Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
26/75 3.
Как объяснить существование в экономической литературе многочисленных показателей концентрации и рыночной власти?
4.
Каковы мотивы фирм к вертикальной интеграции?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. – М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. М., 1998. Введение, гл. 2,
4,7.
2.
Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.:
МАКС Пресс, 2008. Гл. 2,10.
3.
Вурос А. Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. - М., 2002. Гл. 1, 2,9.
4.
Кабраль Л. М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – Минск: Новое знание,2003. гл.
1,9,11.
5.
Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. - М.: - ИНФРА – М., 2008. Гл. 4, 6, 7.
6.
Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. - Спб.: Экономическая школа, 2000.т.1, Гл.4,5.
7.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра – М,1999. Гл. 3-5, 14.
Практические задания:
Задание 1.
На рынке действует 8 фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (в млрд.долл.):
Фирма 1 2 3 4 5 6
Объем продаж 100 90 80 130 70 110
Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана. Определите рыночную структуру отрасли.
Задание 2.
Известно, что распределение рыночных долей в отрасли выглядит следующим образом:
№ фирмы
Доля в общем объеме продаж
1 0,4 2
0,3 3
0,2 4
0,1 1)
Определите индекс Херфиндаля-Хиршмана, сделайте вывод об уровне концентрации в отрасли.
2)
Определите среднеотраслевой индекс Лернера, если известно, что ценообразование несогласованное, а при снижении цены на 4% общий объем продаж вырос на 12%.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 3. Монополия и проявление монопольной власти
Цель данной темы – выявление особенностей функционирования монополий: однопродуктовой,
многопродуктовой и естественной.
Дидактические единицы:
Монополия: особенности ценового поведения. Поведение однопродуктового монополиста.
Многопродуктовая монополия. Монопольное поведение в поисках ренты.
Выбор монополистом решения о производстве продукта. Пространство продуктов и
вертикальная дифференциация. Горизонтальная дифференциация. Качество, ответственность за
продукт и информация. Разовые отношения и моральный риск. Повторные покупки. Регулируемое качество и репутация.
Качество, информация и государственная политика. Проблема асимметричной информации.
Особенности рекламы на монополизированном рынке.
Вертикальный контроль и монопольная власть. Власть покупателей и вертикальное ценообразование. Уровень концентрации покупателей. Двусторонняя монополия и власть покупателей.
Особенности функционирования естественных монополий. Государственная политика в отношении естественных монополий.
Государственное регулирование частных монополий.
Национализация и приватизация отраслей естественных монополистов. Естественные монополии в России и в странах с развитой рыночной экономикой.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
27/75
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
·
роль монополии на отраслевом рынке;
·
положительные и отрицательные последствия ценового регулирования естественного монополиста;
·
особенности ценового поведения монополиста;
уметь:
·
оценивать эффективность неценового воздействия на фирму - естественного монополиста;
·
выделять отрасли и подотрасли естественной монополии;
·
оценивать последствия монопольной власти.
Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
прибыльность и рентабельность фирм на отраслевом рынке, аллокативная эффективность,
производственная эффективность, Х-эффективность и Х-неэффективность монополий, истые потери от монополии («мертвый груз»), асимметрия информации.
Вопросы темы:
1.
Особенности ценового поведения монополий различных видов.
2.
Последствия монопольной власти на отраслевом рынке.
3.
Естественная монополия, особенности ее функционирования и регулирования.
Вопрос 1. Особенности ценового поведения монополий различных видов.
В современных условиях большинство фирм функционирует на несовершенных рынках и стремится занять на рынке доминирующие позиции. Высшей формой рыночного доминирования является монополия.
Монополия – модель рыночной структуры, в которой в условиях отсутствия значимых конкурентов действует единственный производитель продукции.
Различают три основных вида монополий: естественную, административную (государственную) и
экономическую.
Государственная монополия — монополия, которая создается в результате экономической активности государства на отраслевых рынках. Такой вид монополии создается в соответствии с законодательством,
которое определяет субъекта монополии, товарные границы монопольного рынка, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенции контролирующего органа – антимонопольного института. Государственная монополия может быть образована как в результате национализации предприятия, так и в результате установления государством барьеров входа на рынок, ограничивающих доступ потенциальных конкурентов в отрасль.
Наиболее распространена экономическая монополия. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она возникает на основе закономерностей хозяйственного развития, когда фирма достигает
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
28/75
таких размеров, что начинает доминировать на рынке. Это происходит либо путем успешного развития фирмы за счет постоянного увеличения ее размеров в результате концентрации капитала, либо на основе процессов централизации капиталов в результате слияний и поглощений. Одна из форм экономической монополии – чистая монополия, которая производит товары, не имеющие близких заменителей на рынке.
Хотя такая рыночная структура достаточно редкое явление на рынке, примеры чистой монополии существуют: так, компания Intel является крупнейшим производителем полупроводников, выпускающим микрочипы для процессоров Pentium, и контролирующая 90% этого рынка.
Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии — положительный эффект масштаба.
Естественный монополист способен эффективнее удовлетворить спрос на таком рынке в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, товары, производимые естественными монополистами, не имеют близких субститутов и спрос на них относительно неэластичен.
Итак, в условиях естественной монополии:
·
спрос удовлетворяется эффективнее, чем на конкурентном рынке;
·
из-за технологических особенностей производства на рынке отсутствует конкуренция;
·
по мере увеличения объема производства средние издержки на единицу продукции снижаются.
Особенностями естественной монополии являются:
·
исключительные технологические преимущества на конкретном рынке;
·
постоянные издержки (FС) велики при незначительности переменных издержек (VС);
·
средние издержки (АС) выше предельных издержек (МС).
Примерами естественных монополий являются - энергетические сети, железные дороги,
трубопроводный транспорт, коммунальные службы. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является зависимость между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такие монополии находятся под жестким контролем государства, регулирующего их деятельность.
Вопрос 2. Последствия монопольной власти на отраслевом рынке.
Вопрос о последствиях монопольной власти - один из наиболее актуальных вопросов исследования рынков и государственной промышленной политики. При этом следует учесть, что в экономической литературе существуют разные подходы к видам потерь общества от деятельности монополии и к их оценке.
В рамках теории экономического благосостояния общества одним из путей достижения эффективного распределения ресурсов является функционирование фирм в пределах рынка совершенной конкуренции. В результате же существования монопольной власти имеют место потери благосостояния,
поскольку в условиях монополии нарушается равенство между ценой и предельными издержками, что приводит к существенному увеличению цены на товар монополистов. В итоге нарушается условие эффективного распределения ресурсов и встает вопрос о том, как оценить или измерить последствия потерь благосостояния.
Основные экономические эффекты монополизации отраслевого рынка:
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
29/75
Рис. 2. Последствия монополизации отраслевого рынка
где
АС – кривая средних издержек;
МС – кривая предельных издержек;
MR – кривая предельного дохода;
P
c
,Q
c
– параметры конкурентного рынка;
P
m
,Q
m
– параметры монопольного рынка;
DP
m
B – потребительский излишек при монополии на рынке;
P
m
BFP
c
– монопольная прибыль;
BCF – чистые потери благосостояния.
A.
Создание сверхприбыли - в структуре прибыли монополии можно условно выделить: нормальную прибыль, экономическую прибыль и монополистическую сверхприбыль. Нормальную прибыль, как правило, присваивают все предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Экономическая прибыль представляет собой разницу между общественными и индивидуальными издержками производства конкретной фирмы. Монополистическая сверхприбыль - это специфическая экономическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в пользу фирмы-монополиста перераспределяется определенная часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. Кроме того «донорами» сверхприбыли могут выступать поставщики сырья, наемные работники, поставщики комплектующих изделий, т.е. экономические агенты, в отношении которых монополия использует при покупке ресурсов и товаров монопольно низкие цены, все покупатели продукции, вынужденные приобретать у фирмы-монополиста товары по монопольно высоким ценам.
Поэтому монополия затрагивает интересы широкого круга субъектов национальной экономики.
B.
Потери потребителей: как известно, предельная выручка монополиста (MR) при любом объеме продаж ниже цены, следовательно, цена, назначаемая им, превышает цену конкурентного рынка при условии, что предельные издержки растут с ростом выпуска. Т.е. в результате деятельности монополии уровень цен на рынке повышается с Рс до Рm, а объем выпуска с Q
c до Q
m по сравнению с конкурентным рынком
В первую очередь от этого пострадают потребители: теперь им приходится платить дороже за
меньшее количество товара. Результатом этого является сокращение излишка потребителя (CS - consumer surplus) с величины, равной площади треугольника РР
с
С, до объема, выраженного треугольником DP
m
B.
Однако, не вся величина сокращения CS относится к общим потерям благосостояния общества, т.к. другим экономическим эффектом монопольной власти выступает переход части CS монополисту в форме монопольной прибыли. При цене Р
т и Q
m фирма-монополист получает производственный излишек —
монопольную прибыль, величина которой представлена площадью прямоугольника P
m
BFP
c
. Оставшаяся часть CS - объем, выраженный треугольником BCF
y составляют чистые потери благосостояния (NL -net losses), эта область известна как потери «мертвого груза» (DWL - deadweight losses), или треугольник
Харбергера.
Приемлемо ли такое перераспределение дохода от потребителя к производителю в социальном смысле, зависит от оценки этого явления обществом в лице государства.
Величина «мертвого груз» монополии в рамках модели определяется тем, насколько действия монополиста повышают цену и сокращают объем продаж по сравнению с рынком совершенной конкуренции:
Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса. Поэтому, выразив чистые потери от монополизации через индекс
Лернера, получим зависимость величины «мертвого груза» от ценовой эластичности спроса:
Данная модель позволяет сделать выводы, что чистые потери от монополии тем выше, чем:
·
чем выше эластичность спроса при цене, назначаемой монополистом;
·
чем выше общая выручка монополиста;
·
чем выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене.
C.
Эффект дохода: в результате установления более высокой монопольной цены потребитель становится относительно беднее, т.к. покупая то же количество товара он вынужден платить больше.
D.
Инновации в условиях монополии – по отношению к изобретениям и нововведениям у фирм- монополистов отмечается вялость или даже полная апатию, т.к. монопольное положение фирмы не
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
30/75
инициирует поиск новых идей и решений, более того, эти идеи и решения разрушают ценность существующих, в определенной степени законсервированных, продуктов и решений, обеспечивающих фирме равновесие.
E.
Социальные издержки монополизации.
Монополизация рынков сопровождается определенными социальными издержками. Очевидно, что возможность монополизации отрасли порождает между фирмами конкуренцию за будущую экономическую прибыль, что отвлекает ресурсы от других способов использования.
Для сохранения монопольного положения на рынке монополист вынужден осуществлять затраты в виде издержек на создание барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов (лоббирование тарифов или импортных квот, регистрация патентов, образование картеля, различные виды неценового стратегического поведения, расходы на рекламу и продвижение товара и др.). В экономической литературе существует мнение, что такие издержки должны быть учтены как издержки монополизации (Познер Р.)
Конкуренция между предпринимателями за возможность монопольного положения в отрасли будет продолжаться до тех пор, пока издержки такой конкуренции не окажутся равными выгодам, ожидаемым от монополизации. Другими словами, в долгосрочном периоде монопольная прибыль целиком расходуется на
поддержание монопольной позиции. Поэтому величина монопольной прибыли в отрасли может служить показателем альтернативных издержек монополизации, следовательно, она должна быть включена в величину чистых потерь от монополии. Тогда полная сумма чистых потерь от монополии:
т.е., DWL
S
- состоит из чистых потерь монополии и монопольной прибыли.
В государственном регулировании отраслевых рынков существует практика поддержания цен выше конкурентного уровня, что может также привести к общим социальным издержкам в крупных размерах.
Другой подход к оценке последствий деятельности монополий был предложен Х.Лебенстайном
(1966г.) на основе Х-эффективностии и Х-неэффективности.
Об Х-эффективности говорят в случае, когда издержки в условиях монополии оказываются ниже,
чем в условиях свободной конкуренции.
Такое явление имеет место в тех отраслях, где монополизация позволяет фирме использовать преимущества положительного эффекта масштаба, когда увеличение объема выпуска приводит к снижению средних издержек. Хотя объем выпуска монополиста и сокращается по сравнению с выпуском отрасли в целом, но остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Кроме того,
благодаря получаемой прибыли, инновационная деятельность монополиста может быть выше, чем у конкурентной фирмы, что также способствует понижению издержек отрасли. К тому же, склонность к инвестированию у крупной фирмы-монополиста может оказаться выше, чем у мелкой фирмы-конкурента,
что тоже ведет к получению дополнительной прибыли. В данных случаях монопольная прибыль будет служить стимулом кдинамизму рынка, а конкуренция за достижение монопольной власти на рынке будет способствовать развитию производства в данной отрасли. В таких случаях экономика только выигрывает от монополизации.
Функционирование фирмы называется Х-эффективным, если при имеющемся наборе экономических ресурсов и наилучшей из доступных технологий она производит максимальный возможный объём продукции. В случае, если максимальный объём выпуска не достигается, говорят о X-неэффективности
фирмы. Х-эффективность предполагает полное отсутствие избыточных мощностей (slack). Она может выступать в двух формах: теоретической, показывающей, что в принципе в работе данной фирмы улучшение результатов недостижимо и эмпирической, свидетельствующей, что ни одна из известных фирм или организаций, не может работать лучше.
На рынках с совершенной конкуренцией Х-неэффективность, как правило, не возникает, т. к. любую менее эффективную фирму в долгосрочном периоде рыночные механизмы вынуждают уйти с рынка. В то же время несовершенная конкуренция допускает наличие Х-неэффективности, т. к. недостаток конкуренции позволяет использовать неэффективные технологии производства.
Х-неэффективность (или техническая неэффективность) - это величина, характеризующая снижение эффективности деятельности фирмы ниже максимально возможной. Х-неэффективность
показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек в более конкурентных отраслях.
Лейбенстайн утверждал, что этот вид неэффективности связан с организационным хаосом, человеческой инертностью, незавершенностью контрактов между экономическими агентами.
Так, причинами Х-неэффективности могут быть недостатки в решениях, принимаемых управляющими (например, рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей). Х-неэффективность может