ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Стили речи
| Научный | Публицистический | Официально-деловой | Художественный | Разговорный |
Сфера использования | Наука, техника, образование | Средства массовой информации, публичные выступления | Законодательство, делопроизводство | Искусство, художественная литература | Повседневное общение |
Основная цель речи | Сообщение, фиксация знаний | Сообщение и воздействие | Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений | Воздействие через образное моделирование мира | Установление межличностных контактов |
Характерные черты стиля | Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность | Образность, эмоциональность, оценочность | Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности | Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности | Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации |
Жанры | Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др. | Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др. | Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т. п.) | Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т. д. | Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др. |
Языковые средства | Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже – метафора) | Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности | Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределен- но-личные и безличные предложения | Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур | Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения |
Урок 22. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ (с. 49–50)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об официально-деловом стиле речи; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: задания для игры «Редактор», образец заявления |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи | Сообщает тему, формулирует задачи урока | Внимательно слушают | Принимают и сохраняют учебную задачу |
II. Работа по теме урока. 1. Выполнение упражнения 88. 2. Работа с теоретическим материалом | Предлагает выполнить упражнение на с. 49 учебника. Проводит обсуждение теоретических сведений со с. 49 учебника | Выполняют упражнение 88. Участвуют в обсуждении проблемы | Умеют внимательно слушать. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками |
3. Игра «Редактор» | Задача учащихся – найти ошибку и исправить ее. 1. Повестка дня: обсуждение поведения прогульщика и лодыря А. Петрова. 2. Ввиду отсутствия средств (возможностей) команда не смогла принять участие в спортивных состязаниях. 3. Во избежание загрязнения воды в ставке (озере) мытье автомобилей запрещается. 4. Постановили: 1) Для проведения олимпиады по русскому языку создать совет. 2) В его состав включить А. Мокеева, Н. Крылову… 5. В школу учащиеся приходить обязаны своевременно. 6. Автобиография. Я, Тихомиров Борис Васильевич, родился 15 августа 1982 года в живописном уголке нашей необъятной Родины – станице Ермаковской Ростовской области. 7. С чувством огромной радости культмассовая комиссия сообщает, что насыщенный мероприятиями план работы выполнен | Выполняют задания | Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников. Принимают и сохра- няют учебную задачу |
4. Выполнение упражнения 89 | – Прочитайте образец заявления. – В чем заключаются особенности его оформления? – Учитываются ли эти особенности в следующем заявлении? Заявление. Уважаемый Виктор Иванович! Разрешите мне, пожалуйста, выехать на соревнования по лыжным гонкам. С уважением Климов Ю. – Запишите это заявление в исправленном виде | Выполняют задание. Отвечают на вопрос. Высказывают свою точку зрения. Выполняют задание | Умеют внимательно слушать. Осуществляют кон- троль и оценку учеб- ных действий. Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности |
Уроки 23–24. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (с. 51–56)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о слове и его лексическом значении; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц | Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского язы- ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: рассказ А. Шибаева «Поговорили», тест, слова к заданию «Подбери антонимы» |
Организационная структура уроков
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | ||
I. Постановка учебной задачи | – Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили». (См. Ресурсный материал.) Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом нормально? – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему? – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас? – Как это можно делать? – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка? – Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изученные в 5 классе | Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают | Умеют внимательно слушать. Формулируют ответы на вопросы учителя. Принимают и сохраняют учебную задачу | ||
II. Работа по теме урока. 1. Словарная работа | На доске записаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение. – Что означает слово брошюра? – А слово ручка? – Почему при попытке дать толкование слову ручка ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.) | Устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь. Отвечают на вопросы | Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Осуществляют логические действия | ||
2. Работа со словарем | – Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), матрица (2-й ряд), рукав (3-й ряд). – Многозначными или однозначными являются эти слова? – Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это. – Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова? Показывает запись:
– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему? – Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.) | Выполняют задания. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на поставленные вопросы. Используют навыки работы со справочной литературой. Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками | ||
3. Игра «Кто вперед?» | Задание: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы. (Бумажник, люлька.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и оценку | ||
4. Выполнение упражнения 100 | – Прочитайте текст. – Обратите внимание на слова в рамочке на с. 56. – В каких лексических отношениях они состоят? – В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения? Подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске – запись:ответить; отозваться; откликнуться. – Объясните написание буквы о. – Произнесите хором эти слова по слогам. – Закройте учебники и запишите слова по памяти | Выполняют задание. Отвечают на вопросы | Принимают и сохраняют учебные задачи. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||
5. Тест | – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания прилагательное + существительное. Например: хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб. 1. Глаза карие или коричневые? 2. А пиджак – карий или коричневый? 3. Дружба сильная или крепкая? 4. А характер? 5. Чай горячий или горючий? 6. А слезы? 7. Ответ полный или кромешный? 8. А тьма? | В тетради должна получиться следующая запись: 1. Карие глаза. 2. Коричневый пиджак. 3. Крепкая дружба. 4. Сильный характер. 5. Горячий чай. 6. Горючие слезы. 7. Полный ответ. 8. Кромешная тьма. | Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||
6. Игра «Подбери антонимы» | –Подберите к словам левой колонки антонимы из правой. (См. Ресурсный материал.) | Выполняют задание | Осуществляют контроль и проверку учебных действий | ||
7. Выполнение упражнения 99 | – Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек. – В каком из словосочетаний слово горячий имеет переносное значение? – Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение. – Выполните ту же работу с остальными словами из упраж- нения самостоятельно: 1-й ряд – мягкий;2-й ряд – легкий;3-й ряд – свежий | Отвечают на вопросы. Горячий кофе – холодный кофе. Горячий человек – спокойный человек. Выполняют задания | Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют контроль и оценку учебных действий | ||
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Выполнение упражнения 101 | – Над какой темой мы работали? – Какие задания выполняли? – Что вызвало у вас затруднения? Почему? – Как оцениваете свою работу на уроке? – Прочитайте текст упражнения 101. Почему он кажется нам сухим, неинтересным? – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык? Домашнее задание: выполнить упражнение 98 или при- думать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный | Отвечают на вопросы. Записывают задания, задают уточняющие вопросы | Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебные задачи. Осуществляют поиск средств их решения |