Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
27
1   2   3   4   5   6   7

Схема 2.2. Функции образовательных организаций в профилактике общественно
опасного поведения обучающихся
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении: постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей; разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития; привлечение необходимых специалистов для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи; разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении; осуществление постоянного педагогического наблюдения
(контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования. Работа в этом направлении предусматривает: разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия, с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению; совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в общеобразовательном учреждении; обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования; разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»; организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся
3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей: организация обходов микрорайона школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению, и определение условий, в которых они проживают; организация работы в микрорайоне школы общественного контроля по защите прав детей, посещение семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении; организация работы заместителя директора по воспитательной работе и классных руководителей с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, обучающихся, участкового инспектора, медицинского работника, оформление и своевременное направление в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав информации о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении; организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.; создание банка данных о семьях, находящихся в социально опасном положении; привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского самоуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей; своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения; организация индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое

время не посещавших образовательное учреждение; обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении
4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних: развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении; разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особого педагогического внимания; организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах; обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время
5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних: организация воспитательно-профилактических мероприятий по формированию правовой культуры, правосознания у обучающихся; использование современных технологий правового обучения и воспитания; организация участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций, направленных на формирование правовой культуры обучающихся; поддержка деятельности детских общественных объединений правовой направленности; привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры; размещение информационных ресурсов, специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения и вопросам личной безопасности обучающихся.

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
28
2.3 Взаимодействие специалистов в профилактике общественно опасного
поведения несовершеннолетних: роль совета профилактики и службы медиации
(примирения)
Взаимодействие специалистов, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними, образовательная организация осуществляет на 3 уровнях:
1. межведомственное взаимодействие (КДНиЗП, органы и учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних правонарушителей, органы и службы занятости, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, суды, Институт
Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, органы по делам молодёжи, общественные организации и др.);
2. внутриведомственное взаимодействие (органы управления в сфере образования, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), учреждения дополнительного образования детей, специальные школы для несовершеннолетних с девиантным поведением, детские общественные организации, волонтёрские движения и др.);
3. внутриорганизационное взаимодействие (совет профилактики, служба школьной медиации (примирения), психолого-педагогический консилиум (ППк), социально- психологическая служба, штаб воспитательной работы, родительский комитет, совет отцов, органы школьного самоуправления, попечительский совет школы, педагогические работники (классный руководитель, учитель) и т.д.).
Координирующая роль в осуществлении межведомственного взаимодействия органов и учреждений профилактики принадлежит КДНиЗП, в образовательной организации эту роль выполняет совет профилактики (профилактический совет, совет профилактики правонарушений) образовательной организации. Данный коллегиальный орган координирует, направляет и оценивает деятельность педагогических работников образовательной организации в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, организует выявление и учёт обучающихся «группы риска», определяет направления работы и меры помощи обучающимся в трудной жизненной ситуации. Советом профилактики рассматривается вопрос и принимается решение о необходимости внутришкольного учета (ВШУ) несовершеннолетнего, организации с ним индивидуальной профилактической работы (ИПР). Также может быть принято решение об индивидуальном сопровождении обучающегося классным руководителем, педагогом- психологом, иным педагогом образовательной организации (куратором) без постановки на ВШУ.
В образовательных организациях учету подлежат следующие категории несовершеннолетних:
 отнесенные к категориям лиц, в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу (проявившие антиобщественное поведение, совершившие правонарушения, в том числе освобожденные от уголовной ответственности в связи с возможностью исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий
(бездействия) либо руководить ими);
 поставленные на учет с согласия руководителя образовательной организации, нуждающиеся в социально-педагогической реабилитации, оказании иных видов помощи,


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
29 организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий (пункт 2 статьи 5 Федерального закона № 120-ФЗ), в том числе соответствующие решения могут применять в отношении следующих категорий:
- вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной направленности;
- проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии;
- систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;
- систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов образовательной организации;
- совершившие самовольные уходы из семей, образовательных организаций с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних и иные.
В совет профилактики чаще всего входят: директор образовательной организации, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, представители родительского комитета, несколько классных руководителей, в том числе руководитель методического объединения классных руководителей; руководитель службы медиации (примирения), школьный уполномоченный по правам ребёнка
(омбудсмен), инспектор подразделения по делам несовершеннолетних, представители ученического самоуправления (совета старшеклассников). Важной функцией совета профилактики является обеспечение взаимодействия между образовательной организацией и службами, составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних. Советом профилактики разрабатывается и реализуется план совместных мероприятий, осуществляется мониторинг совместной профилактической деятельности, оценка ее эффективности. В рамках межведомственного взаимодействия проводится ИПР с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, принимаются меры по раннему выявлению несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний, фактов семейного неблагополучия.
Совместная деятельность работников образовательных организаций и сотрудников полиции (участковых уполномоченных полиции, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, сотрудников подразделений уголовного розыска, сотрудников по контролю за оборотом наркотиков, сотрудников по противодействию экстремизму, сотрудников Госавтоинспекции) по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся осуществляется при подготовке к новому учебному году, в течение учебного года, в течение каникул. В рамках такой совместной работы ведется правовое просвещение несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей), обеспечивается деятельность детских объединений правоохранительной направленности в образовательной организации, проводятся мероприятия с участием несовершеннолетних обучающихся в соответствии с календарным планом воспитательной работы.
Образовательная организация осуществляет информирование ОВД о фактах нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних; выявленных причинах и условиях безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; фактах правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявлении признаков, свидетельствующих о возможной вовлеченности несовершеннолетнего обучающегося в криминальные субкультуры, организации экстремистской направленности и террористического характера, неформальные молодежные объединения


Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
30 противоправной направленности; о неисполнении родителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию несовершеннолетних; о несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, об обучающихся с девиантным поведением, о принятых мерах по организации с ними ИПР, в том числе об организации их досуга и занятости во внеурочное время.
Эффективным способом профилактики общественно опасного поведения обучающихся являются медиативно-восстановительные технологии. Внедрению данных технологий содействует и развитие в нашей стране восстановительного правосудия

нового подхода, направленного прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально- психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя.
Восстановительные и медиативные технологии урегулирования конфликтов и профилактики правонарушений реализуют в образовательных организациях службы школьной медиации (СШМ) и школьные службы примирения (ШСП). Система урегулирования конфликтных и криминальных ситуаций, в зависимости от их тяжести и возраста участников, может включать межведомственное взаимодействие и другие уровни реализации медиации. СШМ (ШСП) рассматривают мелкие конфликты между обучающимися, дела об административных правонарушениях и общественно опасных деяниях несовершеннолетних. Муниципальные службы медиации (территориальные службы примирения) рассматривают уголовные дела о преступлениях подростков, дела о насилии над детьми в семье. Службы медиации (примирения) специальных учебно- воспитательных учреждений проводят программы заглаживания вреда с осужденными подростками.
Основой восстановительной медиации является организация диалога между сторонами, который дает возможность установить взаимопонимание и обсудить вопросы
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Дополнительно можно ознакомиться:
Примерное положение об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях (письмо Минпросвещения России от 23 августа
2021 г. № 07-4715)
https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-23.08.2021-N-07-4715/
Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (письмо Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. № 07-
6757)
https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-o-tipovykh-formakh-i-porjadke-
vzaimodeistvija-organov/