Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
«Русский язык. 4 класс». Часть 2
«Выскажите мнение, для чего вам нужно знать разницу в написании личных окончаний глаголов». [стр. 93, упр. 189]. [26]
«Русский язык. 4 класс». Часть 1
“Обсудите, какую профессию вы считаете самой важной. Почему?
А кем вы бы хотели стать и почему? Составьте текст на эту тему.” [стр. 108; упр.
194] [26]
«Русский язык. 4 класс». Часть 1
“Дайте совет другу: что нужно сделать, чтобы в данном тексте правильно написать безударные личные окончания глаголов?” [стр. 123; упр. 223] [26]
3) Умение определять общие цели и пути их реализации; способность слаженно распределять функции и роли, а в дальнейшем осуществлять взаимный контроль в групповой деятельности; умение с объективной точки зрения оценивать свое поведение, а также поступки товарищей (условно обозначается символом – работаем парами).
Младшие школьники общими усилиями формулируют единую цель, помогают товарищу правильно обозначить учебную задачу, осуществляют контроль напарника для получения наиболее точного результата, адекватной оценки правильности выполнения задания одноклассником и т. д.
Приведем примеры из учебников.
«Русский язык. 4 класс». Часть 2
«К добру и миру тянет мудрость». Обсудите, верны ли эти слова. О чем они заставляют нас думать? (работа в парах)» [стр. 114, упр. 209]. [26]
4) Коммуникативные и речевые умения, помогающие в создании учащимися нового текста.
Приведем примеры соответствующих заданий для формирования данных способностей.
«Русский язык. 4 класс». Часть 1 [стр. 7 ; упр. 4 ]
Составьте по любому рисунку текст, включив в него диалог. Приготовьтесь его
32 инсценировать. [26]
«Русский язык. 4 класс». Часть 1 [стр. 143, упр. 4].
«Прочтите начало сказки Е. Пермяка. Подумайте о своем продолжении для этой сказки. Приготовьтесь рассказать ее ». [26]
Проведя анализ упражнений из учебников русского языка учебно- методического комплекса «Школа России» (авторы – В. П. Канакина, В. Г.
Горецкий), можно заключить:
– на формирование коммуникативно-речевых умений в учебниках данного
УМК направлено большое количество заданий;
– представленные в учебниках упражнения способствуют формированию лишь части необходимых коммуникативно-речевых умений: разбираться в ситуации общения, верно называть тему и главную идею высказывания, грамотно передавать свои мысли согласно нормам современного литературного языка.
Однако, заданий, направленных на активное ведение диалога в парах и группах, представлено в малом количестве.
Учебно-методический комплект «Перспектива» имеет концептуальную основу, строится с учетом современных достижений психологической и педагогической наук, сохраняя вместе с тем тесную связь с лучшими идеями традиционного классического образования в российских школах. Благодаря данному УМК обеспечивается доступность знаний и качественное овладение программным материалом, происходит всестороннее развитие личности учащихся начальных классов, принимая во внимание его возрастные особенности, интересы и потребности.
Комплект учебников «Перспектива» отвечает требованиям стандарта общего образования второго поколения. В развитии речи по программе УМК
«Перспектива» выделяются 3 линии: работа со словами, работа со словосочетаниями и предложениями, работа по формированию связной речи.
Работа над словом на каждом уроке образует стройную методическую
33 систему, включающую его изучение с разных сторон: смысловой (лексической), звуковой и графической, в качестве составного элемента предложения.
Учебник русского языка авторов Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой погружает учащихся в коммуникативную среду, формирует у них представление о понятии «речевая ситуация», заставляет задуматься о роли слова в общении. В то же время авторы учебника делают слово как единицу языка центром развития речи учеников.
Замечательным подспорьем учителю при работе по развитию речи младших школьников станет рабочая тетрадь «Волшебная сила слов» (авторы –
Л. Ф. Климанова и Т. Ю. Коти). С ее помощью он познакомит детей с различными коммуникативными ситуациями, обучит речевому этикету.
Следует особо подчеркнуть в качестве наиболее сильной стороны учебника Л. Ф. Климановой и С. Г. Макеевой целенаправленную работу над стилем общения, помещенную в нем систему заданий, направленную на обогащение речи младших школьников. Этой цели служит грамотный подбор текстов, не только иллюстрирующих изучаемые речевые явления, но и выступающих для детей эталонными речевыми образцами.
Приведем несколько примеров упражнений, представленных в данном
УМК. Все они выделены особым обозначением в виде пары ребят с книгой.
“Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге? Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения. “ [часть 1. Стр. 16, упр. 19]
“Игра “Кто быстрее?”. Запишите слова-антонимы парами. “ [часть 1. Стр.
89, упр. 144] [29]
“Составьте и запишите диалог на каждую тему. Подумайте, кто с кем общается. Как собеседникам следует обращаться друг к другу, какие местоимения использовать?
1. Чемпионат по футболу. 2. Посещение врача. 3. Решение трудной математической задачи. 4. Оценки в дневнике. 5. История семьи. 6. Жизнь детей
34 в других странах.” (часть 2. Стр. 77, упр. 127 ) [29]
Таким образом, в результате анализа УМК Л. Ф. Климановой и С. Г.
Макеевой делаем вывод, что в УМК «Школа 2100», составленном в соответствии с требованиями ФГОС, в полной мере реализуются принципы деятельностного подхода.
В учебниках “Школа 2100” Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной по русскому языку для основной школы обучение нацелено на овладение учащимися следующими важнейшими компетенциями: лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой. Построение и формулировка заданий в них подчинены задачам обучения деятельности. Например, задания на написание алгоритма нахождения орфограммы в соответствии с каким-либо ее отличительным признаком, задания на основе проблемно-диалогической технологии.
Методические рекомендации содержат необходимый учителю материал, помогающий ему как можно более эффективно преподнести детям проблемную ситуацию из учебника и найти другие варианты демонстрации проблемы на уроке русского языка.
Приведем примеры заданий, направленных на формирование следующих коммуникативных умений в 4 классе:
- Умение слушать партнера по коммуникации и вести диалог
“Игорь писал сочинение на тему Мой день рождения". Он решил написать, что сказала мама, когда вручала свой подарок. Предложение получилось такое:
Мама улыбнулась и сказала, я горжусь тобой!
— Тебе не кажется, что надо как-то по-другому поставить знаки? — спросила Оля.
— Это же сложное предложение, две грамматические основы...
— Но ведь всё это предложение про маму, — возразила Оля.
Вы согласны с Игорем? А с Олей? Обсудите в паре (в группе).
Какие вопросы возникают? Сформулируйте их.
35
Сравните свои формулировки с авторской (с. 156). [14]
Предложите свои версии решения проблемы.” [часть 1, стр. 82]
- Готовность признать наличие разных точек зрения
“Игорь и Оля сидели у экрана компьютера. - Давай напишем Машке, что пока не можем выйти на улицу, - предложил Игорь. На экране появилось предложение:
-Маша! Ольга ещё делает уроки, и родители не пускают гулять. Игорь и
Оля заметили, что компьютер подчеркнул слово уроки. - И чего это компьютер подчеркнул зелёным? – удивился Игорь. – Мы же учили, что не нужно ставить запятую перед и, если союз одиночный... -Наверное, в каких-то случаях ставится,
- предложила Оля». Какой возникает вопрос? Сравните свою формулировку с авторской.” [часть 1, стр. 67] [14]
- Умение выражать свою позицию
“Что ты думаешь о Дениске? Какой он? “ [часть 1, стр 58, упр 64]
- Умение определять общие цели и пути их реализации
“Работа в паре. Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм*) ”Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении“.
Проговорите её по очереди.
1. Нахожу и подчёркиваю ...
2. Считаю ...
3. Если ...
4. Нахожу границы ...
5. Выделяю ...
6. Ставлю ...
Сравните свою инструкцию с той, которая дана в конце учебника на с. 163.
Пользуйтесь инструкцией при выполнении следующих упражнений.”
(часть 1, стр. 71 упр. 75) [14]
Проведя анализ УМК “Школа 2100” для 4 класса, делаем вывод, что в
36 учебнике в большом количестве представлены задания на формирование умения выражать свое мнение. Заданий, предполагающих работу в парах, ведения диалогов, представлено мало.
Для сравнения количества упражнений в каждом УМК по каждому из коммуникативных умений представляем таблицу. (таблица 1)
Таблица 1- Наличие в УМК упражнений на формирование коммуникативных умений
Анализ учебников разных УМК для 4 класса, показал, что во всех учебниках представлена система упражнений, ориентированная на развитие у младших школьников умения самостоятельно анализировать и рассуждать,
Коммуникативн ые умения
УМ
К “Школа
России”
УМК
“Школ а
2100”
УМК
”Перспекти ва ”
Умение слушать партнера по коммуникации и вести диалог
3 2
5
Готовность признать наличие разных точек зрения
6 4
4
Умение выражать свою позицию
4 4
5
Умение определять общие цели и пути их реализации
6 2
6
37 формировать интерес к познанию, изучению родного языка, а учителю помогает создавать на уроке атмосферу открытия и удивления, отрабатывать навыки учебной самостоятельности, обеспечивать поэтапно и в диалогической форме организовать процесс обучения. Многофункциональный методический аппарат учебников по курсу русского языка обеспечивает возможность организовывать деятельность учащихся, способствует формированию коммуникативных компетенций, помогает деятельности учителя.
Но большинство заданий затрагивают простую работу с текстом, поиск информации. Ощущается острая нехватка творческих заданий, для выполнения которых учащиеся работали бы в парах, либо в группах, что слабо развивает коммуникативные умения младших школьников.
2.2. Диагностика сформированности у младших школьников
коммуникативных умений
Исследование проходило в ГБОУ “Школа № 491” на 2 классах учащихся 4 класса. Общее количество испытуемых составило 30 человек (17 мальчиков и 13 девочки) в 4 классе. Все дети, участвующие в эксперименте, обладают высоким уровнем речевого развития. Возраст испытуемых 10-11 лет, что соответствует требованиям выбранных методик.
Цель констатирующего этапа - определение уровня сформированности коммуникативной умений младших школьников.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
– подобрать и адаптировать методики для изучения коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста в процессе создания мультимедийного сторителлинга;
– рассмотреть, каков уровень развития коммуникативных умений и навыков у учащихся данной категории, которые реализуются ими в условиях коллектива детей;
– обозначить направления и методы коммуникативно-организованного
38 обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в процессе создания сторителлинга.
В основу оценки коммуникативных умений и навыков детей были положены следующие критерии:
– соответствие коммуникативного поведения ребенка конкретной ситуации общения;
– умение его выразить главную мысль своего сообщения;
– характер языкового оформления речевой продукции (слово, словосочетание, предложение);
– использование паралингвистических средств в процессе общения (их наличие, разнообразие и соответствие условиям коммуникации).
В ходе исследования сформированности коммуникативного развития учеников были взяты методики, направленные на выявление уровня коммуникативного взаимодействия детей в парах и группах:
Проверка уровня организации и сотрудничества учеников при выполнении задания (“Совместная сортировка” Г.В. Бурменской), учета позиции собеседника
(“Ваза с яблоками” Ж.Пиаже и Д.Х.Флейвелла), умения передавать собеседнику информацию и действовать по инструкции (“дорога к дому “).
Первой методикой, которую мы выбрали, является «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007) (приложение 1)
Цель данной методики- проверить уровень организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
В ходе проведения данной методики учащиеся разбиваются на пары.
Каждой паре предлагают фишки, которые необходимо распределить на разные кучки, следуя условию. На предложенном листочке дети должны написать каждую кучку и объяснение, почему они разделили именно так.
Задача экспериментатора- объяснить задание и условие его выполнения.
Затем уже следить за процессом работы, отмечая случаи конфликта между детьми.
39
Уровень определяется по следующим критериям:
- умение договариваться с партнером в ходе выполнения задания;
- сохранения доброжелательного отношения к товарищу;
-взаимопомощь и взаимоконтроль;
-позитивное или негативное отношение к совместной работе;
-правильность распределения фишек;
Сравнительные результаты, полученные в результате проведения методики, представлены в таблице 2.
Таблица 2- Результаты по методике «Совместная сортировка»
Результаты проведенной диагностики для наглядности вынесены в диаграмму 1.
Уровень организации и сотрудничества
Кол-во человек в 4 “А” (%)
Высокий
5 (17%)
Средний
19 (63%)
Низкий
6 (20%)
Всего человек
30
40
Диаграмма 1 - Результаты методики изучения уровня организации и сотрудничества «Совместная сортировка».
После проведения анализа методики оценки уровня сформированности коммуникативных УУД, можно сделать вывод, что у большинства учащихся умение работать в коллективе, продуктивно выполнять совместную работу, умение договариваться, умение аргументировать свое мнение, предположение, но навык самоконтроля и взаимоконтроля развито на среднем уровне.
Мы выделили 6 человек в классе, которые в процессе работы конфликтовали, не могли согласовать работу друг с другом, в результате чего задание не было выполнено, каждый ребенок активно продвигал свою точку зрения, не стараясь услышать партнера. В одной паре возникло непонимание между двумя детьми потому, что один ребенок стремился к обсуждению для решения задания в то время, как его партнер с низкими уровнем не желал слушать мнение собеседника, из-за чего задание не было выполнено в соответствии с инструкцией.
Можно отметить 5 человек, которые сумели создать доброжелательную атмосферу в ситуации конфликта, сохраняли позитивное отношение к совместной деятельности, активно и охотно сотрудничали друг с другом при
0 10 20 30 40 50 60 70
Высокий
Средний
Низкий
4"А"
41 выполнении задания. Задание было выполнено правильно и быстро.
У большинства ребят из класса (19 человек) выявлен средний уровень. В данных парах случались случаи непонимания и разногласий между партнерами, ввиду неумения объяснять свою точку зрения. По этой причине задание было выполнено частично, разделены только те фишки, которые принадлежали каждому человеку в паре отдельно.
Второй методикой, используемой нами, является «Ваза с яблоками»
(модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967). (Приложение 2)
Цель методики- выявить уровень сформированности коммуникативных умений, направленных на учет позиции собеседника.
Работа проводилась в группах. Каждой группе предлагался бланк задания, где были изображены ваза, в которой лежали яблоки. Ученикам было необходимо, совещаясь друг с другом, раскрасить каждое яблоко и подписать имя обладателя каждого.
Экспериментатору было необходимо следить за ходом проведения методики.
Оценка была проведена по следующим критериям:
- понимание и принятие других точек зрения
-умение ориентироваться по точке зрения других людей
Результаты, полученные в результате проведения методики, представлены в таблице 3
42
Таблица 3- Результаты по методике “Ваза с яблоками”
Для наглядности результаты отображены также на диаграмме 2.
Диаграмма 2 - Результаты методики «Ваза с яблоками»
(модифицированная проба Ж.Пиаже; Флейвелл, 1967).
По результату проведенной методики по оцениванию коммуникативных
УУД, направленных на учет позиции собеседника (партнера) - «Ваза с яблоками»
Ж.Пиаже, можно сделать вывод, что уровень сформированности коммуникативных УУД, направленные на учет позиции собеседника (партнера) у учащихся 4 классов находится на среднем уровне. В общем, дети принимают точки зрения других людей, но не со всеми они согласны и готовы принять, что
0 5
10 15 20 25 30 35 40 45 50
Высокий
Средний
Низкий
4 "А"
Уровень сформированности коммуникативных умений, направленных на учет позиции собеседника
Кол-во человек в
4 “А” (%)
Высокий
10 (33 %)
Средний
14 (47 %)
Низкий
6 (20 %)
Всего человек
30
43 отразилось на результате работе. Таких 14 человек со средним уровнем.
Было выявлено 6 человек с низким уровнем формирования сотрудничества. В этих парах задание было выполнено неправильно, рисунок не соответствовал условиям выполнения, яблоки были раскрашены одним цветом, имена подписаны неправильно. Ребята не смогли принять точки зрения друг друга и сориентироваться на выбор автора.
Третьей методикой, которую мы выбрали для своего исследования, является «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор- строитель»,
Возрастно-психологическое консультирование...,
2007)
(Приложение 3)
Целью данной методики является выявление уровня сформированности умения передавать информацию и действовать согласно получаемым данным.
Ученики садятся в пары. Один из детей диктует партнеру по паре узор, который тот должен изобразить на своем листе. Особенность заключается в том.
Чтобы следовать инструкциям, несмотря на узор. Затем ученики меняются местами.
Экспериментатор играет роль наблюдателя, следя за ходом проведения задания.
Оценка результатов проводится по следующим критериям:
- сходство дорожек с образцами
- способность понятно и четко передавать информацию для выполнения задания
- умение задавать вопросы для уточнения
-взаимный контроль за выполнением задания
-позитивное или негативное отношение к парной работе
Результаты, полученные в ходе проведения методики, представлены в таблице 4