Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Бондарчук Р. Ч. и Виноградов В. А. выделяют основные моменты, которые характеризуют данный принцип.
Во-первых, Россия по форме территориально - государственного устройства является Федерацией. Для того, чтобы осуществлять правоприменение над всем населением Федерации, гражданство на всей территории страны является единым.
Во-вторых, исходя из положений Конституции РФ и Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., Конституции субъектов РФ не предусматривают собственного гражданства, что означает правовое регулирование института гражданства только федеральным законом.
В-третьих, республики Российской Федерации не имеют права вводить институт гражданства, так как это будет противоречить положению Конституции РФ о равноправии субъектов, а также может создать угрозу государственной целостности Российской Федерации.
В-четвертых, по мнению вышеуказанных авторов, единство российского гражданства обеспечивает равенство прав и свобод граждан РФ на всей территории страны. Исходя из данных позиций, можно сделать вывод, что единство гражданства является своего рода защитником российской государственности и основой конституционного строя РФ32. Данная правовая позиция подразумевает отсутствие суверенитета республик, входящих в состав Российской Федерации, что одновременно означает отказ от закрепления права выхода субъектов из состава РФ. Единство гражданства предполагает принадлежность к конкретному народу, а не к отдельной народности или нации, и исключает возможность имения двойного гражданства внутри страны.
3. Принцип равного гражданства, предусмотренный статьей 6 Конституции РФ, означает, что российское гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Т.е., что данный принцип определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от способа его получения: вследствие натурализации, в результате рождения, в качестве поощрения или в форме его восстановления после возврата на родину.
Бондарчук Р. Ч. и Виноградов В. А. отмечают, что благодаря принципу равного гражданства в Российской Федерации отсутствует деление граждан на «натурализованных» - лиц, которые были приняты в гражданство, и так называемых «природных граждан» - получивших гражданство в силу рождения. То есть для всех граждан установлен унифицированный и единый статус российского гражданина. Также данные авторы отмечают, что в некоторых странах существует мнение о том, что связь гражданства, установленная в силу приема в гражданство менее устойчива, чем связь гражданина с государством по рождению. Вследствие чего возникает категория граждан, различных по своей правоспособности в зависимости от основания приобретения гражданства.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все граждане России наделены равным объемом прав и свобод, но также и обязательствами, вытекающими из законодательства. Следовательно, становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, что которыми обладают остальные граждане России33.
4. Принцип устойчивости гражданства. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 61). Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его российского гражданства.
Данный принцип можно связать с тем, что современное развитие международных отношений и связей, а также международного сотрудничества РФ со многими иностранными партнерами в различных сферах деятельности приводит к значительному увеличению миграционных потоков из страны на время командировок и по различным контрактам. Нередки случаи, когда граждане России по различного характера обстоятельствам проживают на постоянной основе в других государствах, имея российское гражданство. То есть, вполне логично, что данный принцип предусматривает непрекращение правовой связи с Российской Федерацией, даже если российские граждане уезжают на постоянное проживание на территорию иностранного государства.
5. Принцип невозможности лишения гражданства Российской Федерации. Российское гражданство не может использоваться в качестве механизма давления на человека. В частности, гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Конституционный Суд РФ указывал (в частности, в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова"), что лицо, имеющее российское гражданство, не может утратить его без своего волеизъявления без законных на то оснований.
Советское государство в разные годы лишало своего гражданства многих деятелей искусства и культуры, в частности писателя А.И. Солженицына (в 1974 г., гражданство СССР было возвращено в 1990 г.), театрального режиссера Ю.П. Любимова (в 1984 г.), виолончелиста, пианиста и дирижера М.Л. Ростроповича и его супругу оперную певицу Г.П. Вишневскую (в 1978 г., гражданство СССР было возвращено в 1990 г.) и др. Например, М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, как официально было объявлено, были лишены гражданства за антипатриотическую деятельность, за то, что "порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР", "систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом".
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что человек, находящийся в статусе гражданина Российской Федерации, независимо от его действий, даже нарушающих законодательные нормы, ни при каких обстоятельствах не может быть лишен российского паспорта. То есть можно сказать, что данный принцип нацелен на предотвращение порождения института безгражданства.
Однако некоторых вопросов конституционное положение о том, что гражданин РФ "не может быть лишен своего гражданства", все-таки не снимает. В частности, как быть в том случае, если россиянин поступит на службу в армию, в органы полиции, юстиции, безопасности иностранного государства? Некоторые страны допускают для таких случаев лишение гражданства, хотя и называют это более "элегантно" - прекращением или утратой гражданства.
6. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству закреплен в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и раскрыт в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".
Введение данного принципа было продиктовано по большей части историческим характером вопроса, а именно тем, что во времена существования СССР активно применялась практика высылки граждан, выражающих свое оппозиционное мнение или состоящих в открытой оппозиции советской власти. Например В УК РСФСР 1922 г. содержалась статья 57 установившая, что «пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии» караются лишением свободы или изгнанием из РСФСР, а в случае самовольного возвращения п. «а» ст.32 предусматривался расстрел. После чего в сентябре 1922 года поездом и двумя пароходами советское правительство выслало из страны представителей интеллигенции, которые не смогли принять новую власть.
Причем данные решения как правило осуществлялись с последующим лишением высылаемых советского гражданства. Поэтому для того, чтобы исключить подобную практику применения высылки в качестве дополнительного наказания, законодательством введен прямой запрет на подобного рода действия.
Данный принцип не должен рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Во многих международных договорах, посвященных борьбе с преступностью, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация, предусматривается правило: "Или выдай, или суди". Согласно этому правилу государство-участник, не имеющее возможности выдать собственного гражданина другому участнику международного договора, обязано его судить по своим законам и проинформировать о результатах заинтересованную сторону. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.
7. Принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Наше государство проводит политику поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Это отвечает интересам Российской Федерации и соответствует международной практике, направленной на сокращение числа апатридов в мире.
8. Принцип признания наличия гражданства в соответствии с актуальными актами. Согласно этому принципу наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Приобретение гражданства Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" российское гражданство может быть приобретено:
Рассмотрим каждое из указанных оснований.
1. Приобретение гражданства по рождению является основным и наиболее распространенным основанием пополнения числа российских граждан.
Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей, и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения.
Принцип крови по действующему российскому законодательству является основным (со статистической точки зрения – подавляющее число россиян становятся гражданами именно в соответствии с этим принципом) в случаях:
Помимо «принципа крови» в российском праве, как говорилось выше, также используется принцип "права почвы" относительно:
Нетрудно заметить, что все речь здесь идет о достаточно редких случаях. Что позволяет говорить о том, что «принцип почвы» можно для российского гражданства полагать субсидиарным, дополнительным к основному принципу – «принципу крови».
Кроме того, по сути, принцип "права почвы" был применен при признании гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
2. Приобретение гражданства в результате приема в гражданство (натурализации). Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется:
Совершеннолетний дееспособный иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть приняты в гражданство РФ в рамках натурализации в общем или упрощенном порядке (ст. ст. 13, 14 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ).
Общий порядок получения гражданство РФ предусматривает, что лицо на это претендующее должно соответствовать следующим условиям (ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 62-ФЗ):
При этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным
Бондарчук Р. Ч. и Виноградов В. А. выделяют основные моменты, которые характеризуют данный принцип.
Во-первых, Россия по форме территориально - государственного устройства является Федерацией. Для того, чтобы осуществлять правоприменение над всем населением Федерации, гражданство на всей территории страны является единым.
Во-вторых, исходя из положений Конституции РФ и Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., Конституции субъектов РФ не предусматривают собственного гражданства, что означает правовое регулирование института гражданства только федеральным законом.
В-третьих, республики Российской Федерации не имеют права вводить институт гражданства, так как это будет противоречить положению Конституции РФ о равноправии субъектов, а также может создать угрозу государственной целостности Российской Федерации.
В-четвертых, по мнению вышеуказанных авторов, единство российского гражданства обеспечивает равенство прав и свобод граждан РФ на всей территории страны. Исходя из данных позиций, можно сделать вывод, что единство гражданства является своего рода защитником российской государственности и основой конституционного строя РФ32. Данная правовая позиция подразумевает отсутствие суверенитета республик, входящих в состав Российской Федерации, что одновременно означает отказ от закрепления права выхода субъектов из состава РФ. Единство гражданства предполагает принадлежность к конкретному народу, а не к отдельной народности или нации, и исключает возможность имения двойного гражданства внутри страны.
3. Принцип равного гражданства, предусмотренный статьей 6 Конституции РФ, означает, что российское гражданство признается равным независимо от оснований его приобретения. Т.е., что данный принцип определяет равенство конституционно-правового статуса для всех россиян, независимо от способа его получения: вследствие натурализации, в результате рождения, в качестве поощрения или в форме его восстановления после возврата на родину.
Бондарчук Р. Ч. и Виноградов В. А. отмечают, что благодаря принципу равного гражданства в Российской Федерации отсутствует деление граждан на «натурализованных» - лиц, которые были приняты в гражданство, и так называемых «природных граждан» - получивших гражданство в силу рождения. То есть для всех граждан установлен унифицированный и единый статус российского гражданина. Также данные авторы отмечают, что в некоторых странах существует мнение о том, что связь гражданства, установленная в силу приема в гражданство менее устойчива, чем связь гражданина с государством по рождению. Вследствие чего возникает категория граждан, различных по своей правоспособности в зависимости от основания приобретения гражданства.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все граждане России наделены равным объемом прав и свобод, но также и обязательствами, вытекающими из законодательства. Следовательно, становясь гражданином РФ, с этого же момента человек приобретает весь комплекс прав и обязанностей, что которыми обладают остальные граждане России33.
4. Принцип устойчивости гражданства. Этот принцип закреплен в Конституции РФ (ч. 2 ст. 61). Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его российского гражданства.
Данный принцип можно связать с тем, что современное развитие международных отношений и связей, а также международного сотрудничества РФ со многими иностранными партнерами в различных сферах деятельности приводит к значительному увеличению миграционных потоков из страны на время командировок и по различным контрактам. Нередки случаи, когда граждане России по различного характера обстоятельствам проживают на постоянной основе в других государствах, имея российское гражданство. То есть, вполне логично, что данный принцип предусматривает непрекращение правовой связи с Российской Федерацией, даже если российские граждане уезжают на постоянное проживание на территорию иностранного государства.
5. Принцип невозможности лишения гражданства Российской Федерации. Российское гражданство не может использоваться в качестве механизма давления на человека. В частности, гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его. Конституционный Суд РФ указывал (в частности, в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова"), что лицо, имеющее российское гражданство, не может утратить его без своего волеизъявления без законных на то оснований.
Советское государство в разные годы лишало своего гражданства многих деятелей искусства и культуры, в частности писателя А.И. Солженицына (в 1974 г., гражданство СССР было возвращено в 1990 г.), театрального режиссера Ю.П. Любимова (в 1984 г.), виолончелиста, пианиста и дирижера М.Л. Ростроповича и его супругу оперную певицу Г.П. Вишневскую (в 1978 г., гражданство СССР было возвращено в 1990 г.) и др. Например, М.Л. Ростропович и Г.П. Вишневская, как официально было объявлено, были лишены гражданства за антипатриотическую деятельность, за то, что "порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР", "систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом".
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что человек, находящийся в статусе гражданина Российской Федерации, независимо от его действий, даже нарушающих законодательные нормы, ни при каких обстоятельствах не может быть лишен российского паспорта. То есть можно сказать, что данный принцип нацелен на предотвращение порождения института безгражданства.
Однако некоторых вопросов конституционное положение о том, что гражданин РФ "не может быть лишен своего гражданства", все-таки не снимает. В частности, как быть в том случае, если россиянин поступит на службу в армию, в органы полиции, юстиции, безопасности иностранного государства? Некоторые страны допускают для таких случаев лишение гражданства, хотя и называют это более "элегантно" - прекращением или утратой гражданства.
6. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству закреплен в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и раскрыт в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".
Введение данного принципа было продиктовано по большей части историческим характером вопроса, а именно тем, что во времена существования СССР активно применялась практика высылки граждан, выражающих свое оппозиционное мнение или состоящих в открытой оппозиции советской власти. Например В УК РСФСР 1922 г. содержалась статья 57 установившая, что «пропаганда и агитация в направлении помощи международной буржуазии» караются лишением свободы или изгнанием из РСФСР, а в случае самовольного возвращения п. «а» ст.32 предусматривался расстрел. После чего в сентябре 1922 года поездом и двумя пароходами советское правительство выслало из страны представителей интеллигенции, которые не смогли принять новую власть.
Причем данные решения как правило осуществлялись с последующим лишением высылаемых советского гражданства. Поэтому для того, чтобы исключить подобную практику применения высылки в качестве дополнительного наказания, законодательством введен прямой запрет на подобного рода действия.
Данный принцип не должен рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Во многих международных договорах, посвященных борьбе с преступностью, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация, предусматривается правило: "Или выдай, или суди". Согласно этому правилу государство-участник, не имеющее возможности выдать собственного гражданина другому участнику международного договора, обязано его судить по своим законам и проинформировать о результатах заинтересованную сторону. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.
7. Принцип поощрения приобретения гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Наше государство проводит политику поощрения приобретения российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. Это отвечает интересам Российской Федерации и соответствует международной практике, направленной на сокращение числа апатридов в мире.
8. Принцип признания наличия гражданства в соответствии с актуальными актами. Согласно этому принципу наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
-
Порядок приобретения гражданства Российской Федерации
Приобретение гражданства Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" российское гражданство может быть приобретено:
-
по рождению (филиация); -
в результате приема в гражданство (натурализация); -
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; -
по иным основаниям, предусмотренным этим законом или международным договором Российской Федерации.
Рассмотрим каждое из указанных оснований.
1. Приобретение гражданства по рождению является основным и наиболее распространенным основанием пополнения числа российских граждан.
Это основание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: "права крови", т.е. с учетом гражданства родителей, и "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения.
Принцип крови по действующему российскому законодательству является основным (со статистической точки зрения – подавляющее число россиян становятся гражданами именно в соответствии с этим принципом) в случаях:
-
если оба родителя ребенка на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, независимо от места рождения этого ребенка; -
если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой представляет собой лицо без гражданства, ребенок является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. -
при различном гражданстве родителей, если только один из них состоит в гражданстве Российской Федерации, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на ее территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Помимо «принципа крови» в российском праве, как говорилось выше, также используется принцип "права почвы" относительно:
-
детей, родители которых неизвестны; -
детей, родившихся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства; -
ребенку родившемуся от родителей, состоящих в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства; -
ребенку рожденному на территории Российской Федерации суррогатной матерью,
Нетрудно заметить, что все речь здесь идет о достаточно редких случаях. Что позволяет говорить о том, что «принцип почвы» можно для российского гражданства полагать субсидиарным, дополнительным к основному принципу – «принципу крови».
Кроме того, по сути, принцип "права почвы" был применен при признании гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя (ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя").
2. Приобретение гражданства в результате приема в гражданство (натурализации). Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется:
-
в общем; -
или упрощенном порядке.
Совершеннолетний дееспособный иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть приняты в гражданство РФ в рамках натурализации в общем или упрощенном порядке (ст. ст. 13, 14 Закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ).
Общий порядок получения гражданство РФ предусматривает, что лицо на это претендующее должно соответствовать следующим условиям (ч. 1, 2 ст. 13 Закона N 62-ФЗ):
-
проживает на территории РФ в течение пяти лет непрерывно со дня получения вида на жительство. Для отдельных категорий иностранцев обязательный пятилетний срок непрерывного проживания в РФ сокращается до одного года. К ним относятся беженцы, лица, которым на территории РФ предоставлено политическое убежище, а также лица, имеющие высокие достижения в области науки, техники и культуры или обладающие профессией (квалификацией), которые представляют интерес для РФ;
При этом срок проживания на территории РФ считается непрерывным