Файл: 1. Предмет и задачи клинической психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 492

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи клинической психологии.

2. Структура клинической психологии.

3. История развития клинической психологии.

4. Основные аспекты деятельности клинического психолога в воспитательных и образовательных учреждениях.

5. Принципы разграничения индивидуальных особенностей психики человека и психопатологического синдрома в деятельности клинического психолога.

6. Определение понятий «норма» и «патология» как основная методологическая проблема клинической психологии.

7. Этапы развития психических расстройств.

8. Определение, становление и структура нейропсихологии.

9. Основные базовые понятия нейропсихологии (нейропсихологический симптом синдром, фактор).

10. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия в клинической психологии.

11. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

12. Этические модели деятельности психолога в клинической психологии.

13. Цели, задачи, методы клинико-психологического исследования.

14. Этапы клинико-психологического исследования.

15. Типы нарушений чувственного познания.

16. Изменение порога чувствительности и сенестопатии как признаки нарушений процесса ощущения.

17. Психогенные ипохондрические расстройства.

18. Психосенсорные расстройства восприятия.

19. Виды агнозий и их характеристика.

20. Иллюзии. Назовите и дайте характеристику. Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

21. Галлюцинации. Назовите и дайте характеристику. Возрастные особенности проявления галлюцинаций.

22. Основные проявления гиперкинетического расстройства с дефицитом внимания.

23. Причины расстройств коммуникации и нарушений развития школьных навыков.

24. Основные виды речевых расстройств.

26. Нарушения памяти — как клиническая проблема.

27. Клинические типы нарушений памяти.

28. Чем характеризуется амнестический синдром? Типы амнезий.

29. Общая характеристика и виды нарушения процесса мышления.

30. Пограничные психические состояния.

31. Общенаучная характеристика сознания.

32. Клинические формы нарушения сознания.

33. Общая характеристика нарушений эмоциональной сферы.

34. Тревожные расстройства.

35. Расстройства настроения.

36. Факторы развития неврозов.

37. Стиль семейного воспитания как фактор возникновения и развития «пограничных» психических расстройств.

38. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.

39. Психология инвалидности.

40. Понятие «аномальный ребенок». Направления деятельности психолога в работе с аномальными детьми.

41. Психологическая характеристика детей при различных формах аномального развития.

42. Психологическая характеристика детей с задержкой психического развития.

43. Синдромом раннего детского аутизма как форма искаженного психического развития.

44. Понятие «расстройство личности» в клинической психологии. Классификация личностных расстройств.

45. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

46. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

47. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

48. Дисгармоническое психическое развитие. Психопатия как форма дисгармонии личности.

49. Патологическое формирование личности.

50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения

51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.

52. Понятие аддиктивного поведения.

53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.

54. Профилактика отклоняющегося поведения.

55. Проблема восстановления высших психических функций. Задачи и принципы восстановительного обучения.

56. Практическое применение нейропсихологии в образовательных учреждениях.

50. Понятие отклоняющегося поведения. Основные формы отклоняющегося поведения


Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм. Синонимом понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».

Отклоняющееся (девиантное) поведение - поведение, не соответствующее общепринятым нормам. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и других особенностей того человека, который его осуществляет.

С позиции личности актуальным является разграничение отклоняющегося поведения по критерию «норма - патология». С этой точки зрения выделяют тихо логически нормальное и ненормальное (патологическое)поведение. Психологически нормальное отклоняющееся поведение - поведение, осуществляемое психически здоровым индивидом, осознающим цели, содержание и последствия своей деятельности. Патологическое отклоняющееся поведение - поведение, обусловленное наличием у человека явной или скрытой психопатологии, не позволяющей ему объективно оценивать цели и содержание своей деятельности, и, следовательно, верно предвидеть его результаты.

Все многообразие причин отклоняющегося поведения может быть сведено к двум большим группам: заданные и возникшие.

К первой группемогут быть отнесены поведенческие отклонения, обусловленные причинами биологической группы: генетические дефекты развития, родовые травмы, особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслительных операций - скорость формирования ассоциативных связей и т.п.). Данная группа причин может сама по себе обуславливать формирование отклонений в поведении (гиперактивные дети, античные дети, дети с задержкой психического развития и т.д.). Но чаще всего подобного рода дефекты в развитии составляют группу факторов риска, с которыми человек может абсолютно нормально прожить всю жизнь, не
имея каких бы то ни было проблем с поведением, но которые могут актуализироваться в определенных объективно либо субъективно сложных для него жизненных условиях и ситуациях. Такие условия и ситуации принято называть условиями и ситуациями риска. Именно они составляют вторую группу причин отклоняющегося поведения.

Условия риска — совокупность факторов различной природы (социальных - воспитание в детдоме, психологических - систематические избиения ребенка родителями, биологических - систематическое недоедание, голод), негативное длительное воздействие которых на человека приводит к перенапряжению адаптационных механизмов личности, результатом чего могут быть поведенческие нарушения. Для каждого института социализации свойственны свои специфические условия риска, провоцирующие отклонения в поведении ребенка.

Д.А. Карпенко выделила три основные группы отклоняющегося поведения (т.е. поведения, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам):

  1. антисоциальное (делинквентное)

  2. асоциальное (аморальное)

  3. аутодеструктивное (саморазрушительное)


51. Социально-психологические факторы отклоняющегося поведения.


В детерминации отклоняющегося (в том числе, противоправного) поведения существенную роль играют социально-психологические факторы, которые можно распределить по нескольким основным направлениям.

К первой группе относятся факторы, обусловленные негативными отношениями в семье: конфликтный характер родительско-детских отношений [Nielsen, 2017]; неблагоприятный социально-психологический климат семьи; ориентированность подростка на авторитетного члена семьи, имеющего криминальный опыт; недостатки воспитания, блокирующие потребности подростка в самореализации; эмоциональное отвержение, отстраненность родителей от проявлений тревожности и других глубоких переживаний ребенка [Бэрон, Ричардсон, 2017; Clay et al., 2016]. Важную роль играет недостаточное знание родителями психологических особенностей личности своих детей; отсутствие информированности о применения методов педагогики сотрудничества

; неконструктивное, предвзятое отношение родителей к профилактической и коррекционной работе педагогов и школьных психологов. В семьях, где в родительско-детских отношениях систематически допускаются воздействия репрессивного характера (психологическое давление, жестокое обращение, насилие, императивный стиль общения, оскорбления, физическое наказание), у подростков может сформироваться установка на агрессивное поведение в различных социальных ситуациях.

Вторую группу образуют факторы, обусловленные низким уровнем взаимодействия педагогов, школьных психологов, сотрудников социальных служб: недостаточная психолого-педагогическая компетентность субъектов образования в сфере профилактики девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних; отсутствие комплексного подхода к профилактике негативных психических состояний в индивидуальной работе с проблемными подростками. Все это приводит к психолого-педагогической запущенности несовершеннолетнего, которая может проявляться в противоправных (в том числе агрессивных) действиях и аморальных поступках вследствие социально-психологической дезадаптации.

52. Понятие аддиктивного поведения.


Аддиктивное поведение (от англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) — одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции кеде (переедание, голодание).


53. Суицидальное поведение. Факторы и типология суицида.


Возрастное своеобразие аутоагрессивного поведения психически здоровых подростков, кроме всего прочего, заключается в специфике суицидальных действий:

Самоповреждения. Характерно сочетание как ауто -, так и гетероагрессии. В анамнезе – воспитание в неблагополучных, асоциальных семьях; чаще всего эпилептоидный тип акцентуации характера; пубертатный криз декомпенсирован; школьная адаптация нарушена. Эмоциональное состояние во время самоповреждений – злоба, обида. Для таких подростков характерно объединение в асоциальные группировки.

Демонстративно-шантажные суициды с агрессивным компонентом
. Семьи этих подростков, как правило, конфликтны, но не асоциальны. Чаще всего для таких подростков характерны: истероидные или возбудимые типы акцентуаций; менее выраженная пубертатная декомпенсация; в группе сверстников – дискомфорт ввиду завышенных притязаний. В начальных классах адаптация в норме, с появлением трудностей нарушается. Актом суицида в этом случае подросток стремится доказать свою правоту и отомстить обидчику. При этом характерна немедленная реализация, которая нередко ведет к «переигрыванию», заканчивающемуся летально. Если ситуация не разрешается – возможен повтор.

Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Семьи таких подростков дисгармоничны, с неадекватным воспитанием, в котором много противоречий. Для этих подростков характерна, как правило, истероидная акцентуация, в пубертате – демонстративность, капризность, умелая манипуляция. До 5-6 класса они хорошо адаптированы, однако с появлением трудностей школьной программы ввиду завышенной самооценки и уровня притязаний возможна дезадаптация. В связи с этим в группе сверстников они сначала являются лидерами, но потом их ожидает падение авторитета. Пресуицид в этом случае более продолжителен, так как происходит рациональный поиск более безболезненных способов, не приносящих ущерба (при этом окружающим заранее сообщается о намерениях, вычисляется безопасная доза лекарств). При разрешении ситуации суицидальным способом происходит его закрепление.

Суициды с мотивацией самоустранения. Семья этих подростков внешне благополучна, но нестабильна; конфликты носят скрытый характер. Поэтому для таких подростков характерны: высокая тревожность, неустойчивая самооценка, чувство вины; эмоционально-лабильная, неустойчивая, сензитивная акцентуации, психический инфантилизм; а также несамостоятельность, конформность, пассивность, низкая стрессовая толерантность. Пубертатный криз, как правило, выливается в неврастению. Неудачи в школе вызывают страх, вину. В группе сверстников эти подростки имеют низкий статус, не могут противостоять давлению, а поэтому часто приобщаются к асоциальной деятельности. Пресуицид в этом случае длителен, с чувством страха, выбираются, как правило, достаточно опасные способы. В ближайшем пресуициде – страх смерти, стыд, раскаянье; риск повтора невелик.