ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, сегодня мы выполним очень важную работу: постараемся расширить и углубить наши знания о тексте. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы разобьемся на группы | Внимательно слушают. Делятся на группы | Принимают и сохраняют учебные задачи |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом | – Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. (Л. Н. Толстой.) – Каквы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. – А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно говорить? (Составлять высказывания – тексты.) | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Обосновывают свою точку зрения | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы |
2. Раскрытие сущности новых понятий | – Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово текст. Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова. – Итак, каково же первоначальное значение слова текст? (Ткань, сплетение.) – Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. – Как вы думаете, что общего между этими предметами? (Кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.) – Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. – Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст – потеряв одно или несколько предложений, он может потерять смысл. – Прочитайте упражнение 64 на с. 36 и скажите, без какого предложения (предложений) текст потеряет смысл? – Как называется такое предложение? (Основная мысль.) Организует обсуждение схемы, данной в упражнении 65. Подводит обучающихся к выводу о взаимосвязи темы и основной мысли текста | Внимательно слушают. Работают со словарной статьей. Принимают участие в обсуждении. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Принимают участие в обсуждении. Обосновывают свою точку зрения | Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний | Организует работу в группах по выполнению упражнений. Оказывает консультационную поддержку обучающимся | Выполняют задания в группах: группы 1, 3 – упражнение 66; группы 2, 4 – упражнение 67. Осуществляют взаимопроверку. Участники групп 1–2 и 3–4 отвечают по очереди на вопросы, поставленные в упражнениях | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Владеют навыками групповой работы. Владеют логическими действиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Как вы понимаете значение слова текст? – Что мы называем основной мыслью текста? – Как взаимосвязаны заглавие текста и его основная мысль? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 68 (сочинение) | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Урок 18. НАЧАЛЬНЫЕ И КОНЕЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕКСТА (с. 39–41)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развивать их умения в определении основной мысли текста, роли начальных и конечных предложений в понимании замысла автора; способствовать развитию умений составлять план текста | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, карточки |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать большую и важную тему – «Текст». Сегодня мы продолжаем цикл уроков по этой проблеме. Но вначале нам необходимо вспомнить, что о тексте мы уже успели узнать | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы |
II. Работа по теме урока. 1. Работа со словарем | – Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова текст. – Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью | Выполняют задание, работают с толковыми словарями и справочным материалом. Рассказывают о результатах своей работы | Владеют способами конструктивного взаимодействия, навыками работы со справочной литературой |
2. Раскрытие сущности новых понятий | – Можно ли считать предложение текстом? – Чем отличается предложение от текста? (Предложение позволяет только выразить мысль, а текст – обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое.) – Любая ли группа предложений будет текстом? (Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое.) – Давайте прочитаем два предложения, данные на с. 39. В чем их особенность? (Они помогают догадаться о возможном содержании текста.) Предлагает учащимся познакомиться с содержанием текста упражнения 69. – Как вы считаете, всегда ли начальное и конечное предложения позволяют догадаться о содержании всего текста? Обоснуйте свое мнение. (Из первого предложения – тезиса – должно быть понятно, о чем пойдет речь далее, а последнее предложение обычно выполняет роль вывода, значит, обобщает все сказанное выше.) | Внимательно слушают. Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы. Выполняют задание, отвечают на вопрос. Читают текст упражнения, выдвигают гипотезы, приходят к выводу о том, что начальное и конечное предложения текста несут особую смысловую нагрузку | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Используют навыки работы со справочной литературой. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний | – Ребята, а теперь я предлагаю вам поработать с деформированным текстом. Если вы все сделаете правильно, у вас получится китайская сказка. Работать мы будем в несколько этапов. (См. Ресурсный материал.) Консультирует обучающихся в ходе работы. Организует промежуточную проверку результатов: – Оцените действия короля. – Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю? – Что бы вы предложили королю? | Работают с деформированным текстом. На первом этапе составляют текст, располагая предложения в нужной последовательности. На втором этапе выбирают начало текста из предложенных на карточке. Читают получившийся вариант текста (без концовки): В одной стране жил король. У него было доброе сердце. Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление: – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками, групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Как вы думаете, больше вреда или пользы природе принес поступок короля? – Допишите концовку сказки дома и придумайте свое название сказки. А на следующем уроке мы проверим, что у нас получилось, и сверимся с изначальным текстом. – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: дописать сказку по данному началу | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Ресурсный материал
Карточки
Карточка для этапа 1.
______ – Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ – Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Карточка для этапа 2.
Выберите начало из предложенных:
1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.
2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.
Сказка «Добро без ума»
В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
– Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
Король повторил:
– У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил король.
– Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный король.
На это мудрец ответил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо.
Урок 19. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (с. 42–44)
Тип урока: постановка и решение учебных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о тексте, полученных в 5 классе; способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся; развитию их умения в определении основной мысли через ключевые слова, а также способности выделять ключевые слова текста | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: толковый словарь, сказка |
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 30
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы вновь возвращаемся с вами к тому, что такое текст. Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках. Организует беседу, которая позволяет определить уровень знаний обучающихся о тексте. – Дома вы должны были дописать окончание китайской сказки. Проверим, что у нас получилось. Выслушивает 2–3 выступления обучающихся, показывает на слайде оригинальное окончание. (См. Ресурсный материла к уроку 18.) – Ребята, а какие слова помогли вам так близко к оригиналу закончить текст и придумать ему название? Сегодня мы поговорим с вами о ключевых словах и той роли, которую они играют в тексте | Внимательно слушают. Принимают участие в беседе. Участвуют в проверке домашнего задания. С помощью учителя приходят к выводу, что слова добро, добрый являются ключевыми для понимания основной мысли текста | Принимают и сохраняют учебные задачи Формулируют ответы на вопросы |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с материалом учебника | – Прочитайте материал учебника на с. 42 и скажите, какую роль играют ключевые слова в тексте. – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия. Формулируют ответы на вопросы |
2. Игра «Кто быстрее?» | – Итак, мы поняли, что такое ключевые слова. В упражнении 77 мы должны по ключевым словам определить и назвать литературное произведение. Та группа, которая справится быстрее, отвечает первой | Внимательно слушают. Работают с заданием упражнения. Выполняют задание, отвечают на вопрос | Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний (выполнение упражнений 74, 75) | Организует работу по выполнению упражнений. – А знаете ли вы, ребята, что умение правильно выделять ключевые слова поможет вам не только в школе? Например, при поиске информации в сети Интернет в строку поиска вводят поисковые запросы. А как сформулировать запрос, чтобы поисковая машина смогла быстро найти для вас новую информацию? Поисковые машины не понимают человеческий язык, они ищут информацию, проводя сравнение ключевых слов и словосочетаний в поисковом запросе с теми, которые находятся в содержимом известных ей сайтов. И чем больше совпадений будет найдено, тем выше вероятность удачного поиска. – Выпишите из упражнения 76 десять ключевых слов и словосочетаний, которые помогли бы вам найти рассказ ученицы в Интернете | Отвечают на вопросы, выполняют задания упражнений 74, 75. Слушают учителя, высказывают гипотезы, принимают участие в обсуждении. Выполняют задание | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Применяют навыки групповой работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют логическими действиями |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Дома воспользуйтесь выписанными из упражнения 76 ключевыми словами для поиска текста в сети Интернет. Это поможет вам проверить, насколько хорошо вы смогли усвоить тему нашего урока. – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения? – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнение 79 | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения. Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы | Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |