Файл: Твой шаг к успеху.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83

Прочитай слова, сравни их по количеству слогов. Подбери другие слова с таким же количеством слогов (упр. 2, с. 32). лист ива тополь береза клен оса липа крапива
При работе над данным упражнением формируются действия сравнения.
При обучении умению сравнивать языковые явления учитель показывает детям общий алгоритм сравнения: Что общего в словах каждого столбика? Чем разли- чаются слова разных столбиков? И только после того, как детям становятся по- нятны особенности подбора слов в каждом столбике, начинается синтетическая работа: подобрать свои слова, которые могут быть помещены в каждый столбик.

Прочитай слова. По какому признаку слова распределены в три группы
(упр. 18, с. 71)?
Даны группы слов: п...нал п…льто в…рона д…ревня м…шина с…рока учит…ль к…р…ндаш в…робей
В данном упражнении также выявляются сходства слов каждой группы и принцип подбора слов. Дети применяют уже знакомый им алгоритм сравне- ния: во всех этих словах пропущены буквы. В словах каждого столбика пропу- щена одна и та же буква.

Прочитай слова. Одинаково или по-разному надо читать букву «эль» в каждом слове (упр. 8, с. 85)?
лампа
лыжи би
лет ш
ляпа
лицо дяте
л
Здесь показана выборка из упражнений, которые используются на разных этапах урока – подготовки к изучению нового материала, закрепления, отработ- ки действий.
Из этой небольшой выборки становится понятно, что уже в 1-м классе представлена разнообразная аналитико-синтетическая работа. Учителю важно использовать богатейший потенциал учебника для формирования метапредмет- ных образовательных результатов. При формировании действий анализа и синте- за в 1-м классе важно научиться применять алгоритмы универсальных действий.
Во 2–4-х классах данная работа продолжается. Расширяется перечень направлений работы, большое внимание уделяется орфографическому анализу и синтезу, расширяется типология заданий. Следует отметить, что составители учебников провели большую работу по формулированию заданий. Практически каждое задание, данное в учебнике по русскому языку, четко показывает, что нужно делать учителю и учащимся для достижения метапредметных образова- тельных результатов. Этим современные учебники по русскому языку заметно отличаются от учебников более ранних изданий.
Назовем еще одно УУД, формируемое на уроках русского языка в началь- ной школе, – это использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем ре- шения учебных и практических задач.
Покажем работу с одной из схем, данных в учебнике для 1-го класса.


84
Задание.
Рассмотри схему. Прочитай. Расскажи по схеме, какие бывают слова-названия. Приведи примеры таких слов.
На примере данного упражнения мы видим, что работа с обобщающими схе- мами проводится уже начиная с 1-го класса. При этом дети овладевают графиче- скими способами фиксации и чтения информации, способностью класси- фицировать абстрактные понятия по существенным признакам, сопоставлять и сравнивать конкретные примеры научных явлений и фактов. Кроме этого, в дан- ном упражнении предусмотрена работа по формированию умений речевого син- теза (регулятивные УУД) и по формированию коммуникативных УУД (предпола- гается работа по составлению предложений, по обсуждению содержания схемы).
Возможен следующий вариант работы по данной схеме (покажем его на примере разработки фрагмента урока).
Учитель:
Дети, в учебнике мы видим схему. Посмотрите на нее внима- тельно. Ответим на вопрос: О чем мы можем узнать из данной схемы? Сколько групп слов-названий мы видим на схеме? (Три.) Чем эти группы слов похожи?
Чем отличаются? Что мы можем сказать о каждой группе слов-названий? Какие примеры слов каждой группы мы видим на схеме? Почему эти слова располо- жены именно таким образом? Сформулируйте задание, которое мы можем вы- полнить, используя примеры слов-названий. (1 – привести свои примеры слов- названий для каждой группы; 2 – составить предложения в данными словами, в каждой строчке слова подобраны таким образом, чтобы получилось предло- жение.) Какой вывод мы можем сделать? (Каждая группа слов-названий нужна в нашей речи, слова каждой группы выполняют в нашей речи определенную
СЛОВА-НАЗВАНИЯ
Действий
(предметов и явлений)
Предметов
и явлений
Кто? Что?
Ворона
Дождь
Снег
Яблоко
Ребята
Какой? Какая?
Какое? Какие?
Что делает? Что делают?
Каркает, летит…
Льёт, капает…
Падает, кружится…
Зреет, висит…
Учатся, играют…
Признаков
(предметов и явлений) серая, большая…
Весенний, сильный…
Пушистый, белый…
Сладкое, сочное…
Дружные, веселые…

85
работу, для того чтобы получилось предложение, нужно пользоваться словами названиями из разных групп, это сделает нашу речь понятной и точной.)
В учебнике для 2-го класса дана подобная схема, но она усложняется, в ней появляются термины – названия частей речи.
Учебники по русскому языку активно насыщены графическими способами подачи информации: схемами, таблицами, кластерами. Визуально разнообраз- ные способы подачи информации представлены почти на каждой странице со- временных учебников по русскому языку для начальной школы.
Еще одно УУД, формированию которого уделяется большое внимание практически на каждом уроке русского языка в начальной школе, – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникацион- ных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Покажем примеры заданий для формирования данного УУД.

Составь текст на тему «Ну и котик-коток!» по рисункам. Используй опорные слова и выражения (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.
1 класс. С. 20. Упр. 5).

Скажите, можно ли по отчеству человека узнать, как зовут его отца.
Объясните свой ответ. Вспомните отчество своей мамы (папы, бабушки, де- душки) и назовите имя отца мамы. Скажите товарищу по парте свое отчество, а он назовет имя вашего отца (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык.
2 класс. 2 часть. С. 55. Упр. 94).

Прочитайте. Составьте предложения, выбирая нужные слова из каждой группы (Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. 2 часть. С. 53.
Упр. 95).
1. Траву, доску, рыбу, гвоздь, одежду.
2. Шьют, ловят, забивают, пилят, косят.
3. Неводом, иглой, косой, молотком, пилой.
Из заданий к упражнениям понятно, что на уроках целесообразно органи- зовать групповое обсуждение; среди речевых образцов выбрать наиболее удач- ные предложения и тексты, составленные детьми; объяснить, почему именно этот вариант наиболее удачный. Таким образом у детей будут формироваться не только коммуникативные УУД, но и действия рефлексивного анализа, пред- ставления о том, какой выбор речевых средств наиболее предпочтителен для создания речевого высказывания. Несомненно, эти результаты обучения будут востребованы не только на уроках русского языка, но и при изучении других предметных областей, а также за пределами школы.
При составлении данной подборки мы не ставили цель отобрать упражне- ния, предполагающие написание изложений или сочинений. Несомненно, такие упражнения есть в учебниках по русскому языку, и эти упражнения также направлены на формирование умения использовать разнообразные речевые средства для создания текстов и для осуществления коммуникации. Здесь мы хотели на примере минимальной выборки (по одному упражнению из каждого класса) показать разнообразие типов упражнений.
В формировании метапредметных результатов в рамках освоения пред- метной области «Русский язык» необходимо обеспечить решение следующих методических задач:


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

86
1) четко поставить цели освоения предметной области «Русский язык» с точки зрения достижения метапредметых результатов, выявить состав форми- руемых метапредметных действий;
2) сопоставить предметную работу по овладению предметными результа- тами и работу по достижению метапредметных результатов, научиться опреде- лять содержание и цели выполнения конкретных заданий по освоению русского языка с точки зрения достижения метапредметных образовательных результатов;
3) овладеть методикой работы по достижению метапредметных образова- тельных результатов в рамках предметной области «Русский язык».
Цели
освоения предметной области «Русский язык» с точки зрения дости- жения метапредметых результатов определяются содержанием выпускных про- верочных работ (ВПР). В настоящее время ВПР как форма контроля и оцени- вания образовательных достижений используется в каждом классе, начиная со второго. Содержание ВПР для 4-го класса позволяет увидеть итоговые ре- зультаты обучения в начальной школе. Несомненно, содержание ВПР отражает и метапредметные образовательные достижения.
Соответственно, для подготовки к ВПР учитель ставит образовательные задачи не только по формированию предметных знаний и способов действий, но и по формированию универсальных учебных действий.
В перечне УУД, сформированность которых проверяется и оценивается посредством выпускной проверочной работы по русскому языку, составителя- ми содержания ВПР называются следующие сформированные действия.
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и кор- рекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необ- ходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эф- фективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ре- флексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результа- тов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из про- слушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепен- ной информации
; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделе- ния признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с воспол- нением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следст- венных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами современного русского языка.

87
Названия этих действий соотносятся с перечнем метапредметных резуль- татов, формируемых и оцениваемых в начальной школе.
По русскому языку содержание выпускной проверочной работы представ- лено заданиями разных типов. Рассмотрим метапредметные результаты, оцени- ваемые каждым заданием
34
Задание 1. Диктант
Оцениваемые метапредметные результаты
УУД:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из- вестным понятиям (данное УУД реализуется в процессе решения орфографиче- ских и пунктуационных задач).
Достижения в когнитивной области:
знает сущностные характеристики понятия «классификация» и алгоритм его осуществления в отношении предме- тов и абстракций (реализуется и оценивается посредством классификации изу- ченных орфограмм и применении различных алгоритмов решения орфографи- ческих и пунктуационных задач).
Достижения в аффективной (эмоционально-ценностной) области:
демон- стрирует интерес к осуществлению логических операций, проявляет настойчи- вость в процессе овладения ими (диагностируется в процессе выявления моти- вации грамотного письма).
Достижения в психомоторной области:
умеет выделять существенные свойства и признаки объекта или группы объектов (проявляется в умении клас- сифицировать типы орфограмм и пунктограмм и алгоритмов решения задач правописания).
Задания 2 и 3.
Анализ текста, выполнение грамматических заданий на ос- нове текста
Пример.
Найдите в тексте предложение с однородными сказуемыми. Вы- пишите это предложение и подчеркните в нем однородные сказуемые. Найдите в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпишите это предложение и подчеркните в нем однородные сказуемые. Выпишите из текста 6-е предло- жение. Подчеркните в нем главные члены. Над каждым словом напишите, ка- кой частью речи оно является.
Оцениваемые метапредметные результаты
УУД:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к из- вестным понятиям.
Достижения в когнитивной области:
знает сущностные характеристики понятий «сравнение», «анализ», «синтез», «обобщение», «классификация», знание алгоритмов действий анализа, сравнения, классификации и их примене- ния в конкретных языковых ситуациях.
34
Демоверсия ВПР по русскому языку. 4 класс [Электронный ресурс]. URL: https://vprklass.ru/vpr/vpr2022-4kl-ru-demo.pdf