Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня мы выполним очень важную работу: постараемся расширить и углубить наши знания о тексте. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы разобьемся на группы

Внимательно слушают.


Делятся на группы

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку:

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. (Л. Н. Толстой.)

– Каквы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

– А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно
говорить? (Составлять высказывания – тексты.)

Внимательно слушают.


Отвечают на вопросы. Обосновывают свою точку зрения

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Формулируют ответы на вопросы

2. Раскрытие сущности новых понятий

– Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово текст. Дома вы должны были определить
по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

– Итак, каково же первоначальное значение слова текст? (Ткань, сплетение.)

– Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

– Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

– Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

– Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст – потеряв одно или несколько предложений, он может потерять смысл.

– Прочитайте упражнение 64 на с. 36 и скажите, без какого предложения (предложений) текст потеряет смысл?

– Как называется такое предложение? (Основная мысль.)

Организует обсуждение схемы, данной в упражнении 65. Подводит обучающихся к выводу о взаимосвязи темы
и основной мысли текста

Внимательно слушают.

Работают со словарной статьей.

Принимают участие в обсуждении.

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

Принимают участие в обсуждении. Обосновывают свою точку зрения

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний

Организует работу в группах по выполнению упражнений.

Оказывает консультационную поддержку обучающимся

Выполняют задания в группах:

группы 1, 3 – упражнение 66;

группы 2, 4 – упражнение 67.

Осуществляют взаимопроверку. Участники групп 1–2 и 3–4 отвечают по очереди на вопросы, поставленные в упражнениях

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Владеют навыками групповой работы.

Владеют логическими действиями

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Как вы понимаете значение слова текст?

– Что мы называем основной мыслью текста?

– Как взаимосвязаны заглавие текста и его основная мысль?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться

эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнение 68 (сочинение)

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности



Урок 18. НАЧАЛЬНЫЕ И КОНЕЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА (с. 39–41)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать
развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развивать их умения в определении основной мысли текста, роли начальных
и конечных предложений в понимании замысла автора; способствовать развитию умений составлять план текста

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: толковый словарь, карточки


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать большую и важную тему – «Текст». Сегодня мы продолжаем цикл уроков по этой проблеме. Но вначале нам необходимо вспомнить, что о тексте мы уже успели узнать

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы

II. Работа

по теме урока.

1. Работа со словарем

– Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова текст.

– Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью

Выполняют задание, работают с толковыми словарями и справочным материалом.

Рассказывают о результатах своей работы

Владеют способами конструктивного

взаимодействия,

навыками работы
со справочной литературой

2. Раскрытие сущности новых понятий

– Можно ли считать предложение текстом?

– Чем отличается предложение от текста? (Предложение позволяет только выразить мысль, а текст – обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.)

– Любая ли группа предложений будет текстом? (Нет,

только та, в которой присутствует единство темы
и основной мысли, связывающей предложения в единое целое.)


– Давайте прочитаем два предложения, данные на с. 39.
В чем их особенность? (Они помогают догадаться
о возможном содержании текста.)


Предлагает учащимся познакомиться с содержанием текста упражнения 69.

– Как вы считаете, всегда ли начальное и конечное предложения позволяют догадаться о содержании всего текста? Обоснуйте свое мнение. (Из первого предложения – тезиса – должно быть понятно, о чем пойдет речь далее, а последнее предложение обычно выполняет роль вывода, значит, обобщает все сказанное выше.)

Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание, отвечают на вопрос.

Читают текст упражнения, выдвигают гипотезы,

приходят к выводу о том, что начальное и конечное предложения текста несут особую смысловую нагрузку

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Используют навыки работы со справочной литературой.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний

– Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать с деформированным текстом. Если вы все сделаете правильно,
у вас получится китайская сказка. Работать мы будем
в несколько этапов. (См. Ресурсный материал.)

Консультирует обучающихся в ходе работы.

Организует промежуточную проверку результатов:

– Оцените действия короля.

– Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали
королю?

– Что бы вы предложили королю?

Работают с деформированным текстом.

На первом этапе составляют текст, располагая предложения в нужной последовательности.

На втором этапе выбирают начало текста из предложенных на карточке.

Читают получившийся вариант текста (без концовки):

В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

– Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

Отвечают на вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками,

групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Как вы думаете, больше вреда или пользы природе принес поступок короля?

– Допишите концовку сказки дома и придумайте свое
название сказки. А на следующем уроке мы проверим,

что у нас получилось, и сверимся с изначальным текстом.

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: дописать сказку по данному началу

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.


Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности



Ресурсный материал

Карточки

Карточка для этапа 1.

______ – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть  риса.

______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.

______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:

______ – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.

______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.

Карточка для этапа 2.

Выберите начало из предложенных:

1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.

2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.

Сказка «Добро без ума»

В одной стране жил король. У него было доброе сердце.

Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.

– Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.

Король повторил:

У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.

Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

Каких птенцов? – спросил король.

Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.

На это мудрец ответил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо.

Урок 19. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (с. 42–44)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать
развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развитию их умения в определении основной мысли через ключевые слова,
а также способности выделять ключевые слова текста

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: толковый словарь, сказка
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   30


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы вновь возвращаемся с вами к тому, что такое текст. Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках.

Организует беседу, которая позволяет определить уровень знаний обучающихся о тексте.

– Дома вы должны были дописать окончание китайской сказки. Проверим, что у нас получилось.

Выслушивает 2–3 выступления обучающихся, показывает на слайде оригинальное окончание. (См. Ресурсный
материла к уроку 18.)


– Ребята, а какие слова помогли вам так близко к оригиналу закончить текст и придумать ему название? Сегодня мы поговорим с вами о ключевых словах и той роли, которую они играют в тексте

Внимательно слушают.

Принимают участие в беседе.


Участвуют в проверке домашнего задания.

С помощью учителя приходят к выводу, что слова
добро, добрый являются ключевыми для понимания основной мысли текста

Принимают и сохраняют учебные задачи

Формулируют ответы на вопросы

II. Работа по теме урока.

1. Работа с материалом учебника

– Прочитайте материал учебника на с. 42 и скажите,
какую роль играют ключевые слова в тексте.

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос.
Коротко запишите его в тетрадь

Выполняют задание.
Отвечают на вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Формулируют ответы на вопросы

2. Игра «Кто быстрее?»

– Итак, мы поняли, что такое ключевые слова. В упражнении 77 мы должны по ключевым словам определить

и назвать литературное произведение. Та группа, которая справится быстрее, отвечает первой

Внимательно слушают. Работают с заданием упражнения.
Выполняют задание, отвечают на вопрос

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний (выполнение упражнений 74, 75)

Организует работу по выполнению упражнений.

– А знаете ли вы, ребята, что умение правильно выделять ключевые слова поможет вам не только в школе? Например, при поиске информации в сети Интернет в строку поиска вводят поисковые запросы. А как сформулировать запрос, чтобы поисковая машина смогла быстро найти для вас новую информацию? Поисковые машины не понимают человеческий язык, они ищут информацию, проводя сравнение ключевых слов и словосочетаний в поисковом запросе с теми, которые находятся в содержимом известных ей сайтов. И чем больше совпадений будет найдено, тем выше вероятность удачного поиска.

– Выпишите из упражнения 76 десять ключевых слов

и словосочетаний, которые помогли бы вам найти рассказ ученицы в Интернете

Отвечают на вопросы, выполняют задания упражнений 74, 75.

Слушают учителя, высказывают гипотезы, принимают участие в обсуждении.

Выполняют задание

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Применяют навыки групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Дома воспользуйтесь выписанными из упражнения 76 ключевыми словами для поиска текста в сети Интернет. Это поможет вам проверить, насколько хорошо вы смогли усвоить тему нашего урока.

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнение 79

Отвечают на вопросы.
Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности