Файл: Московский городской педагогический университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Таблица 4- Результаты по методике «Дорога к дому»
Более наглядно результаты наблюдения отразили на диаграмме 3.
Диаграмма 3 - Результаты методики «Дорога к дому».
По результату проведенной методики можно сделать вывод, что у большинства детей средний уровень развития коммуникативных умений. У данного количества имеется частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров, но вопросы и ответы формулируются расплывчато, что не позволяет получить исчерпывающую информацию,
0 10 20 30 40 50 60
Высокий
Средний
Низкий
4 "А"
Уровень сформированности умения передавать информацию и действовать согласно получаемым данным.
Кол-во человек в
4 “А” (%)
Высокий
10 (33 %)
Средний
16 (53 %)
Низкий
4 (13 %)
Всего человек
30

45 соответственно достигается частичное взаимопонимание.
Также, было выявлено, что у 4 человек низкий уровень развития навыка передачи информации партнеру. Их указания не содержали необходимых ориентиров или были непонятно сформулированы; вопросы для партнера также формулировались непонятно или были заданы не по существу. Проверка результата не была проведена, ученики не испытывали позитивного отношения к совместной работе.
Были выявлены 10 человек с высоким уровнем сотрудничества.
Информация была передана полно и четко, учитывались все нюансы. Вопросы задавались конкретно, по выполнению узоров. По окончанию работы дети сами провели проверку выполнения узоров.
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выяснили, что в классе преобладают учащиеся среднего уровня формирования коммуникативных умений. Довольно мало человек с низким уровнем коммуникации. Коммуникативные умения и соответствующие УУД сформированы недостаточно
, что указывает на целесообразность проведения с учащимися экспериментальной (формирующей) работы по развитию коммуникативных умений, которая была реализована нами на следующем этапе с применением мультимедийного сторителлинга.
1   2   3   4   5

2.3 Программа формирования коммуникативных УУД посредством
технологии мультимедийного сторителлинга
Основной целью формирующего этапа исследования стало формирование младшими школьниками навыками эффективной коммуникации в процессе создания мультимедийного сторителлинга.
В рамках проведения данного этапа, была создана программа внеклассных занятий для проведения мультимедийного сторителлинга. Данная программа рассчитана на 1 год, содержит в себе 35 часов при проведении 1 занятия в неделю. Каждое занятие разработано специально с целью формировать

46 коммуникативные умения младших школьников. Занятия программы разработаны с учетом результатов первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников. Каждое занятие было разработано таким образом, чтобы ребята активно взаимодействовали друг с другом, проводится работа в парах и группах. В каждом занятии младшие школьники при подготовке истории внедряют элементы журналистики. Например, проводится интервью с главными героями, репортаж, зарисовка и т.д.
Темы для рассказов подбираются таким образом, чтобы ученики не только создавали рассказы, но и повторяли пройденные или идущие в данный год темы из уроков русского языка.
Также, в процессе работы поэтапно вводится создание учащимися мультимедийных сторителлингов. Сначала проводится простая запись историй, без ввода мультимедийных технологий. Вторым этапов является представление истории и виде презентации, в которой учащиеся пробуют свои силы в первых наметках анимации.
И уже последним этапом создается полноценный видеоролик, либо любая другая электронная версия, где учащиеся готовят свой полноценный проект с мультимедиа.
Ожидаемые результаты:
- младшие школьники научатся вести диалог друг с другом; слушать и понимать собеседников, учитывая их мнение, аргументированно высказывать свою позицию по поводу обсуждаемых явлений и событий;
- в конкретных речевых ситуациях младшие школьники научатся грамотно письменно и устно излагать свои мысли;
- в условиях группового сотрудничества со сменным составом младшие школьники научатся выполнять разные роли и конструктивно сотрудничать друг с другом, совместно принимая решения в проблемных ситуациях;
- младшие школьники смогут отстаивать свои позиции, пользуясь

47 правилами речевого этикета, приводить факты и аргументы в пользу своего мнения;
- младшие школьники смогут критично воспринимать собственные суждения, учитывать позиции собеседников и договариваться.
- у младших школьников повысится уровень знаний об эффективной коммуникации
В начале проведения занятий дети испытывали трудности, скованность, где-то даже скромность и застенчивость, но в дальнейшем, стоило им понять смысл работы, ребята становились более раскованными. В процессе каждого этапа младшие школьники сформировали ценностное отношение к различным занятиям, которые были проведены на данных этапах. В некоторых ситуациях у младших школьников возникали трудности, например при составлении описания персонажа. Иногда было трудно справиться с заданиями, которые были предложены, но младшие школьники охотно вовлекались в среду командной деятельности. На протяжении практически всего времени интересовались, спрашивали и задавали свои вопросы
Коммуникативные УУД:

слушать и слышать собеседника, вести диалог;

понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

строить понятные для партнёра высказывания;

проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


48

стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Приведем фрагмент данной программы (таблица 5). Полная версия представлена в Приложении 4.

49
Таблица 5- Фрагмент программы занятий
№ занятия
Тема
Содержание занятия
Кол- во часов
Коммуникативные умения
1
Я, ты, вы , они
-актуализация знаний о местоимениях
- совместное составление сюжета для истории с использованием местоимений
1
-умение слышать и слушать и вести спор
-умение вести диалог
2
Что мы знаем друг о друге?
- Проведение интервью в парах на выбранную тему
- Составление рассказа на основе полученной информации
1
- умение вести диалог
-участвовать в дискуссии;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
3
Волшебный помощник
-
Составить описание волшебного
1
-выбирать адекватные языковые средства для

50 помощника и ситуации, в которых он может помочь. успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
-строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи
(ясность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

51
Приводим фрагмент занятия, который проводился на первом этапе работы детей со сторителлингом. В результате проведения данного занятия был создан рассказ.
Примеры других занятий представлены в Приложениях 5–11.
Фрагмент занятия
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Актуализация знаний
Учитель: посмотрите на эту подсказку и скажите мне, кто или что станет темой нашего сегодняшнего рассказа
Новые знания
А сейчас пора нам вместе создать историю. Для помощи я предлагаю вам две картинки. Кто это? Как зовут? Какую роль играет в нашей истории?
(Учащиеся придумывают имена и роли героям)


52
А что же мы видим на этой картинке? Что нужно сделать герою, чтобы добраться до бабушки? (распределить на две группы: одушевленные и неодушевленные)

53
Олень, белка, кувшинка, птица, ёжик, река, волк, филин, дерево, енот, бабочка, камыш, холм, лист, орех, заяц, цветок, водопад.
А теперь пора объединить придуманные части в одну историю
(придумывают свои истории)
Другие фрагменты представлены в Приложениях 5-11
Пример сторителлига на тему “Одушевленные и неодушевленные имена существительные”, созданного на базе данного фрагмент занятия.

54
Вова отправился к бабушке, чтобы отнести ей корзину с грибами.
По дороге он заблудился. И вдруг появляется колдунья. Вова сразу узнал ее. Бабушка часто рассказывала ему про добрую волшебницу, которая всем помогает.
И мальчик, обрадовавшись, подбежал к таинственной незнакомке.
Выслушав Вову, волшебница сказала:
-“Я с удовольствием помогу тебе. Но есть одно препятствие, которое тебе следует пройти, чтобы найти дорогу домой.”
Колдунья вывела Вову на поляну. Кого там только не было... Олень, белка, кувшинка, птица, ёжик, река, волк, филин, дерево, енот, бабочка, камыш, холм, лист, орех, заяц, цветок, водопад…
-“Что же мне делать? - растерялся Вова. Тут столько существ, я не смогу пройти мимо них. Но не всех из них живые. Найди одушевленных и не одушевленных.”
Вова принялся за дело. Из уроков русского языка он знал, как отличить одни имена существительные от других.
Наконец дорога была свободна. Поблагодарив добрую волшебницу, Вова вернулся домой к бабушке. Теперь он точно знал, что не зря учил все темы на уроках русского языка.
На втором этапе работа велась уже более серьезная, так как дети работали с презентацией и анимировали выбранные изображения.
Составление презентаций проходило в несколько ступеней:
1.
Ученики подготавливали стандартную историю, на базе которой и происходило создание презентаций.
2.
План рассказа, распределение каждой части по слайдам.
3.
Подготовка изображений и фонов для рассказа, расстановка их на слайды.
4.
Прикрепление с помощью учителя анимации на переходы слайдов
5.
Прикрепление текстов на слайды
6.
Анимация появления текстов и прикрепление их к каждому

55 изображению
7. Демонстрация результатов в группах
8. Показ проекта классу
В качестве примера представляем рисунки 1-4 презентации с анимацией.
Рисунок 1 - Пример слайда презентации.


56
Рисунок 2 - Пример слайда презентации.
Рисунок 3 - Пример слайда презентации.

57
Рисунок 4 - Пример слайда презентации.
Рисунок 5 - Пример слайда презентации.
Последним этапом подготовки мультимедийного сторителлинга стало создание электронной книги в программе Storyjumper.
Данный сервис хорош тем, что позволяет легко ученикам создавать свои истории в виде книги с перелистывающимися листами, используя встроенные

58 инструменты. Можно как брать уже предложенные картинки для оформления, так и загружать свои. Также, ученики могут демонстрировать свои книги другим участникам, и сами читать творчества тех детей, кто открыл доступ к просмотру.
Можно открыть класс на определенное время, если планируется групповая работа над книгой.
При подготовке книги мы проходили несколько шагов:
1- регистрация. Единственный минус, без которого полноценная работа с данным сервисом невозможна.
2- создание книги. Начинаем с раздела “создаем новую книгу”.
3- подбор обложки. Мы взяли предложенную, но можно, при желании, загрузить свою.
4- название книги.
5- непосредственно создание книги. Подбираем изображения, фон, добавляем текст. Если необходимо добавление голоса, то можно записать его, нажав на микрофон.
Пример созданной книги с историей представлен по ссылке: https://www.storyjumper.com/book/read/134331242/6284fbaae8458
Также, предлагаем изображения книги на рисунках. В работе представлен один скриншот книги, остальные – в Приложении 12. Также, были созданы книги на темы:
“Диалоги с точкой и запятой”
“ Веселые Н”
“ Две подружки О и Ё”

59
Рисунок 6 - Скриншот электронной книги.
По итогу проведения занятий по составленной программе, ученики создавали поэтапно истории как на базе предоставленных материалов, так и включая фантазию. Помимо обычного формата, истории были оформлены в виде презентаций с анимацией и электронных книг.
Таким образом, нами была разработана и апробирована программа, направленная на формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе создания мультимедийного сторителлинга, рассчитанная на год.
Данная деятельность способствовала максимальному раскрытию коммуникативного потенциала детей, поскольку работа с ними проводилась в непринужденной обстановке и способствовала сближению и взаимопониманию младших школьников. В процессе работы школьники учились создавать истории с использованием информационных технологий.
2.4 Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы
Контрольный этап являлся заключительной стадией данного эксперимента. Его целью стало выявление эффективности проведенной педагогической работы.
На данном этапе мы использовали те же методики, что и в