Файл: Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений.pdf
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
31 урегулирования криминальной ситуации. Диалог способствует положительному изменению отношений: от конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к конструктивным взаимоотношениям. Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить негативные последствия. Главным результатом состоявшегося примирения сторон является медиативное соглашение (примирительный договор), передаваемое в орган, направивший случай на медиацию, например в КДНиЗП.
Результат процедуры медиации будет учитываться данным органом при принятии решения о дальнейших действиях в отношении участников криминальной ситуации. В образовательной организации запрос о проведении примирительной программы может исходить не только от обучающихся, родителей или педагогов, но и от совета профилактики, а его результаты будут учитываться при принятии решения о постановке обучающегося на ВШУ.
Таким образом, совет профилактики и служба медиации (примирения) являются взаимодополняющими структурами системы профилактической работы и межведомственного взаимодействия образовательной организации.
Дополнительно можно ознакомиться:
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации/примирения в образовательных организациях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Письмо Минпросвещения России от 28 апреля 2020 года
№ ДГ-375/07
https://docs.cntd.ru/document/564920705
Стандарты восстановительной медиации (Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.) //
http://www.8-926-145-87-01.ru/wp content/uploads/2013/11/Стандарты-
восстановительной-медиации.pdf
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
32
Схема 2.3. Уровни организации взаимодействия образовательной организации
в профилактической работе
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Органы и учреждения здравоохранения
Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
Суды
Органы и учреждения по делам молодёжи
Органы внутренних дел
Органы опеки и попечительства
Органы и учреждения социальной защиты и социального обслуживания населения
Органы и службы занятости
Социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних в системе образования
Организации дополнительного образования детей
Детские общественные организации
Социально-психологическая служба
Психолого-педагогический консилиум
Специальные учебно- воспитательные учреждения
Попечительский совет
Центры оказания экстренной помощи несовершеннолетним
Региональные и муниципальные антикризисные бригады
Органы управления образованием
1 2 3 4 5 6 7
Межведомственное
взаимодействие
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних в системе социального развития
Внутриведомственное
взаимодействие
Внутриорганизационное
взаимодействие
Совет профилактики
Служба школьной медиации
(примирения)
ППМС-центры и ПМПК
Орган школьного самоуправления (Совет старшеклассников)
МО классных руководителей
Штаб воспитательной работы
Родительский комитет
Территориальные службы медиации (примирения)
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
33
2.4. Реализация программ формирования законопослушного поведения
обучающихся
Большую роль в решении предупреждения общественно опасного поведения граждан играет система образования. Именно через образовательные организации возможна реализация программ формирования законопослушного поведения подрастающего поколения, формирования правой культуры личности и развития правосознания.
Правовая культура личности предполагает: наличие правовых знаний, правовой информации; превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения; готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно (в соответствии с законом): использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
Следовательно, воспитание законопослушного поведения выражается в формировании правовой культуры личности и развитии ее правосознания.
Ключевыми принципами реализации программ законопослушного поведения обучающихся являются: непрерывность правового воспитания, личностно- ориентированный характер правового воспитания, целесообразность содержания воспитательных мероприятий с правовой тематикой, научная аргументированность и этичность программы, педагогически обоснованное сочетание различных методов и средств воздействия.
Правовая культура в обществе – широкий спектр взаимодействия права и общественных отношений (совокупность знаний, установок, духовных ценностей, отраженных в правовой сфере, место и роль права в жизни социума, состояние законодательства и т.п.).
Правовая культура личности – высокоразвитое правосознание личности и стремление соотносить свое поведение с действующими правовыми предписаниями; следование образцам законопослушного поведения.
Дополнительно можно ознакомиться:
Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2012. №1 (181). https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-i-mehanizm-ee-formirovaniya
Правосознание: а) отражение представлений и чувств людей о праве и его воздействии на общественные отношения; б) способность мыслить правовыми понятиями и категориями; в) оценка действий людей и общественных отношений в нормативных определениях с учетом распространенных представлений о правопорядке, о правах и обязанностях, о преступлениях и наказаниях и т.д.; г) проверка правовых явлений на соответствие нормам морали и нравственности; д) психологическое отношение к праву, закону, правонарушениям и т.п., выраженное в понятиях, эмоциях, чувствах, идеях и т.п.; е) отношение отдельных индивидов или социальных общностей к праву – реально действующему или желаемому. В структуру правосознания входят три взаимосвязанных элемента: интеллектуальный (когнитивный, познавательный), оценочный
(эмоциональный) и поведенческий (мотивационно-волевой).
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
34
К воспитательному воздействию при реализации программ предъявляется ряд требований: воспитательное воздействие должно быть систематическим и постоянным; содержание воздействия должно быть направлено на формирование в сознании социально одобряемой концепции образа жизни, четких, конкретных моделей правопослушного поведения в различных сферах жизнедеятельности; информация должна быть аргументированной и конкретной, эмоциональной по окраске и полезной по сути; необходимо постоянно использовать «мотив рациональности законопослушания»
(воздействие должно раскрывать достоинства и выгоду для конкретного индивида, его семьи, других людей законопослушного поведения и образа жизни; с другой стороны, необходимо подчеркивать ущербность и вред преступного образа жизни); воспитательное воздействие не должно быть дидактичным и доминантным; воздействие должно быть своевременным и многоканальным (из нескольких источников одномоментно).
К общим направлениям реализации программ формирования законопослушного поведения относятся:
постоянное информирование обучающихся о нормах права и правомерного поведения;
формирование уважительного отношения к законодательству, правовой системе, институтам обеспечения правопорядка;
создание условий для принятия обучающимся ответственности за соблюдение правопорядка;
формирование привычек, алгоритмов поведения, соответствующего моральным и правовым нормам;
изучение и понимание базовых основ правоприменительной практики в государстве и обществе;
формирование установок на участие в профилактике правонарушений, выявление нарушителей и другие.
Реализация программ воспитания законопослушного поведения предполагает использование нескольких методов:
1) методы ценностно-смыслового убеждения, направленного на обогащение ценностно-смысловых представлений о необходимости жить и поступать нравственно, правомерным образом;
2) методы эмоционально-образного воздействия – обогащение положительных образных представлений о правомерной жизни и добропорядочных поступках;
Дополнительно можно ознакомиться:
Стуканов
В.Г.
Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности / В. Г. Стуканов. Минск : Академия МВД Республики
Беларусь, 2016. – 279 с. https://klex.ru/lqb
Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных разработок в сфере воспитания подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых) https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Методические рекомендации по внедрению в практику современных разработок в сфере воспитания.pdf
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
35 3) методы эмоционально-чувственного воздействия – формирование позитивного отношения к различным сторонам правомерного образа жизни, которое достигается на основе раскрытия положительных чувств, которые испытывает человек, живущий правильно, и отрицательных чувств, присущих противоправной жизни человека;
4) методы наглядно-действенного воздействия – демонстрация примера должного поведения через различные реальные, художественные, медийные образцы законопослушного поведения;
5) методы приобретения и закрепления обучающимися опыта реализации и защиты прав;
6) методы стимулирования законопослушного поведения.
В программы формирования законопослушного поведения часто включают следующие формы воспитательных мероприятий: проблемные правовые лекции, анализ юридических источников, решение практических заданий, информационно-правовые сообщения обучающихся, круглые столы и семинары (вебинары) на тему правовой культуры, обсуждение юридических коллизий и кейсов, ролевая правовая игра, мозговые штурмы и разработка проектов по правовой тематике, правовые квесты и др.
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
36
Схема 2.4. Психолого-педагогическая характеристика правосознания
личности
Развитое правосознание –
цель воспитательной работы
Дефекты правосознания
(выражены в противоправной
направленности личности)
Знание правовых предписаний
Достаточное знание правовых предписаний и запретов, необходимое для того, чтобы умышленно не нарушать закон
Отсутствие или недостаточное (пробельное, фрагментарное) знание правовых запретов; отсутствие понятных и конкретных представлений об ответственности за содеянное
Отношение к закону, правовым предписаниям
Отношение к закону уважительное; представления о правопослушных способах удовлетворения потребностей как единственно возможных и полезных для себя и других людей
Отношение к закону, правовым предписаниям отрицательное или противоречивое
Отношение к правопослушному и противоправному поведению людей
Противоправное поведение, преступный образ жизни неприемлемы (невыгодны, неправильны, аморальны), отрицательное отношение и понимание его негативного смысла; законопослушное поведение, воспринимаемое как «нормальное», проявляющееся в положительном отношении (выгодное, правильное, нравственное) к правопослушному образу жизни; осуждающее отношение к противоправному поведению
Нормоправное поведение, образ жизни неприемлемы, отрицательное отношение к нему и понимание его как негативного
(«слабого», «невыгодного», «глупого»,
«чванливого», «неправдоподобного»); противоправное поведение, воспринимаемое как «нормальное», выражающееся в положительном отношении (выгодное, правильное) к преступному образу жизни.
Другой вариант
–
противоправное поведение, воспринимаемое как «неправильное», но обязательное для решения жизненных проблем; оправдательное отношение к отдельным преступлениям
Представления о законопослушном человеке, человеке, совершающем противоправное
деяние, и отношение к нему
Убежденность в том, что общество
(большинство людей) морально одобряет и всячески поддерживает (стимулирует) законопослушное поведение граждан; идентификация себя с правопослушным гражданином; представление о том, что лишь некоторые люди (незначительная часть общества) умышленно совершают преступления; осуждающее отношение к преступнику
Представления о том, что большинство совершают правонарушения, спокойное к этому отношение; отрицательное отношение к законопослушному гражданину либо безразлично-пренебрежительное; положительное отношение к правонарушителю, отсутствие осуждающей позиции к нему; идентификация себя с преступником; оправдательное отношение к преступнику
Методические рекомендации по организации работы по профилактике и предупреждению общественно опасного поведения участников образовательных отношений
37
2.5 Технологии раннего выявления обучающихся группы риска общественно
опасного поведения
Одним из важнейших направлений профилактики общественно опасного поведения и правонарушений является ранее выявление обучающихся группы риска с целью оказания им своевременной помощи в преодолении личностных проблем, устранении факторов и условий, способствующих криминализации. Технологии раннего выявления обучающихся группы риска представляют собой наборы форм, методов, способов, приёмов и средств, системно используемых в образовательном процессе, которые позволяют получить необходимый результат с допустимой нормой отклонения. К таким технологиям можно отнести: выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации на основе установленного социального паспорта школы
(класса). В социальный паспорт включаются: обучающиеся, воспитывающиеся в полных семьях, но проживающие у бабушки; из неполных семей; проживающие только с отцом; проживающие с мачехой или отчимом; из многодетных семей; из малообеспеченных семей; дети-сироты, находящиеся под опекой, воспитывающиеся в замещающих семьях, в приемных семьях; проживающие в государственных учреждениях; не имеющие гражданства, проживающие в семьях беженцев, переселенцев; проживающие в семьях безработных родителей. выявление обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих школу по неуважительным причинам, с помощью ежедневного контроля над посещением уроков учащимися и предоставление отчета по пропускам уроков с указанием причин отсутствия; педагогическое наблюдение с фиксацией маркеров
–
любых признаков, которые могут служить сигналом определённой проблемы развития и социальной адаптации личности ребенка, для этого используется карта
(лист) наблюдения классного руководителя; экспертиза психологической безопасности образовательной среды, которая позволяет выявлять деструктивные педагогические практики, конфликты с педагогами, ситуации насилия, буллеров, отверженных (изгоев) на основе анкетирования, опросов и социометрии; анализ результатов социально- психологического тестирования (СПТ) по «факторам риска» (подверженность влиянию группы, принятие асоциальных установок социума, склонность к риску, импульсивность) и «факторам защиты» (высокая социальная активность) с точки зрения риска агрессивного поведения, склонности к экстремизму; скрининговые психологические исследования субъективного благополучия обучающихся (психоэмоциональное состояние, самооценка, самоотношение и самовосприятие, субъективное ощущение счастья, удовлетворённость межличностными отношениями с родителями (законными представителями) и сверстниками, чувство одиночества, общая оценка своей жизни и временной перспективы), личностных особенностей, связанных с формированием делинквентного поведения; индивидуальная углублённая психодиагностика обучающихся, требующих особого психолого-педагогического внимания, в том числе по результатам педагогического наблюдения или скринингового исследования;
Педагогическое наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие педагогических явлений в естественных условиях, в процессе которого педагог получает конкретный фактический материал