Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
А.Д. Шеремета последовательно рассматриваются показатели характеризующие прибыль торговой организации. Методика анализа прибыли, предложенная в работах А.Д. Шеремета, представлена на рисунке 15.
Рисунок 15 – Методика анализа прибыли
Методика расчета показателей рентабельности предложенная А.Д. Шереметом представлена в следующей последовательности:
Основные показатели рентабельности, которые можно объединить в следующие группы:
Рентабельность активов организации рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли к средней величине активов за рассматриваемый период деятельности [33]. Рентабельность активов торговой организации рассчитывается по формуле:
%
100
*
АК
ЧП
Rа
, (20) где ЧП - чистая прибыль;
АК - величина активов.
Рентабельность оборотных активов рассчитывается по формуле:
Методика анализа прибыли предложенная в своих работах А.Д. Шереметом динамика общей суммы балансовой прибыли показатели чистой прибыли, их динамика, направления использования чистой прибыли источники формирования балансовой прибыли: динамика, удельный вес прибыли от реализации товаров показатели формирования прибыли в разрезе структурных подразделений торговой организации, их динамика, отклонения фактических показателей основные факторы, обусловившие изменение суммы прибыли от реализации товаров в анализируемом периоде
42
%
100
*
ОБак
ЧП
а
Rо
(21) где ОБак – величина оборотных активов.
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение величины чистой прибыли к объему реализации [33]. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
%
100
*
ВР
ЧП
Rп
, (22)
Показатель характеризует эффективность продаж, и показывает, сколько прибыли имеет торговая организация с рубля реализации товара.
Рентабельность капитала организации рассчитывается как отношение чистой прибыли к величине капитала торговой организации [33]. Эффективность работы торговой организации (рентабельность собственного капитала) вычисляется по формуле:
%
100
*
СК
ЧП
к
Rс
, (23) где СК – собственный капитал.
Коэффициент покрытия долгосрочных обязательств оказывает способность предприятия погашать обязательства [33]. Арендная плата включается в затраты.
В числители все затраты, на которые торговая организация должна заработать деньги.
???????????? =
П+Аренда
????+Аренда+Фонд погашения
, (24) где FCC – financial constant cost.;
I – проценты;
Фонд погашения – погасительный фонд, формируется для погашения облигационного займа. Такой фонд формируется в виде банковского вклада
(депозита), который потом будет потрачен на погашение займа [33].
В результате исследования ряда авторских методик, в качестве базовой в данной выпускной квалификационной работы берется методика А.И. Бланка.
43
Представленная методика позволяет оценить не только прибыль, но и определить элементы ее управления. Так же методика А.И. Бланка позволяет определить факторы, оказывающие влияние на эффективность формирование показателей рентабельности торговой организации.
Таблица 3 – Алгоритм анализа и оценки эффективности управления прибылью и рентабельностью
№ п/п
Показатели
Формула
Критерии оценки анализ прибыли и рентабельности торговой организации
1 темпы роста отдельных видов прибыли
Т
П
=П
i
/П
баз
Отражает изменение прибыль по отношению к базовому уровню
2 темпы прироста отдельных видов прибыли
∆П= Т
П
-100%
Отражает прирост прибыли за исследуемый период
3 структурный анализ прибыли
∆=П
i
/П
обшая
Отражает долю прибыли, от реализации каждого товара
4 коэффициент налогообложения прибыли
КНП = НПп/БП
Отражает долю налогов и сборов от балансовой прибыли
5 коэффициент чистой прибыли
КЧП = ЧП/ВП
Отражает долю чистой прибыли в валовой прибыли
6 коэффициент капитализации прибыли
ККП = ЧПк/ЧП
Отражает долю чистой прибыли к собственному капиталу
7 коэффициент участия персонала в прибыли
КУПП = ЧПп/П
Доля чистой прибыли, вложенных в развитие персонала
8
Уровень прибыли собственников на вложенный капитал
КРДск = Дс/СК
Характеризует отдачу или доходность собственных средств
9 коэффициент рентабельности активов
КР
А
= ЧПс/А
Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 руб. соответствующих активов
10 коэффициент рентабельности оборотных активов
КР
оа
=
ЧП
с
А
о
Характеризует уровень прибыли, генерируемой оборотными активами торговой организации
12 коэффициент маржинальной (валовой и чистой) рентабельности реализации
КВР
р
=
МП
ОР
Показывает, в какой степени объем реализации обеспечивает получение маржинальной прибыли
13 коэффициент валовой рентабельности операционных затрат
КВР
ОЗ
=
ВП
ИО
Показывает, в какой мере соотносятся между собой сумма прибыли и сумма понесенных затрат
14 стоимость привлечения заемного капитала
СП
ЗК
=
СО
ЗК
ЗК
Характеризует как соотношение между суммой привлеченных заемных затрат и затрат по их обслуживанию
44
Окончание таблицы 3
№ п/п
Показатели
Формула
Критерии оценки
15 стоимость привлечения собственного капитала
СП
СК
=
СО
СК
СК
Характеризуется как соотношение между суммой собственного капитала и затратами по его использование
16 структурный анализ активов
∆=А
i
/А
обшая
Позволяют оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли торговли
17 структурный анализ капитала
∆=К
i
/К
обшая
Позволяют оценить изменение доли капитала
18 оценки эффекта финансового левириджа
ЭФР
= (1 − Н%)
∗ (ЭР − СРСП) ∗
ЗК
СК
Заключается в увеличении рентабельности собственного капитала, которое происходит благодаря использованию внешнего источника финансирования
19 коэффициент рентабельности собственного капитала
КР
СК
= ЧПс/СК
Характеризуют отдачу, которая приходится на 1 рубль собственного капитала
Выбранный алгоритм, представленный в таблице 3, кладется в основу аналитической части выпускной квалификационной работы.
Вывод по параграфу 1.3. Рассмотрев различные методики анализа и оценки эффективности управления прибылью и рентабельностью торговой организации в рамках выпускной квалификационной работы, в качестве основной выбрана методика И.А. Бланка. Представленная методика позволяет оценить не только прибыль, но и определить элементы ее управления. Так же методика А.И. Бланка позволяет определить факторы оказывающие влияние на эффективность формирование показателей рентабельности торговой организации.
На основе выбранного алгоритма в рамках выпускной квалификационной работы проанализируем и оценим эффективность управления прибылью и рентабельности торговой организации.
45 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЛЬТФАРМ»
2.1 Общая характеристика и анализ прибыли и рентабельности торговой организации ООО «Альтфарм»
ООО «Альтфарм» осуществляет реализацию различных медицинских препаратов. ООО «Альтфарм» это крупная фармацевтическая торговая организация, имеющая свои сети на территории ряда городов Челябинской области. Расположение аптек ООО «Альтфарм» позволяет населению приобретать не только лекарственные препараты, но и средства гигиены, медицинское оборудование для собственных нужд и другие средства, предназначенные для поддержания здоровья.
Исходя из направлений своей деятельности, осную прибыль ООО «Альтфарм» получает за счет реализации медицинских препаратов. ООО «Альтфарм» сама медицинские препараты не производит, а осуществляет перепродажу готовых медицинских препаратов у фирм производителей или крупных дилеров.
В рамках выпускной квалификационной работы, на основе данных представленных в приложении А, рассчитаем темпы роста и прироста прибыли торговой организации. Расчеты темпов роста и прироста прибыли ОО
«Альтфарм» представим в таблице 4.
Таблица 4 – Темпы роста и прироста прибыли ООО «Альтфарм», в %
Показатель наименование
Темпы роста прибыли
Темпы прироста прибыли
2014/2014 г.
2015/2014 г.
2016/2014 г.
2015/2014-
2014/2014 2016/2014-
2014/2014
Торговая наценка
100,0 95,4 93,6
-4,6
-6,4
Прибыль (убыток) от продаж
100,0 74,7 67,6
-25,3
-32,4
Прибыль (убыток) до налогообложения
100,0 78,2 73,3
-21,8
-26,7
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
100,0 77,4 71,4
-22,6
-28,6
46
На основе таблицы 4, наблюдаем, снижение чистой прибыли ООО
1 2 3 4 5
«Альтфарм» на 28,6% за исследуемый период. Одной из причин снижения чистой прибыли ООО «Альтфарм» является снижение торговой наценки на 6,4% за исследуемый период.
На основе таблицы 4 на рисунке 16 представим темпы роста торговой наценки и прибыли от продаж ООО «Альтфарм».
Рисунок 16 – Темпы роста торговой наценки и прибыли от продаж
На основе рисунка 16, наблюдаем снижение торговой наценки и прибыли от продаж за исследуемый период с 204 по 2016 год. За 2015 год торговая наценка, получаемая ООО «Альтфарм» от реализации товара, снизилась на 4,6%, что составило 95% в 2015 году по отношению к 2014 году. Снижение торговой наценки и увеличение коммерческих и управленческих расходов, привело к снижению прибыли от продаж на 25,3%, что составило 75% в 2015 году по отношению к 2014 году. За 2016 год еще произошло снижение торговой наценки.
Снижение торговой наценки в 2016 году составило 94% по отношению к 2014 году. По отношению к 2015 торговая наценка снизилась на 1%. Снижение торговой наценки в 2016 году спровоцировало снижение прибыли от продаж до уровня 68% по отношению к 2014 году. Снижение прибыли от продаж к 2016 году привело к снижению чистого финансового результата.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
2014/2014 г. 2015/2014 г. 2016/2014 г.
100%
95%
94%
100%
75%
68%
Торговая наценка
Прибыль (убыток) от продаж
47
На основе таблицы 4 на рисунке 17 представим темпы роста прибыли до налогообложения и чистой прибыли ООО «Альтфарм».
Рисунок 17 – Темпы роста прибыли до налогообложения и чистой прибыли
За счет снижения прибыли от продаж произошло снижение прибыли до налогообложения на 27% в 2016 году по отношению к 2014 году и на 29% чистой прибыли в 2016 году по отношению к 2014 году. Снижение чистой прибыли, ООО
«Альтфарм» было постепенно. Основное снижение произошло в 2015 году. За
2015 год чистая прибыль составила 77% по отношению к 2014 году. Общее снижение чистой прибыли за 2015 год составляло 23%.
Помимо прибыли от продаж на изменение прибыли до налогообложения оказало влияние изменение прочих доходов и расходов торговой организации. А на чистую прибыль помимо прочих доходов и расходов оказало влияние объем уплаченного налога на прибыль.
В связи с большим влиянием торговой наценки на конечный финансовый результат, в таблице 5, торговой наценки по отдельным видам товаров реализуемых ООО «Альтфарм». Для расчета торговой наценки используем данные представленные в приложение А.
0%
20%
40%
60%
80%
100%
2014/2014 г. 2015/2014 г. 2016/2014 г.
100%
78%
73%
100%
77%
71%
Прибыль (убыток) до налогообложения
Чистая прибыль
(убыток) отчетного периода
48
Таблица 5 – Расчет торговой наценки по видам товара ООО «Альтфарм», в тыс. руб.
Номенклатура
2014 2015 2016
Торговая наценка
Рознич ный товароо борот без
НДС
Оборот по покупн ым ценам
Рознич ный товароо борот без
НДС
Оборот по покупн ым ценам
Розни чный товаро оборо т без
НДС
Оборо т по покуп ным ценам
2014 2015 2016
Лекарственные препараты
285981 203164 292634 220825 304682 222761 82817 71809 81921
Гигиенические средства
32874 24891 28357 21682 29648 22637 7983 6675 7011
Медицинское оборудование
21834 17651 16894 12849 15746 12736 4183 4045 3010
Прочие товары
43736 29229 58302 36325 54583 44048 14507 21977 10535
Итого
384425 274935 396187 291681 404659 302182 109490 104506 102477
Исходя из таблицы 5, на рисунке 18 представим динамику изменения торговой наценки по видам товара.
Рисунок 18 – Динамика торговой наценки по видам товаров
На основе рисунка 18 наблюдаем, что основной объем прибыли в виде торговой наценки приходится на реализацию лекарственных препаратов. За исследуемый период торговая наценка по реализации лекарственных препаратов снизилась с 82817 тыс. руб. до 81921 тыс. руб.
Исходя из таблицы 6, рассчитаем темпы роста и прироста торговой наценки по видам реализованных товаров.
0 20000 40000 60000 80000 100000 2014 г.
2015 г.
2016 г.
82817 71809 81921 7983 6675 7011 4183 4045 3010 14507 21977 10535 тыс. руб.
Лекарственные препараты
Гигиенические средства
Медицинское оборудование
Прочие товары
49
Таблица 6 – Темпы роста и прироста торговой наценки по видам реализованных товаров ООО «Альтфарм», в %
Наименование
Темпы роста
Темпы прироста
2014/
2014 г.
2015/
2014 г.
2016/
2014 г.
2015/2014-
2014/2014 2016/2014-
2014/2014
Торговая наценка на реализацию лекарственных препаратов
100,0 86,7 98,9
-13,3
-1,1
Торговая наценка на реализацию гигиенических средств
100,0 83,6 87,8
-16,4
-12,2
Торговая наценка на реализацию медицинского оборудования
100,0 96,7 72,0
-3,3
-28,0
Торговая наценка на реализацию прочих товаров
100,0 151,5 72,6 51,5
-27,4
Торговая наценка
100,0 95,4 93,6
-4,6
-6,4
Основное снижение прироста прибыли в виде торговой наценки произошло от реализации медицинского оборудования на 28,0% и гигиенических средств на
12,2%. Снижение торговой наценки по лекарственным препаратам с 2016 года до
2014 года составило 1,1%
Исходя из таблицы 6, на рисунке 19 представим темпы роста торговой наценки по видам реализованных товаров.
Рисунок 19 – Темпы роста торговой наценки по видам реализованных товаров
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
140%
160%
2014/2014 г.
2015/2014 г.
2016/2014 г.
100%
95%
94%
100%
87%
99%
100%
84%
88%
100%
97%
72%
100%
152%
73%
Торговая наценка на реализованные товары
Торговая наценка на реализацию лекарственных препаратов
Торговая наценка на реализацию гигиенических средств
Торговая наценка на реализацию медицинского оборудования
Торговая наценка на реализацию прочих товаров