Файл: Реферат Актуальность темы исследования обусловлена тем, что финансовой основой функционирования государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах социального и экономического развития является бюджетная система страны..doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Сущность, цели и функции бюджетной политики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика бюджетного отдела Администрации Павловского района
2.2 Анализ формирования бюджета по доходам и расходам
2.3 Основные проблемы бюджетной политики муниципального образования
3.1 Описание проекта по совершенствованию бюджетной политики
государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д. Влияние на эти показатели можно оказывать по средствам специально разработанных правительством мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение данных показателей. Если непрерывно внедрять новые мероприятия, то вполне можно повысить эффективность всей бюджетно-налоговой политики; Вторая модель под названием «недискреционная». Данная модель основана на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом. С негативными тенденциями происходит все также.
Если говорить и первой модели бюджетно-налоговой политики, необходимо отметить, что в данном случае любое изменение влечет за собой сначала увеличение затрат правительства, а потом увеличение бюджета. Например, если правительство решило разработать мероприятия, направленные на снижение инфляции в стране, то сначала, необходимо понести расходы в рамках разработки и внедрения этих мероприятий в реальные условия. Но в дальнейшем, эти расходы окупятся, и бюджет страны пополниться. При автоматической модели все расходы и доходы регулируются самостоятельно. Таким образом, бюджетно–налоговая политика представляет собой механизм взаимодействия между государством и всей экономической системой в целом. Модели данной политики направлены на стабилизацию и повышение эффективности в вопросах решения многих важных экономический и социальных проблем в управлении государством на внутреннем и внешнем уровне.
Существует несколько видов бюджетно-налоговой политики (фискальной), рассмотрим основные из них [18].
Вид бюджетно-налоговой политики, основанный на прямом вмешательстве в государственную деятельность. Данный вид бюджетно-налоговой политики еще называют дискреционным, основанным на такой же по названию модели, такая политика способна изменить основные показатели деятельности государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д.
Вид бюджетно-налоговой политики, где она регулируется самостоятельно или автоматически. Данный вид основан на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом.
Более наглядно виды бюджетно-налоговой политики (фискальной политики) представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Виды бюджетно-налоговой политики [20]
Данные виды бюджетно-налоговой политики имеют практическое применения в разных странах, причем каждая страна сама выбирает для себя подходящий вид управления.
Но важность данной политики не отнять, ни в одной стране, так как именно она занимается управлением и формированием налоговой системы – одной из основных политик государства, без которой не возможно существование казны страны, то есть бюджета. Правильное и грамотное формирование бюджетно-налоговой политики является частью, причем одной из важнейших, в сфере реализации общей стратегии развития государства.
Необходимо также обозначить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В данном случае бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность и того и другого инструмента политики зависит прямым образом от бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика выполняет ряд важных функций, которые обеспечивают эффективную работу всей экономической системе страны [23]:
-функция финансового обеспечения деятельности государства;
-функция, которая воздействует на финансово – экономическую систему государства с целью ее стабилизации и повышения устойчивости;
-функция, позволяющая обеспечить целостность государственного строя;
-функция, позволяющая создавать стимулы для дальнейшего эффективного развития всей экономической политики внутри государства и т.д.
Реализация перечисленных функций выполняется по средствам выполнения следующих мероприятий государством:
- формирование и реализация проекта безопасности внутри государства и на мировой арене. Данное мероприятие очень важное, особенно в условиях нестабильного внешнего и внутреннего климата. Все страны мира борются с терроризмом, внутри страны возникает множество конфликтов, поэтому безопасность – одно из важнейших вопросов реализации политики государства;
- обеспечение социальных гарантий гражданам страны. В нашей стране и по всему миру далеко не все граждане могут обеспечить себя и свою семью по разным причинам, поэтому государство обязано нести ответственность и обеспечивать хотя бы минимальные условия существования данных категорий людей.
- обеспечение напрямую зависит от налоговых поступлений в бюджет и распределения денежных средств по данному вопросу;
- обеспечение и поддержание условий существования населения страны в приемлемых условиях внешней среды, то есть поддержание экологии и окружающей среды. Население и общество должно реализовывать свою деятельность в природе и в прямой с ней взаимосвязи. Помимо перечисленных основных функций государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация функций. Если представить, что функции не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.
Для того чтобы понять, какие инструменты использует бюджетно-налоговая политика, необходимо изучить основные цели данной политики в государстве.
К целям относят [25]:
1. Цель стабильного и эффективного роста экономики в стране. Бюджетно-налоговую политику мало интересует проблемы, возникающие внутри экономической системы, так как смысл ее заключается в том, чтобы государство в своем экономическом развитии не стояло на месте, а постоянно развивалось, двигалось вперед, что и обеспечивает именно рост экономики и ее показателей;
2. Цель в обеспечении непрерывного использования всех экономических ресурсов для поддержания экономики страны, а также ее развития. В каждой стране есть свои экономические ресурсы и если они простаивают, значит, они не приносят финансового результата, что негативным образом отражается, прежде всего, на бюджете страны. Ввиду такого положения дел, все эти ресурсы должны активно работать в экономической системе и пополнять бюджет;
3. Цель в стабилизации ценовой политики повсеместно внутри государства. Государство может и должно регулировать политику цен, так как она напрямую связана с бюджетом государства и его пополнением, то есть уровень цен должен обеспечить норму, необходимую при годовом расчете, однако, высокая инфляция в стране приводит к негативным последствиям, поэтому необходимо прибегать к сбалансированию этих процессов внутри страны. Также цели бюджетно-налоговой политики можно сформировать немного иначе, как на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Цели бюджетно-налоговой политики [39]
Таким образом, цели и функции бюджетно-налоговой политики должны всячески поддерживать и развивать государство в области экономики, социальной политики и т.д. Правильное управление способно наладить полностью процесс налоговых поступлений и бюджетного пополнения.
Под государственными доходами понимаются те денежные средства, которые в процессе экономических отношений поступают в соответствии с действующим законодательством и классификацией в государственный бюджет. А под государственными расходами - денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач, как государства, так и местного самоуправления. Актуальность обуславливается необходимостью образования эффективной системы бюджетной политики, повышения суммарных доходов государства и минимизации государственных расходов. Именно эти слагающие позволяют улучшить экономическое положение страны, а также улучшить качество и уровень жизни населения, обороноспособность и развитие социальной сферы.
Государственные доходы - это та часть денежных средств, обращаемая в ходе распределения и перераспределения национального дохода страны через различные виды денежных поступлений в собственность и последующее распоряжение государства. Цель этого процесса - создание финансовой базы, которая необходима для реализации задач по проведению социально-экономической политики, функционирования государственных органов, обеспечения безопасности и др.
Государственные доходы, как и расходы, имеют нормативное закрепление в государственном бюджете. Государственный бюджет - это перечень государственных доходов и расходов за определенный период времени, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов [40].
Расходы государства - это траты, которые появляются в процессе выполнения государством, возложенных на него функций. Государственные расходные полномочия регулируются Бюджетным кодексом РФ и заключаются в реализации перераспределения общественных доходов между населением и отраслями экономики посредством предоставления им средств из бюджета.
Для того чтобы РФ могла дальше обеспечивать социально необходимые сферы необходимым количеством бюджетных средств, нужно находить возможные источники дополнительных доходов. Это возможно достичь несколькими способами, которые «не ударят по карману» населения:
Таким образом, реализовав данные способы, через 2-3 года это даст заметный положительный результат, что позволит, не уменьшая расходы по уже имеющимся направлениям, увеличить социальную направленность бюджета, это повысит социально-экономическое положение россиян.
На данный момент, у российской экономики есть потенциал и источники бюджетного финансирования социально-экономической сферы развития [41].
В расходах федерального бюджета особое место занимают трансферты региональным и (реже) местным бюджетам. Доля таких трансфертов в централизованных расходах - около 20% (если исключить из расходов трансферты государственным внебюджетным фондам), а их предоставление регионам преследует разные цели: выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов (дотации на выравнивание); финансирование переданных регионам федеральных полномочий (субвенции); софинансирование региональных и местных полномочий, связанное как с выделением регионам дополнительных средств, так и созданием условий для проведения различных социально-экономических реформ (субсидии); стимулирование повышения качества управления в регионах (поощрительные гранты).
Из оставшихся расходов федерального бюджета за пределы страны уходит не более 5% средств (на организацию международной деятельности, на Байконур, Севастополь и т.д.). Остальные примерно 75% федеральных расходов принято называть прямыми. Это те средства, которые распределяются по территории страны (по регионам России), но, не поступая в региональные бюджеты, напрямую идут в организации регионов и населению, направляются в инвестиционные объекты.
Прямые расходы федерального бюджета имеют для регионов не меньшее, а подчас даже большее значение, нежели межбюджетные трансферты. Роль прямых расходов многопланова. Во-первых, часть из них опосредованно поступает в региональные и местные бюджеты в виде налогов, которые уплачиваются федеральными органами власти
Если говорить и первой модели бюджетно-налоговой политики, необходимо отметить, что в данном случае любое изменение влечет за собой сначала увеличение затрат правительства, а потом увеличение бюджета. Например, если правительство решило разработать мероприятия, направленные на снижение инфляции в стране, то сначала, необходимо понести расходы в рамках разработки и внедрения этих мероприятий в реальные условия. Но в дальнейшем, эти расходы окупятся, и бюджет страны пополниться. При автоматической модели все расходы и доходы регулируются самостоятельно. Таким образом, бюджетно–налоговая политика представляет собой механизм взаимодействия между государством и всей экономической системой в целом. Модели данной политики направлены на стабилизацию и повышение эффективности в вопросах решения многих важных экономический и социальных проблем в управлении государством на внутреннем и внешнем уровне.
Существует несколько видов бюджетно-налоговой политики (фискальной), рассмотрим основные из них [18].
Вид бюджетно-налоговой политики, основанный на прямом вмешательстве в государственную деятельность. Данный вид бюджетно-налоговой политики еще называют дискреционным, основанным на такой же по названию модели, такая политика способна изменить основные показатели деятельности государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д.
Вид бюджетно-налоговой политики, где она регулируется самостоятельно или автоматически. Данный вид основан на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом.
Более наглядно виды бюджетно-налоговой политики (фискальной политики) представлены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Виды бюджетно-налоговой политики [20]
Данные виды бюджетно-налоговой политики имеют практическое применения в разных странах, причем каждая страна сама выбирает для себя подходящий вид управления.
Но важность данной политики не отнять, ни в одной стране, так как именно она занимается управлением и формированием налоговой системы – одной из основных политик государства, без которой не возможно существование казны страны, то есть бюджета. Правильное и грамотное формирование бюджетно-налоговой политики является частью, причем одной из важнейших, в сфере реализации общей стратегии развития государства.
Необходимо также обозначить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В данном случае бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность и того и другого инструмента политики зависит прямым образом от бюджетно-налоговой политики.
Бюджетно-налоговая политика выполняет ряд важных функций, которые обеспечивают эффективную работу всей экономической системе страны [23]:
-функция финансового обеспечения деятельности государства;
-функция, которая воздействует на финансово – экономическую систему государства с целью ее стабилизации и повышения устойчивости;
-функция, позволяющая обеспечить целостность государственного строя;
-функция, позволяющая создавать стимулы для дальнейшего эффективного развития всей экономической политики внутри государства и т.д.
Реализация перечисленных функций выполняется по средствам выполнения следующих мероприятий государством:
- формирование и реализация проекта безопасности внутри государства и на мировой арене. Данное мероприятие очень важное, особенно в условиях нестабильного внешнего и внутреннего климата. Все страны мира борются с терроризмом, внутри страны возникает множество конфликтов, поэтому безопасность – одно из важнейших вопросов реализации политики государства;
- обеспечение социальных гарантий гражданам страны. В нашей стране и по всему миру далеко не все граждане могут обеспечить себя и свою семью по разным причинам, поэтому государство обязано нести ответственность и обеспечивать хотя бы минимальные условия существования данных категорий людей.
- обеспечение напрямую зависит от налоговых поступлений в бюджет и распределения денежных средств по данному вопросу;
- обеспечение и поддержание условий существования населения страны в приемлемых условиях внешней среды, то есть поддержание экологии и окружающей среды. Население и общество должно реализовывать свою деятельность в природе и в прямой с ней взаимосвязи. Помимо перечисленных основных функций государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация функций. Если представить, что функции не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.
Для того чтобы понять, какие инструменты использует бюджетно-налоговая политика, необходимо изучить основные цели данной политики в государстве.
К целям относят [25]:
1. Цель стабильного и эффективного роста экономики в стране. Бюджетно-налоговую политику мало интересует проблемы, возникающие внутри экономической системы, так как смысл ее заключается в том, чтобы государство в своем экономическом развитии не стояло на месте, а постоянно развивалось, двигалось вперед, что и обеспечивает именно рост экономики и ее показателей;
2. Цель в обеспечении непрерывного использования всех экономических ресурсов для поддержания экономики страны, а также ее развития. В каждой стране есть свои экономические ресурсы и если они простаивают, значит, они не приносят финансового результата, что негативным образом отражается, прежде всего, на бюджете страны. Ввиду такого положения дел, все эти ресурсы должны активно работать в экономической системе и пополнять бюджет;
3. Цель в стабилизации ценовой политики повсеместно внутри государства. Государство может и должно регулировать политику цен, так как она напрямую связана с бюджетом государства и его пополнением, то есть уровень цен должен обеспечить норму, необходимую при годовом расчете, однако, высокая инфляция в стране приводит к негативным последствиям, поэтому необходимо прибегать к сбалансированию этих процессов внутри страны. Также цели бюджетно-налоговой политики можно сформировать немного иначе, как на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Цели бюджетно-налоговой политики [39]
Таким образом, цели и функции бюджетно-налоговой политики должны всячески поддерживать и развивать государство в области экономики, социальной политики и т.д. Правильное управление способно наладить полностью процесс налоговых поступлений и бюджетного пополнения.
Под государственными доходами понимаются те денежные средства, которые в процессе экономических отношений поступают в соответствии с действующим законодательством и классификацией в государственный бюджет. А под государственными расходами - денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач, как государства, так и местного самоуправления. Актуальность обуславливается необходимостью образования эффективной системы бюджетной политики, повышения суммарных доходов государства и минимизации государственных расходов. Именно эти слагающие позволяют улучшить экономическое положение страны, а также улучшить качество и уровень жизни населения, обороноспособность и развитие социальной сферы.
Государственные доходы - это та часть денежных средств, обращаемая в ходе распределения и перераспределения национального дохода страны через различные виды денежных поступлений в собственность и последующее распоряжение государства. Цель этого процесса - создание финансовой базы, которая необходима для реализации задач по проведению социально-экономической политики, функционирования государственных органов, обеспечения безопасности и др.
Государственные доходы, как и расходы, имеют нормативное закрепление в государственном бюджете. Государственный бюджет - это перечень государственных доходов и расходов за определенный период времени, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов [40].
Расходы государства - это траты, которые появляются в процессе выполнения государством, возложенных на него функций. Государственные расходные полномочия регулируются Бюджетным кодексом РФ и заключаются в реализации перераспределения общественных доходов между населением и отраслями экономики посредством предоставления им средств из бюджета.
Для того чтобы РФ могла дальше обеспечивать социально необходимые сферы необходимым количеством бюджетных средств, нужно находить возможные источники дополнительных доходов. Это возможно достичь несколькими способами, которые «не ударят по карману» населения:
-
Использование больших резервов роста бюджетных доходов по ликвидации нарушений законодательства и общественных интересов недобросовестными налогоплательщиками, хозяйствующими субъектами и самими органами государственного управления. -
Рост доходов достигается путем изъятия в доход страны природной ренты через налогообложения ранее скрытых или незаконно вывезенных из РФ прибылей. -
Также посредством увеличения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества.
Таким образом, реализовав данные способы, через 2-3 года это даст заметный положительный результат, что позволит, не уменьшая расходы по уже имеющимся направлениям, увеличить социальную направленность бюджета, это повысит социально-экономическое положение россиян.
На данный момент, у российской экономики есть потенциал и источники бюджетного финансирования социально-экономической сферы развития [41].
В расходах федерального бюджета особое место занимают трансферты региональным и (реже) местным бюджетам. Доля таких трансфертов в централизованных расходах - около 20% (если исключить из расходов трансферты государственным внебюджетным фондам), а их предоставление регионам преследует разные цели: выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов (дотации на выравнивание); финансирование переданных регионам федеральных полномочий (субвенции); софинансирование региональных и местных полномочий, связанное как с выделением регионам дополнительных средств, так и созданием условий для проведения различных социально-экономических реформ (субсидии); стимулирование повышения качества управления в регионах (поощрительные гранты).
Из оставшихся расходов федерального бюджета за пределы страны уходит не более 5% средств (на организацию международной деятельности, на Байконур, Севастополь и т.д.). Остальные примерно 75% федеральных расходов принято называть прямыми. Это те средства, которые распределяются по территории страны (по регионам России), но, не поступая в региональные бюджеты, напрямую идут в организации регионов и населению, направляются в инвестиционные объекты.
Прямые расходы федерального бюджета имеют для регионов не меньшее, а подчас даже большее значение, нежели межбюджетные трансферты. Роль прямых расходов многопланова. Во-первых, часть из них опосредованно поступает в региональные и местные бюджеты в виде налогов, которые уплачиваются федеральными органами власти