. Определяю, есть в предложении обращение | |
Да | Нет |
Выделяю его запятыми | Запятые в предложении не нужны |
Урок 13. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ (с. 31–33)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о прямой речи, диалоге); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: предложения для обобщения и систематизации знаний о прямой речи, отрывок из сказки К. И. Чуковского «Телефон», аудиозапись с текстом диктанта |