Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
60 констатирующем этапе.
В качестве результата представим сравнительную таблицу констатирующего и контрольного этапов. (таблица 6)
Таблица 6 – Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного этапов
0 10 20 30 40 50 60 70 4 А конст
4 А контр высокий средний низкий
Методики
Уровни
4 А констатирующий
4 А контрольный
Совместная сортировка
Высокий
5 (17%)
9 (30 %)
Средний
19 (63%)
19 (63 %)
Низкий
6 (20%)
2 (6 %)
Ваза с яблоками
Высокий
10 (33 %)
14 (47 %)
Средний
14 (47 %)
14 (47 %)
Низкий
6 (20 %)
2 (6 %)
Дорога к дому
Высокий
10 (33 %)
12 (40 %)
Средний
16 (53 %)
16 (53 %)
Низкий
4 (13 %)
2 (6 %)
61
Диаграмма 4 – Результаты констатирующего и контрольного этапов по методике “Совместная сортировка”
Диаграмма 5 – Результаты констатирующего и контрольного этапов по методике “Ваза с яблоками”
Диаграмма 6 – Результаты констатирующего и контрольного этапов по методике “Дорога к дому”
Результаты контрольного этапа показали, что в результате проведения
0 5
10 15 20 25 30 35 40 45 50 4 А конст
4 А контр
Высокий
Средний
Низкий
0 10 20 30 40 50 60 4 А конст
4 А контр высокий
Средний
Нзкий
62 занятий, уровень сформированности коммуникативных умений испытуемых повысился, учащихся с низким уровнем стало меньше на 4 человека в первых двух методиках, и на 2 человека в третьей методке. Данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами программы и целесообразности ее последующего применения. Результаты апробации программы полностью подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу.
В программе предусмотрены парная, групповая и коллективная формы работы, что позволяет максимально эффективно развивать коммуникативные умения младших школьников при разработке мультимедийного сторителлинга.
В программе мероприятий использованы следующие формы занятий: ролевые и развивающие игры, проблемные ситуации, тренинги, проекты, подготовка интервью, репортажей, описания. Реализация программы позволяет младшим школьникам более уверенно выражать свою позицию, увереннее взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми, предлагать общие темы для дискуссий, приводить грамотные аргументы в обоснование своего мнения, на практике использовать полученные навыки ведения диалога и эффективного общения.
63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Подводя итог второй главы настоящего исследования, отметим, что в ней мы представили организацию, ход, этапы, методы и результаты проведения опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Это позволило нам достичь цели исследования, решить поставленные в нем задачи и подтвердить выдвинутую ранее гипотезу.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в ГБОУ “Школе 491
Марьино”., в ней приняли участие 4 класс младших школьников: 4 А – 30 человек.
По результатам первичной диагностики коммуникативных умений испытуемых (для диагностики применялись методика) мы установили, что с ними необходимо провести мероприятия, направленные на развитие коммуникативных умений с использованием технологии мультимедийного сторителлинга.
Была составлена программа занятий, рассчитанная на 1 год. Содержала 35 занятий. Занятия программы разработаны с учетом результатов первичной диагностики уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников.
В комплексе занятий представлены разные формы и методы работы с младшими школьниками: классный час, тренинг, проектная деятельность, игры разных видов и направлений, дискуссия, моделирование проблемных ситуаций, просмотр обучающих видеофильмов и т.д.
В ходе занятия достаточно четко прослеживаются основные направления: актуализация мотивов, проблематизация, осмысление, групповой анализ и индивидуальная рефлексия. В начале проведения занятий младшие школьники испытывали трудности, скованность, даже скромность и застенчивость, но на первом этапе внеурочного занятия при знакомстве стали более раскрепощенные.
64
В процессе каждого этапа младшие школьники сформировали ценностное отношение к различным занятиям, которые были проведены на данных этапах.
На этапе актуализации дети предложили свои варианты организации самостоятельной деятельности, в некоторых ситуациях у младших школьниках возникали трудности, например при изучении информации о другом человеке за короткое время. Иногда было трудно справиться с заданиями, которые были предложены, но дети охотно вовлекались в среду командной деятельности. В дальнейшем интересовались, спрашивали и с увлечением задавали свои вопросы. Для этого мы разработали и апробировали программу с комплексом занятий, направленных на формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.
Вторичная диагностика младших школьников по тем же вышеуказанным методикам при сопоставлении результатов показала, что уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников повысился на 50%, что свидетельствует об эффективности разработанной нами программы и на то, что ее целесообразно применять в дальнейшем.
В результате проведения опытно-экспериментальной работы младшие школьники научились успешной коммуникации со своими сверстниками и взрослыми, им стало проще и удобнее работать в группах, они научились грамотно излагать свои мысли, приводить аргументы, внимательно слушать собеседников, предлагать общие темы для бесед, а также, повысился их общий уровень культуры сотрудничества и коммуникации.
65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав состояние проблемы применения мультимедийного сторителлинга как средства формирования коммуникативных умений младших школьников, мы выявили ее актуальность на современном этапе. В рамках решения задач исследования, проведенный анализ научно-методической, учебной литературы и результатов психолого-педагогических исследований по проблеме формирования коммуникативных УУД позволил установить, что под коммуникативными умениями подразумевают умение общаться с людьми, т.е. способность взаимодействовать, взаимовлиять, взаимопереживать, взаимопонимать, умение верно выбрать в процессе коммуникации слова, интонацию, жесты, ориентироваться в людях, подбирать правильный метод общения с собеседником, поставить себя на место собеседника,
Основными компонентами коммуникативных умений, таким образом, являются:
- информационно-коммуникативный (умение принимать и передавать информацию);
- интерактивный
(умение находиться в коллективе, взаимодействовать в нём, заводить новые контакты);
- перцептивный (уметь воспринимать и понимать другую точку зрения, восприятие межличностных отношений).
В развитии коммуникативных умений младших школьников, на наш взгляд, большим потенциалом обладает технология мультимедийного
(цифрового) сторителлинга – это особый способ представления информации в виде истории с использованием средств мультимедиа (фото-, аудио- и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и иных производных от них форм). Данная технология, содержа в себе определенный развлекательный элемент, в то же время – сложная дискурсивная деятельность, которая требует интеграции и взаимодействия различных типов знания. Поэтому можно с
66 уверенностью сказать, что этот метод мультифункционален и по своей сути является отражением социальных ценностей, убеждений и целей, которые мотивируют человеческую интеракцию.
Нами было выявлено, что для успешной работы с технологией мультимедийного сторителлинга в начальной школе целесообразно применять алгоритм создания цифрового рассказа, включающий в себя последовательность этапов:
I этап – создание истории (определиться с идеей рассказа/истории, найти необходимую информацию, составить план, спланировать сценарную раскадровку / карту событий;
II этап – монтаж истории
III этап – ее презентация.
При этом очень важно, чтобы использование технологии мультимедийного сторителлинга осуществлялось на уроках и/или во внеурочной деятельности комплексно и систематически, с использованием различных форм и методов, доступных для детей младшего школьного возраста и адекватных уровню их интеллектуального развития.
В рамках решения практических задач настоящего исследования нами были подобраны диагностические методики и проведена диагностика развитости коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста на базе
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города
Москвы «Гимназия № 491». В исследовании приняли участие 30 учащихся 4 «А» класса.
Как показали результаты первичной диагностики, среди обследованных младших школьников преобладающим уровнем сформированности коммуникативных умений и соответствующих УУД (коммуникация как взаимодействие (интеракция); коммуникация как кооперация; коммуникация как условие интериоризации) являлся средний – порядка 50%, на втором месте – практически у трети обследованных учащихся – низкий. Таким образом,
67 констатирующая диагностика зафиксировала недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и соответствующих УУД, что подтвердило целесообразность проведения формирующей работы по их развитию.
С этой целью нами была разработана и апробирована технология использования мультимедийного сторителлинга.
На завершающем этапе проводилась контрольная диагностика, результаты которой подтвердили эффективность апробированной в программы внеурочной деятельности. В экспериментальной группе учащихся произошел ощутимый прогресс в сформированности коммуникативных УУД по таким показателям, как коммуникация как взаимодействие (интеракция), как кооперация и как условие интериоризации.
В целом, анализ итогов педагогического эксперимента позволил сделать вывод о том, что целенаправленная работа по использованию мультимедийного сторителлинга, реализованная в форме комплекса развивающих групповых занятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников, эффективно влияет на развитие коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Абрамлина О.Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. – Орёл, 2016. – 243 с.
2.
Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества //
Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 9. –
С. 13–22.
3.
Азевич А.И. Мультимедийные лонгриды как средство формирования коммуникативных умений школьников. //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2018. – Т15. – № 2. – С.
190–196.
4.
Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2014. –
373 с.
5.
Басова Н. В. Педагогика и практическая психология [Электронный ресурс].
– режим доступа: https://knigi.link/psihologiya- pedagogicheskaya/pedagogika-prakticheskaya-psihologiya-rostov.html
(дата обращения: 18.09.2021).
6.
Батуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников. – Калининград, 2013. – 206 с.
7.
Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. –
М.: Когито-Центр, 2015. – 600 с.
8.
Болотова А. К. Социальные коммуникации. Психология общения /
А. К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 327 c.
9.
Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П.
Зинченко. 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. – 632 с.
69 10.
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников: практическое пособие / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-Пресс,
2007. – 159 с.
11.
Верхогляд В.А. Английские народные сказки. – М.: Айрис-пресс,
2005. – 128 с.
12.
Веселкова
О.
А.
Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук. Омск. гос. пед. ун-т. Омск, 2000. 21 с.
13.
Воронина Л. А. Storytelling как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1634026333&tld=ru&lang.html (дата обращения: 24.09.2021).
14.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык / Начальное общее образование Изд. 3-е, перераб. М.: БАЛАСС, 2016. - 176c.;
(Образовательная система «Школа 2100»)
15.
Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте // Сайт Издательский дом «Первое сентября». –
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 11.09.2021).
16.
Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – [Электронный ресурс] // URL: bookree.org›Reader›file=1346432.html (дата обращения: 14.10.2021).
17.
Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М.
Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж
НПО «МОДЭК», 2014. – 256 с.
18.
Гиниятуллина А.А. Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий // Методист. 2011. №9. С.58-61
70 19.
Гришанова
И.А.
Коммуникативная успешность младших школьников: теоретический и практический аспекты: монография. – Москва –
Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2016. – 136 с.
20.
Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. –
Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург – 2017 – №6. – С. 38–44.
21.
Дворко Н.И., Иванова Е.А. Цифровой сторителлинг в логопедической практике: к вопросу разработки мультимедийного проекта/ Н.И.
Дворко, Е.А. Иванова//В сб.: Графический дизайн: традиции и инновации.
Матер. Междунар. науч.-практ. конференции. – М.: 2017. – С.37-41.
22.
Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа. 2011. – №4. – С. 78-83.
23.
Запорожская Ю.А. Создание мультфильма как инновационная форма в работе учителя английского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-k-sozdaniyu- multfilma-na-uroke-angliyskogo-yazika-1614771.html
(дата обращения:
17.09.2021).
24.
Зимнякова И.Ю. Формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в процессе группового взаимодействия младших школьников // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 1 (6). –
С. 532-534.
25.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред.
А.Г. Асмолова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
26.
Канакина В. П., Горецкий В. Г.. Русский язык. Учебник в 2-х частях.
Часть 1. Часть 2. – М.: Просвещение
71 27.
Качкаева, А.Г. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов
[текст] / А. Г. Качкаева, С.А. Шомова // – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – С. 139–140 28.
Клюева Н.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина.
– Ярославль: Академия развития, 1998. – 234 с.
29.
Косикова Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Психология обучения. – 2014. – № 2. – С. 114-121 30.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 143 с+143 с.: ил. —
(Академический школьный учебник).
31.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. – М.: Международный
Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 144 с.
32.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.:
Питер, 2013. – 320 с.
33.
Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования // сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред. Мн.: 2016.
- Вып. 9. - С. 102-107.
34.
Логинова А. В. Цифровое повествование как способ коммуникации на иностранном языке // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87).
– С. 805–809.
35.
Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: Дисс. канд. пед. наук : 13.00.01. – Кемерово. – 181 с.
36.
Маняйкина, Н.В. Цифровое повествование: от теории к практике / Н.В. Маняйкина, Е.С. Надточева. // Педагогическое образование в
России. – 2015. – №10. – С. 60-64.
37.
Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2012. – 206 с.