Файл: Реферат Актуальность темы исследования обусловлена тем, что финансовой основой функционирования государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах социального и экономического развития является бюджетная система страны..doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д. Влияние на эти показатели можно оказывать по средствам специально разработанных правительством мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение данных показателей. Если непрерывно внедрять новые мероприятия, то вполне можно повысить эффективность всей бюджетно-налоговой политики; Вторая модель под названием «недискреционная». Данная модель основана на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом. С негативными тенденциями происходит все также.

Если говорить и первой модели бюджетно-налоговой политики, необходимо отметить, что в данном случае любое изменение влечет за собой сначала увеличение затрат правительства, а потом увеличение бюджета. Например, если правительство решило разработать мероприятия, направленные на снижение инфляции в стране, то сначала, необходимо понести расходы в рамках разработки и внедрения этих мероприятий в реальные условия. Но в дальнейшем, эти расходы окупятся, и бюджет страны пополниться. При автоматической модели все расходы и доходы регулируются самостоятельно. Таким образом, бюджетно–налоговая политика представляет собой механизм взаимодействия между государством и всей экономической системой в целом. Модели данной политики направлены на стабилизацию и повышение эффективности в вопросах решения многих важных экономический и социальных проблем в управлении государством на внутреннем и внешнем уровне.

Существует несколько видов бюджетно-налоговой политики (фискальной), рассмотрим основные из них [18].

Вид бюджетно-налоговой политики, основанный на прямом вмешательстве в государственную деятельность. Данный вид бюджетно-налоговой политики еще называют дискреционным, основанным на такой же по названию модели, такая политика способна изменить основные показатели деятельности государства в области занятости населения, расходования бюджетных средств, итоговые показатели баланса, актив баланса, инфляционные процессы и т.д.


Вид бюджетно-налоговой политики, где она регулируется самостоятельно или автоматически. Данный вид основан на таких изменениях в показателях деятельности государства, которые происходят автоматически, то есть в зависимости от изменений на внутреннем рынке государства. Например, если растут показатели объемов продаж, выпуска продукции, падает инфляция или повышается занятость населения государства, то и налоговые платежи сами по себе увеличиваются, а, следовательно, пополняется бюджет государства, что является положительным эффектом.

Более наглядно виды бюджетно-налоговой политики (фискальной политики) представлены на рисунке 1.1.


Рис. 1.1 Виды бюджетно-налоговой политики [20]
Данные виды бюджетно-налоговой политики имеют практическое применения в разных странах, причем каждая страна сама выбирает для себя подходящий вид управления.

Но важность данной политики не отнять, ни в одной стране, так как именно она занимается управлением и формированием налоговой системы – одной из основных политик государства, без которой не возможно существование казны страны, то есть бюджета. Правильное и грамотное формирование бюджетно-налоговой политики является частью, причем одной из важнейших, в сфере реализации общей стратегии развития государства.

Необходимо также обозначить взаимосвязь между налогами и бюджетом. В данном случае бюджет страны пополняется за счет налоговых поступлений, поэтому эффективность и того и другого инструмента политики зависит прямым образом от бюджетно-налоговой политики.

Бюджетно-налоговая политика выполняет ряд важных функций, которые обеспечивают эффективную работу всей экономической системе страны [23]:

-функция финансового обеспечения деятельности государства;

-функция, которая воздействует на финансово – экономическую систему государства с целью ее стабилизации и повышения устойчивости;

-функция, позволяющая обеспечить целостность государственного строя;

-функция, позволяющая создавать стимулы для дальнейшего эффективного развития всей экономической политики внутри государства и т.д.

Реализация перечисленных функций выполняется по средствам выполнения следующих мероприятий государством:

- формирование и реализация проекта безопасности внутри государства и на мировой арене. Данное мероприятие очень важное, особенно в условиях нестабильного внешнего и внутреннего климата. Все страны мира борются с терроризмом, внутри страны возникает множество конфликтов, поэтому безопасность – одно из важнейших вопросов реализации политики государства;



- обеспечение социальных гарантий гражданам страны. В нашей стране и по всему миру далеко не все граждане могут обеспечить себя и свою семью по разным причинам, поэтому государство обязано нести ответственность и обеспечивать хотя бы минимальные условия существования данных категорий людей.

- обеспечение напрямую зависит от налоговых поступлений в бюджет и распределения денежных средств по данному вопросу;

- обеспечение и поддержание условий существования населения страны в приемлемых условиях внешней среды, то есть поддержание экологии и окружающей среды. Население и общество должно реализовывать свою деятельность в природе и в прямой с ней взаимосвязи. Помимо перечисленных основных функций государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация функций. Если представить, что функции не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.

Для того чтобы понять, какие инструменты использует бюджетно-налоговая политика, необходимо изучить основные цели данной политики в государстве.

К целям относят [25]:

1. Цель стабильного и эффективного роста экономики в стране. Бюджетно-налоговую политику мало интересует проблемы, возникающие внутри экономической системы, так как смысл ее заключается в том, чтобы государство в своем экономическом развитии не стояло на месте, а постоянно развивалось, двигалось вперед, что и обеспечивает именно рост экономики и ее показателей;

2. Цель в обеспечении непрерывного использования всех экономических ресурсов для поддержания экономики страны, а также ее развития. В каждой стране есть свои экономические ресурсы и если они простаивают, значит, они не приносят финансового результата, что негативным образом отражается, прежде всего, на бюджете страны. Ввиду такого положения дел, все эти ресурсы должны активно работать в экономической системе и пополнять бюджет;

3. Цель в стабилизации ценовой политики повсеместно внутри государства. Государство может и должно регулировать политику цен, так как она напрямую связана с бюджетом государства и его пополнением, то есть уровень цен должен обеспечить норму, необходимую при годовом расчете, однако, высокая инфляция в стране приводит к негативным последствиям, поэтому необходимо прибегать к сбалансированию этих процессов внутри страны. Также цели бюджетно-налоговой политики можно сформировать немного иначе, как на рисунке 1.2.



Рис. 1.2. Цели бюджетно-налоговой политики [39]
Таким образом, цели и функции бюджетно-налоговой политики должны всячески поддерживать и развивать государство в области экономики, социальной политики и т.д. Правильное управление способно наладить полностью процесс налоговых поступлений и бюджетного пополнения.

Под государственными доходами понимаются те денежные средства, кото­рые в процессе экономических отношений поступают в соответствии с действу­ющим законодательством и классификацией в государственный бюджет. А под государственными расходами - денежные средства, которые направлены на фи­нансовое обеспечение функций и задач, как государства, так и местного само­управления. Актуальность обуславливается необходимостью образования эффективной системы бюджетной политики, повышения суммарных доходов государства и минимизации государственных расходов. Именно эти слагающие позволяют улучшить экономическое положение страны, а также улучшить каче­ство и уровень жизни населения, обороноспособность и развитие социальной сферы.

Государственные доходы - это та часть денежных средств, обращаемая в ходе распределения и перераспределения национального дохода страны через различные виды денежных поступлений в собственность и последующее распоряжение государства. Цель этого процесса - создание финансовой базы, ко­торая необходима для реализации задач по проведению социально-экономиче­ской политики, функционирования государственных органов, обеспечения без­опасности и др.

Государственные доходы, как и расходы, имеют нормативное закрепление в государственном бюджете. Государственный бюджет - это перечень государ­ственных доходов и расходов за определенный период времени, составленный с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов [40].

Расходы государства - это траты, которые появляются в процессе выполне­ния государством, возложенных на него функций. Государственные расходные полномочия регулируются Бюджетным кодексом РФ и заключаются в реализа­ции перераспределения общественных доходов между населением и отраслями экономики посредством предоставления им средств из бюджета.

Для того чтобы РФ могла дальше обеспечивать социально необходимые сферы необходимым количеством бюджетных средств, нужно находить возмож­ные источники дополнительных доходов. Это возможно достичь несколькими способами, которые «не ударят по карману» населения:


  1. Использование больших резервов роста бюджетных доходов по ликвида­ции нарушений законодательства и общественных интересов недобросовест­ными налогоплательщиками, хозяйствующими субъектами и самими органами государственного управления.

  2. Рост доходов достигается путем изъятия в доход страны природной ренты через налогообложения ранее скрытых или незаконно вывезенных из РФ прибы­лей.

  3. Также посредством увеличения собираемости налогов и эффективности использования государственного имущества.

Таким образом, реализовав данные способы, через 2-3 года это даст замет­ный положительный результат, что позволит, не уменьшая расходы по уже имеющимся направлениям, увеличить социальную направленность бюджета, это повысит социально-экономическое положение россиян.

На данный момент, у российской экономики есть потенциал и источники бюджетного финансирования социально-экономической сферы развития [41].

В расходах федерального бюджета особое место занимают трансферты региональным и (реже) местным бюджетам. Доля таких трансфертов в централизованных расходах - около 20% (если исключить из расходов трансферты государственным внебюджетным фондам), а их предоставление регионам преследует разные цели: выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов (дотации на выравнивание); финансирование переданных регионам федеральных полномочий (субвенции); софинансирование региональных и местных полномочий, связанное как с выделением регионам дополнительных средств, так и созданием условий для проведения различных социально-экономических реформ (субсидии); стимулирование повышения качества управления в регионах (поощрительные гранты).

Из оставшихся расходов федерального бюджета за пределы страны уходит не более 5% средств (на организацию международной деятельности, на Байконур, Севастополь и т.д.). Остальные примерно 75% федеральных расходов принято называть прямыми. Это те средства, которые распределяются по территории страны (по регионам России), но, не поступая в региональные бюджеты, напрямую идут в организации регионов и населению, направляются в инвестиционные объекты.

Прямые расходы федерального бюджета имеют для регионов не меньшее, а подчас даже большее значение, нежели межбюджетные трансферты. Роль прямых расходов многопланова. Во-первых, часть из них опосредованно поступает в региональные и местные бюджеты в виде налогов, которые уплачиваются федеральными органами власти