Файл: Разработка стратегии развития образовательной организации (гбпоу дуванский многопрофильный колледж).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность понятия и виды стратегий развития современной организации
1.2. Особенности стратегического управления в системе образования
1.3. Методы разработки стратегии развития образовательной организации
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБПОУ ДУВАНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
2.1. Организационно-экономическая характеристика образовательной организации
2.2. Анализ внешней и внутренней среды оброазовательной организации
3.1. Мероприятия, направленные на реализацию задач стратегии образовательной организации
3.3. Оценка эффективности разработанных мероприятий
При этом новый товар адресован тем потребителям, которые уже являются клиентами организации и могут быть заинтересованы в его приобретении;
2) стратегия горизонтальной диверсификации подразумевает, что организация по-прежнему ориентируется на своего потребителя, но предлагает ему такой товар, производство которого требует использования новых технологий, которые не связаны с производством основного продукта. В перспективе этот товар будет предложен другим потребителям, которые пока не являются клиентами организации. Но на начальном этапе опираются на установившиеся связи со старой группой потребителей, используя как плацдарм завоеванный у них авторитет;
3) стратегия конгломеративной диверсификации предполагает, что организация начинает осваивать производство нового товара с использованием новых технологий для новых сегментов рынка. Эта стратегия подразумевает реализацию рассчитанного на длительную перспективу проекта по освоению выпуска нового товара и проникновению на данный товарный рынок. При этом отношение к деятельности на старом товарном рынке может варьироваться от стремления постепенно свернуть свою деятельность на этом рынке до сохранения и даже усиления своих позиций18.
3. Стратегии концентрированного роста применяются в том случае, если организация закрепилась на каком-либо товарном рынке, обрела свой сегмент рынка и считает перспективным развитие в этом направлении. Тогда магистральным направлением деятельности становится концентрация усилий на главном направлении без принципиального изменения структуры организации.
Возможны три варианта реализации этой стратегии:
1) стратегии усиления позиций на рынке подразумевают, что организация не собирается менять ни товар, ни свой сегмент рынка, однако из-за жесткой конкурентной борьбы все силы организации брошены на усиление своих позиций по отношению к позициям конкурентов. Это достигается путем проведения маркетинговых акций, призванных повысить привлекательность товаров организации и самого производителя в глазах потребителей;
2) стратегии развития рынка, реализуемые в случае, если организация стремится увеличить объемы продаж путем освоения новых рынков за счет территориального расширения сферы своей деятельности или освоения новых сегментов рынка на функционирующих региональных рынках. В любом случае основным субъектом реализации этой стратегии являются маркетинговые службы организации;
3) стратегии развития продукта, в которых основная роль отводится конструкторам, инженерам и производственникам, которые постоянно совершенствуют товар, создавая или модификации путем добавления новых функций к уже имеющимся, или новые модели. При этом остаются неизменными товарная группа и группа потребителей, которой адресован этот товар19.
Таким образом, изучив информацию о стратегиях развития, можно обобщить её следующим образом:
Все стратегии развития, которые потенциально могут быть использованы организациями, можно классифицировать по ряду оснований. Наибольшее распространение получила классификация стратегий в зависимости от доли, которую организация занимает на рынке. В этом случае выделяют стратегию интенсивного роста, стратегию ограниченного роста, или стабилизации, и стратегию целенаправленного сокращения.
Стратегии развития предприятий малого бизнеса принято делить на две группы – стратегии самостоятельного развития малых предприятий и стратегии встраивания малых предприятий в деятельность крупных20.
1.2. Особенности стратегического управления в системе образования
Систему образования можно рассматривать как одну из отраслей экономики, в которой также, как и в других отраслях в настоящее время происходят значительные и кардинальные изменения, определяющие многие аспекты существования в настоящем и будущем времени.
Система профессионального образования тоже не является исключением. Перед учреждениями начального и среднего образования стоит задача подготовки своих выпускников к работе в динамично развивающихся условиях с применением новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность и эффективность труда.
Перед коллективом каждого учреждения профессионального образования сегодня остро стоят вопросы: что делать, чтобы найти свое место в изменяющейся образовательной ситуации, и каким путем двигаться дальше?
Образовательные учреждения в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию образовательного учреждения к изменяющимся условиям существования в образовательном пространстве и выполнение социального заказа на образование – отражения интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.
Ускорение изменений в образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для оказания образовательных услуг, современные достижения науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Разработка стратегии развития учреждений начального и среднего профессионального образования стало насущной проблемой. И хотя основные принципы и методы разработки стратегии развития организации, описанными ранее, будут общими, но образовательный характер деятельности наложит на них ряд характерных особенностей, которые будут подробно рассмотрены далее.
Стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации организации к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций21.
Стратегия – это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в неко.е едино.е целое. Стратеги.я – не п·росто п·редставлени.е о том, как вест.и себя п·.о отношению к конкуренту ил.и п·ротивнику. Он.а затрагивае.т боле.е фундаментальны.е асп·екты п·рироды организаци.и как инструмент.а коллективного восп·рияти.я и действия. Потенциальн.о стратеги.я имее.т дел.о со все.м че.м угодно: с товарам.и и п·роцессами, клиентам.и и п·оставщиками, собственным.и интересам.и комп·ани.и и е.е социальным.и обязательствами, элементам.и уп·равлени.я и т.д. Правильн.о сформулированна.я стратеги.я п·озволяе.т уп·орядочить и расп·ределить ограниченны.е ресурсы организаци.и наиболе.е эффективным образо.м с учето.м изменени.я внешней и внутренней среды22.
О необходимост.и разработк.и стратеги.и развити.я организаци.и свидетельствуе.т и многообрази.е п·одходов к оп·ределению самого п·оняти.я «развитие»23.
В наше.м п·онимани.и развити.е организаци.и – это объективный и неп·рекращающийс.я в.о времен.и п·роцесс адап·таци.и системы к требования.м окружающей среды. В п·роцессе развити.я организаци.я решае.т п·остоянн.о возникающи.е и восп·роизводящиес.я диалектически.е п·ротиворечи.я между генеральной целью развити.я организаци.и и внешни.м окружением.
Стратеги.я развити.я образовательного учреждени
.я - систем.а мер уп·равлени.я образованием, котора.я оп·ираетс.я н.а долгосрочны.е п·риоритеты и нап·равлен.а н.а развити.е как отдельны.х нап·равлений образовательного п·роцесса, так и образовательного учреждени.я в целом.
В основе п·реобразовани.я учреждени.я п·рофессионального образовани.я лежа.т п·оложения, зафиксированны.е в документа.х государственного, регионального, муницип·ального и собственного уровней. Модель развити.я образовательного учреждени.я охватывае.т все стороны его деятельности.
В п·оняти.е "технологи.я разработк.и стратеги.и развити.я учреждения" входя.т следующи.е элементы:
– Заче.м делать (идея, цель)?
– Что делать (количеств.о и качеств.о объекта)?
– Как делать (п·.о какой технологии)?
– Для кого делать (п·отребители)?
– С каким.и затратам.и (ресурсы)?
– Гд.е делать (место)?
– Когд.а делать (время)?
– Кому делать (исп·олнители)?
– Что это дае.т (экономический, социальный и други.е виды эффекта)?24
Есл.и удалось ответить н.а все эт.и воп·росы количественн.о и увязать элементы в п·ространстве, в.о времени, п·.о ресурса.м и исп·олнителям, значит, разработан.а технологи.я п·риняти.я решени.я – основ.а стратеги.и развити.я любого учреждения. Технологи.я разработк.и стратеги.и образовательного учреждени.я включае.т в себя п·остановку стратегически.х целей – основны.х нап·равлений деятельности, ведущи.х к реализаци.и мисси.и образовательного учреждения. Цель расширяе.т и п·оясняе.т формулировку миссии, оп·ределяет, каки.х качественны.х результатов (изменений) необходим.о добитьс.я (рисунок 1).
По своей структуре стратегически.е цел.и объединяю.т п·ланируемы.е результаты, которы.е образовательно.е учреждени.е желае.т достичь п·.о отношению к внешней среде, собственным п