Файл: Реферат Актуальность темы исследования обусловлена тем, что финансовой основой функционирования государственных органов власти и органов местного самоуправления в сферах социального и экономического развития является бюджетная система страны..doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1 Сущность, цели и функции бюджетной политики
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика бюджетного отдела Администрации Павловского района
2.2 Анализ формирования бюджета по доходам и расходам
2.3 Основные проблемы бюджетной политики муниципального образования
3.1 Описание проекта по совершенствованию бюджетной политики
, организациями и учреждениями. Во-вторых, выплачиваемые из федерального бюджета заработная плата и социальные выплаты формируют часть доходов населения, а тем самым и дополнительный спрос на потребительские товары, что в свою очередь усиливает стимулы для развития ориентированных на местный спрос отраслей экономики. В-третьих, часть расходов федерального бюджета способствует созданию дополнительных условий для экономического развития регионов [44].
Наконец, несмотря на важность расходов, о которых идет речь, для социально-экономического развития регионов, их распределение по субъектам Федерации в отличие от межбюджетных трансфертов крайне непрозрачно.
Итак, помимо перечисленных основных функций государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация функций. Если представить, что функции не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.
1.2 Участники бюджетного процесса в муниципальном образовании
Участники бюджетного процесса должны осуществлять свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, субъекта РФ, уставом муниципального образования и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании.
Участники бюджетного процесса закреплены в статье 152 Бюджетного кодекса [3] Российской Федерации. Это следующие участники:
1. Представительный орган муниципального образования.
2. Глава местной администрации (Глава муниципального образования).
3. Местная администрация.
4. Финансовый орган.
5. Контрольный орган муниципального образования.
6. Главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
7. Органы казначейства.
8. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
9. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и правовыми актами местного самоуправления возложены бюджетные полномочия;
10. Бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, иные получатели бюджетных средств.
Представительный орган муниципального образования осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;
- рассматривает и утверждает проект местного бюджета, представленный местной администрацией;
- осуществляет контроль за исполнением местного бюджета в порядке, установленном Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании;
- формирует и определяет правовой статус контрольного органа муниципального образования;
- утверждает размер субвенции, подлежащей перечислению из местного бюджета в бюджет муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (указанное полномочие реализуется в случае, если представительный орган муниципального района образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
- утверждает размеры субвенций на реализацию соглашений с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования;
- определяет состав сведений, подлежащих внесению в муниципальную долговую книгу, в дополнение к установленным в пункте 5 статьи 121 Бюджетного кодекса [3] Российской Федерации;
- определяет цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов из местного бюджета, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов;
- устанавливает ежегодные лимиты предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет;
- устанавливает норматив отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, для зачисления в местный бюджет;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством.
Глава местной администрации (Глава муниципального образования) осуществляет следующие бюджетные полномочия [3]:
- принимает решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета;
- вносит проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами в представительный орган муниципального образования в порядке и в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе муниципального образования;
- заключает договоры о привлечении муниципальных заимствований в местный бюджет, а также договоры о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе;
- устанавливает порядок ведения долговой книги муниципального образования;
- организует исполнение местного бюджета местной администрацией;
- подписывает и обнародует решение представительного органа муниципального образования об утверждении местного бюджета, об утверждении отчета об исполнении местного бюджета;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Местная администрация осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- составляет проект местного бюджета, исполняет местный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением, составляет отчет об исполнении местного бюджета;
- исполняет расходные обязательства муниципального образования;
- устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования;
- осуществляет муниципальные заимствования, выдает муниципальные гарантии, управляет муниципальным долгом муниципального образования;
- обеспечивает перечисление в бюджет субъекта РФ субвенции в случае, предусмотренном статьей 142 Бюджетного кодекса [3] Российской федерации и частью 5 статьи 60 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- предоставляет бюджетные кредиты из местного бюджета;
- представляет отчеты об исполнении местного бюджета в федеральные органы исполнительной власти и (или) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством;
- применяет меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распределение бюджетных полномочий между структурными подразделениями, должностными лицами в местной администрации устанавливается Положением о местной администрации муниципального образования.
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы муниципального образования или при наличии заключения главы муниципального образования.
Финансовый орган осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- осуществляет непосредственное составление проекта местного бюджета;
- разрабатывает единые формы и порядок предоставления информации по вопросам составления проекта местного бюджета и его исполнения;
- организует бюджетный учет средств местного бюджета;
- составляет и уточняет сводную бюджетную роспись местного бюджета;
- ведет реестры расходных обязательств муниципального образования;
- получает от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета материалы, необходимые для составления проекта местного бюджета и отчета о его исполнении;
- получает от кредитных организаций сведения об операциях со средствами местного бюджета;
- предоставляет бюджетные кредиты в порядке и на условиях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете;
- проводит проверки финансового состояния получателей средств бюджета муниципального образования, получателей бюджетных кредитов, муниципальных гарантий;
- осуществляет контроль за использованием средств местного бюджета, выделяемых по целевому назначению;
- осуществляет регистрацию заимствований муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений у третьих лиц;
- осуществляет ведение муниципальной долговой книги муниципального образования;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местного бюджета;
- осуществляет операции со средствами местного бюджета;
- осуществляет непосредственное составление отчета об исполнении местного бюджета;
- обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета предоставления отчетов по установленным формам об использовании средств местного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета;
- разрабатывает прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
- составляет план развития муниципального сектора экономики муниципального образования;
- составляет прогноз сводного финансового баланса муниципального образования;
- согласовывает решения налогового органа об изменении сроков уплаты налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Руководитель финансового органа (должностное лицо, уполномоченное в сфере финансов) местной администрации имеет исключительное право дать разрешение (разрешительную надпись) на совершение следующих действий [12]:
- утверждение и уточнение сводной бюджетной росписи местного бюджета;
- осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов в случае, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- применение мер принуждения в случаях, установленных бюджетным законодательством.
Контрольный орган муниципального образования осуществляет [3]:
- предварительный контроль - в процессе проведения экспертизы проекта решения о местном бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль - в ходе проверок отдельных вопросов исполнения решения о бюджете муниципального образования;
- последующий контроль - в ходе проведения анализа отчета об исполнении местного бюджета, выполнения целевых программ, финансируемых из местного бюджета и проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств:
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в финансовый орган местной администрации;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением финансового органа (финансового должностного лица);
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
Наконец, несмотря на важность расходов, о которых идет речь, для социально-экономического развития регионов, их распределение по субъектам Федерации в отличие от межбюджетных трансфертов крайне непрозрачно.
Итак, помимо перечисленных основных функций государство несет ответственность и обязано обеспечивать в стране экономическую стабильность и развитие, без которого невозможна реализация функций. Если представить, что функции не будут реализованы или не будут осуществляться постоянно, то последствия могут быть самыми ужасными и непредсказуемыми.
1.2 Участники бюджетного процесса в муниципальном образовании
Участники бюджетного процесса должны осуществлять свою деятельность в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, субъекта РФ, уставом муниципального образования и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании.
Участники бюджетного процесса закреплены в статье 152 Бюджетного кодекса [3] Российской Федерации. Это следующие участники:
1. Представительный орган муниципального образования.
2. Глава местной администрации (Глава муниципального образования).
3. Местная администрация.
4. Финансовый орган.
5. Контрольный орган муниципального образования.
6. Главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
7. Органы казначейства.
8. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
9. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и правовыми актами местного самоуправления возложены бюджетные полномочия;
10. Бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, иные получатели бюджетных средств.
Представительный орган муниципального образования осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждением отчета об исполнении местного бюджета;
- рассматривает и утверждает проект местного бюджета, представленный местной администрацией;
- осуществляет контроль за исполнением местного бюджета в порядке, установленном Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании;
- формирует и определяет правовой статус контрольного органа муниципального образования;
- утверждает размер субвенции, подлежащей перечислению из местного бюджета в бюджет муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (указанное полномочие реализуется в случае, если представительный орган муниципального района образуется в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
- утверждает размеры субвенций на реализацию соглашений с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципального образования;
- определяет состав сведений, подлежащих внесению в муниципальную долговую книгу, в дополнение к установленным в пункте 5 статьи 121 Бюджетного кодекса [3] Российской Федерации;
- определяет цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов из местного бюджета, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов;
- устанавливает ежегодные лимиты предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет;
- устанавливает норматив отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, для зачисления в местный бюджет;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с законодательством.
Глава местной администрации (Глава муниципального образования) осуществляет следующие бюджетные полномочия [3]:
- принимает решение о начале работы над составлением проекта местного бюджета;
- вносит проект местного бюджета с необходимыми документами и материалами в представительный орган муниципального образования в порядке и в сроки, установленные Положением о бюджетном процессе муниципального образования;
- заключает договоры о привлечении муниципальных заимствований в местный бюджет, а также договоры о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе;
- устанавливает порядок ведения долговой книги муниципального образования;
- организует исполнение местного бюджета местной администрацией;
- подписывает и обнародует решение представительного органа муниципального образования об утверждении местного бюджета, об утверждении отчета об исполнении местного бюджета;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Местная администрация осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- составляет проект местного бюджета, исполняет местный бюджет, осуществляет контроль за его исполнением, составляет отчет об исполнении местного бюджета;
- исполняет расходные обязательства муниципального образования;
- устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств муниципального образования;
- осуществляет муниципальные заимствования, выдает муниципальные гарантии, управляет муниципальным долгом муниципального образования;
- обеспечивает перечисление в бюджет субъекта РФ субвенции в случае, предусмотренном статьей 142 Бюджетного кодекса [3] Российской федерации и частью 5 статьи 60 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- предоставляет бюджетные кредиты из местного бюджета;
- представляет отчеты об исполнении местного бюджета в федеральные органы исполнительной власти и (или) органы государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством;
- применяет меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Распределение бюджетных полномочий между структурными подразделениями, должностными лицами в местной администрации устанавливается Положением о местной администрации муниципального образования.
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы муниципального образования или при наличии заключения главы муниципального образования.
Финансовый орган осуществляет следующие бюджетные полномочия:
- осуществляет непосредственное составление проекта местного бюджета;
- разрабатывает единые формы и порядок предоставления информации по вопросам составления проекта местного бюджета и его исполнения;
- организует бюджетный учет средств местного бюджета;
- составляет и уточняет сводную бюджетную роспись местного бюджета;
- ведет реестры расходных обязательств муниципального образования;
- получает от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета материалы, необходимые для составления проекта местного бюджета и отчета о его исполнении;
- получает от кредитных организаций сведения об операциях со средствами местного бюджета;
- предоставляет бюджетные кредиты в порядке и на условиях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете;
- проводит проверки финансового состояния получателей средств бюджета муниципального образования, получателей бюджетных кредитов, муниципальных гарантий;
- осуществляет контроль за использованием средств местного бюджета, выделяемых по целевому назначению;
- осуществляет регистрацию заимствований муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений у третьих лиц;
- осуществляет ведение муниципальной долговой книги муниципального образования;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением местного бюджета;
- осуществляет операции со средствами местного бюджета;
- осуществляет непосредственное составление отчета об исполнении местного бюджета;
- обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета предоставления отчетов по установленным формам об использовании средств местного бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета;
- разрабатывает прогноз социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
- составляет план развития муниципального сектора экономики муниципального образования;
- составляет прогноз сводного финансового баланса муниципального образования;
- согласовывает решения налогового органа об изменении сроков уплаты налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Руководитель финансового органа (должностное лицо, уполномоченное в сфере финансов) местной администрации имеет исключительное право дать разрешение (разрешительную надпись) на совершение следующих действий [12]:
- утверждение и уточнение сводной бюджетной росписи местного бюджета;
- осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов в случае, определенном Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- применение мер принуждения в случаях, установленных бюджетным законодательством.
Контрольный орган муниципального образования осуществляет [3]:
- предварительный контроль - в процессе проведения экспертизы проекта решения о местном бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль - в ходе проверок отдельных вопросов исполнения решения о бюджете муниципального образования;
- последующий контроль - в ходе проведения анализа отчета об исполнении местного бюджета, выполнения целевых программ, финансируемых из местного бюджета и проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей средств местного бюджета.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств:
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в финансовый орган местной администрации;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- вносит изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением финансового органа (финансового должностного лица);
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;