Файл: Решение учебных задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Стили речи




Научный

Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера использования

Наука, техника, образование

Средства массовой информации, публичные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художественная литература

Повседневное общение

Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздействие

Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений

Воздействие через образное моделирование мира

Установление межличностных контактов

Характерные черты стиля

Строгая логичность
изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

Образность, эмоциональность, оценочность

Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности

Непринужденность,
минимальная забота
о форме изложения мысли, особая роль
жестов, мимики, интонации

Жанры

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т. п.)

Роман, повесть, рассказ,
поэма, лирическое стихотворение и т. д.

Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.

Языковые средства

Однозначные слова,

термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже – метафора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределен-

но-личные и безличные предложения

Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц, вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения




Урок 22. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ (с. 49–50)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся об официально-деловом стиле речи; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: задания для игры «Редактор», образец заявления


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

Сообщает тему, формулирует задачи урока

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебную задачу

II. Работа по теме урока.

1. Выполнение упражнения 88.

2. Работа с теоретическим
материалом



Предлагает выполнить упражнение на с. 49 учебника.

Проводит обсуждение теоретических сведений со с. 49 учебника



Выполняют упражнение 88.

Участвуют в обсуждении проблемы

Умеют внимательно слушать.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

3. Игра «Редактор»

Задача учащихся – найти ошибку и исправить ее.

1. Повестка дня: обсуждение поведения прогульщика
и лодыря А. Петрова.

2. Ввиду отсутствия средств (возможностей) команда
не смогла принять участие в спортивных состязаниях.

3. Во избежание загрязнения воды в ставке (озере) мытье автомобилей запрещается.

4. Постановили:

1) Для проведения олимпиады по русскому языку создать совет.

2) В его состав включить А. Мокеева, Н. Крылову…

5. В школу учащиеся приходить обязаны своевременно.

6. Автобиография.

Я, Тихомиров Борис Васильевич, родился 15 августа
1982 года в живописном уголке нашей необъятной
Родины – станице Ермаковской Ростовской области.

7. С чувством огромной радости культмассовая комиссия сообщает, что насыщенный мероприятиями план работы выполнен

Выполняют задания

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий.

Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников.

Принимают и сохра-

няют учебную задачу

4. Выполнение упражнения 89

– Прочитайте образец заявления.

– В чем заключаются особенности его оформления?

– Учитываются ли эти особенности в следующем заявлении?

Заявление.

Уважаемый Виктор Иванович! Разрешите мне, пожалуйста, выехать на соревнования по лыжным гонкам.

С уважением Климов Ю.

– Запишите это заявление в исправленном виде

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос.

Высказывают свою точку зрения.

Выполняют задание

Умеют внимательно слушать.

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий.

Адекватно воспринимают оценку учителя и сверстников

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Отвечают на вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности



Уроки 23–24. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (с. 51–56)

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для актуализации знаний обучающихся о слове и его лексическом значении; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: рассказ А. Шибаева «Поговорили», тест, слова к заданию «Подбери антонимы»


Организационная структура уроков

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили».
(См. Ресурсный материал.) Что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словом нормально?

– Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

– Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

– Как это можно делать?

– Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

– Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изученные в 5 классе

Внимательно слушают.


Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают

Умеют внимательно слушать.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу

II. Работа по теме урока.

1. Словарная
работа



На доске записаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.

– Что означает слово брошюра?

– А слово ручка?

– Почему при попытке дать толкование слову ручка ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные.)



Устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь.

Отвечают на вопросы

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют логические действия

2. Работа со словарем

– Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), матрица (2-й ряд), рукав (3-й ряд).

– Многозначными или однозначными являются эти слова?

– Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.

– Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?

Показывает запись:

Лук1, а, м. Растение.

Лук2, а, м. Оружие для метания стрел.

– Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?

– Как называется проиллюстрированное явление? Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему? (Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.)

Выполняют задания.
Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Используют навыки работы со справочной литературой.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

3. Игра «Кто вперед?»

Задание: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы. (Бумажник, люлька.)

Выполняют задание

Осуществляют контроль и оценку

4. Выполнение упражнения 100

– Прочитайте текст.

– Обратите внимание на слова в рамочке на с. 56.

– В каких лексических отношениях они состоят?

– В написании каких гласных букв могут возникнуть
затруднения?

Подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске –
запись:ответить; отозваться; откликнуться.

– Объясните написание буквы о.

– Произнесите хором эти слова по слогам.

– Закройте учебники и запишите слова по памяти

Выполняют задание.
Отвечают на вопросы

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

5. Тест

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать
ответ в форме словосочетания прилагательное + существительное.

Например: хлеб свежий или новый?

Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак – карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?


В тетради должна получиться следующая запись:

1. Карие глаза.

2. Коричневый пиджак.

3. Крепкая дружба.

4. Сильный характер.

5. Горячий чай.

6. Горючие слезы.

7. Полный ответ.

8. Кромешная тьма.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

6. Игра «Подбери антонимы»

–Подберите к словам левой колонки антонимы из правой.
(См. Ресурсный материал.)

Выполняют задание

Осуществляют контроль и проверку учебных действий

7. Выполнение упражнения 99

– Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек.

– В каком из словосочетаний слово горячий имеет переносное значение?

– Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение.

– Выполните ту же работу с остальными словами из упраж-
нения самостоятельно: 1-й ряд – мягкий;2-й ряд – легкий;3-й ряд – свежий



Отвечают на вопросы.
Горячий кофе – холодный кофе.

Горячий человек – спокойный человек.

Выполняют задания

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Выполнение упражнения 101

– Над какой темой мы работали?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

– Прочитайте текст упражнения 101. Почему он кажется нам сухим, неинтересным?

– Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык?

Домашнее задание: выполнить упражнение 98 или при-

думать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный

Отвечают на вопросы.


Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Осуществляют поиск средств их решения