Файл: Литература по теме Практические задания Тема Монополия и проявление монопольной власти Вопрос Особенности ценового поведения монополий различных видов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
31/75
также возникнуть на фирме, где недостаточно низкий уровень мотивации работников или применяются упрощенные эмпирические методы принятия решений без учета соответствующих расчетов издержек и доходов. Лейбенстайн полагал, что средняя норма Х-неэффективности в экономике США составляла 20%,
т.е., что бизнес при том же объеме использования экономических ресурсов мог бы увеличить производство в среднем на 20%. Очевидно, что монополистические фирмы более чувствительны к Х-неэффективности,
чем конкурентные производители, т.к. монополии и олигополии защищены от конкурентных сил, а это способствует возникновению Х-неэффективности.
Вопрос 3. Естественная монополия и особенности ее функционирования.
Как отмечалось, одним из видов монополии является естественная монополия - монополия, средние издержки которой представляют собой убывающую функцию объема продаж (выпуска) при любых уровнях продаж вплоть до полного насыщения рыночного спроса. Такой эффект имеет место, например, в отраслях производства, связанных с большими капиталовложения в постоянный капитал (машины, оборудование,
здания и сооружения).
С точки зрения неоклассического подхода естественной монополии присущи следующие характеристики:
·
единственный производитель в отрасли способен обеспечить все потребности покупателей с меньшими издержками, чем два и более производителя. Функция издержек для подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается не несколькими фирмами, а одной;
·
точкой устойчивости естественной монополии является объем выпуска, при котором монопольная фирма покрывает свои издержки, но любое увеличение выпуска этой фирмой или новыми участниками рынка ведет к убыткам;
·
«общественные потери» в условиях естественной монополии считаются достаточными основаниями для государственного регулирования отрасли. Поскольку эталоном эффективности служит модель совершенной конкуренции, государственными органами разрабатываются различные инструменты и приемы, позволяющие имитировать в отрасли результат совершенной конкуренции;
·
в случае нерегулируемости естественная монополия будет вести себя как монополист,
устанавливая объем выпуска меньше точки устойчивости. В результате у потенциальных конкурентов может возникнуть соблазн войти на этот рынок, что может привести к «ценовым войнам», убыткам для всех участников рынка либо к «разделу рынка», при котором уровень издержек на производство единицы товара будет выше, чем в случае единственной фирмы.
Предпосылки возникновения естественной монополии являются:
·
особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска;
·
положительный эффект масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба);
·
экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;
·
недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.
В борьбе с естественными монополиями традиционно используются три основные стратегии:
·
структурное регулирование - государствоопределяет, каким компаниям предоставляется право или на какие компании накладывается обязательство участвовать в определенных видах деятельности;
устанавливает потребности в создании новых инфраструктур; распределяет концессии (лицензии) на ведение распределения и т.п.;
·
регулирование поведения(ценовое регулирование) осуществляется прямыми и косвенными методами — через установление цен или тарифов или через налоговую политику и политику субсидий.
Кроме того цены регулируются через законы о конкуренции, которые предотвращают наличие монопольной или олигопольной власти;
·
регулирование через систему стандартов для решения вопросовсоциальной политики, охраны окружающей среды, безопасности, т.е. вопросов, которые не могут быть решены на основе рыночных механизмов.
Широко используются следующие способы регулирования естественной монополии:
·
предельное ценообразование - для удержания цены на уровне предельных издержек и фирмы в отрасли государство предоставляет регулируемому монополисту субсидию в размере отрицательной прибыли;
·
ценообразование Рамсея на рынке однопродуктового монополиста – в целях избежания потерь фирмы при установдении цен на основе предельных издержек, уровень цены определяется средними издержками P=AC (цена Рамсея). В этом случае хотя фирма и не получает прибыли она не несет убытков.
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
32/75
Однако величина чистых потерь благосостояния общества остается на уровне потерь нерегулируемой монополии;
·
ценообразование Рамсея на рынке многопродуктового монополиста имеет место, когда при регулировании поведения фирмы целью государства является максимизация потребительского излишка
(чистой разницы между совокупной полезностью выпуска многопродуктового монополиста и его издержками производства). При таком ценообразовании для товаров с наименьшей эластичностью спроса допускается наибольшее отклонение цены от предельных издержек;
·
конкуренция Демсеца (конкуренция за рынок монополии) государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка монополии, хотя такая политика может привести к превышению ценой предельных издержек, дополнительная же прибыль поступает государству в виде франчайзинговой платы за доступ к рынку монополии. В этом случае, при большом количестве участников на рынке, достигается ценообразование по Рамсею. Кроме того государством должны быть установлены минимальные стандарты качества товаров и услуг, иначе снижение цены будет сопровождаться одновременным снижением качества товаров;
·
внедрение конкуренции на рынке монополии - это достигается как путем создания условий облегчающих вход фирм в отрасль, так и путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;
·
ценовая дискриминация на рынке со стороны государства - на неконкурентном рынке государство устанавливает несколько уровней цен таким образом, что убытки производства товаров ниже средних издержек покрывает доход от цен выше средних издержек т в объеме соответствующем предельным издержкам. Т. е. эффективное решение достигается, когда совокупный выпуск равен конкурентному уровню.
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы условия возникновения естественной монополии?
2.
С помощью каких инструментов регулируется естественная монополия?
3.
Какими способами фирма-монополист максимизирует прибыль?
4.
Каковы последствия монопольной власти на отраслевом рынке?
5.
Что представляет собой Х-эффективность и Х-неэффективность?
6.
Что представляет собой ценовая дискриминация?
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. – М.: Юрайт, 2011.
Дополнительная литература:
1.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. - М., 1998., Гл. 10.
2.
Бойцова Е.Ю., Корчагина З.А. Экономика отраслевых рынков: Учебно-методическое пособие. – М.:
МАКС Пресс, 2008. Гл. 8.
3.
Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования: учебник. – М.:
Новый век, 2003.
4.
Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М., 2000. Гл. 4.
5.
ДиЛоренцо Т. Миф о естественной монополии (Thomas DiLorenzo. The Myth of Natural Monopoly //
The Review of Austrian Economics Vol. 9, No. 2 (1996): 43–58).
6.
Кабраль Л. М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс. – Минск: Новое знание. 2003, гл.
1,9,11.
7.
Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности.- СПб., 1999. Т.2. Гл. 17.
8.
Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков.- М., 1997. Гл. 13. С. 483-513.
Интернет-ресурсы:
1.
www.parusinvestora.ru/carticles/
2.
www.raexpert.ru/
3.
www.bibliotekar.ru/biznes-18/20.htm
Практические задания:
Задание 1.
Спрос на продукцию естественной монополии описывается функцией Q = 60 - 2P. Средние издержки производства остаются неизменными и равны 20. Если государство применит решение об установлении
«справедливой» цены, как изменится выпуск монополии по сравнению с оптимальным для нее выпуском?
Задание 2.
Спрос на продукт в монополизированной отрасли описывается функцией Q = 150 – 0,5P, а восходящий участок кривой предельных издержек монополиста - MC = 2q – 60. Определите величину
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
33/75
«мертвого груза» монополии.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 4. Олигополистическая конкуренция
Цель данной темы – расширение понимания механизмов действия моделей конкуренции между олигополиями при установлении цен и принятии решений об объеме выпуска.
Дидактические единицы:
Олигополистическая структура рынка. Теория олигополистического ценообразования: основные элементы. Ценовая конкуренция в условиях олигополистического рынка. Модель Курно. Модель
Бертрана и ее анализ. Понятие равновесия Нэша. «Дилемма заключенного». Особенности поведения
доминирующей фирмы. Модель следования за лидером Штакельберга.
Динамическая ценовая конкуренция, открытые и тайные соглашения (сговоры). Экономическая проблема сговора. Картельные соглашения и проблема их нарушения. Лидерство в ценах. Политика
«издержки плюс». Условия, ограничивающие ценовую координацию. Дифференциация продукта,
потребительские предпочтения и реклама. Антитрестовская политика в отношении соглашений о фиксировании цен: опыт США, Евросоюза, России.
Неправительственные барьеры входа на рынок закрепившихся фирм и стратегическая
конкуренция. Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая монополистических и олигополистических рыночных структур. Модель ограничивающего ценообразования. Основные
стратегии стимулирования выхода.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
·
основные модели кооперативного и некооперативного олигополистического поведения;
·
как государство регулирует олигополистический рынок;
·
ситуации, когда олигополисты вынуждены придерживаться конкурентного ценообразования;
уметь:
·
оценивать последствия поведения фирм в различных олигополистических моделях;
·
обобщать практику антимонопольного регулирования олигополистических рынков;
·
в различных странах.
Для самооценки темы студенту необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
доминирующая фирма, доминирующее положение, ценовой лидер, фирма-аутсайдер, остаточный спрос,
конкурентное окружение, фирма-ценополучатель.
Вопросы темы:
1.
Теория олигополистического ценообразования.
2.
Динамическая ценовая конкуренция, открытые и тайные соглашения (сговоры).
3.
Инструменты сдерживания входа и стимулирования выхода для случая монополистических и олигополистических рыночных структур.
Вопрос 1. Теория олигополистического ценообразования.
Олигополией называют модель рыночной структуры, когда на рынке действует несколько производителей и каждый из них может влиять на цену. Как известно, в современной экономике олигополистическая структура рынка является преобладающей.
Ограниченное число фирм на олигополистическом рынке обусловлено наличием серьезных барьеров,
препятствующих вхождению в отрасль новых фирм.
Известно, что причинами барьеров входа на рынок при олигополии являются:
·
положительный эффект масштаба, который может сделать невыгодным существование многих фирм на рынке.
·
лицензирование и патенты - они затрудняют доступ на рынок.
·
контроль над редкими источниками сырья.
Поведение фирм в условиях олигополии характеризуется следующими особенностями:
·
при формировании своей экономической политики каждая фирма - олигополист вынуждена принимать во внимание реакцию фирм – конкурентов;
·
при принятии стратегических решений кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста, как правило, неопределена, т.к. решения основаны на предположениях олигополистов относительно реакции конкурентов на действия друг друга;
·
в условиях олигополии имеет место жесткость ценообразования, цены меняются через значительные периоды времени и на значительную величину, что обусловлено взаимозависимостью фирм;
22.06.2023, 10:22
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
https://www.e-biblio.ru/book/bib/05_finansy/teory_otrasl_rynkov/sg.htm
34/75
·
не существует единственной модели поведения фирм на олигополистическом рынке, поскольку в одной модели невозможно учесть все многообразие рыночных ситуаций и факторов, влияющих на поведение взаимозависимых фирм. Существуют десятки моделей олигополистического ценообразования разной сложности.
Признаки и основные характеристики олигополистического рынка представлены в схемах 1-2.
Схема 1.
Схема 2.
В отличие от моделей монополии, где решения о цене и объеме производства принимается единственной фирмой - монополией, в моделях олигополии решения на рынке принимаются сразу несколькими экономическими агентами - олигополистами, поэтому результат функционирования каждого